ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-789/12 от 04.10.2012 Тихорецкого районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-789/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2012 года Тихорецкий районный суд

Краснодарского края в составе:

председательствующего НОГИНОЙ Н.В.

с участием помощника прокурора

Тихорецкой межрайонной прокуратуры ВОЛОГИНА А.Ю.

представителя заинтересованного лица – администрации

Юго-Северного сельского поселения ФИО1

представителя заинтересованного лица – администрации

МО Тихорецкий район ФИО2,

действующей на основании доверенности от 05.09.2012 года

представителя заинтересованного лица – Тихорецкого отдела

УФС государственной регистрации, кадастра и картографии

по Краснодарскому краю ФИО3,

действующей на основании доверенности от 20.12.2011 г.

при секретаре ТИМОНИНОЙ М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района по регистрации автомобильных дорог,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель просит суд признать незаконным бездействие администрации Юго-Северного сельского поселения по регистрации автомобильных дорог, расположенных на территории Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района; обязать администрацию Юго-Северного сельского поселения устранить указанные нарушения требований о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В судебном заседании помощник прокурора Вологин А.Ю. уточнил заявленные требования, просит суд обязать администрацию Юго-Северного сельского поселения устранить указанные нарушения требований о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним после поступления средств в бюджет муниципального образования. Заявитель пояснил, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о государственной и муниципальной собственности, в результате которой выявлены грубые нарушения требований законодательства в указанной сфере. В реестр муниципальной собственности Юго-Северного сельского поселения включены 19 автомобильных дорог. В тоже время право собственности на автомобильные дороги, расположенные на территории Юго-Северного сельского поселения в установленном законом порядке не зарегистрировано. Особенностью государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней является ее заявительный порядок. Только по заявлению правообладателя начинаются соответствующие регистрационные действия. Непринятие мер по регистрации права собственности на автомобильные дороги может привести к невозможности реализации органами местного самоуправления поселения полномочий по владению и пользованию указанным имуществом, выполнению обязанностей по его содержанию и ремонту, а, следовательно, отсутствию обеспечения безопасности дорожного движения, что в результате может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, повреждению имущества.

Представитель заинтересованного лица администрации Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края ФИО1 с заявленными требованиями не согласен и в судебном заседании пояснил, что действительно автомобильные дороги находятся в ведении местной администрации. Они состоят у них на балансе, они осуществляют их ремонт. Однако зарегистрировать право собственности на данное имущество не представляется на данный момент возможным, так как денежные средства на эти цели еще не выделены.

Представитель заинтересованного лица администрации МО Тихорецкий район ФИО2 в судебном заседании пояснила, что администрация Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района является самостоятельным муниципальным образованием. Обязание администрации Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района устранить нарушения не повлечет возникновение правоотношений с участием администрации МО Тихорецкий район. В соответствии со ст. 85 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления являются правопреемниками, они получили имущество в порядке правопреемства. У администрации района никаких прав на вышеуказанное имущество нет.

Представитель заинтересованного лица, Тихорецкого отдела УФС государственной регистрации, кадастра и картографии ФИО3 в судебном заседании пояснила, что действительно право собственности на автомобильные дороги подлежит государственной регистрации. Однако, это дорогостоящая процедура и у органов местного самоуправления нет таких средств. Им необходимо включать данный вид затрат в бюджет. Какова стоимость регистрации права собственности она сказать не может, так как органы местного самоуправления сами договариваются с кадастровыми инженерами, которые устанавливают тарифы.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 годаN 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество исделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество исделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государствомвозникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения правна недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексомРФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Как следует из ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним.

Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 8 ст. 6 указанного Федерального закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Судом установлено, что в реестр муниципальной собственности Юго-Северного сельского поселения включено 19 автомобильных дорог, однако, в нарушение вышеуказанных требований закона администрацией Юго-Северного сельского поселения не зарегистрировано право собственности на автомобильные дороги, расположенные на территории поселения, что может привести к невозможности реализации органами местного самоуправления поселения полномочий по владению и пользованию указанным имуществом, выполнению обязанностей по его содержанию и ремонту, а, следовательно отсутствию обеспечения безопасности дорожного движения, что в результате может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, повреждение имущества.

При таких обстоятельствах суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Юго-Северного сельского поселения по регистрации автомобильных дорог, расположенных на территории Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района.

Обязать администрацию Юго-Северного сельского поселения устранить указанные нарушения требований о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним после поступления средств в бюджет администрации Юго-северного сельского поселения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение отпечатано председательствующим в совещательной комнате.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ -