ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-788/14 от 24.11.2014 Суда района имени Лазо (Хабаровский край)

Дело № 2-788/2014

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 ноября 2014 года п. Переяславка

Суд района имени Лазо Хабаровского края, в составе председательствующего судьи Гончарука М.А.,

при секретаре Зайцевой А.В.,

с участием:

помощника прокурора района имени Лазо Хабаровского края ФИО1,

представителей ответчиков: ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора района имени <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района имени <адрес>, министерству образования и науки <адрес>, министерству финансов <адрес>, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе имени ФИО2<адрес> муниципального района имени <адрес>, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе <адрес> муниципального района имени <адрес>, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе <адрес> муниципального района имени <адрес>, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе <адрес> муниципального района имени <адрес> о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> имени <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе имени ФИО2<адрес> муниципального района имени <адрес> (далее МБОУ СОШ имени ФИО2<адрес>), министерству образования и науки <адрес> об обязании совершить определенные действия. Мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о воинской обязанности и военной службе, в ходе которой в деятельности МБОУ СОШ имени ФИО2<адрес> выявлены нарушения закона. Так, в нарушение требований п.п. 11, 14 Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного), общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах (далее Инструкция), утвержденной во исполнение Постановления Правительства РФ № 1441 от 31 декабря 1999 года, Приказом Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010года №96/134, в школе отсутствует предметный кабинет по основам военной службы, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), что подтверждается информацией руководителя образовательного учреждения. Отсутствие указанного материально-технического оснащения в образовательном учреждении препятствует обучению граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы, чем нарушаются требования Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службы». Со ссылками на п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ», п. 2.2. Методики расчета нормативов подушевого финансирования для определения субвенций из краевого бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (делее Методика), утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от N 402-пр 22 ноября 2013 года «О формировании субвенций из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях», просит обязать МБОУ СОШ имени ФИО2<адрес> предусмотреть предметный кабинет по основам военной службы, оборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), обязать министерство образования и науки <адрес> обеспечить финансирование МБОУ СОШ имени ФИО2<адрес> посредством предоставления субвенции бюджету муниципального района имени Лазо на приобретение средств обучения: спортивного городка с элементами полосы препятствий, стрелкового тира или места для стрельбы (электронного стрелкового тренажера).

<адрес> имени <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе <адрес> муниципального района имени <адрес> (далее МБОУ СОШ <адрес>), министерству образования и науки <адрес> об обязании совершить определенные действия. Мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о воинской обязанности и военной службе, в ходе которой в деятельности МБОУ СОШ <адрес> выявлены нарушения закона. Так, в нарушение требований п.п. 11, 14 Инструкции, в школе отсутствует предметный кабинет по основам военной службы, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), что подтверждается информацией руководителя образовательного учреждения. Отсутствие указанного материально-технического оснащения в образовательном учреждении препятствует обучению граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы, чем нарушаются требования Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службы». Со ссылками на п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ», п. 2.2. Методики, просит обязать МБОУ СОШ <адрес> предусмотреть предметный кабинет по основам военной службы, оборудовать стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), обязать министерство образования и науки <адрес> обеспечить финансирование МБОУ СОШ <адрес> посредством предоставления субвенции бюджету муниципального района имени Лазо на приобретение средств обучения: стрелкового тира или места для стрельбы (электронного стрелкового тренажера).

<адрес> имени <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе <адрес> муниципального района имени <адрес> (далее МБОУ СОШ <адрес>), министерству образования и науки <адрес> об обязании совершить определенные действия. Мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о воинской обязанности и военной службе, в ходе которой в деятельности МБОУ СОШ <адрес> выявлены нарушения закона. Так, в нарушение требований п.п. 11, 14 Инструкции, в школе отсутствует стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), что подтверждается информацией руководителя образовательного учреждения. Отсутствие указанного материально-технического оснащения в образовательном учреждении препятствует обучению граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы, чем нарушаются требования Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службы». Со ссылками на п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ», п. 2.2. Методики, просит обязать МБОУ СОШ <адрес> оборудовать стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), обязать Министерство образования и науки <адрес> обеспечить финансирование МБОУ СОШ <адрес> посредством предоставления субвенции бюджету муниципального района имени Лазо на приобретение средств обучения: стрелкового тира или места для стрельбы (электронного стрелкового тренажера).

<адрес> имени <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе <адрес> муниципального района имени <адрес> (далее МБОУ СОШ <адрес>), министерству образования и науки <адрес> об обязании совершить определенные действия. Мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о воинской обязанности и военной службе, в ходе которой в деятельности МБОУ СОШ <адрес> выявлены нарушения закона. Так, в нарушение требований п.п. 11, 14 Инструкции, в школе отсутствует стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), что подтверждается информацией руководителя образовательного учреждения. Отсутствие указанного материально-технического оснащения в образовательном учреждении препятствует обучению граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы, чем нарушаются требования Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службы». Со ссылками на п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ», п. 2.2. Методики, просит обязать МБОУ СОШ <адрес> оборудовать стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), обязать Министерство образования и науки <адрес> обеспечить финансирование МБОУ СОШ <адрес> посредством предоставления субвенции бюджету муниципального района имени Лазо на приобретение средств обучения: стрелкового тира или места для стрельбы (электронного стрелкового тренажера).

Определением судьи суда района имени <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанные гражданские дела соединены в одно производство.

Определениями суда от 13 августа 2014 и от 29 сентября 2014 года к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены администрация муниципального района имени <адрес> и министерство финансов <адрес>.

<адрес> имени <адрес> неоднократно изменялись исковые требования, последние были представлены в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ.

Просит обязать администрацию муниципального района имени <адрес> предоставить заявки на выделение денежных средств для создания в МБОУ СОШ им. ФИО2<адрес>, МБОУ СОШ <адрес>, МБОУ СОШ <адрес> МБОУ СОШ <адрес> учебно-материальной базы для обучения граждан с начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в министерство образования и науки <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать министерство образования и науки <адрес> предоставить заявки на выделение денежных средств для создания в МБОУ СОШ им. ФИО2<адрес>, МБОУ СОШ <адрес>, МБОУ СОШ <адрес> МБОУ СОШ <адрес> учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в министерство финансов <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать министерство финансов <адрес> профинансировать проведение мероприятий по созданию в МБОУ СОШ им.ФИО2<адрес>, МБОУ СОШ <адрес>, МБОУ СОШ <адрес>, МБОУ СОШ <адрес> создание учебно – материальной базы для обучения граждан знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать МБОУ СОШ им. ФИО2<адрес>, МБОУ СОШ <адрес> приобрести учебные и наглядные пособия, технические средства обучения в соответствии с приложением к Инструкции в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать МБОУ СОШ <адрес> МБОУ СОШ <адрес> оборудовать стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тир) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Помощник прокурора района имени <адрес> ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме по основаниям, указанным в исках.

Представители ответчиков ФИО3 и ФИО4, действующие на основании уставов, в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных исковых требований.

<адрес> имени <адрес>, МБОУ СОШ имени ФИО2<адрес>, МБОУ СОШ <адрес>, министерство финансов <адрес>, будучи уведомленное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя не направили, причины неявки не сообщили, не ходатайствовали об отложении судебного заседания.

Представитель министерства образования и науки <адрес> представил заявление, согласно которого просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Согласно отзыва представителя администрации района имени <адрес>ФИО5 они не возражают против удовлетворения исковых требований прокурора района имени <адрес>.

Согласно отзыва представителя министерства финансов <адрес> они возражают против удовлетворения заявленных исковых требований. Со ссылками на действующие нормативно-правовые акты, указывают, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета. Обращают внимание на отсутствие обязательного требования федерального государственного образовательного стандарта к созданию учебно-материальной базы в целях подготовки учащихся к военной службе. Также, полагают, что нормы права о межбюджетных отношениях не имеют правового значения при рассмотрении данного дела и не подлежат применению к возникшим правоотношениям по данному спору, вследствие чего у министерства финансов <адрес> отсутствует обязанность по выделению субвенции району имени <адрес> для приобретения необходимых средств для обеспечения учащимся образовательных учреждений прав на получение бесплатного образования.

Согласно отзыва представителя министерства образования и науки <адрес>, они возражают против удовлетворения заявленных исковых требований. Мотивируют тем, что прокурором не представлено достаточных доказательств необходимости наличия в учебных образовательных учреждениях стрелкового тира или места для стрельбы (электронного военного тренажера), полосы препятствий, поскольку это не влияет на процесс обучения начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы. Также полагают, что расходы на исполнение заявленных исковых требований являются расходным обязательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что прокуратурой района имени <адрес> была проведена проверка соблюдения в образовательных учреждениях района - МБОУ СОШ имени ФИО2<адрес>, МБОУ СОШ <адрес>, МБОУ СОШ <адрес> МБОУ СОШ <адрес> требований законодательства о воинской обязанности и военной службе.

В ходе проверки было установлено, что руководство вышеуказанных образовательных учреждений не придерживаются установленных положений по организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

Согласно ответу и.о. директора МБОУ СОШ имени ФИО2<адрес>от ДД.ММ.ГГГГ в образовательном учреждении предметный кабинет с учебными наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствия, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) отсутствуют.

Согласно объяснению и.о. директора МБОУ СОШ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в образовательном учреждении имеется только спортивный городок с элементами полосы препятствий, а также кабинет, в котором совмещены занятия по «ОБЖ» и «Математика».

Согласно письма и.о. директора МБОУ СОШ с. <адрес>от ДД.ММ.ГГГГ школа не оборудована стрелковым тиром или местом для стрельбы.

Согласно письма директора МБОУ СОШ <адрес>от ДД.ММ.ГГГГ школа не оборудована стрелковым тиром или местом для стрельбы.

Таким образом, установлено, что учебно-материальная база в учебных учреждениях не соответствует рекомендуемым нормативам материального технического оснащения данных образовательных учреждений, установленных Инструкцией и Приложением № 1 к указанной Инструкции.

Представители учебных учреждений МБОУ СОШ имени ФИО2<адрес>, МБОУ СОШ <адрес>, МБОУ СОШ с. <адрес> – ответчиков не оспаривали данное обстоятельство.

Преамбула Федерального Закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», гласит, что настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

В соответствии с положениями ч.ч. 1, 2 ст. 11 Федерального Закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах.

В соответствии с положениями Федерального Закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.

В соответствии Положением о подготовке граждан РФ к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1441 от 31 декабря 1999 года, обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций независимо от формы собственности (далее именуются - учебные пункты); военно-патриотическое воспитание.

Часть 3 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» гарантирует в Российской Федерации общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В соответствии с положениями п.п. 11, 13, 14 Инструкции, руководители образовательных учреждений: организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан.

Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении № 1 к Инструкции, и состоят из нормативно-правовых документов, учебной литературы, учебно-наглядных пособий, медицинского имущества.

Из буквального толкования положений п. 14 Инструкции следует, что наличие в образовательном учреждении предметного кабинета с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивного городка с элементами полосы препятствий, стрелкового тира или места для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), как в отдельности, так и в совокупности является обязательным, в связи с чем, довод министерства образования и науки <адрес>, министерства финансов <адрес> о рекомендательном характере положений Инструкции в данной части является ошибочным.

В судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось сторонами, что в МБОУ СОШ имени ФИО2<адрес>, МБОУ СОШ <адрес>, МБОУ СОШ с. <адрес> МБОУ СОШ <адрес> отсутствует учебно-материальная база, необходимая для образовательного процесса в соответствии с требованиями Инструкции. Представители учебных учреждений – ответчиков не оспаривали данное обстоятельство.

Отсутствие указанного материально-технического оснащения в образовательных учреждениях препятствует обучению граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы, чем нарушаются конституционные права граждан на образование, и не позволяет в полной мере реализовать гражданам конституционный долг и обязанность по защите Отечества (ст.ст. 43, 59 Конституции РФ).

Прокурор в исках указывает, что в МБОУ СОШ имени ФИО2<адрес>, МБОУ СОШ <адрес> отсутствуют тиры, а в МБОУ СОШ имени ФИО2<адрес> также отсутствует спортивный городок с полосой препятствий. Помощник прокурора района имени <адрес> ФИО1 в судебном заседании, сославшись на доводы искового заявления, просила удовлетворить заявленные требования, однако, учитывая, что в уточненных исковых требованиях прокурора района имени Лазо от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют требования об обязании МБОУ СОШ имени ФИО2<адрес> и МБОУ СОШ <адрес> оборудовать стрелковый тир и спортивный городок с полосой препятствий, суд в соответствии с требованиями ст.ст. 12, 196 ГПК РФ не может в данном случае выйти за пределы заявленных требований.

При таких обстоятельствах, а также, принимая во внимание, что доказательств устранения допущенных нарушений, выявленных в ходе проверки прокуратуры ответчиками представлено не было, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора в части обязания:

МБОУ СОШ имени ФИО2<адрес>, МБОУ СОШ <адрес> приобрести учебные и наглядные пособия, технические средства обучения в соответствии с приложением к Инструкции.

МБОУ СОШ <адрес>, МБОУ СОШ <адрес> оборудовать стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тир) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с положениями п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2.2. Методики, нормативы включают в себя расходы на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций, расходы на приобретение учебников и учебных пособий, расходы на приобретение средств обучения, игр, игрушек (далее расходы на обеспечение образовательной деятельности) (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Вместе с тем, согласно п. 11 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Системный анализ указанных норм законодательства, позволяет суду прийти к выводу, что финансирование образовательных учреждений, реализующих образовательные программы основного и среднего общего образования, на приобретение учебно-материальной базы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов должно финансироваться за счет государственных бюджетных средств субъекта РФ, в связи с чем, требования прокурора в части направления заявок администрацией района имени <адрес> к министерству образования и науки <адрес> и последующее направление заявок последним в министерство финансов <адрес> для выделения субвенций, как и финансирование проведения мероприятий по созданию учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы являются законными и подлежат удовлетворению.

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» не содержит указания о возможности финансирования из средств федерального бюджета образовательных учреждений, реализующих образовательные программы основного и среднего общего образования, на приобретение учебно-материальной базы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, в связи с чем доводы ответчиков - обоих министерств <адрес> о том, что финансирование исполнения требований законодательства об обеспечении учебных учреждений учебно-материальной базой является расходным обязательством Российской Федерации судом отвергается, поскольку основан на неверном толковании действующего законодательства.

Доводы министерства финансов <адрес> судом отвергаются, поскольку порядок выделения субвенций на указанные нужды соответствует бюджетному законодательству, а финансирование обеспечения реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами является обязанностью субъекта Российской Федерации.

В соответствии с требованиями п.п. 4, 5 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2010года N390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности являются: приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Обучение граждан в школьных учебных образовательных учреждениях начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы является предупредительной мерой, обеспечивающей способность граждан к несению военной службы и обеспечивает возможность нести обязанность по защите Отечества, имея начальные знания в области обороны, что является гарантией безопасности Российской Федерации.

Учитывая изложенное, исковые требования прокурора района имени Лазо подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчиков МБОУ СОШ им. ФИО2<адрес>, МБОУ СОШ <адрес>, МБОУ СОШ <адрес>, МБОУ СОШ <адрес> надлежит взыскать государственную пошлину в размере рублей в доход бюджета муниципального района имени <адрес>.

От уплаты государственной пошлины ответчики администрация муниципального района имени <адрес>, министерство финансов <адрес>, министерство образования и науки <адрес> освобождены на основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора района имени Лазо в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района имени <адрес> предоставить заявки на выделение денежных средств для создания в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе имени ФИО2<адрес> муниципального района имени <адрес>, Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе <адрес> муниципального района имени <адрес>, Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе <адрес> муниципального района имени <адрес>, Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе <адрес> муниципального района имени <адрес> учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в Министерство образования и науки <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Министерство образования и науки <адрес> предоставить заявки на выделение денежных средств для создания в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе имени ФИО2<адрес> муниципального района имени <адрес>, Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе <адрес> муниципального района имени <адрес>, Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе <адрес> муниципального района имени <адрес>, Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе <адрес> муниципального района имени <адрес> учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в Министерство финансов <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Министерство финансов <адрес> профинансировать проведение мероприятий по созданию в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе имени ФИО2<адрес> муниципального района имени <адрес>, Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе <адрес> муниципального района имени <адрес>, Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе <адрес> муниципального района имени <адрес>, Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе <адрес> муниципального района имени <адрес> создание учебно – материальной базы для обучения граждан знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу имени ФИО2<адрес> муниципального района имени <адрес> приобрести учебные и наглядные пособия, технические средства обучения в соответствии с приложением к Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы в образовательных учреждения среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденных Приказом Министра обороны РФ и Министра образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу <адрес> муниципального района имени <адрес> приобрести учебные и наглядные пособия, технические средства обучения в соответствии с приложением № 1 к Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы в образовательных учреждения среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденных Приказом Министра обороны РФ № 96 и Министра образования и науки РФ № 134 от 24 февраля 2010 года.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу <адрес> муниципального района имени <адрес> оборудовать стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тир) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу <адрес> муниципального района имени <адрес> оборудовать стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тир) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать государственную пошлину в доход бюджета муниципального района имени <адрес> по 4000 рублей с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени ФИО2<адрес> муниципального района имени <адрес>, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы <адрес> муниципального района имени <адрес>, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы <адрес> муниципального района имени <адрес>, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы <адрес> муниципального района имени <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 ноября 2014 года.

Судья подпись М.А. Гончарук

Копия верна.Судья М.А. Гончарук