ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-788/18 от 15.11.2018 Сургутского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0005-01-2018-002707-71

Дело № 2-788/2018

.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 ноября 2018 года г. Сургут

Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Тюленева В.В., при секретаре Трофимове А.А., с участием представителя истца Дмитриева А.Н., представителя ответчика Вечтомова А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гаппасовой Рашиды Сафиулловны к администрации Сургутского района о признании права на получение жилого помещения в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района», понуждении к предоставлению жилого помещения на условиях муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района»

УСТАНОВИЛ:

Гаппасова Р.С. обратилась в суд с указанным иском, требования мотивировала тем, что ею в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ была приобретена квартира, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

По настоящее время она зарегистрирована и проживает в помещении, расположенном по адресу ХМАО-Югра, <адрес>, на основании права собственности, свидетельство о государственной регистрации права 86-АБ 094473 от ДД.ММ.ГГГГ общей площадью 46,7 кв.м.

Вышеуказанный жилой дом согласно заключению межведомственной комиссии № 12/2013 от 10.12.2013г. признан аварийным и подлежит расселению в 2017 году, согласно постановлению администрации Сургутсокго района от 01.04.2016 №988-нпа «О сроках отселеня физических лиц из домов, признанных непригодными для проживания на территории городских и сельских поселений, входящих в состав Сургутского района.

Которое осуществляется в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района», утвержденной постановлением администрации Сургутсокго района от 19.12.2013 № 5587, а так же муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Сургутского района согласно постановлению администрации Сургутсокго района от 11.06.2015 № 1948 «Об утверждении муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Сургутского района».

В феврале 2017 года Гаппасовой Р.С. было получено письмо о возможности её участия в программе и о том, что ей надо предоставить необходимый перечень документов, что истицей было, и сделано.

В июне 2018 года истицей был получен проект соглашения об изъятии принадлежащего ей недвижимого имущества для муниципальных нужд, согласно которому размер возмещения за изымаемое имущество составляет 1715 337 рублей 70 копеек, однако от его подписания Гаппасова Р.С. отказалась, поскольку размер возмещения является заниженным.

ДД.ММ.ГГГГ с целью установления обоснованного определения рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: ХМАО-Югра, <адрес>, истице пришлось обратиться к эксперту ИП Лисенковой О.Г.

Согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному ИП Лисенковой О.Г., установлена величина рыночной стоимости объекта оценки квартиры, расположенной по адресу: ХМАО-Югра, <адрес>, равная 2 457 625 рублей.

12.07.2018 года Гаппасовой Р.С. было подано заявление в администрацию Сургутского района ХМАО-Югры вх.11-22 06060 от 12.07.2018 о просьбе переселить истицу из аварийного жилья и заключить с ней соглашение.

24.07.2018 года ответчиком был отослан ответ на заявление истицы вх.11-22 06060 от 12.07.2018г. по адресу: ХМАО-Югра, <адрес>, однако Гаппасова Р.С. проживает в пятой квартире данного дома.

08.08.2018 года представитель истца Дмитриев А.Н., действующий на основании нотариальной доверенности <адрес>8 от 25.06.2018г., получил ответ от 24.07.2018г в департаменте управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района суть ответа заключается в том, что, так как Гаппасова Р.С. вовремя не обратилась в департамент, жилье которое ей было распределено, в настоящее время распределено в полном объеме, в связи с этим предоставление истице жилого помещения, отвечающего всем санитарным нормам и правилам, не представляется возможным.

В настоящее время Гаппасова Р.С. проживает в данной квартире, нахождение в ней угрожает её безопасности жизни и здоровья.

В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу, жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (то есть путем выкупа жилого помещения).

Таким образом, в силу приведенных выше положений действующего законодательства собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав в случае включения дома в региональную адресную программу.

На основании вышеизложенного Гапппасова Р.С. просит признать за ней право на получение равнозначной квартиры расположенной в поселке Солнечном взамен непригодного для проживания, расположенного по адресу: <адрес>, в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района», утвержденной постановлением администрации Сургутсокго района от 19.12.2013 № 5587 и муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Сургутского района согласно постановлению администрации Сургутского района от 11.06.2015 № 1948 «Об утверждении муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Сургутского района».

Обязать ответчика предоставить ей взамен изымаемого жилого помещения, в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным, строительным эпидемиологическим и иным требованиям, предъявляемым к жилому помещению, расположенное в границах с.п. Солнечный Сургутского района, общей площадью не менее 46,7 кв. метров.

В судебном заседании представитель истца Дмитриев А.Н. уточнил исковые требования, просил обязать ответчика предоставить равнозначное жилое помещение в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района», утвержденной постановлением администрации Сургутсокго района от 19.12.2013 № 5587, и муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Сургутского района согласно постановлению администрации Сургутского района от 11.06.2015 № 1948 «Об утверждении муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Сургутского района».

Представитель ответчика администрации Сургутского района Вечтомов А.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, а также, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан и стимулируют жилищное строительство.

Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» установлены правовые основания для разработки государственных и муниципальных программ.

Согласно положениям статьи 179 Бюджетного кодекса РФ вопросы определения порядка формирования и реализации государственных программ Российской Федерации (муниципальных программ), сроки их реализации, отнесены к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования).

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация муниципального образования) самостоятельно принимает решение о системе и составе участвующих в разработке и реализации государственной (муниципальной) программы.

Муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей <адрес>»», утвержденная постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - муниципальная программа), принята во исполнение государственной жилищной программы «О государственной программе <адрес> - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей <адрес> - Югры в 2014-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-п, при принятии которой субъект РФ руководствовался государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р.

Согласно государственной программе <адрес> - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей <адрес> - Югры в 2014-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-п, исполнителями программы являются городские округа и муниципальные районы <адрес> - Югры.

Частью 2 статьи 1 Жилищного кодекса РФ установлено, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.

Статьей 209 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Правоотношения в рамках муниципальной программы возникают из норм гражданского законодательства Российской Федерации (статья 1, часть 3 статьи 154, статьи 421 Гражданского кодекса РФ) и является дополнительной мерой, которой может воспользоваться гражданин в порядке, установленном, непосредственно, данной муниципальной программой.

В соответствии с условиями муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей <адрес>», утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ участие граждан муниципальной программе носит добровольный и заявительный характер.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Порядка работы с гражданами - участниками подпрограммы «Содействие развитию жилищного строительства» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей <адрес>», проживающими в аварийных домах, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-нпа (далее по тексту - порядок), участниками муниципальной программы являются граждане-собственники жилых помещений, расположенных в домах, признанных в установленном порядке аварийными, на территории городских и сельских поселений <адрес>, не имеющие судебных актов о возмещении материального ущерба за аварийное жилое помещение, утраченное в результате пожара.

Пунктом 2 порядка установлено, что уполномоченный орган местного самоуправления (департамент управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации <адрес>) организует работу по приобретению жилых помещений в соответствии с условиями подпрограммы.

После объявления аукциона на приобретение жилых помещений, департамент организует работу по уведомлению граждан, проживающих в жилых домах, признанных в установленном порядке аварийными, подлежащих к расселению в текущем году, о возможности участия в подпрограмме.

Расселение аварийных домов, а также распределение квартир в приобретённых или построенных жилых помещениях осуществляется на основании решения департамента в соответствии с заключёнными договорами финансирования (договоры долевого участия, купля-продажа жилых помещений и т.д.).

В соответствии с пунктом 3 порядка переселение участников подпрограммы, проживающих в аварийных домах, расположенных на территории городских и сельских поселений, входящих в состав <адрес>, осуществляется, согласно списку аварийных жилых домов, расположенных на территории <адрес>. Данный список утверждается постановлением администрации <адрес>.

Согласно постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-нпа «О сроках отселения физических лиц из домов, признанных непригодными для проживания на территории городских и сельских поселений, входящих в состав <адрес>» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, с.<адрес>, стоял в списках очередности под со сроком его отселения в 2017 году.

С целью переселения вышеуказанных граждан, департамент вправе передать жилые помещения в муниципальную собственность администрации поселения, в чьи полномочия входит право по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся на территории поселения.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ исх. Гаппасова Р.С. была уведомлена департаментом о возможности принять участие в муниципальной программе.

Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ вх. Гаппасова Р.С. отказалась от участия в программе по предложенному департаментом варианту предоставления жилого помещения по договору мены и дала согласие ожидать распределение жилых помещений в другом многоквартирном доме, приобретаемым департаментом в рамках муниципальной программы.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ исх. Гаппасова Р.С. была повторно уведомлена департаментом о возможности еще раз принять участие в муниципальной программе.

До настоящего времени каких-либо предварительных договоров мены либо иных других соглашений, определяющих условия и порядок участия Гаппасовой Р.С. в муниципальной программе, не заключено.

Кроме того, департамент управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации <адрес> по настоящее время проводит работу с Гаппасовой Р.С. с целью предоставления ей другого жилого помещения в рамках муниципальной жилищной программы.

Пунктом 2 порядка также установлено, что в случае извещения департаментом граждан, о возможных вариантах улучшения жилищных условий в рамках подпрограммы и последующего отказа от предложенных вариантов улучшения жилищных условий, а так же в случае не поступления заявления от граждан о согласии (отказе) и предложенном варианте улучшения жилищных условий, а также в случае отказа от участия в подпрограмме (не предоставление необходимого пакета документов в течение 2-х недель с момента получения уведомления о расселении жилого дома) граждане, проживающие в жилых помещениях на условиях договора социального найма и граждане-собственники жилых помещений подлежат переселению из многоквартирных аварийных домов органом местного самоуправления, в чьи полномочия входит распоряжение жилищным фондом данного поселения, в порядке и по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, администрация <адрес> в пределах своих полномочий и произведенных действий в рамках данных полномочий при реализации муниципальной программы не нарушало право истца на участие в муниципальной программе.

Согласно п. 1 ст. 11 ГК РФ, ч. 1 ст. 3 ГПК РФ защите в судебном порядке подлежат лишь нарушенные или оспариваемые субъективные права и законные интересы.

В данном случае, у истца на момент рассмотрения судом спора, отсутствует нарушенное право, подлежащее защите, так как ответчиком признается и ни коим образом не ограничивается право Гаппасовой Р.С. на получение жилого помещения в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района».

Оснований для понуждения администрации Сургутского района к предоставлению жилого помещения на условиях муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района» также не имеется, поскольку каких-либо сроков переселения граждан муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района» не содержит. Более того, истице до настоящего времени не предоставлено жилое помещение в рамках указанной программы в связи с тем, что Гаппасова Р.С. отказывалась от предложенных ей ответчиком жилых помещений.

С учетом изложенного суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Гаппасовой Р.С. в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Гаппасовой Рашиды Сафиулловны к администрации Сургутского района о признании права на получение жилого помещения в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района», понуждении к предоставлению жилого помещения на условиях муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца через Сургутский районный суд.

.

.

Судья Сургутского районного суда Тюленев В.В.