ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7890/18 от 29.08.2018 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-7890/2018

Решение

Именем Российской Федерации

г. Якутск 29 августа 2018 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Лукина Е.В. при секретаре Григорьевой Е.С. с участием прокурора Чаванина А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) о восстановлении на работе,

установил:

Представитель истца ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) (далее – Администрация, ответчик) о восстановлении на работе. Мотивирует требования тем, что истец работала в Администрации на различных должностях. Последняя занимаемая должность старший референт в Управлении документооборота. Приказом от 26.06.2018 г. была освобождена от занимаемой должности по основаниям п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» в связи с сокращением должности гражданской службы. Истцу 18.04.2018 г. вручили уведомление о сокращении занимаемой ею должности. Письмом от 01.06.2018 г. в соответствии с требованиями законодательства истцу были предложены три должности, из которых две находились в других населенных пунктах, а одна должность в департаменте по государственно-правовым вопросам. В тоже время во многих структурных подразделениях Администрации имелись вакантные должности. Истец дала согласие на работу в департаменте по государственно-правовым вопросам, но в отношении нее в нарушение положений действующего законодательства было фактически проведена конкурсная процедура и были установлены недостаточные знания законодательства о государственной гражданской службе в части положений о сокращении должностей и знаний в области мониторинга федерального законодательства и ревизии правовых актов. Увольнение произведено без учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Представитель истца просит восстановить ФИО1 в прежней должности старшего референта и взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО2 исковые требования поддержали в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО3 просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Предоставил суду письменный отзыв, в котором указал на необоснованность исковых требований. Указал, что ответчиком полностью соблюдены нормы действующего законодательства при увольнении истца. Профсоюзный орган был информирован о возможном расторжении трудового договора с истцом. С истцом произведен окончательный расчет, всего выплачено 501 884,39 руб. Просит в иск отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, заключение прокурора считавшего иск подлежащим удовлетворению и изучив предоставленные материалы, суд приходит к следующему выводу.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).

Ст. 33 Федерального закона N 79-ФЗ определены общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, в том числе (пункт 4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (ч. 7 ст. 27 и ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ).

По основаниям, установленным п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Пунктами 1, 4 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ определено, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Пунктами 2, 5 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ установлено, что о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 работала у ответчика, последняя занимаемая должность старший референт отдела экспертизы ценности и использования документов Управления документоведения.

Из материалов дела и пояснений сторон следует, что на основании Распоряжения Администрации от 06.04.2018 г. № 124-РА-дсп «О внесении изменений в структуру структурных подразделений Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) от 07.12.2016 г. № 380-РА-ДСП» В Администрации предстояли сокращения штатной численности и в том числе должности, которую занимала истец.

В связи с указанным обстоятельством в адрес ФИО1 было направлено уведомление ответчика от 18.04.2018 г. о предстоящем увольнении в связи с сокращением занимаемой истцом должности. Указанное уведомление было получено истцом в тот же день 18.04.2018 г.

После получения уведомления истец написала заявление об увольнении по истечении срока действия уведомления (л.д. 34).

01.06.2018 г. в адрес истца направлено предложение о занятии вакантных должностей. Всего, как установлено в судебном заседании, было предложено три вакантные должности, из которых две находились за пределами г. Якутска одна должность в Департаменте по государственно-правовым вопросам.

Истец представила свою анкету в Департамент по государственно-правовым вопросам на замещение вакантной должности «старшего референта по аналитическому и информационно-справочному обеспечению деятельности Главы РС(Я) и Правительства РС(Я)».

Как следует из письма руководителя указанного Департамента от 13.06.2018 г., истец ФИО1 не имеет достаточных профессиональных знаний и навыков, необходимых для работы в указанном ведомстве, и в замещении вакантной должности было отказано.

В данном случае суд считает, что нарушений трудовых прав истца допущено не было, поскольку согласно разъяснений указанных в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" от 17 марта 2004 года N 2 при решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.

Также, давая оценку действиям ответчика по соблюдению требований ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ, которые обязывают его представлять гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе все имеющиеся соответственно в том же государственном органе вакантные должности гражданской службы, суд считает действия Администрации правомерными, исходя из того, что вакантные должности, которые истец могла замещать с учетом уровня ее квалификации, специальности, направления подготовки, у ответчика отсутствовали, что подтверждается приложенными штатным расписаниями.

При этом доводы представителя истца о том, что ФИО1 должны были предложить все имеющиеся вакантные должности Администрации, независимо от их категории, не могут быть приняты во внимание судом.

Из толкования частей 1 и 5 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Соответственно, названными положениями закона на ответчика не возложена обязанность предлагать истцу все вакантные должности, относящиеся к иным категориям и группам должностей гражданской службы. Поскольку имевшиеся в Администрации вакантные должности не соответствовали категории и группе замещаемой истцом должности гражданской службы, то они правомерно не были ей предложены представителем нанимателя.

Доводы представителя истца, что при увольнении не было учтено мнение первичной профсоюзной организации не нашло своего подтверждения. Из представленных ответчиком документов следует, что профсоюзный орган был соответствующим образом проинформирован.

Требования о взыскании компенсации морального вреда не могут подлежать удовлетворению, поскольку являются производными от основного требования о восстановлении на работе.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) о восстановлении на работе – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной форме.

Судья: ___ Е.В. Лукин

___

___

___