ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-789/2016 от 29.02.2016 Старооскольского городского суда (Белгородская область)

Дело №2-789/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 февраля 2016 года г. Старый Оскол

Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Зайцевой Ю.М.,

при секретаре судебного заседания Богдановой Е.А.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика - администрации Старооскольского городского округа <адрес>ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), представителя третьего лица – управления социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа <адрес> (далее – УСЗН администрации Старооскольского городского округа) ФИО4 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год),

в отсутствие представителя третьего лица – Управления социальной защиты населения <адрес>, извещенного о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Старооскольского городского округа <адрес> о признании права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений, возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

С ДД.ММ.ГГГГ истец был зачислен в число воспитанников <данные изъяты> детского дома, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на полном государственном обеспечении в Профессиональном училище <адрес>, впоследствии с 2005 года по 2013 год находился в местах лишения свободы.

Неоднократно обращался с заявлениями в администрацию Старооскольского городского округа по вопросу обеспечения его жильем как ребенка-сироту, однако в постановке на учет в качестве нуждающегося и предоставлении жилья ему было отказано.

Дело инициировано иском ФИО1, просившего признать за ним право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений в <адрес>; обязать администрацию Старооскольского городского округа включить его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в <адрес>.

В обоснование заявленных требований сослался на то, что в период нахождения в <данные изъяты> детском доме и в период обучения в Профессиональном училище <адрес> сведения о нем не были направлены в администрацию Старооскольского городского округа для решения вопроса о включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в <адрес>.

Истец ФИО1 в судебном заседании требования поддержал.

Представитель ответчика – администрации Старооскольского городского округа <адрес>ФИО3 требования не признала.

В обоснование возражений сослалась на то, что, поскольку истцу исполнилось 23 года, он утратил право на предоставление ему жилого помещения и не может быть отнесен к категории лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в соответствии с нормами действующего законодательства.

Представитель третьего лица - УСЗН администрации Старооскольского городского округа <адрес>ФИО4 полагалась на усмотрение суда в отношении заявленных исковых требований.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Истцом представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование требований.

С ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы местного самоуправления <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГбыла отменена опека над несовершеннолетним ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> со стороны его дяди ФИО5 и с ДД.ММ.ГГГГ он был определен в <данные изъяты> детский дом на полное государственное обеспечение, поскольку его мать умерла, а отец находится в местах лишения свободы (свидетельство о рождении I-НО от ДД.ММ.ГГГГ, справка от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из постановления главы местного самоуправления <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, приказ а по Старооскольскому детскому дому от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из приказа от ДД.ММ.ГГГГд).

Согласно сведениям о родителях и родственниках несовершеннолетнего, выданным управлением образования администрации Старооскольского городского округа <адрес>, мать заявителя умерла, отец ФИО6 осужден на 13 лет, полный текст приговора суда в отношении него в материалах личного дела истца, отсутствует.

В соответствии со справкой ОГАОУ СПО «<данные изъяты> агротехнический техникум» от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 обучался в данном учебном учреждении, отчислен из состава обучающихся по решению Старооскольского городского суда в связи с лишением свободы.

Приговором Старооскольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГФИО1 осужден по ст. ст. <данные изъяты> УК РФ к исправительным работам сроком на 10 месяцев с удержанием из заработка 5% в доход государства условно с испытательным сроком на 1 год.

Приговором Старооскольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ осужден по ст. <данные изъяты> УК РФ к лишению свободы сроком на один год с отбыванием наказания в воспитательной колонии.

Иные приговора в отношении истца в суд сторонами не представлены.

В материалах личного дела ФИО1 имеется копия искового заявления Старооскольского детского дома к ФИО6 о лишении его родительских прав в отношении сына ФИО1 и взыскании алиментов от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное в районный федеральный суд <адрес>, однако сведения о его фактическом направлении в суд и о наличии судебного решения, отсутствуют.

Как установлено судом из объяснений истца и исследованных доказательств, паспортом гражданина Российской Федерации ФИО9 был впервые документирован ДД.ММ.ГГГГ отделением ОУФМС России по <адрес> в городе Белгород, в период нахождения его в местах лишения свободы, после подтверждения принадлежности к гражданству Российской Федерации (сообщение УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ). В период нахождения его в <данные изъяты> детском доме решением инспектора отдела по реализации законодательства о гражданстве ПВУ УВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с учетом письменного согласия ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, было оформлено только гражданство Российской Федерации на указанного воспитанника, документы для предоставления паспорта собраны и сданы в УФМС не были (сообщение Отделения отдела в <адрес> УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).

По сообщению ГБОУ «<данные изъяты> детский дом» от ДД.ММ.ГГГГ, документы в жилищный отдел администрации Старооскольского городского округа для включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в отношении ФИО1, не направлялись, поскольку в то время в данный список включались воспитанники, достигшие возраста 17 лет, а ФИО1 на момент выпуска в 2004 году находился в пятнадцатилетнем возрасте.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Правовые основания предоставления любого вида социальной помощи (по кругу лиц, на которых она распространяется, её виды и размеры) устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Федеральный закон от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По правилам п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ утратил силу с 01.01.2013 года п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

В силу ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем в силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013. Действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как установлено судом, на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ истец обладал нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот, в несовершеннолетнем возрасте с 11.01.1999 года он остался без попечения родителей, и до 18 лет находился на полном государственном обеспечении в детском доме, профессиональном училище и в местах лишения свободы.

По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.

Как следует из представленных в суд документов, ФИО1 неоднократно обращался с заявлениями в адрес жилищного управления администрации Старооскольского городского округа <адрес>, Департамент здравоохранения и социальной защиты населения <адрес>, ФКУ «Аппарат общественной палаты Российской Федерации» по вопросу обеспечения его жилой площадью как ребенка-сироту, причем первое его обращение в жилищное управление зарегистрировано за № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до достижения им возраста 23 лет.

Согласно ответам жилищного управления администрации Старооскольского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 отказано в обеспечении жильем со ссылкой на то, что он не значится в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа на жилищном учете администрации Старооскольского городского округа <адрес>, с заявлением о постановке на учет в установленном законом порядке не обращался. При этом порядок подачи заявления о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа для постановки на жилищный учет был разъяснен заявителю лишь ДД.ММ.ГГГГ.2013 года, т.е. только после достижения им возраста 23 лет. На момент обращения в администрацию Старооскольского городского округа с заявлениями по вопросу обеспечения жильем в 2011-2013 годах ФИО1 находился в местах лишения свободы, что затрудняло ему возможность собрать необходимые документы для обращения в жилищный отдел администрации Старооскольского городского округа с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, для постановки на жилищный учет.

Оценив представленные участниками процесса доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что истец выразил свою волю быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет.

Тот факт, что на момент нахождения заявителя на полном государственном обеспечении в детском доме и в период нахождения его на учебе в профессиональном училище <адрес>, указанные органы, а также органы опеки и попечительства, будучи в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 года №48-ФЗ, обязанными выявлять и защищать права детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечили возможность получения им паспорта гражданина Российской Федерации и не направили документы в жилищный отдел администрации Старооскольского городского округа для своевременного включения его в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа для постановки на жилищный учет, в настоящее время не может свидетельствовать об утрате им права на обеспечение жильем в установленном законом порядке. Ответчиком и третьим лицом не представлено в суд доказательств, свидетельствующих о том, что истцу своевременно разъяснялось право и порядок подачи заявления о постановке на учет как лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Разрешая спор в пользу истца, суд учитывает, что, согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с нм запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, ответу УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 на территории <адрес> в собственности жилых помещений не имеет, на территории <адрес> по месту жительства не зарегистрирован, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту отбывания наказания по адресу: <адрес>, ФКУ ИК- России по <адрес>.

С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание тот факт, что паспортом гражданина Российской Федерации истец был впервые документирован <данные изъяты>.2013 года, до этого времени при отсутствии документа, удостоверяющего личность, не имел возможности подать заявление о постановке на жилищный учет, достижение ФИО1 возраста 23 лет не является основанием для отказа в обеспечении его жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости признать за ФИО1 право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений в <адрес> и возложить на администрацию Старооскольского городского округа <адрес> обязанность включить его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в <адрес>.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск ФИО1 к администрации Старооскольского городского округа <адрес> о признании права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений, возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в <адрес>, удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений в <адрес>.

Возложить на администрацию Старооскольского городского округа <адрес> обязанность включить ФИО1 в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд.

Судья подпись Ю.М. Зайцева

<данные изъяты>