Дело № 2-830/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
дата <адрес>
Судья Промышленного районного суда <адрес> Воробьев В.А.,
при секретаре Пивоваровой А.А.,
с участием представителя истца администрации <адрес> по доверенности ФИО1, представителя истца комитета финансов и бюджета администрации <адрес> по доверенности ФИО2, представителя ответчика Министерства финансов РФ по доверенности ФИО3, представителя ответчика Министерства финансов <адрес> по доверенности ФИО2, представителя третьего лица министерства строительства и архитектуры <адрес> по доверенности ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску администрации <адрес>, комитета финансов и бюджета администрации <адрес> к Министерству финансов РФ, Министерству финансов <адрес> об обязании возвратить денежные средства из соответствующих бюджетов,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация <адрес> и комитет финансов и бюджета администрации <адрес> обратились в суд с исковым заявлением, в последующем его уточнили, к Министерству финансов РФ, Министерству финансов <адрес>, просили обязать министерство финансов Российской Федерации возвратить в бюджет <адрес> денежную сумму в размере 108810 рублей из федерального бюджета в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от дата № 675, и обязать министерство финансов <адрес> возвратить в бюджет <адрес> денежную сумму в размере 217620 рублей из краевого бюджета в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от дата №675.
Исковое заявление мотивировано тем, что решением Октябрьского районного суда <адрес> от дата удовлетворены в полном объеме исковые требования ФИО5 к администрации <адрес>, а именно на администрацию <адрес> возложена обязанность перечислить ФИО5 на состав семьи 4 человека социальную выплату на основании свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья от дата СК-26 № в размере 435240 рублей на оплату жилого помещения, расположенного по пер. Терскому, 12, <адрес> городе Михайловске.
В соответствии с кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от дата указанный судебный акт оставлен без изменения.
На основании исполнительного листа от дата № возбуждено исполнительное производство, о чем судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по СК вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от 26.01.2011.
В связи с данным обстоятельством администрация <адрес> 28.11.2011, платежным поручением № 1744, перевела бюджетные ассигнования в сумме 108810 рублей с целевой статьи, предусматривающей расходы за счет средств местного бюджета на реализацию ведомственной (отраслевой муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2011 года») на отдельную целевую статью для исполнения решения Октябрьского районного суда <адрес> от дата в части перечисления средств местного бюджета.
Постановлением об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю от дата исполнительное производство № окончено.
Однако для исполнения вышеуказанного решения суда в полном объеме, необходимо осуществить перечисление средств федерального бюджета в сумме 108810 рублей и средств бюджета <адрес> в сумме 217620 рублей в доход бюджета <адрес>.
В адрес администрации <адрес> дата повторно поступило постановление о возбуждении исполнительного производства от 10.09.2012, а также предупреждение об уголовной ответственности.
Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» осуществляется государственным заказчиком данной подпрограммы - Министерством регионального развития Российской Федерации.
Перечисление средств федерального бюджета и средств бюджета <адрес> муниципальным образованиям осуществляется министерством строительства и архитектуры <адрес> как государственным заказчиком подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» краевой целевой программы «Жилище» в <адрес>.
Определением Октябрьского районного суда <адрес> от дата вступившего в законную силу дата разъяснено, что денежные суммы в размере 108810 рублей - из федерального бюджета, 217620 рублей - из краевого бюджета, должны быть возвращены в местный бюджет по заявлению администрации <адрес>, а затем в общей сумме 435240 рублей, с учетом 108810 рублей - из местного бюджета, администрация <адрес> должна перечислить денежные средства заявителю.
Администрацией <адрес> направлено в адрес министра строительства и архитектуры <адрес> письменное обращение от дата № с просьбой исполнить определение Октябрьского районного суда <адрес> от 29.03.2013, вступившего в законную силу дата и перечислить средства федерального бюджета в размере 108810 рублей и средства бюджета <адрес> в размере 217620 рублей в бюджет <адрес>.
До настоящего времени ответа из министерства строительства и архитектуры <адрес> не поступило
В судебном заседании представители истцов администрации <адрес> по доверенности ФИО1 и комитета финансов и бюджета администрации <адрес> по доверенности ФИО2 исковые требования поддержали, просили исковое заявление удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов РФ по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований, просила в иске отказать, пояснила что Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, как юридическое лицо никогда не состояло ни в каких правоотношениях с истцом, никаких обязательств перед ним не имеет, а, следовательно, не должно нести перед заявителем ответственности своими собственными (целевыми) финансовыми ресурсами.
Круг бюджетных и иных полномочий Минфина России определен в ст. 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положении о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от дата № 329, в числе которых, кроме прочего, организация и перечисление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» средства федерального бюджета на софинансирование мероприятий подпрограммы предоставляются в форме субсидий бюджетам субъектов.
Перечисление в бюджеты отобранных для участия в подпрограмме субъектов Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления субсидий молодым семьям осуществляет государственный заказчик подпрограммы, которым является Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Таким образом, межбюджетные трансферты в виде субсидий в рамках рассматриваемой подпрограммы предоставлялись субъекту не Минфином России, а иным главным распорядителем средств федерального бюджета.
Денежные средства в виде субсидий из федерального бюджета на софинансирование мероприятий подпрограммы никогда не выделялись органу местного самоуправления напрямую от государственного заказчика подпрограммы.
Минфин России не является непосредственным участником вышеуказанной подпрограммы. Роль Министерства финансов Российской Федерации в указанной цепи правоотношений по сути ограничивается осуществлением таких фундаментальных полномочий как проектирование предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета, организация исполнения федерального бюджета, установление порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета и кассового плана исполнения федерального бюджета, а также осуществление иных смежных полномочий.
Таким образом, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы Министерством финансов Российской Федерации выполнены все свои обязательства в полном объеме. Вопрос о недостатке финансирования мероприятий по реализации подпрограммы в разрезе указанного спора истцом не поднимается, что подтверждается материалами дела.
Из существа спора следует, что не освоение истцом федеральных средств стало следствием неправомерных действий самого истца, признанных таковыми решением Октябрьского районного суда <адрес> от дата г.
Истец не приводит нормативно-правового обоснования своих требований, что не согласуется и даже противоречит нормам гражданского процессуального законодательства Российской Федерации.
Определение Октябрьского районного суда <адрес> от дата о разъяснении решения Октябрьского районного суда <адрес> от дата г., на которое ссылается истец в качестве основного довода в пользу А.А. Бриль, как держателя свидетельства, удостоверяющего право молодой семьи на получение социальной выплаты. Как следует из материалов дела данное решение исполнено в полном объеме дата г., а стало быть, указанная цель достигнута.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, ежегодно утверждаемым Минфином России, отражение расходов по судебным решениям, связанным с возмещением вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти, осуществляется, кроме прочего, и по статье 290 «Прочие расходы» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Раздел «Прочие расходы» имеется в смете всех без исключения учреждений и органов государственной власти - получателей бюджетных средств, а объем закладываемых ассигнований находится исключительно в их же компетенции. В том случае, если ассигнований по какой-то причине не хватает, главный распорядитель бюджетных средств всегда может задействовать механизм перераспределения ассигнований в дозволенных ему пределах, а в крайнем случае - обратиться в финансовый орган для выделения дополнительных ассигнований. И та, и другая процедуры являются отработанными и стандартными, не требующими нововведений.
Как следует из материалов дела, а именно из платежных поручений на перечисление администрацией горда Ставрополя денежных средств А.А. Бриль, исполнение решения Октябрьского районного суда <адрес> от дата было произведено истцом именно по статье 290 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, а не с целевой статьи, предусмотренной на осуществление социальной выплаты в рамках рассматриваемой подпрограммы.
Таким образом, порядок реализации прав А.А. Бриль вышел за пределы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», что является вполне логичным. Цель, ради которой осуществляется правосудие - восстановление нарушенного права. В судебном процессе о признании отказа администрации <адрес> в перечислении А.А. Бриль социальной выплаты суд ограничился обращением взыскания на денежные средства надлежащего ответчика, в сумме, равной причитающейся истцу социальной выплаты.
Требования истцов сводятся к привлечению к ответственности всех лиц, прямо или косвенно задействованных в реализации мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», за неправомерные действия лишь одного ее участника - администрации <адрес>.
В том случае, если истец рассматривает Минфин России как представителя Российской Федерации, ответственной за причинение вреда незаконными действиями соответствующих государственных органов власти, то предъявлению такого рода требований должна предшествовать оценка действий субъектов такой ответственности, осуществляемая в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Между тем, статьи 1069 - 1071 ГК РФ прямо указывают на казну Российской Федерации, казну субъекта РФ или на казну муниципального образования как на источник возмещения вреда лишь при условии установления неправомерных действий (бездействия) государственного органа соответствующего уровня или органа местного самоуправления (муниципального органа).
Однако в исковом заявлении отсутствует ссылка на судебный акт, которым бы были признаны действия соответствующего органа государственной власти незаконными.
Соответственно, определить факт причинения вреда, его размер, противоправность поведения виновного лица и причинную связь между его поведением и наступившим вредом при таких обстоятельствах невозможно, а отсутствие хотя бы одного из этих элементов состава правонарушения уже не образует состав правонарушения.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов <адрес> по доверенности ФИО2 пояснила суду, что исковые требования считает необоснованными.
В качестве ответчика истцом определено юридическое лицо - министерство финансов <адрес>. В соответствии с Положением о министерстве финансов <адрес>, утвержденного постановлением Губернатора <адрес> от дата № министерство финансов <адрес> является органом исполнительной власти Ставропольского края, обеспечивающим проведение единой финансовой и бюджетной политики на территории <адрес> и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти <адрес>.
Основными задачами министерства финансов <адрес> являются:
1) реализация единой финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории <адрес>;
2) развитие и совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений в <адрес>, совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, порядка финансирования и составления отчетности;
3) исполнение краевого бюджета.
В соответствии со статьями 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Договорные отношения между министерством финансов Ставропольского края и истцом отсутствуют
Из смысла положений Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что взыскание с министерства финансов <адрес> возможно только:
в случае признания министерства финансов <адрес> непосредственным причинителем вреда;
в случае если судом будут признаны незаконными действия какого-либо государственного органа либо его должностных лиц.
Для признания министерства финансов <адрес> непосредственным причинителем вреда необходимо наличие следующих признаков:
а) наличие вреда;
б) неправомерность действий причинителя вреда;
в) причинно-следственная связь между двумя первыми признаками;
г) вина лица, причинившего вред.
Только при наличии в совокупности всех значимых условий вред подлежит возмещению. Однако на сегодняшний день судом вина министерства финансов <адрес> не установлена. В материалах дела отсутствует сведения, что сотрудниками министерства финансов <адрес>, либо должностными лицами министерства финансов <адрес> истцу был причинен какой-либо вред. В связи с чем считает, что министерство финансов <адрес>, как самостоятельное юридическое лицо является не надлежащим ответчиком по указанному делу.
Истцом не представлено доказательств, незаконности действий и наличие вины должностных лиц иных органов государственной власти <адрес>.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от дата № «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» одними из основных источниками финансирования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» являются:
средства федерального бюджета (софинансирование мероприятий подпрограммы);
средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию подпрограммы, в установленном порядке перечислялись в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, отобранных для участия в подпрограмме, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета на основании соглашений между государственным заказчиком подпрограммы и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления, участвующие в реализации подпрограммы, определяют объемы ежегодного финансирования подпрограммы и предусматривают эти объемы в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах.
Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) законом (решением) о бюджете (статья 5 БК РФ). Финансовый год также соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (статья 12 БК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 242 БК РФ в редакции, действующей на момент существования рассматриваемых правоотношений, межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств.
В случае если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
На основании приказа министерства финансов <адрес> от дата № «О Порядке возврата неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из бюджета <адрес>» остатки целевых средств, не использованных на 01 января текущего финансового года, подлежат возврату в доход краевого бюджета на основании решения главного администратора доходов, оформленного в виде приказа или иного правового акта главного администратора доходов.
Возврат остатков целевых средств в краевой бюджет осуществляется в срок до 01 апреля текущего финансового года главными администраторами доходов местных бюджетов по возврату остатков целевых средств, за которыми в соответствии с правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования <адрес> закреплены источники доходов местных бюджетов по возврату остатков целевых средств.
После 01 апреля текущего финансового года остатки целевых средств, не возвращенные в соответствии с настоящим Порядком, подлежат взысканию в краевой бюджет в соответствии с порядком и в сроки, установленные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами <адрес>.
Таким образом, согласно указанным нормативным правовым актам неиспользованные остатки субсидии, выделенной в рамках финансирования подпрограммы местному бюджету в 2009 г., подлежали возврату из местного бюджета в бюджет <адрес>. Средства субсидии из федерального бюджета, предоставленной на эти же цели подлежали возврату в федеральный бюджет. В соответствии с чем денежные средства были возвращены в соответствующие бюджеты.
Требования истца о возврате в бюджет <адрес> денежной суммы из краевого бюджета в рамках реализации подпрограммы, срок действия которой завершился в 2010 году являются необоснованными, поскольку денежные средства были возвращены в доход соответствующих бюджетов в строгом соответствии с действующим законодательством.
Доказательств незаконности действий со стороны министерства финансов <адрес> по возврату рассматриваемых денежных сумм истцом не представлено. Напротив, именно решение администрации <адрес> об отказе в перечислении ФИО5 социальной выплаты, которое повлекло не освоение денежных средств и возврат средств субсидии, было признано незаконным на основании решения Октябрьского районного суда <адрес> от дата
Кроме того, согласно статье 139 бюджетного кодекса РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, в силу пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является расходным обязательством городского округа.
Предоставление субсидий из федерального и краевого бюджетов бюджету <адрес> на софинансирование данного расходного обязательства является правом Российской Федерации и <адрес>, а не обязанностью.
Обязанность администрации <адрес> предоставить ФИО5 социальную выплату на приобретение жилья существует в независимости от предоставления ей субсидий из федерального и краевого бюджетов.
Считает, что правовых оснований для обязания министерства финансов <адрес> возвратить в бюджет <адрес> денежную сумму в размере 217620 рублей из краевого бюджета не имеется, и соответственно, исковые требования истца не законны.
Учитывая изложенное, просила суд в иске администрации <адрес> об обязании министерства финансов <адрес> возвратить в бюджет <адрес> денежную сумму в размере 217620 рублей из краевого бюджета в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской федерации от дата № отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель третьего лица министерства строительства и архитектуры <адрес> по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что семья ФИО5 являлась участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В 2009 году социальная выплата данной семье предоставлялась в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от дата № 675. На момент предоставления социальной выплаты семья ФИО5 соответствовала всем требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы согласно п. 5 Правил.
В соответствии с соглашением № от дата и дополнительным Соглашением № от 23.12.2009, заключенным между администрацией <адрес> и министерством строительства и архитектуры в рамках мероприятий подпрограммы была перечислена субсидия Администрации <адрес>. Так же имеется Выписка из Списка молодых семей претендентов на получение социальных выплат в 2009 году по остаткам средств 2007 года, согласно которой на ФИО6, ФИО5, ФИО7 перечислены субсидии Администрации <адрес>.
Однако Администрация <адрес> приняла решение об отказе семье ФИО5 в оплате свидетельства в связи с тем, что приобретенное жилое помещение расположено на территории другого муниципального образования <адрес> — <адрес>. Судебным решением Октябрьского районного суда <адрес> от дата действия администрации <адрес> были признаны незаконными. Следовательно неосвоение истцом федеральных и краевых денежных средств стало следствием неправомерных действий самого истца.
Стоит обратить внимание на статьи 1069-1071 ГК, которые указывают на казну РФ, казну субъекта РФ или на казну муниципального образования как на источник возмещения вреда лишь при условии установления неправомерных действий (бездействия) государственного органа соответствующего уровня или органа местного самоуправления. Со стороны Министерства финансов РФ, министерства финансов СК, министерства строительства, архитектуры и жилищно коммунального хозяйства СК не установлено правонарушений, а следовательно обязанности возвратить в бюджет <адрес> денежную сумму из федерального и краевого бюджета не возникает. Более того, неправомерные действия были совершены Администрацией <адрес>, а значит она должна самостоятельно устранить допущенные нарушения.
Доводы истца о том, что действия министерства финансов СК следует квалифицировать по ст. 1102 Гражданского Кодекса Российской Федерации, как неосновательное обогащение, считает несостоятельными. Так как, в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от дата № 42-7.4-05/5.4-857 в соответствии с нормами БК РФ все средства федерального бюджета, неиспользованные по состоянию на дата года, должны были быть возвращены в федеральный бюджет. Для их возврата и дальнейшего использования необходимо было получить разрешение Министерства регионального развития Российской Федерации в виде уведомления. Уведомлением по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам от дата №309-21-133-109, полученном от Минрегиона России, в 2011 году разрешено использовать остатки средств федерального бюджета только 2010 года. Неиспользованные остатки прошлых лет подлежали возврату в федеральный бюджет, включая средства выделенные на оплату социальной выплаты семье Бриль. В этой связи денежные средства были возвращены <адрес> в федеральный бюджет, а средства краевого бюджета — в краевой бюджет.
В 2012 году уведомлением по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам от дата № 309-21-133-329, полученном от Минрегиона России, разрешены к использованию остатки средств федерального бюджета только 2011 года.
Министерством строительства, архитектуры и жилищно коммунального хозяйства дата было дополнительно направлено разъяснение Администрации <адрес> по вопросу возврата остатка денежных средств
прежних лет, поэтому считает, что возврат остатков неиспользованных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджету <адрес> в форме субсидии на софинансирование мероприятий указанной подпрограммы, был осуществлен на законных основаниях, в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 242 Бюджетного Кодекса.
Так же пояснила, что поддерживает довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что требования истцов сводятся к привлечению к ответственности всех лиц, прямо или косвенно задействованных в реализации мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», за неправомерные действия лишь одного участника — администрации <адрес>.
Просила отказать в удовлетворении исковых требований Администрации <адрес> к Министерству финансов Российской Федерации и к Министерству финансов <адрес> в полном объеме.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствие со ст. 55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что ФИО5, а так же члены его семьи ФИО6, в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО7 и ФИО8, являлись участниками муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на период 2009 года».
Из материалов дела следует, что решением Октябрьского районного суда <адрес> от дата признан незаконным отказ администрации <адрес> в перечислении ФИО5 на состав из четырех человек социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья от дата СК – 26 № в размере 435240 рублей на оплату жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> г. <адрес> Терский 12 <адрес>. Кроме того, суд обязал администрацию <адрес> устранить допущенное нарушение и перечислить ФИО5 на состав семьи из четырех человек социальную выплату на основании свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья от дата СК – 26 № в размере 435240 рублей на оплату жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Терский 12 <адрес>.
Судебным приставом – исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес> возбуждено исполнительное производство № об обязании администрацию <адрес> устранить допущенные нарушения и перечислить ФИО5 на состав семьи из четырех человек социальную выплату на основании свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья от дата СК – 26 № в размере 435240 рублей на оплату жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Терский 12 <адрес>.
Администрация <адрес> перечислила денежные средства в размере 108810 рублей ФИО5 согласно указанного выше решения Октябрьского районного суда <адрес> от дата года, что подтверждается платежным поручением № от дата года.
Определением Октябрьского районного суда <адрес> от дата разъяснено решение Октябрьского суда <адрес> от дата в части того, что денежные суммы в размере 108810 рублей – из федерального бюджета, 217620 рублей – из краевого бюджета, должны быть возвращены в местный бюджет (по заявлению администрации <адрес>), а затем в общей сумме 435240 рублей (с учетом 108810 рублей – из местного бюджета) администрация <адрес> должна перечислить заявителю.
Судом так же было установлено, что указанная сумма выделялась для приобретения ФИО5 жилого помещения и была направлена в администрацию <адрес>, которая необоснованно возвратила денежные средства в Федеральный бюджет и бюджет <адрес>.
Постановлением администрации <адрес> от.дата № 3157, выделены средства для исполнения решения Октябрьского районного суда <адрес> от дата года, определения Октябрьского районного суда <адрес> от дата и определения Октябрьского районного суда <адрес> от дата в части перечисления администрацией <адрес> ФИО5 социальной выплаты 326430 рублей, расходы произведены за счет средств, предусмотренных в бюджете <адрес> на 2013 года, по виду расходов «Исполнение судебных актов РФ и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействий) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а так же в результате деятельности казенных учреждений».
дата администрация <адрес> перечислила денежные средства в размере 326430 рублей ФИО5 согласно указанного выше решения Октябрьского районного суда <адрес> от дата года, что подтверждается платежным поручением № 7087575.
дата глава администрации <адрес> обратился в министерство строительства и архитектуры <адрес> о возврате средств федерального бюджета в размере 108810 рублей средств бюджета <адрес> в размере 217620 рублей в бюджет <адрес> во исполнение определения Октябрьского районного суда <адрес> от дата года.
Сообщением министерства строительства и архитектуры <адрес> от дата в удовлетворении заявления администрации <адрес> отказано.
Бюджет согласно ст. 6 БК РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Статьей 10 Бюджетного кодекса определена структура бюджетной системы Российской Федерации, которая включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты.
В соответствии с частью 1 статьи 5, статьей 12 Бюджетного кодекса РФ бюджетное планирование осуществляется на один финансовый год - с 1 января по 31 декабря.
На основании статьи 65 Бюджетного кодекса формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с требованиями настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств.
Из письма министерства финансов РФ и федерального казначейства от дата следует, что в силу п. 6 ст. 24 ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 года и на плановый период 2012 и 2013 годов», неиспользованные по состоянию на дата межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субвенций (за исключением субвенций на реализацию предаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов), субсидий (за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, а также капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Российской Федерации), иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение первых пятнадцати рабочих дней 2011 года.
Из соглашения от дата № 67, заключенного между министерством строительства и архитектуры <адрес> и администрацией <адрес> заключено о реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы за счет средств федерального бюджета и бюджета <адрес>, предусмотренных на эти цели в 2009 году, и дополнительного соглашения № от дата к нему следует, что министерство обязуется перечислять средства в федерального бюджета, в том числе остатки средств 2007, 2008 и 2009 годов.
Из выписки из списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2009 году по остаткам средств 2007 года по <адрес> следует, что семья ФИО5 состояла в указанном списке.
Уведомлением № по расчету между бюджетами по межбюджетным трансферам от дата следует, что министерством регионального развития РФ из федерального бюджета, министерству строительства и архитектуры <адрес>, переведено 65599865 рублей 33 копеек в рамках целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в рамках федеральной целевой программы «Жилище» в 2009 году из средств федерального бюджета выделялись денежные средства, которые были возвращены в федеральный бюджет в соответствии с действующим законодательством как не использованные в запланированном периоде.
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от дата были установлены незаконные действия администрации в отказе ФИО5 на оплату приобретенного жилого помещения по федеральной целевой программе «Жилище» в 2009 году.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что денежные средства, выделенные по федеральной целевой программе «Жилище» в 2009 году были возвращены в федеральный бюджет, а в силу п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ и письма министерства финансов РФ и Федерального казначейства от дата года, могли быть возвращены лишь в 2011 году.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований администрации <адрес>, комитета финансов и бюджета администрации <адрес> к Министерству финансов РФ, Министерству финансов <адрес> об обязании министерство финансов Российской Федерации возвратить в бюджет <адрес> денежную сумму в размере 108810 рублей из федерального бюджета в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от дата № 675, и обязать министерство финансов <адрес> возвратить в бюджет <адрес> денежную сумму в размере 217620 рублей из краевого бюджета в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от дата № – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья В.А. Воробьев