ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-788/2022 от 06.09.2022 Ефремовского районного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 сентября 2022 г. г. Ефремов Тульской области

Ефремовский межрайонный суд Тульской области в составе:

судьи Шаталовой Л.В.,

при помощнике судьи Шубине В.А.,

с участием представителя истца Управления Роспотребнадзора по Тульской области по доверенности Поповой Ю.А., представителя ответчика Овчинниковой А.В. в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Дагаева В.В., представителя третьего липа, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «ЕЗСК сервис» в лице директора Митусова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Тульской области к Овчинниковой Анне Владимировне о признании незаконной деятельности по организации летнего загородного лагеря и запрете данной деятельности,

у с т а н о в и л:

Управление Роспотребнадзора по Тульской области обратилось в суд с иском к Овчинниковой А.В. о признании незаконной деятельности по организации летнего загородного лагеря и запрете данной деятельности.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что актом осмотра органом государственного контроля (надзора) сайта в сети «Интернет» от ДД.ММ.ГГГГ установлено функционирование сайта , на котором в свободном доступе для неограниченного круга лиц размещена информация об организации отдыха детей в формате загородного летнего отдыха, при этом на активных вкладках сайта к продаже предлагаются путевки на летние смены, работа загородного лагеря предполагается на базе отдыха «Шилово» (Тульская область, Ефремовский район); продавец и организатор детского лагеря не указан, имеется только контактный телефон для подачи заявки. Однако указанная организация не состоит в реестре организаций отдыха детей и оздоровления на территории Тульской области, размещенном на официальном сайте министерства труда и социальной защиты Тульской области; хозяйствующим субъектом не направлялась в адрес Управления Роспотребнадзора по Тульской области в установленные законом сроки информация о планируемых сроках заездов детей, режиме работы лагеря, количестве детей. На вышеуказанном сайте имеются активные ссылки «Главное», «Товар, услуги», «Фотографии», «О нас», «Новости и статьи», «Контакты»; при переходе на вкладку «Товары и услуги» размещена информация о графике смен, стоимости путевок, проведении занятий и досуга с указанием телефона для покупки путевки; на вкладке «О нас» представлена информация о режимных моментах организации дня; вкладка «Фотографии» содержит к просмотру фотоматериал; при переходе на вкладку «Новости и статьи» информация о лагере не обновлена; во вкладке «Контакты» имеется всплывающее окно «Позвонить» с указанием номера телефона . Полагает, что информация на данном сайте направлена на рекламу летнего отдыха детей и их оздоровления, предполагает продажу путевок для детей в загородный летний оздоровительный лагерь в дистанционном формате по предварительному звонку на телефонный номер, указанный на сайте.

Ссылаясь на положения п.п. 1.4, 3.11.1, 3.11.2 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», указывает, что данная деятельность ответчика противоправна и нарушает нормы санитарно-эпидемиологического законодательства, а осуществление деятельности Овчинниковой А.В. по организации летнего загородного лагеря при отсутствии соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения, несоблюдение требований СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» может причинить вред в будущем незащищенной категории лиц (детям) путем возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, пищевых отравлений среди детей, вплоть до возникновения летальных исходов.

Просит признать деятельность Овчинниковой А.В. по организации летнего загородного лагеря «Survive», расположенного по адресу: Тульская область, Ефремовский район, база отдыха «Шилово», незаконной и в связи с опасностью причинения вреда в будущем запретить осуществлять данную деятельность без соблюдения санитарных норм и правил (том 1, л.д. 6-7).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего липа, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечено АО «ЕЗСК сервис» (том 1, л.д. 110).

Ответчик Овчинникова А.В. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что исковые требования не признает и просит отказать в их удовлетворении.

Представитель ответчика Овчинниковой А.В. в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Юшина В.А. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Тульской области по доверенности Попова Ю.А. в ходе судебного разбирательства исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что Управлением Роспотребнадзора по Тульской области при проведении мониторинга информации сайтов было установлено, что Овчинниковой А.В. осуществляется деятельность по организации летнего загородного лагеря на территории базы отдыха «Шилово» Ефремовского района Тульской области, осуществляется заезд детей в июле-августе 2022 года и продажа путевок с указанием их стоимости. По заданию Тульской областной прокуратуры был осуществлен выход с помощником Ефремовского межрайонного прокурора ДД.ММ.ГГГГ на территорию базу отдыха «Шилово» Ефремовского района, где находилась Овчинникова А.В. и 17 несовершеннолетних детей по нотариальным доверенностям родителей, но в отношении одного ребенка доверенности не было, при этом через три дня должны были заехать еще несколько детей. Таким образом, был установлен факт нахождения Овчинниковой А.В. с детьми, которые отдыхали по путевкам на базе отдыха «Шилово» Ефремовского района, у них был распорядок дня, то есть информация интернет-сайта подтвердилась, о чем свидетельствуют и сведения соцсети самой Овчинниковой А.В. Ответчик Овчинникова А.В. является репетитором, самозанятой и иной вид деятельности у нее отсутствует. Полагает, что требования СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» в данном случае применимы и в понятию загородного лагеря, поскольку было установлено, что дети пребывали круглосуточно, проживали и питались, при наличии у детей медицинской справки формы , которая выдается только для отдыха в лагере, и, несмотря на то, что Овчинникова А.В. является репетитором английского языка и у детей был курс занятий английским языком, дети отдыхали и не занимались круглосуточно английским языком, то есть целью Овчинниковой А.В. являлось вывезти детей на природу с целью оздоровления, а лагеря для репетиторства не существует. В данном случае сторона ответчика воспользовалась территорией АО «ЕЗСК сервис», были приобретены путевки для детей, а денежные суммы в размере примерно рублей были оплачены ответчику, полагает, за присмотр и обучение детей. Считает данную деятельность ответчика по организации летнего загородного лагеря незаконной, полагая, что такая деятельность может причинить вред жизни и здоровью детей. Просила исковые требования удовлетворить.

Ответчик Овчинникова А.В. ранее в ходе судебного разбирательства исковые требования не признала, пояснив, что является самозанятой, репетитором английского языка и для своих учеников организует интенсивные курсы английского языка на базе отдыха «Шилово» Ефремовского района, которая входит в состав АО «ЕЗСК сервис». На данной базе отдыха она находится вместе с детьми по нотариально удостоверенным доверенностям от родителей данных детей, при этом занимаются английским языком по классно-урочной системе, а также проводят занятия в игровой форме. На базе отдыха «Шилово» она находится, как физическое лицо, оформляет на определенное время путевку на себя для проживания, и вместе со своим партнером ФИО10 бронируют места на базе отдыха «Шилово», оформляют путевки на детей, то есть как отдыхающих на базе отдыха «Шилово» АО «ЕЗСК сервис», то есть никакого лагеря там не имеется, а в рамках интенсива очное занятие более эффективно. Группы детей примерно 20 человек в возрасте до 18 лет набираются по информации ее учеников, так как она является хорошим репетитором, и дети знают, что они едут на базу отдыха учиться с проживанием в течение двух недель. Считает, что она не занимается оздоровлением и отдыхом детей; пребывание на свежем воздухе не исключает отдых, но ее цель - это обучение, которое составляет 2 часа до обеда, 2 часа после обеда и 1,5 часа самостоятельной работы, при этом едут на базу отдыха «Шилово» Ефремовского района, потому что им там нравится, на базе отдыха имеются специально отведенные места, где можно провести курсы английского языка, но цели отдохнуть и оздоровиться не было. В свободное время между занятиями дети гуляли, общались, играли в настольные игры, а также под их присмотром купались в реке. Не отрицает, что оформляются медицинские справки формы для того, чтобы иметь возможность обратиться за медицинской помощью, в целях безопасности детей. Никакого отношения к интернет-сайту, указанному в исковом заявлении, отношения не имеет, но не отрицает, что ее номер телефона размещен на данном сайте. В 2020 году работали в онлайн формате и называли такую работу «онлайн лагерь» в рекламных целях, потому что нужно было привлечь к такой необычной форме работы родителей и детей, но сейчас речь идет о городском проекте и выездном интенсиве. Информация скриншотов (том 1, л.д. 79-90) размещена на ее странице социальной сети ВКонтакте, но полагает, что возможно ошиблась в оформлении страницы с желанием привлечь людей.

Представитель ответчика Овчинниковой О.В. в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Дагаев В.В. в ходе судебного разбирательства исковые требования не признал, пояснив, что любое физическое лицо в Российской Федерации может, в том числе по доверенности, взять с собой детей с согласия родителей и поселиться в гостиницу. В данном случае имел место интенсивный курс английского языка, организованный Овчинниковой А.В., являющейся самозанятой, которая обучает детей, пользуясь гостиничными услугами базы отдыха «Шилово» Ефремовского района. Истец считает, что ответчик должна была получить заключение органов Роспотребнадзора, однако согласно санитарным правилам заключение получают индивидуальные предприниматели и юридические лица, к которым ответчик не относится. Со стороны истца отсутствует четкое правовое обоснование своей позиции, при том, что в санитарных правилах предусмотрены различные формы лагеря, но форма обучения, которую использует Овчинникова А.В., не подпадает под данные правила. Считает спорным применение к Овчинниковой А.В. п. 3.11 СП 2.4.3648-20, так как данный пункт правил касается оздоровительных лагерей, в которых предусмотрена программа оздоровления детей. В данном случае не было никакого оздоровительного лагеря, а были оформлены путевки на взрослого человека, который привез с разрешения родителей детей, на которых также в свою очередь оформлялись путевки на проживание, но это не является оздоровительным лагерем. Овчинникова А.В. ошибочно указала в группе в социальной сети слово «лагерь», но там не имеется слов «оздоровительный отдых», так как фактически это интенсивный курс английского языка, а не отдых; в настоящее время данной информации на личной странице ответчика в сети интернет не имеется. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего липа, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «ЕЗСК сервис» - директор Митусов А.А. в ходе судебного разбирательства полагал исковые требования незаконными и неподлежащими удовлетворению, пояснив, что на территории базы отдыха «Шилово» Ефремовского района, помимо Овчинниковой А.В., приезжают и другие взрослые вместе с детьми, в том числе спортсмены, бывают религиозные заезды, при этом нахождение детей вместе со взрослыми соответствует правилам оказания гостиничных услуг в Российской Федерации. Нахождение Овчинниковой А.В. вместе с детьми на территории базы отдыха «Шилово» Ефремовского района никакого отношения не имеет к организации летнего оздоровительного лагеря. Фактически Овчинникова А.В. оказывает услугу – обучение, но это не имеет никакого отношения к летнему оздоровительному лагерю. Ранее, точно не может сказать до какого года, на территории базы отдыха «Шилово» Ефремовского района официально организовывался летний оздоровительный лагерь. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав пояснения сторон, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Отношения в сфере обеспечения прав детей на отдых и оздоровление регламентированы Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

В статье 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закреплены понятия: отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей; организации отдыха детей и их оздоровления - организации (независимо от их организационно-правовых форм) сезонного или круглогодичного действия, стационарного и (или) нестационарного типа, с круглосуточным или дневным пребыванием, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей (организации отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия, лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности). В целях настоящего Федерального закона к организациям отдыха детей и их оздоровления приравниваются индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей, в случае соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры: по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления; по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления; по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления; по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей; по созданию условий для организации воспитания детей в организациях отдыха детей и их оздоровления.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей организация отдыха детей и их оздоровления обязана: создавать безопасные условия пребывания в ней детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (в случае приема данных категорий детей в организацию отдыха детей и их оздоровления), присмотра и ухода за детьми; обеспечивать их содержание и питание, организацию оказания первой помощи и медицинской помощи детям в период их пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в случае проведения в природной среде следующих мероприятий с участием детей: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий; обеспечивать соблюдение требований о медицинских осмотрах работников организации отдыха детей и их оздоровления, требований обеспечения антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, наличие охраны или службы безопасности, спасательных постов в местах купания детей, а также наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям; представлять сведения о своей деятельности в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей для включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления; исполнять иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации.

В силу п. 2.1 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» организации, не включенные в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, не вправе оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей.

В соответствии с письмом Минздравсоцразвития России от 18.08.2011 № 18-2/10/1-5182 реестр формируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на его ведение, и подлежит согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора, Росстата в субъекте Российской Федерации и органами государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России; в порядке, установленном в субъекте Российской Федерации, могут быть определены дополнительные требования к ведению Реестра.

Приказом министерства труда и социальной защиты Тульской области от 11.03.2020 № 120-осн утвержден порядок формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Тульской области.

Согласно Порядку формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Тульской области, утвержденному приказом министерства труда и социальной защиты Тульской области от 11.03.2020 № 120-осн, реестр формируется и ведется министерством труда и социальной защиты Тульской области; реестр размещается на официальном сайте уполномоченного органа в сети «Интернет»; основанием для включения организации отдыха детей и их оздоровления в реестр является осуществление или намерение осуществлять деятельность в сфере отдыха и оздоровления детей в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии условий для осуществления такой деятельности.

В силу п. 2 ст. 12 Закона Тульской области от 07.10.2009 № 1336-ЗТО «О защите прав ребенка» правительство области определяет уполномоченный орган исполнительной власти области в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

К полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти области в сфере организации отдыха и оздоровления детей относятся: организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), осуществление мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в период их пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления; реализация на территории области основ государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья; установление порядка формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления на территории области, проверка сведений, представленных организациями отдыха детей и их оздоровления для включения таких организаций в указанный реестр в соответствии с общими принципами формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления; формирование и ведение реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, а также его размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; осуществление в пределах своих полномочий регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления; обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти области, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор), федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный контроль (надзор) качества и безопасности медицинской деятельности, а также обеспечивающих безопасность людей на водных объектах, органов местного самоуправления в сфере организации отдыха и оздоровления детей, общественных организаций и объединений; взаимодействие с органами исполнительной власти иных субъектов Российской Федерации в случае направления детей в организации отдыха детей и их оздоровления, находящиеся за пределами территории области; организационное сопровождение деятельности межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей; рассмотрение предложений межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей об исключении организаций отдыха детей и их оздоровления из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления; разработка государственных программ области в сфере организации отдыха и оздоровления детей, а также ежегодного плана мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и обеспечение их реализации за счет всех источников финансирования, не запрещенных действующим законодательством.

В силу п. 1 постановления правительства Тульской области от 29.03.2016 № 113 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Тульской области» следует, что министерство труда и социальной защиты Тульской области осуществляет организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей на территории Тульской области в качестве уполномоченного органа; координирует деятельность органов государственной власти Тульской области, органов местного самоуправления Тульской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций Тульской области по организации отдыха, оздоровления, занятости детей на территории Тульской области в целях осуществления межведомственного взаимодействия; ежегодно в срок до 1 апреля разрабатывает план мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей; заключает с муниципальными районами, городскими округами Тульской области соглашения: о предоставлении субсидий из бюджета Тульской области на финансирование мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей; о предоставлении субсидий из бюджета Тульской области на финансирование мероприятий по укреплению материально-технической базы детских оздоровительных учреждений; о выделении санаторно-курортных путевок в санаторные оздоровительные лагеря в рамках обеспечения проведения оздоровительной кампании детей; осуществляет приобретение путевок в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для детей в возрасте от 7 до 15 лет (включительно) в следующие расположенные на территории Российской Федерации организации отдыха детей и их оздоровления: детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия со сроком пребывания не менее 21 дня; организовывает выдачу приобретенных санаторных путевок в муниципальные образования и городские округа Тульской области с последующей передачей их детям, нуждающимся в санаторном оздоровлении, в соответствии с заключенным соглашением о выделении санаторно-курортных путевок в санаторные оздоровительные лагеря в рамках обеспечения проведения оздоровительной кампании детей; детские санаторно-оздоровительные лагеря круглогодичного действия для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, со сроком пребывания не менее 21 дня; загородные оздоровительные круглогодичного/сезонного действия для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, со сроком пребывания не менее 7 дней в период весенних, осенних, зимних школьных каникул и не менее 21 дня в период летних школьных каникул; организовывает передачу приобретенных санаторных и оздоровительных путевок для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» для последующего выделения их детям, нуждающимся в отдыхе и оздоровлении; организовывает и проводит областные профильные лагеря различной направленности для детей, нуждающихся в социальной защите; организовывает временное трудоустройство школьников, достигших 14-летнего возраста; осуществляет работу по привлечению работодателей по выделению рабочих мест для несовершеннолетних граждан на договорной основе; проводит среди детей подросткового возраста деятельность, направленную на их профессиональную ориентацию, оказывать содействие по проведению мероприятий с целью формирования у них мотивации на выбор профессий, наиболее востребованных для региона.

В силу п. 10 постановления правительства Тульской области от 29.03.2016 № 113 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Тульской области» Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области рекомендовано обеспечить осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за подготовкой к открытию и деятельностью организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Тульской области, организацией питания и питьевого режима.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Кроме того, согласно ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей должны выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений.

Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом (пункт 1.1), а также являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил (пункт 1.2).

Пунктом 1.4 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» предусмотрено, что функционирование хозяйствующих субъектов, осуществляющих образовательную деятельность, подлежащую лицензированию, а также деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, осуществляется при наличии заключения, подтверждающего их соответствие санитарному законодательству, в том числе Правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.

В силу п. 3.11.1 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях с круглосуточным пребыванием должны соблюдаться следующие требования:

Хозяйствующие субъекты в срок не позднее чем за два месяца до открытия каждого сезона информируют территориальные органы, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, о планируемых сроках заездов детей, режиме работы и количестве детей (пункт 3.11.1);

Продолжительность оздоровительной смены составляет не менее 21 календарного дня. Возможна организация смен менее 20 календарных дней для организации отдыха и досуга детей. Продолжительность смен в осенние, зимние и весенние каникулы должна быть не менее 7 календарных дней.

Перерыв между сменами в летнее время для проведения генеральной уборки с применением дезинфицирующих средств и санитарной обработки должен составлять не менее одних суток.

В целях профилактики клещевого энцефалита, клещевого боррелиоза и геморрагической лихорадки с почечным синдромом и других инфекционных болезней перед открытием смены необходимо организовать и провести противоклещевую (акарицидную) обработку территории и мероприятия по борьбе с грызунами. После проведения обработок должен быть осуществлен контроль качества проведенных обработок против клещей и грызунов.

Генеральная уборка собственной территории и всех помещений проводится перед началом каждой смены с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Заезд детей должен осуществляться в период не более двух календарных дней. Во время заезда проводится бесконтактная термометрия каждого ребенка и сопровождающих его взрослых с фиксированием результатов в журнале.

Прием детей осуществляется при наличии справки о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления, в том числе содержащую сведения об отсутствии в течение 21 календарного дня контактов с больными инфекционными заболеваниями. Указанные сведения вносятся в справку не ранее чем за 3 рабочих дня до отъезда.

Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в организации, в которых созданы соответствующие условия для их пребывания (пункт 3.11.2).

Судом установлено и никем не оспорено, что Овчинникова Анна Владимировна является репетитором английского языка и зарегистрирована в качестве самозанятой. Сведений о том, что Овчинникова Анна Владимировна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, является учредителем или руководителем юридического лица, в материалах дела не имеется.

Из акта осмотра органом государственного контроля (надзора) – Управления Роспотребнадзора по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при осуществлении наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в сети «Интернет» установлено функционирование сайта , на котором в свободном доступе для неограниченного круга лиц размещена информация об организации отдыха детей в формате загородного летнего отдыха; на активных вкладках сайта к продаже предлагаются путевки на летние смены; работа летнего загородного лагеря предполагается на базе отдыха «Шилово» (Тульская область, Ефремовский район); продавец и организатор детского лагеря «Survive» не указан, имеется только контактный телефон для подачи заявки, при этом указанная организация не состоит в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Тульской области, размещенном на официальном сайте министерства труда и социальной защиты Тульской области; хозяйствующим субъектом не направлялась в адрес Управления Роспотребнадзора по Тульской области в установленные законом сроки информация о планируемых сроках заездов детей, режиме работы лагеря, количестве детей (том 1, л.д. 34-42).

Согласно данному акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ на главной странице сайта летний лагерь «Survive» имеются активные ссылки: «Главное», «Товары и услуги», «Фотографии», «О нас», «Новости и статьи», «Контакты»; при переходе на вкладку «Товары и услуги» размещена информация о графике смен, стоимости путевок, проведении занятий и досуга с указанием телефона для покупки путевки; во вкладке «О нас» представлена информация о режимных моментах в организации дня; вкладка «Фотографии» содержит к просмотру фотоматериал; при переходе во вкладку «Новости и статьи» информация о лагере не обновлена; во вкладке «Контакты» имеется всплывающее окно «Позвонить» с указанием номера телефона .

Как следует из пояснений ответчика Овчинниковой А.В. данный номер телефона – принадлежит ей.

В ходе судебного разбирательства сторона ответчика Овчинниковой А.В. ссылалась на то, что к вышеуказанной информации, размещенной на сайте , не имеет какого-либо отношения.

Вместе с тем из представленной информации, размещенной на странице Овчинниковой А.В. в социальной сети ВКонтакте, следует, что Овчинникова А.В. занималась организацией летнего загородного лагеря, что следует из содержания вопросов: «как записаться на смену? Как забронировать место?», «можно ли навестить ребенка?», «с какого возраста можно к вам в лагерь?», «стоимость путевки в 2022?», «какой распорядок дня в выездном лагере?», «как дети добираются до лагеря», и данных ответов на вопросы. Кроме того, сама Овчинникова А.В. не отрицала факт размещения указанной информации на своей странице в социальной сети ВКонтакте.

Оснований полагать, что данная информация была размещена Овчинниковой А.В. ошибочно, у суда не имеется; данная информация не противоречит информации сайта .

Стороной ответчика в установленные законом сроки информация о планируемых сроках заездов детей, режиме работы лагеря, о количестве детей в адрес Управления Роспотребнадзора по Тульской области не направлялась, что никем не оспорено.

Кроме того, в ходе осмотра и анализа информации, представленной на сайте , можно сделать вывод об отсутствии у стороны ответчика санитарно-эпидемиологического заключения на деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления; данное санитарно-эпидемиологическое заключение Управление Роспотребнадзора по Тульской области не выдавало.

Судом установлено, что размещенная на сайте , информация нацелена на рекламу летнего отдыха детей и их оздоровления, а также предполагает продажу путевок для детей в загородном лагере.

Как следует из пояснений ответчика Овчинниковой А.В., на базе отдыха «Шилово» Ефремовского района она находилась вместе с детьми в возрасте до 18 лет по нотариально удостоверенным согласиям родителей детей, она занимается на данной базе отдыха с детьми английским языком; занятия составляют 2 часа до обеда, два часа после обеда и 1,5 часа самостоятельной работы, но никакого лагеря не организовывала, не занимается оздоровлением и отдыхом детей, а также не отрицала, что в свободное время дети отдыхают, гуляют, купаются под ее присмотром, играют в настольные игры.

Действительно как следует из представленных суду нотариально удостоверенных согласий родителей несовершеннолетних детей, родители дали согласие, в частности, Овчинниковой Анне Владимировне, на определенный период времени на сопровождение детей, перевозку детей и заселение в гостиницы, отели, базы отдыха; выразили согласие с тем, чтобы Овчинникова Анна Владимировна приняла на себя ответственность за жизнь и здоровье детей, приняла все необходимые решения о защите прав и законных интересов детей с правом представления интересов несовершеннолетних детей во всех учреждениях и организациях, принятие решения по вопросам медицинского вмешательства (том 1, л.д. 185-201).

Как следует из положения о базе отдыха «Шилово» Ефремовского района она является структурным подразделением АО «ЕЗСК сервис» и в летний период на территории базы отдыха организуются детские оздоровительные заезды (том 1, л.д. 224-227).

Согласно представленным путевкам и обратным талонам к путевкам в них местом отдыха Овчинниковой А.В. и несовершеннолетних детей определено - база отдыха «Шилово», указана продолжительность отдыха, стоимость путевки (том 1, л.д. 165-172, 202-220).

Ответчик Овчинникова А.В. в ходе судебного разбирательства не отрицала факт пребывания несовершеннолетних детей на территории базы отдыха «Шилово» Ефремовского района при наличии медицинских справок формы , то есть медицинской справки на ребенка, отъезжающего в санаторный оздоровительный лагерь, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, оснований полагать, что Овчинникова А.В. занималась на территории базы отдыха «Шилово» Ефремовского района исключительно обучением английского языка, у суда не имеется, в то время как путевки на несовершеннолетних детей приобретались для отдыха, с учетом того, что база отдыха «Шилово» Ефремовского района и предназначена, в частности, для отдыха, на ее территории допускается организация детских оздоровительных заездов.

Кроме того, сама Овчинникова А.В. пояснила, что несовершеннолетние дети также отдыхали, купались, играли в настольные игры, в то время как факт наличия на территории базы отдыха «Шилово» Ефремовского района мест для купания в реке, для прогулок и игр, свидетельствует об организации досуга, быта для комфортного пребывания.

Также муниципальной межведомственной комиссией по организации отдыха, оздоровления, занятости детей администрации муниципального образования город Ефремов был выявлен факт организации лагеря на базе АО «ЕЗСК сервис», организатором которого является Овчинникова А.В. (самозанятая), уведомленная о недопустимости организации и функционирования несанкционированного места пребывания организованных групп детей на отдыхе и последствиях таких детей, что подтверждается письмом администрации муниципального образования город Ефремов от ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 122).

Анализ вышеуказанных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что летом 2022 года на территории базы отдыха «Шилово» Ефремовского района Тульской области Овчинниковой Анной Владимировной было организовано массовое пребывание несовершеннолетних детей, фактически организован отдых несовершеннолетних детей с согласия их родителей и при наличии медицинских справок на ребенка, отъезжающего в санаторный оздоровительный лагерь (форма ), их обучение английскому языку на протяжении 2 часов до обеда, 2 часов после обеда и 1,5 часа самостоятельной работы, также имели место коллективные мероприятия – купание в реке, настольные игры, прогулки, что представляет собой загородный лагерь в период летних каникул, в том числе с целью оздоровления и отдыха несовершеннолетних детей, который имеет наименование согласно сведениям интернета - «Survive».

Судом достоверно установлено, что летний загородный лагерь «Survive», расположенный по адресу: Тульская область, Ефремовский район, база отдыха «Шилово», в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Тульской области не включен; суду в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлены какие-либо документы, соответствующие требованиям организации массового отдыха детей с их круглосуточным пребыванием.

Доводы стороны ответчика о том, что согласно СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» заключение, подтверждающее соответствие деятельности по организации отдыха детей и их оздоровления, санитарному законодательству, получают индивидуальные предприниматели и юридические лица, к которым Овчинникова А.В., не относится, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению, суд находит необоснованными, так как отсутствие такого статуса у Овчинниковой А.В. является способом уклонения от соблюдения требований законодательства, направленного на защиту прав несовершеннолетних детей при организации отдыха и оздоровления детей, в том числе требований п.п. 3.11.1, 3.11.2 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», и не исключают обязанность Овчинниковой А.В. при осуществлении данной деятельности соблюдать требования законодательства по организации отдыха и оздоровления детей.

В силу ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Учитывая, что фактически деятельность Овчинниковой Анны Владимировны по организации летнего загородного лагеря «Survive», расположенного по адресу: Тульская область, Ефремовский район, база отдыха «Шилово», где круглосуточно пребывают дети в период летних каникул, обладает признаками незаконной деятельности организации отдыха и оздоровления детей, без соблюдения правовых требований к подобного рода деятельности, что является потенциально опасным для жизни и здоровья несовершеннолетних детей, то суд приходит к выводу о признании незаконной деятельности Овчинниковой Анны Владимировны по организации летнего загородного лагеря «Survive», расположенного по адресу: Ефремовский район, база отдыха «Шилово», и запрете Овчинниковой Анне Владимировны осуществлять данную деятельность без соблюдения санитарных норм и правил.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Управления Роспотребнадзора по Тульской области к Овчинниковой Анне Владимировне о признании незаконной деятельности по организации летнего загородного лагеря и запрете данной деятельности удовлетворить.

Признать незаконной деятельность Овчинниковой Анны Владимировны по организации летнего загородного лагеря «Survive», расположенного по адресу: Ефремовский район, база отдыха «Шилово», и запретить Овчинниковой Анне Владимировне осуществлять данную деятельность без соблюдения санитарных норм и правил.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Ефремовский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 09.09.2022.

Судья Л.В. Шаталова