ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-787/2022 от 26.05.2022 Тайшетского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 мая 2022 года <адрес>

<адрес> городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Павленко Н.С., при секретаре Соболевой И.А., с участием помощника <адрес> межрайонного прокурора Морозюка А.И., представителя ответчика МКОУ СОШ <адрес>ФИО4, представителя ответчика администрации МО «<адрес>» ФИО5, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-787/2022 по исковому заявлению <адрес> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа <адрес>», администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность образовательной организации,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> межрайонный прокурор обратился в суд с иском, уточнив его в порядке ст.39 ГПК РФ, указывая в его обоснование, что <адрес> межрайонной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической защищенности образовательных организаций, по результатам которой МКОУ СОШ <адрес> выявлены нарушения, создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся, работников образовательных организаций.

Проверкой установлено, что МКОУ СОШ <адрес> присвоена 1 (первая) категория опасности.

В нарушение пп. «д» п. 24 Требований объект не оборудован системами течения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В нарушение пп. «м» п. 24 Требований объект (территория) не в полном объеме оснащен системой наружного освещения.

В нарушение пп. «а» п. 25 Требований объект не оснащен системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией.

Обеспечение пропускного режима в образовательной организации контролирует сторожем (вахтером) в соответствии с графиком дежурства. В нарушение пп. «б» п. 25 Требований отсутствует физическая охрана сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В нарушение пп. «в» п. 25 Требований МКОУ СОШ <адрес> на 1-м этаже не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации | подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

В нарушение пп. «г» п. 25 Требований объект не оборудован контрольно- пропускным пунктом (постом охраны).

В нарушение пп. «д» п. 25 Требований объект (территория) не оснащены стационарными или ручными металлоискателями.

В нарушение пп. «а» п. 26 Требований объект не оборудован системой контроля и управления доступом.

В нарушение пп. «б» п. 26 Требований въезды объекта не оснащены воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

В нарушение пп. «а» п. 27 Требований объект не оборудован контрольно­пропускными пунктами при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории).

В нарушение пп. «б» п. 27 Требований въезды на объект (территорию) не оснащены средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся.

В соответствии с п.п. 6.1, 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, организация предоставления недоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

Муниципальное образование «<адрес>», являясь учредителем образовательной организации, не приняла мер к достаточному финансированию вышеуказанных мероприятий.

В связи с чем, истец, с учетом уточненного искового заявления, окончательно просил суд обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ профинансировать указанные мероприятия; обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ оборудовать объект системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснастить объект (территорию) системой наружного освещения по периметру; оснастить объект системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией; оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать объект образования контрольно-пропускным пунктом (постом охраны); обеспечить охрану объекта образования сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оснастить образовательную организацию стационарными или ручными металлоискателями; оборудовать объект системой контроля и управления доступом; оснастить въезды на территорию объекта воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении; оборудован контрольно­-пропускными пунктами при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории); оснастить въезды на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.

В судебном заседании помощник <адрес> межрайонного прокурора Морозюк Д.В. поддержал уточненное исковое заявление по основаниям, изложенным в исковом, уточненном исковом заявлении. Учитывая установленные по делу обстоятельства, взаимоотношения сторон, а также, что администрация МО «<адрес>» является учредителем и собственником имущества образовательной организации, просила суд обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ профинансировать указанные мероприятия; обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ оборудовать объект системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснастить объект (территорию) системой наружного освещения по периметру; оснастить объект системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией; оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать объект образования контрольно-пропускным пунктом (постом охраны); обеспечить охрану объекта образования сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оснастить образовательную организацию стационарными или ручными металлоискателями; оборудовать объект системой контроля и управления доступом; оснастить въезды на территорию объекта воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении; оборудован контрольно­-пропускными пунктами при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории); оснастить въезды на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.

Представитель ответчика МКОУ «СОШ <адрес>» ФИО4 в судебном заседании признала заявленные исковые требования с учетом их уточнения в полном объеме. Суду пояснила, что нарушения, указанные в уточненном исковом заявлении в настоящее время не устранены, однако образовательная организация принимает все зависящие от нее меры по их устранению. Часть мероприятий по антитеррористической защищенности возможно устранить только в рамках капитального ремонта, срок которого до настоящего времени не определен. Кроме того, для выполнения ряда мероприятий, которые возможно устранить вне капитального ремонта, необходимо финансирование, срок бюджетных ассигнований образовательного учреждения определен на ДД.ММ.ГГГГ гг. После предоставления финансирования администраций МО «<адрес>» образовательным учреждением будут приняты меры по устранению всех выявленных нарушений.

Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала в части возложении обязанности на администрацию муниципального образования «<адрес>» профинансировать мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности в МКОУ СОШ <адрес>, не согласна с требованиями истца в части срока, в течении которого указанная обязанность должна быть выполнена ответчиком. В возражениях указала, что согласно информации КУМИ района от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением КУМИ района от ДД.ММ.ГГГГ утверждено муниципальное задание, согласно которого МБУ «Проектно-сметное бюро <адрес>» дано поручение на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт МКОУ СОШ <адрес>. Срок выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ. После разработки проектно-сметная документация будет направлена в ГАУИО «Ирэкспертиза». Срок для получения заключения на разработанную проектно-сметную документацию составляет 4 месяца. Поскольку бюджет муниципального образования «<адрес>» является глубоко дотационным, а ориентировочная стоимость объекта составляет - 250 млн. рублей, для проведения капитального ремонта требуется софинансирование из бюджета <адрес> в размере не менее 87% в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп «Об утверждении Положения о предоставлении и расходовании субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, в целях реализации мероприятий по строительству, реконструкции образовательных организаций». После получения положительного заключения ГАУИО «Ирэкспертиза» в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий об областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований <адрес> на осуществление мероприятий по капитальному ремонту образовательных организаций» в ДД.ММ.ГГГГ году будет подана заявка на представление субсидии в министерство строительства <адрес>. В связи с чем, просила установить срок для финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности до ДД.ММ.ГГГГ, для исполнения мероприятий образовательной организацией, направленных на антитеррористическую защищенность, установить срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав пояснение истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статьям 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В силу ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии со ст. 44 Закона РФ "Об образовании" органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. В силу статьи 2 названного закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно подп. "а" и "б" п. 4 ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В силу п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 указанного Федерального закона органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п. 10 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, целью противодействия терроризму в РФ является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.

В данной Концепции также определены основные задачи противодействия терроризму: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.

Согласно п. 15 ч. 3, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Как следует из п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии со ст. ст. 1, 4, 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей является одной из целей государственной политики. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка образовательные учреждения не могут ущемлять права ребенка.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ в целях решения вопросов муниципального значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В соответствии с п. 2 ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

На основании п. 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Кроме того, в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей установлены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)". Эти же Требования предусматривают типовую форму паспорта мест массового пребывания людей.

В соответствии с п. п. 1 - 3 Требований, они устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей. Перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются исполнительными органами местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей.

Согласно п. 10 указанных Требований в зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей: а) место массового пребывания людей 1 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек; б) место массового пребывания людей 2 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек; в) место массового пребывания людей 3 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.

Осуществление охранной деятельности регламентируется Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 2487-1 частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Частью 2 статьи 3 Закона N 2487-1 определены виды охранных услуг, к которым, в том числе, отнесены: охрана объектов, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах.

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона N 2487-1 оказание услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.

При этом ч. 3 ст. 3 Закона N 2487-1 предусмотрено, что физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов, которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория). Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).

В соответствии со ст.6 Постановления, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

В главе III вышеуказанных требований перечислены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий).

В соответствии с п. 21 Требований антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается, в том числе путем: проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий; определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов.

В соответствии с п. 24 Требований в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.

Таким образом, одни из основных обязательств образовательного учреждения и органа местного самоуправления связаны с осуществлением деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства, созданием условий для охраны здоровья воспитанников, а также организации охраны их здоровья в пределах определенных законодательством об образовании.

В силу п.п. 24, 25, 26, 27 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к первой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения террористической защищенности объектов (территорий); исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий); размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения; организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями; оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом; оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию створок в закрытом положении; оборудование контрольно-пропускных пунктов при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории); оснащение въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) провотаранными устройствами.

В судебном заседании установлено, что согласно паспорту безопасности МКОУ «СОШ <адрес>» относится к первой категории опасности объекта,

является местом с массовым пребыванием людей.

ДД.ММ.ГГГГ Тайшетской межрайонной прокуратурой в адрес директора МКОУ СОШ <адрес> было внесено представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательной организации.

По результатам обследования ДД.ММ.ГГГГ, проведенного отделом вневедомственной охраны по <адрес>, установлены следующие замечания: не оборудованы основные входы в здания, входящие в состав объекта (территории), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); не оборудован объект (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; объект не в полном мере оснащен системой наружного освещения по периметру территории; объект не оснащен стационарным или ручным металлоискателем; объект не оснащен системой наружного освещения; объект (территории) не оснащен системой охранной сигнализации; объект не обеспечен охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; объект не оборудован на 1-м этаже помещением для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии охраны войск национальной гвардии РФ); объект не оборудован системой контроля и управления доступом; въезд на объект не оснащен воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении; не оборудован контрольно-пропускной пункт при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территорию); въезд на объект (территорию) не оснащен средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.

Информационное письмо с указанием выявленных нарушений по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ направлено в адрес <адрес> межрайонного прокурора ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных суду материалов и пояснений сторон установлено, что обеспечение пропускного режима в образовательном учреждении контролируется сторожем (вахтером) в соответствии с графиком дежурства.

В судебном заседании установлено, что в МКОУ СОШ отсутствует профессиональная физическая охрана, системы оповещения и управления эвакуацией, система наружного освещения по периметру, охранная сигнализация, не оборудованы помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, не оборудован контрольно-пропускной пункт, что является нарушением указанных выше норм действующего законодательства, и может создать угрозу жизни и здоровью учащихся и работников, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории МКОУ, образовательное учреждение в период образовательного процесса является объектом, подлежащим первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровью учащихся и сотрудников МКОУ.

В судебном заседании представители ответчиков МКОУ СОШ <адрес> не отрицала факт наличия нарушений в части антитеррористической защищенности образовательного учреждения, указывая, что все выявленные нарушения будут устранены после поступления финансирования от учредителя образовательной организации, а также в рамках капитального ремонта, часть мероприятий, которые не требуют финансирования и не входят в капитальный ремонт будут устранены в короткие сроки. Так, в образовательном учреждении имеется стационарный металлоискатель, необходима его установка. Администрацией образовательного учреждения был проведен мониторинг цен по мероприятиям антитеррористической защищенности, согласно информационных ресурсов сети Интернет, стоимость мероприятий составляет всего 100 5000 руб.

Представитель ответчика администрации <адрес>, не отрицая факта наличия выявленных в ходе проверки нарушений, согласившись с требованиями истца о возложении обязанности на администрацию МО «<адрес>» профинансировать указанные мероприятия, высказала возражения относительно срока в течении которого истец просит исполнить решение суда, ссылаясь на сроки ассигнований, сроки разработки и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт образовательного учреждения, а также сроки его проведения. Просила установить более длительные сроки исполнения решения суда.

В обоснование своих возражений представила выписку из программы АЦК Финансы по бюджетным ассигнованиям на реализацию мероприятий по соблюдению требований к антитеррористической защищенности объектов муниципальных образовательных учреждений в <адрес>, согласно которой МКОУ СОШ <адрес> предусмотрен срок ассигнований на ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 1324 500 руб.

Согласно информации о бюджете МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, Управление образования администрации <адрес> – главный администратор бюджетных средств, которому на ДД.ММ.ГГГГ г. предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение бюджетных обязательств за счет местного бюджета в сумме 260 млн. руб. дополнительная потребность в собственных финансовых ресурсах составляет 250,8 млн. руб., в том числе: фонд оплаты труда – 3,3 млн. руб., коммунальные услуги-59,8 млн. руб., софинансирование расходных обязательств -2,9 млн. руб.; мероприятия по противопожарной безопасности 38,8 млн. руб.; выполнение комплекса антитеррористических мероприятий по обеспечению безопасности и профилактике экстремизма в образовательных организациях 59,3 млн.руб.

Как следует из информации, представленной зам.председателя КУМИ района от ДД.ММ.ГГГГ, Муниципальным заданием от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным распоряжением Комитета поуправлению муниципальным имуществом, строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству администрации <адрес>, муниципальному бюджетному учреждению «Проектно-сметное бюро <адрес>» дано поручение на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт объекта «МКОУ СОШ <адрес>». Указанные работы МБУ «ПСБ <адрес>» будут выполнены до ДД.ММ.ГГГГ. Срок получения положительного заключения ГАУИО «Ирэкспертиза» на разработанную проектную документацию составит 4 месяца. В связи с тем, что ориентировочная стоимость объекта - 250 млн. рублей, а бюджет муниципального образования «<адрес>» является глубоко дотационным, для реализации данного объекта требуется софинансирование из бюджета <адрес> в размере не менее 87% (« постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ- пп «Об утверждении Положения о предоставлении и расходовании субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, в целях реализации мероприятий по строительству, реконструкции образовательных организаций»). После получения положительного заключения ГАУИО «Ирэкспертиза» в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. -пп «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований <адрес> на осуществление мероприятий по капитальному ремонту образовательных организаций» в ДД.ММ.ГГГГ году незамедлительно будет подана заявка на предоставление субсидии на реализацию объекта в министерства строительства <адрес>.

К информации представлена копия распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждено муниципальное задание МБУ «Проектно-сметное бюро <адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ год.

Вместе с тем, как следует из акта обследования и категорирования МКОУ СОШ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, при обследовании объекта были выявлены нарушения в антитеррористической защищенности объекта (территории), указано на необходимость выполнения ряда мероприятий, в том числе оборудовать объект системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; разместить дополнительные наглядные пособия на объекте, содержащие информацию о порядке действий работников, обучающихся, иных лиц, при обнаружении подозрительных лиц и предметов на объекте, поступлении информации об угрозе или совершении террористического акта, а также плана эвакуации; оснастить объект (территорию) системой наружного освещения по периметру; рассмотреть вопрос об установке дополнительных видеокамер; обеспечить охрану объекта образования сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать объект на 1-м этаже помещением для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии охраны войск национальной гвардии РФ; оборудовать въезд на объект воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении; оборудовать объект контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территорию); оснастить въезд на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.

Однако, как установлено в судебном заседании, с момента выявления указанных нарушений в ДД.ММ.ГГГГ г. и до настоящего времени, то есть на протяжении более двух лет, антитеррористическая защищенность объекта МКОУ СОШ <адрес> в полной мере не обеспечена, что в течении длительного периода времени нарушает права несовершеннолетних обучающихся и работающих в учреждении лиц, создает реальную угрозу их жизни и здоровью.

Согласно п. 1.6 Устава МКОУ СОШ учредителем и собственником имущества образовательной организации является муниципальное образование «<адрес>».

От имени муниципального образования «<адрес>» функции и полномочия Учредителя осуществляет Управление образования администрации <адрес>.

Пунктом 9.1 Устава образовательной организации, установлено, что финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется Учредителем за счет средств консолидированного бюджета.

С учетом изложенного, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценивая доказательства, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь нормами указанного выше действующего законодательства, а также, учитывая, что учредителем и собственником имущества МКОУ СОШ <адрес> является администрация <адрес>, что финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов, а также, учитывая, что организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются исполнительными органами местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей, суд находит исковые требования <адрес> межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.

Доводы стороны ответчика об отсутствия бюджетных ассигнований судом не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее законодательство не ограничивает реализацию полномочий органов местного самоуправления рамками бюджетного финансирования. Отсутствие или нехватка денежных средств в местном бюджете не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязательств по осуществлению финансирования образовательных учреждений.

Доводы стороны ответчика о том, что часть мероприятий возможно устранить только при проведении капитального ремонта судом не могут быть приняты во внимание, поскольку в настоящее время сроки проведения капитального ремонта не определены, готовится проектно-сметная документация, при этом, соблюдение прав и законных интересов лиц, в защиту которых обратился истец, не может быть поставлено в зависимость от проведения административных процедур и их сроков.

Разрешая вопрос о порядке устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга несовершеннолетних, в интересах которых обратился прокурор, суд приходит к выводу о возложении на орган местного самоуправления обязанности по финансированию мероприятий по антитеррористической защищенности МКОУ СОШ <адрес>, о возложении обязанности на МКОУ СОШ <адрес> выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности образовательного учреждения путем оборудования объекта системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащением объекта (территории) системой наружного освещения по периметру; оснащения объекта системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией; оборудования помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудования объекта образования контрольно-пропускным пунктом (постом охраны); обеспечения охраны объекта образования сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оснастить образовательную организацию стационарными или ручными металлоискателями; оборудования объекта системой контроля и управления доступом; оснащения въезда на территорию объекта воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении; оборудования объекта (территории) контрольно­-пропускными пунктами при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории); оснащения въезда на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.

В соответствии со ст. 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм (если указанные действия могут быть совершены только ответчиком), суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок исполнения решения установлен судом с учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушения прав несовершеннолетних лиц, принципов разумности и справедливости. При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 203 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить ответчику администрации МО «<адрес>» срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, установить ответчику МКОУ СОШ <адрес> срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковое заявление <адрес> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа <адрес>», администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность образовательной организации, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ профинансировать мероприятия по антитеррористической защищенности МКОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>».

Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать объект системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснастить объект (территорию) системой наружного освещения по периметру; оснастить объект системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией; оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать объект образования контрольно-пропускным пунктом (постом охраны); обеспечить охрану объекта образования сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оснастить образовательную организацию стационарными или ручными металлоискателями; оборудовать объект системой контроля и управления доступом; оснастить въезды на территорию объекта воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении; оборудован контрольно­-пропускными пунктами при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории); оснастить въезды на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес> областного суда путем подачи жалобы через <адрес> городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья