№ 2-789/2023 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Малояз 24 июля 2023 года
Салаватский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Рузанова А.М., при секретаре Гордеевой А.В., участием представителя истца ФИО7, представителя ответчика ФИО8, представителя третьего лица ФИО10, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО9 к Администрации СП Салаватский сельсовет МР Салаватский район РБ о признании недействительным отказа в постановке на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении,
у с т а н о в и л :
ФИО9 обратилась в суд с настоящим исковым заявлением о признании отказа Администрации сельского поселения Салаватский сельсовет муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании обязанности поставить истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В обоснование требований указывалось, что ФИО9 зарегистрирована в квартире, расположенной по адресу: РБ, <адрес>. Указанная квартира истцу не принадлежит. Вместе с ней в указанной квартире зарегистрирован ее сын, а также собственник данной жилой площади с членами своей семьи: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4. Квартира, в которой истец зарегистрирована, представляет собой жилое помещение, состоящее из 2-х комнат, общей площадью 40,7 кв.м., жилой площадью 29,6 кв.м. Постоянно проживает в <адрес>, на съемной квартире со своим сыном. Истцом в соответствии с действующим законодательством было подано в Администрацию сельского поселения Салаватский сельсовет МР Салаватский район РБ (далее - Ответчик) заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Ответчик отказал Истцу в постановке на учет на основании ст. 54 ЖК РФ по причине намеренного ухудшения жилищных условий. Между тем, Истец никаких действий по намеренному ухудшению жилищных условий не предпринимала. Истец считает неправомерным вывод жилищно-бытовой комиссии при Администрации сельского поселения Салаватский сельсовет МР Салаватский р-н РБ об отказе в постановке на учет, как гражданина, нуждающегося в улучшении жилищный условий на основании Постановления от «27» декабря 2022 г. №-Ж по следующим основаниям. Ранее, в период брака она с супругом приобрели жилой дом в <адрес> РБ. После переезда в Уфу, оформили в ипотеку однокомнатную квартиру. Чтобы внести первоначальный взнос по ипотеке был продан дом в <адрес>. В дальнейшем данная ипотека была успешно погашена и после рождения сына они решили расширить жилплощадь. Продали однокомнатную квартиру, с последующим оформлением в ипотеку двухкомнатной квартиры. Полученные от продажи денежные средства пошли на первоначальный взнос по ипотеке, которую супруг оформил на себя. После фактического прекращения между нами брачных отношений, бывший супруг продал недвижимость для погашения ипотеки, и она с сыном остались без жилья. Таким образом, истец не получила от реализации данной квартиры имущественной выгоды, поскольку вся сумма была выплачена банку в счет оплаты за ипотеку. До настоящего времени истец в собственности жилья не имеет.
На судебное заседание истец ФИО9, не явилась, извещалась судом надлежащим образом по месту регистрации, о причинах неявки не сообщила, об отложении судебного заседания не просила.
В судебном заседании представитель истца ФИО7 исковые требования поддержала, просила удовлетворить, пояснив, что истцом каких-либо действий по намеренному ухудшению жилищных условий не принималось.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО8 с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать, по основаниям изложенным в письменном отзыве.
В судебном заседании представитель третьего лица ФИО12 просила отказать в удовлетворении искового заявления за необоснованностью.
С учетом мнения сторон, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относя к числу таковых в том числе членов семьи собственника жилого помещения, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В силу ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно частям 3, 4 и 5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
Аналогичные положения предусмотрены ст. 15 Закона Республики Башкортостан от 02.12.2005 № 250-з «О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан».
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 1.9 Постановления Правительства РБ от 29.05.2020 № 326 (в ред. от 16.11.2021) граждане, которые для приобретения права быть включенными в список граждан в соответствии с настоящим Порядком совершили намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть отнесены к отдельным категориям граждан, включаются в список граждан в соответствии с настоящим Порядком не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, совершаемым гражданами для приобретения права быть включенными в список граждан в соответствии с настоящим Порядком, относятся действия гражданина или членов его семьи, связанные:
а) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, а также детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
б) с изменением места жительства, в результате которого возникли основания для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях;
в) с меной жилых помещений (обменом жилыми помещениями);
г) с невыполнением условий договора социального найма или договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, повлекшим выселение из жилого помещения в судебном порядке;
д) с выделением долей в праве общей собственности на жилые помещения;
е) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Частью 1 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Судом установлено, что ФИО9 зарегистрирована в жилом доме по адресу: <адрес>, владельцем которого является ФИО1 где помимо нее также зарегистрированы 4 человека, в том числе ФИО1 и несовершеннолетние ФИО5, ФИО3, ФИО13, что подтверждается выписками из ЕГРН и похозяйственней книги.
Согласно свидетельства о рождении ФИО5 родился ДД.ММ.ГГГГ. В графе «отец» указан ФИО6, в графе «мать» - ФИО9.
В соответствии со свидетельством о расторжении брака, брак между ФИО6 и ФИО9 прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО9 вместе с несовершеннолетним ФИО5 зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ по указанному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией при администрации СП Салаватский сельсовет МР <адрес> РБ принято решение отказать в постановке на учет как гражданина нуждающегося в жилых помещениях, в связи с нарушением сделок дарения, купли-продажи за последние 5 лет (данные подтверждаются выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ), при таких обстоятельства ФИО9 ухудшила свои жилищные условия согласно постановлению Правительства РБ от 29.05.2020 № 386 п. 1.9.
Постановлением администрации СП Салаватский сельсовет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ№-Ж утверждено указанное решение жилищно-бытовой комиссии.
Согласно представленных выписок из ЕГРН следует, что истцу на праве собственности принадлежала ? доли в жилом помещении площадью 60 кв.м., по адресу: <адрес>. Дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, основание договор передачи жилых квартир в совместную собственность от ДД.ММ.ГГГГ. Дата государственной регистрации прекращения права ДД.ММ.ГГГГ.
Также, истцу на праве общей совместной собственности принадлежала квартира, площадью 33 кв.м., по адресу: <адрес>.Дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, основание договор-купли-продажи. Дата государственной регистрации прекращения права ДД.ММ.ГГГГ.
Также, истцу на праве общей совместной собственности принадлежала квартира, площадью 46,2 кв.м., по адресу: <адрес>. Дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, основание договор купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Дата государственной регистрации прекращения права ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО6 и ФИО9 купили у ФИО14 квартиру по адресу: РБ, <адрес>, за 1 992 000 руб. за счет собственных средств в размере 492000 и кредитных средств ПАО Сбербанк в размере 1500000 руб.
ДД.ММ.ГГГГФИО6 и ФИО9 продали ФИО15 квартиру по адресу: РБ, <адрес>, за 1992000 руб., что подтверждается договором купли-продажи.
Кроме того, ФИО9 была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН жилой дом по адресу: <адрес>, площадью 93 кв.м. принадлежит на праве собственности ФИО16
ФИО16 является родным отцом ФИО9, что подтверждается выпиской отдела ЗАГС по Салаватскому району.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанной правовой нормы ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Подп. 2, 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы истца о том, что в связи с расторжением брака, квартира, купленная в ипотеку, была продана мужем, а средства от продажи квартиры по адресу: <адрес>, пошли на погашение ипотеки, в связи с чем истец осталась без жилья, суд находит несостоятельным, в виду следующего.
Из материалов дела следует, что данная квартира приобреталась за счет собственных средств в размере 492000 и кредитных средств ПАО Сбербанк в размере 1500000 руб., при этом ФИО9 неоднократно отчуждались приобретенные ранее жилые помещения, при этом вынужденности продажи жилых помещений, в том числе квартиры по адресу: <адрес>, суду не представлено.
Суд также учитывает, что ФИО9, согласно справке о регистрации ОВМ ОМВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ неоднократно меняла место регистрации, в том числе была зарегистрирована в жилом доме площадью 93 кв.м. у своего отца ФИО16 по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд также учитывает, что из искового заявления и пояснений представителя истца следует, что истец проживает в <адрес> на съемной квартире.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что истец, будучи обеспеченной жилой площадью, добровольно, по собственной инициативе проводила сделки по купли-продаже жилых помещений.
Данные действия истца суд расценивает как намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, что является основанием для отказа в постановке ФИО9 на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении.
При таких обстоятельствах ответчиком обоснованно отказано истцу в удовлетворении заявления о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, так как истец, совершив отчуждение принадлежащего ему на праве собственности жилья, осознанно ухудшила свои жилищные условия, в связи с чем исковые требования ФИО11 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковые требования ФИО9 к Администрации СП Салаватский сельсовет МР Салаватский район РБ о признании недействительным отказа в постановке на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Салаватский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме - 25.07.2023.
Судья п/п А.М. Рузанов
Копия верна. Судья А.М. Рузанов