ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-788/2016 от 28.11.2016 Чкаловского районного суда (Нижегородская область)

2-788/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Чкаловск 28.11.2016 года.

Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Романычевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Кнутовой М.А.,

с участием представителей ответчика общества с ограниченной ответственностью «Чкаловская теплоснабжающая компания» Июдиной А.А. и Розенберга А.Ю. (по доверенностям),

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску

государственной жилищной инспекции Нижегородской области к обществу с ограниченной ответственностью «Чкаловская теплоснабжающая компания» о возложении обязанности исполнить предписания государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 14.12.2015 года и от 06.04.2016 года ,

У С Т А Н О В И Л:

Государственная жилищная инспекция Нижегородской области обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Чкаловская теплоснабжающая компания» (далее – ООО «ЧТК») о возложении обязанности исполнить предписания государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 14.12.2015 года и от 06.04.2016 года , указав, что 14.12.2015 года на основании приказа заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее – Госжилинспекция) от 03.12.2015 года по коллективному обращению жителей дома по <адрес> (далее – спорный многоквартирный дом) по вопросу некачественного предоставления коммунальной услуги горячее водоснабжение, в отношении ООО «ЧТК» была проведена внеплановая выездная проверка с обследованием вышеуказанного многоквартирного жилого дома, в ходе которой выявлено, что в нарушение п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» ООО «ЧТК» подавало горячую воду в вышеуказанный многоквартирный жилой дом температурой, ниже установленного предела. По результатам проведенной проверки Госжилинспекцией в отношении ООО «ЧТК» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23. КоАП РФ, и выдано предписание от 14.12.2015 года об устранении выявленных нарушений, а именно: привести температуру горячей воды, поставляемую в спорный многоквартирный жилой дом, в соответствие с установленными нормативными актами пределами и произвести потребителям данного многоквартирного дома перерасчет за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества, со сроком исполнения данного предписания 20.02.2016 года. 01.04.2016 года Госжилинспекцией в отношении ООО «ЧТК» на основании приказа от 23.03.2016 года , с целью проверки выполнения предписания об устранении выявленных нарушений от 14.12.2015 года , срок для исполнения которого истек, была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что ООО «ЧТК» указанное предписание не выполнило, поскольку при замере температуры горячей воды на вводе трубопровода горячего водоснабжения (в точке водозабора в подвальном помещении дома) в спорный многоквартирный жилой дом вновь было выявлено занижение температуры горячей воды, которая составила «+51,9°С», что не соответствует п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», согласно которым температура горячей воды в местах водозабора, независимо от применяемой системы теплоснабжения, должна быть не менее «+60°С» и не выше «+75°С». По факту невыполнения предписания в отношении ООО «ЧТК» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ, и выдано повторное предписание от 06.04.2016 года об устранении выявленных нарушений, а именно: привести температуру горячей воды, поставляемую в спорный многоквартирный жилой дом, в соответствие с установленными нормативными актами пределами и произвести потребителям данного дома перерасчет за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества, со сроком исполнения 20.06.2016 года. 01.07.2016 года Госжилинспекцией в отношении ООО «ЧТК», на основании приказа от 28.06.2016 года , с целью проверки выполнения предписания об устранении выявленных нарушений от 06.04.2016 года , срок исполнения которого истек, была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что указанное предписание ООО «ЧТК» также не выполнило, поскольку при замере температуры горячей воды на вводе трубопровода горячего водоснабжения в спорный многоквартирный дом было выявлено занижение температуры горячей воды, которая составила «+54,2°С», что не соответствует п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». По факту невыполнения предписания в отношении ООО «ЧТК» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ, и выдано новое предписание от 06.07.2016 года об устранении выявленных нарушений, а именно: привести температуру горячей воды, поставляемую в спорный многоквартирный жилой дом, в соответствие с установленными нормативными актами пределами и произвести потребителям данного дома перерасчет за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества, со сроком исполнения данного предписания 20.08.2016 года. Согласно п. 1.1, п. 4.1 договора теплоснабжения от 13.08.2012 года ООО «ЧТК» обязано подавать ТСЖ «Мой дом» горячую воду через присоединенную сеть в объеме, режиме и с качеством, указанным в настоящем договоре, в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон; поддерживать температуру теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности. Тепловая энергия является коммунальным ресурсом, количество которого определяет норматив потребления коммунальных услуг (п. 3 Правил № 354). Таким образом, тепловая энергия в сетевой воде, которая поставляется ООО «ЧТК» обслуживающим организациям для оказания ими коммунальных услуг населению, при поступлении непосредственно в жилое помещение преобразуются в коммунальную услугу. При заключении договора от <дата> на поставку тепловой энергии ООО «ЧТК» знало, что теплоресурс предназначается для населения – жителей многоквартирного жилого дома по ул. <адрес>, однако, в нарушение требований п. 9 Правил № 354, п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 ООО «ЧТК» подавало в указанный многоквартирный жилой дом горячую воду, температурой ниже установленного нормативными актами предела, и не предпринимало мер к устранению причин некачественной подачи коммунальной услуги и к перерасчету за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества, то есть уклонялось от исполнения законных предписаний Госжилинспекции, которая поэтому и обратилась в суд с иском о возложении на ООО «ЧТК» обязанности исполнить вышеуказанные предписания, а именно: выполнить работы по приведению температуры горячей воды на вводе в дом по ул. <адрес> в соответствие с установленными нормативными актами пределами и произвести потребителям вышеуказанного многоквартирного дома перерасчет за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества за период с 14.12.2015 года по 01.07.2016 года.

06.10.2016 года определением судебного заседания по ходатайству представителя ответчика Июдиной А.А. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья «Мой дом» (далее - ТСЖ «Мой дом») (протокол – л.д. 50).

В судебные заседания представитель государственной жилищной инспекции Нижегородской области не явился, обратившись 25.11.2016 года с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствии их представителя (ходатайство – л.д. 80).

В судебные заседания представитель ТСЖ «Мой дом» не явился, обратившись в суд 01.11.2016 года с отзывом и одновременно с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (заявление – л.д. 57).

В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей истца и третьего лица, о времени и месте рассмотрения дела извещенных своевременно и надлежащим образом.

В судебном заседании от 28.11.2016 года представитель ООО «ЧТК» Розенберг А.Ю. иск не признал в полном объеме, пояснив, что ООО «ЧТК» занимается производством, передачей и распределением пара и горячей воды котельными с целью удовлетворения общественных потребностей граждан <адрес>. 13.08.2012 года между ООО «ЧТК» и ТСЖ «Мой дом» был заключен договор теплоснабжения, согласно которому ООО обязано подавать тепловую энергию ТСЖ «Мой дом» в объеме, режиме и с качеством, указанном в договоре. 10.12.2015 года и 01.04.2016 года государственным жилищным инспектором была произведена проверка в части подачи ООО горячего водоснабжения в многоквартирный жилой по <адрес>, и установлено, что в дом подавалась горячая вода, температурой ниже установленного предела, в связи с чем ООО были выданы предписания от 14.12.2015 года и от 06.04.2016 года о приведении температуры горячей воды, поставляемой в спорный многоквартирный жилой дом в соответствие с пределами, установленными нормативными актами, и о перерасчете потребителям данного дома за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества. ООО «ЧТК» с данными предписаниями согласилось, их не оспаривало, хотя в устном порядке государственному жилищному инспектору было пояснено, что предписания являются неисполнимыми, так как оборудование котельной достаточно износилось, денежных средств на ремонт котельной нет, поэтому, даже в случае использования котельной на всю мощность, температура горячей воды на выходе все равно будет меньше +60°С. Требования Госжилинспекции общество не признает потому, что истцом не указаны конкретные работы, которые должны быть выполнены ООО, и перерасчет потребителям должно произвести само ТСЖ «Мой дом», так как ООО «ЧТК» в договорных отношениях непосредственно с потребителями не состоит.

В судебном заседании от 28.11.2016 года представитель ООО «ЧТК» Июдина А.А. иск не признала в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные Розенбергом А.Ю., дополнительно пояснив, что иск Госжилинспекции является необоснованным, поскольку заявлен в интересах потребителей спорного многоквартирного жилого дома, то есть в интересах определенного круга лиц, что противоречит действующему законодательству.

Из отзыва ТСЖ «Мой дом» следует, что ТСЖ поддерживает заявленные истцом требования в полном объеме, поскольку согласно п. 1.1. и п. 4.1 договора теплоснабжения от 13.08.2012 года ООО «ЧТК» обязалось подавать ТСЖ «Мой дом» горячую воду через присоединенную сеть в объеме, режиме и с качеством, указанным в настоящем договоре, в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон; поддерживать температуру теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности. В целях контроля качества поставляемой ООО «ЧТК» коммунальной услуги по горячему водоснабжению ТСЖ на вводе во внутридомовую центральную систему ГВС установило узел учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, заключив с ООО «Регион-Сервис» договор от 01.11.2013 года на оказание услуг по техническому обслуживанию. По данным указанного узла учета средняя температура горячей воды, поставляемой ООО «ЧТК» на ввод во внутридомовую центральную систему ГВС, на 25.07.2016 года составила 50,81°С. Кроме того, ООО «ЧТК» не произвело потребителям спорного многоквартирного дома перерасчет за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества за период с 14.12.2015 года по 01.07.2016 года. Таким образом, ООО «ЧТК» не предприняло мер по исполнению предписаний государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 14.12.2015 года и от 06.04.2016 года , что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц (отзыв – л.д. 55-58).

Выслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В силу положений ч. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ.

В соответствии с п. 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ № 493 от 11.06.2013 года "О государственном жилищном надзоре", государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

29.11.2013 года постановлением Правительства Нижегородской области № 885 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее – Положение), согласно которому основными задачами инспекции являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах…(п.п.2.1. п.2); осуществление надзора за исполнением требований, содержащихся в выданных инспекцией предписаниях и представлениях (п.п. 3.5. п. 3); составление протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассмотрение в установленном порядке дел об административных правонарушениях в пределах компетенции инспекции и принятие по ним соответствующих решений, привлечение виновных лиц к административной ответственности за нарушение обязательных требований, внесение в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представлений о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений (п.п. 3.6. п. 3, 4.2.4. п.4); обращение в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращениям или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований (п.п. 4.1.1. п. 4); осуществление в рамках компетенции иных прав, предусмотренных действующим законодательством (п.п. 4.1.4. п. 4).

В соответствии с ч. 4 и п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

Установленный факт неисполнения предписаний наделяет указанный орган правом на инициирование процедуры привлечения хозяйствующего субъекта к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5. Кодекса РФ об административном правонарушении.

Из материалов дела следует, что на основании приказа от 03.12.2015 года заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) С.Е.А., 10.12.2015 года в ходе проведенной внеплановой выездной проверки главным специалистом Городецкого отдела Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области Х.Е.Ю. по фактам нарушения прав потребителей, изложенных в коллективном обращении жителей подъездов №<адрес> по вопросу ненадлежащего предоставления ООО «ЧТК» коммунальной услуги по горячему водоснабжению в указанный многоквартирный дом, в деятельности ООО «ЧТК» выявлено следующее: в спорном многоквартирном жилом доме ввод в дом горячей воды осуществляется через подвал дома. При замере температуры горячей воды на вводе трубопровода трассы горячего водоснабжения в вышеуказанный жилой дом при помощи контактного цифрового термометра ТК-5,06 с зондами 3П-150 ; 3ПГ-150 ; 3В-150 , заводской , дата поверки 23.07.2015 года, действительно до 23.07.2016 года, установлено, что на вводе системы горячего водоснабжения в дом температура горячей воды составила 54,6°С, на выходе (обрат. подающем) – 42,7°С, что не соответствует нормативной температуре, предусмотренной СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». При снятии данных с узла учета (пульта управления, расположенного в первом подъезде дома) установлено, что температура горячей воды на вводе в дом по данному прибору учета составила 55°С, на обратке – 43,7°С, что является нарушением п. 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», о чем составлен соответствующий акт от 10.12.2015 года (приказ – л.д. 11-14, акт – л.д. 15-16).

14.12.2015 года главным специалистом Госжилинспекции Х.Е.Ю. в отношении ООО «ЧТК» вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 20.02.2016 года, а именно: о приведении температуры горячей воды, поставляемой в многоквартирный жилой <адрес>, в соответствие с установленными нормативными актами пределами и о перерасчете потребителям данного многоквартирного дома за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества (предписание – л.д. 17).

На основании приказа от 23.03.2016 года заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) С.Е.А., 01.04.2016 года в ходе проведенной внеплановой выездной проверки главным специалистом Госжилинспекции Х.Е.Ю. по проверке выполнения предписания об устранении выявленных нарушений от 14.12.2015 года , срок для исполнения которого истек, в деятельности ООО «ЧТК» выявлено занижение температуры горячей воды в точке разбора в спорном многоквартирном жилом доме, а именно: по показаниям приборов измерения температуры горячей воды при вводе в вышеуказанный многоквартирный дом на подающем трубопроводе системы горячего водоснабжения (ГВС) составила 55°С, на обратном трубопроводе температура составила 43°С, что не соответствует п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». В качестве мероприятий, подлежащих выполнению в целях устранения выявленных нарушений, предписанием установлено привести температуру горячей воды в соответствие с пределами, установленными нормативными актами. На момент проверки 01.04.2016 года установлено, что предписание не исполнено, нарушение не устранено. Так, на замере температуры горячей воды на вводе трубопровода горячего водоснабжения в спорный многоквартирный дом при помощи контактного цифрового термометра ТК-5,06 с зондами 3П-150 ; 3ПГ-150 ; 3В-150 , заводской , дата поверки 23.07.2015 года, действительно до 23.07.2016 года, установлено, что на вводе ГВС в дом температура горячей воды составила +51,9°С, на обратном трубопроводе - 39,7°С, что не соответствует нормативной, предусмотренной СанПиН 2.1.4.2496-09 09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», о чем составлен соответствующий акт от 01.04.2016 года (приказ – л.д. 20-21, акт – л.д. 24-27).

06.04.2016 года главным специалистом Госжилинспекции Х.Е.Ю. в отношении ООО «ЧТК» вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 20.06.2016 года, а именно: о приведении температуры горячей воды, поставляемой в многоквартирный жилой <адрес>, в соответствие с установленными нормативными актами пределами и о перерасчете потребителям данного многоквартирного дома за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества (предписание – л.д. 28).

На основании приказа от 28.06.2016 года заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) С.Е.А., 01.07.2016 года в ходе проведенной внеплановой выездной проверки главным специалистом Госжилинспекции Х.Е.Ю. по проверке выполнения предписания об устранении выявленных нарушений от 06.04.2016 года , срок для исполнения которого истек, в спорном многоквартирном жилом доме выявлено занижение температуры горячей воды в точке разбора, а именно: по показаниям приборов измерения температуры горячей воды при вводе в дом на подающем трубопроводе системы горячего водоснабжения составила 51,9°С, что не соответствует п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». В качестве мероприятий, подлежащих выполнению в целях устранения выявленных нарушений, предписанием установлено привести температуру горячей воды в соответствии с установленными нормативными актами пределами. На момент проверки 01.07.2016 года при замере температуры горячей воды на вводе трубопровода горячего водоснабжения в <адрес> выявлено занижение температуры горячей воды в точке разбора, а именно: по показаниям приборов измерения температуры горячей воды (в точке водоразбора в подвальном помещении вышеуказанного дома) на подающем трубопроводе системы горячего водоснабжения составила 54,2°С, что не соответствует п. 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Таким образом установлено, что ООО «ЧТК» не выполнило в срок законное предписание. Замер температуры производился при помощи контактного цифрового термометра ТК-5, мод. ТК-5,06 с зондами 3ПВ 150, 3ПГ 150, 3В-150 заводской номер , свидетельство о поверке , действительно до 23.07.2016 года, о чем составлен соответствующий акт от <дата>; в акте представителем ООО «ЧТК» Розенбергом А.Ю. указано, что снижение температуры горячего водоснабжения объясняется недостаточной циркуляцией горячего водоснабжения в спорном многоквартирном доме, температура горячего водоснабжения на момент проверки в магистральном трубопроводе составила 59-60°С (приказ – л.д. 31-32, акт – л.д. 35-38).

06.07.2016 года главным специалистом Городецкого отдела Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области Х.Е.Ю. в отношении ООО «ЧТК» вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 20.08.2016 года, а именно: привести температуру горячей воды, поставляемую в многоквартирный жилой <адрес> в соответствии с установленными нормативными актами пределами (предписание – л.д. 39).

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушений обязательных требований.

Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Для указанных субъектов обязательным условием для обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц является прямое указание на такое право в законе. Для обращения с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина (за исключением недееспособных и несовершеннолетних лиц) в качестве дополнительного условия является также просьба лиц, в интересах которых имеет место обращение в суд.

Из материалов дела усматривается, что поводом для обращения в суд с настоящим иском послужило коллективное обращение жителей подъездов №<адрес> по вопросу предоставления ООО «ЧТК» коммунальной услуги в виде горячего водоснабжения ненадлежащего качества за период с 14.12.2015 года по 01.07.2016 года.

Таким образом, круг лиц, в интересах которых с иском в суд обратилась государственная жилищная инспекция Нижегородской области, может быть индивидуализирован и конкретно определен, что свидетельствует о том, что иск предъявлен в интересах определенных лиц, однако данных о том, что иск подан в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе, в материалах дела не имеется.

25.11.2016 года от истца в суд поступили копии жалоб жителей подъездов № спорного многоквартирного жилого дома, которые к неопределенному кругу лиц не относятся (жалобы – л.д. 78-79).

Принимая во внимание, что нарушение ответчиком прав неопределенного круга лиц истцом не доказано, суд считает, что государственная жилищная инспекция Нижегородской области вышла за пределы полномочий, предоставленных ей законом, по обращению с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц.

Кроме того, лица, считающие, что их права и законные интересы нарушены, не лишены возможности самостоятельно обратиться за судебной защитой в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом РФ, и каких либо препятствий к избранию заинтересованными лицами надлежащих способов защиты своих нарушенных прав не имеется.

Положениями ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что в случае выявления при проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), обязаны: выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

19.09.2016 года постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Чкаловского судебного района Нижегородской области – мировым судьей судебного участка № 1 Чкаловского судебного района Нижегородской области Удаловой Н.П. ООО «ЧТК» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ – за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 500 рублей, который был уплачен ООО «ЧТК» 03.10.2016 года (постановление – л.д. 112-113, платежное поручение – л.д.114).

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в т.ч. поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (далее - Правила).

В силу п. 42 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к данным Правилам (показание прибора* действующий тариф).

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 4 (норматив потребления * действующий тариф * количество проживающих человек).

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ право определять предмет и основание иска принадлежит истцу.

Истцом заявлено требование о возложении на ответчика обязанности выполнить работы по приведению температуры горячей воды на вводе в <адрес> в соответствие с пределами, установленными нормативными актами, однако какие конкретно действия должно выполнить ООО «ЧТК» и в соответствии с какими нормативными актами, истцом не указано, в связи с чем в случае удовлетворения данного требования судебное решение в указанной части будет неисполнимо.

Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года № 23 "О судебном решении" решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (абз. 1). В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (ст. 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (ч. 5 ст. 198, ст.ст. 204 - 207 ГПК РФ).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, исполнение судебного решения является самостоятельной гарантией государственной, в том числе судебной, защиты прав и свобод человека и гражданина; защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется (постановления от 30.07.2001 года № 13-П, от 15.01.2002 года № 1-П, от 14.05.2003 года № 8-П, от 14.07.2005 года № 8-П, от 12.07.2007 года № 10-П, от 26.02.2010 года № 4-П, от 14.05.2012 года № 11-П, от 22.04.2013 года № 8-П, от 27.06.2013 года № 15-П и др.).

В соответствии с п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны, собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ существуют три способа управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений, 2) управление ТСЖ, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, 3) управление управляющей организацией.

В силу п. 2.2. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.

Таким образом, в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется ТСЖ, то потребителем по договору теплоснабжения с ресурсоснабжающей организацией является ТСЖ или управляющая организация, которая на вводе тепла в дом покупает тепловую энергию и далее оказывает коммунальные услуги жителям. В этом случае жильцы многоквартирных домов получают коммунальную услугу в виде отопления и горячего водоснабжения от исполнителя по договору оказания коммунальных услуг. Таким образом, имеют место отношения по предоставлению коммунальных услуг, при которых потребитель непосредственно не заключает договор на снабжение тепловой энергией с теплоснабжающей организацией, а вступает в отношения по оказанию коммунальных услуг с ТСЖ, управляющей компанией, ЖСК и др., которые, в свою очередь, являются абонентами (потребителями) по договору теплоснабжения.

В соответствии со ст. 155 ЖК РФ …товарищество собственников жилья, которое получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми товариществом собственников жилья заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ (п. 6.2). На основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья, которое отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (п.6.3.).

На основании пунктов 1, 2 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору горячего или холодного водоснабжения (далее-договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами РФ и не противоречит существу договора водоснабжения.

Уставом ТСЖ «Мой дом» предусмотрено обеспечение домовладельцев коммунальными и прочими услугами; заключение договоров, контрактов, соглашений с гражданами, юридическими лицами в соответствии с целями своей деятельности; исполнение обязательств, принятых по договорам (п.п.2.2. п.2); предоставление жилищных, коммунальных и иных услуг, связанных с управлением, обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, находящемся в управлении товарищества (п.п. 6.2. п. 6); на основании положений законодательства, соответствующих решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов общества обеспечение сбора платежей и взносов членов товарищества и своевременная оплата содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, а также обеспечение сбора платежей и оплата ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, предоставляемых собственникам, пользователям помещений в многоквартирном доме (п.п.9.1.9 п. 9) (Устав – л.д. 61-70).

13.08.2012 года между ООО «ЧТК» и ТСЖ «Мой дом» заключен договор теплоснабжения , по условиям которого ООО «ЧТК» (теплоснабжающая компания) обязалось:

- подавать ТСЖ «Мой дом» (потребителю) через присоединенную сеть тепловую энергию, а потребитель обязался принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель, соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования (п.п. 1.1. п.2);

- подавать тепловую энергию потребителю в объеме, режиме и с качеством, указанным в настоящем договоре, в приложении к нему, в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (приложение ) (п.п. 4.1.1. п. 4);

- поддерживать температуру теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенными к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры теплоносителя в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений (п.п. 4.1.4. п. 4);

- ежемесячно направлять потребителю счета на плановую общую стоимость потребляемой тепловой энергии и (или) горячей воды и счета-фактуры за фактическое потребление в расчетном периоде, в сроки, установленные настоящим договором (п.п. 4.1.10. п. 4). ТСЖ "Мой дом" обязуется оплачивать выставляемые теплоснабжающей организацией платежные документы в порядке и сроки, установленные договором (п.п. 5.1.14. п. 5). Местом исполнения обязательств является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации (п.п. 1.3. п. 2). Количество поданной потребителю и использованной им тепловой энергии определяется по показаниям узлов учета, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями Правил по учету тепловой энергии и теплоносителя и иных нормативных документов по обеспечению единства измерений (п.п. 7.5. п. 7); споры, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора, а также о его расторжении или изменении рассматриваются в арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством (п.п. 11.4. п. 11) (договор – л.д. 94-106).

Согласно Уставу ООО «ЧТК» основными видами деятельности общества… являются производство, передача и распределение пара и горячей воды котельными с целью удовлетворения общественных потребностей граждан (п.п. 3.2. п. 3); общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ (п.п. 3.3. п.3); общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. На праве собственности обществу принадлежит другое имущество, внесенное в уставный капитал, а также имущество, приобретенное им по другим основаниям (п.п. 9.1. п. 9) (Устав – л.д. 81-88).

В соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, внешней границей сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Таким образом, за режим и качество подачи горячей воды к водоразборным точкам дома по ул. <адрес> несет ответственность ООО "ЧТК" на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в данном многоквартирном доме.

Однако, согласно действующему законодательству, в случае управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья на ООО «ЧТК» не может быть возложена обязанность по производству перерасчета за ненадлежащее качество коммунальной услуги, поскольку ООО «ЧТК» является по обязательству оплаты за поставленные ресурсы по договору теплоснабжения кредитором ТСЖ. Ресурсоснабжающая организация несет ответственность по начислению платы за поставленные ресурсы ТСЖ, но не каждому жильцу, и именно ТСЖ является лицом, ответственным перед потребителями коммунальной услуги по начислению платы и осуществляет расчет платы на основании документов, представленных собственниками жилого помещения.

Следовательно, в том случае, когда потребители получили коммунальную услугу ненадлежащего качества, а ТСЖ отказывает в осуществлении перерасчета, потребители вправе обратиться в суд с данным требованием, ответчиком по исполнению которого может являться только ТСЖ.

На ресурсоснабжающую организацию может быть возложена обязанность о перерасчете платы за ненадлежащую коммунальную услугу в том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме осуществляют непосредственное управление таким домом и вносят плату за отопление и горячее водоснабжение непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании отдельного соглашения, заключенного с такой организаций, определяющего порядок и размер участия в расходах на оплату коммунальных услуг.

Договором теплоснабжения от 13.08.2012 года, заключенного между ООО «ЧТК» и ТСЖ «Мой дом», обязанность общества производить перерасчет за предоставление некачественной услуги непосредственно потребителям не предусмотрена.

Кроме того, требование о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества соответствующими расчетами не подкреплено, что не позволяет суду возложить на ответчика в судебном порядке обязанность произвести поквартирный перерасчет платы за горячее водоснабжение, так как разрешение данного требования предполагает проверку его обоснованности и исполнимости, поскольку размер платы для разных квартир неодинаков, в предписаниях данных для расчетов также не приведено.

Как следует из справки ТСЖ «Мой дом» от 23.11.2016 года о количестве жителей, пользующихся холодной и горячей водой за <дата> в доме по <адрес>, количество проживающих в вышеуказанном многоквартирном доме <данные изъяты> человек, а также в данном доме имеются нежилые помещения, в которые также отпускается горячее водоснабжение (справка – л.д. 110).

Суд считает, что настоящий иск Госжилинспекции в интересах жильцов дома нельзя отнести к заявлению в интересах неопределенного круга лиц, поскольку количество жильцов поддается исчислению исходя из характера конкретных правоотношений, возникших из права собственности или иных имущественных и личных прав в отношении жилых и нежилых помещений в доме. Из представленных истцом копий обращений жителей <адрес> данных лиц можно идентифицировать.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (ч. 1 ст. 4 ГПК РФ), к кому предъявлять иск (п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ), вследствие чего суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы заявленных требований лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

За невыполнение в срок законного предписания государственного жилищного инспектора, в соответствии со ст. 19.5. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Следовательно, законодатель определил механизм полномочий государственного жилищного инспектора, определяющий порядок понуждения юридического лица к исполнению предписания. Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность лиц, не исполняющих предписание государственного жилищного инспектора.

Жилищное законодательство не регулирует вопросы принудительного исполнения предписаний государственного жилищного инспектора в судебном порядке путем предъявления иска о понуждении к исполнению предписания.

Государственная жилищная инспекция Нижегородской области компетентна выявлять правонарушения, а не решать правовые споры, поскольку не вправе подменять собой судебные органы.

Суд считает, что избранный истцом способ защиты и восстановления нарушенного права является ненадлежащим, поскольку предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Избранный же истцом способ защиты и восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц – как обязание ответчика в судебном порядке исполнить вынесенные предписания, действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, учитывая требования закона и установленные по делу обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований государственной жилищной инспекции Нижегородской области в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска государственной жилищной инспекции Нижегородской области к обществу с ограниченной ответственностью «Чкаловская теплоснабжающая компания» о возложении обязанности исполнить предписания государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 14.12.2015 года и от 06.04.2016 года отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Н.В.Романычева. Решение не вступило в законную силу.