РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Дубёнки 08 мая 2015 г.
Дубёнский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Салахутдиновой А.М.,
при секретаре судебного заседания Юрташкиной Л.В.,
с участием:
прокурора – помощника прокурора Дубёнского района Республики Мордовия Жучковой М.В.,
истца ФИО1,
представителя истца – адвоката Волкова Д.И., представившего ордер № 24 от 08 мая 2015 года адвокатского кабинета «Волков Д.И.» и удостоверение № 28 от 27 декабря 2002 года,
представителя ответчика – Чамзинского районного суда Республики Мордовия ФИО2, действующей на основании доверенности от 21 апреля 2015 года,
третьего лица – Управления Судебного департамента в Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Чамзинскому районному суду Республики Мордовия о восстановлении на работе в ранее занимаемой должности,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Чамзинскому районному суду Республики Мордовия о восстановлении на работе в ранее занимаемой должности.
В обоснование заявленных требований указала, что в 2004 году она была принята на работу в аппарат мировых судей Чамзинского района Республики Мордовия, откуда была переведена в Чамзинский районный суд Республики Мордовия на должность секретаря судебного заседания, а впоследствии назначена на должность помощника судьи Чамзинского районного суда Республики Мордовия. В декабре 2014 года она была предупреждена о предстоящем увольнении в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с сокращением численности или штата работников организации. 12 января 2015 года она, вероятно, была уволена с занимаемой должности помощника судьи и в этот же день была принята на работу в качестве секретаря судебного заседания на время отсутствия работника, находящегося в отпуске по уходу за ребёнком. С приказом об увольнении она была ознакомлена только 06 февраля 2015 года. Считает, что её увольнение с занимаемой должности является незаконным, т.к. осуществлено с нарушением норм трудового законодательства, чем были нарушены её права на трудовую деятельность.
В связи с чем просила признать её увольнение по предусмотренному пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации незаконным и восстановить её в ранее занимаемой должности - помощника судьи Чамзинского района.
В заявлении об уточнении оснований иска от 08 мая 2015 г. ФИО1 просила приказ № 01 от 12 января 2015 г. «Об увольнении ФИО1», которым с ней был «прекращен служебный контракт» на основании пункта 8.2 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", она была освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной службы – признать незаконным и отменить; восстановить её в ранее занимаемой должности – помощника судьи Чамзинского района.
В обоснование уточнения оснований иска указала, что её увольнение с гражданской службы произведено незаконно и необоснованно, поскольку о предстоящем увольнении должны быть предупреждены все гражданские служащие данного государственного органа – Чамзинского районного суда Республики Мордовия, чего ответчиком не сделано, т.к. из всех помощников судей предупреждена лишь она одна. Кроме того, ответчиком не соблюдены требования нормы части 4 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а обоснование принятому решению не приведено. Также в нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" 19 января 2015 г. в качестве помощника судьи С.Г.И. в январе 2015 г. ответчиком принята И.О.В., ранее работавшая секретарем судебного заседания. С приказом об увольнении она была ознакомлена лишь 06 февраля 2015 г., при этом, копия приказа ей выдана не была. Одновременно указывает, что при определении её правового положения необходимо исходить из того, что контракт с ней был заключен на неопределённый срок, и статья 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не предусматривает «прекращения» служебного контракта, в ней указано о расторжении и статья 9 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не содержит понятия «ведущей группы должностей федеральной государственной гражданской службы», в ней указано на ведущие должности гражданской службы.
Представитель ответчика – председатель Чамзинского районного суда Республики Мордовия Кузенков Г.И. в письменных возражениях просил исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения, т.к. расторжение срочного служебного контракта с помощником судьи Чамзинского районного суда Республики Мордовия ФИО1 и её увольнение с данной должности в связи с сокращением должности гражданской службы было проведено в полном соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие с участием представителя – адвоката Волкова Д.И.
В судебном заседании представитель истца – адвокат Волков Д.И. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении об уточнении оснований иска, пояснив также, что была нарушена процедура увольнения ФИО1, поскольку уведомление о предстоящем увольнении имеется только на помощника судьи Трямкину Е.С., а уведомлений на других помощников судей не имеется. Ссылка на объявление замечания более четырёх лет назад не может иметь никакого правового значения, а документов о низкой производительности труда в материалах дела не имеется. При этом преимущество других помощников судей при увольнении ФИО1 не устанавливалось, а грамоты и поощрения носят оценочный и субъективный характер, и свидетельствуют о приближении к лицу, от которого зависит их выдача. И только его доверитель имеет положительную характеристику, выданную председателем Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия ФИО3, имеющей судейский стаж более 30 лет, которая свидетельствует о более высокой квалификации ФИО1 по сравнению с другими помощниками судей Чамзинского районного суда Республики Мордовия.
В судебном заседании представитель ответчика - Чамзинского районного суда Республики Мордовия ФИО2, действующая на основании доверенности от 21 апреля 2015 г., исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, пояснив, что процедура увольнения ФИО1 соблюдена в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", т.к. ответчик ФИО1 за два месяца была уведомлена о предстоящем увольнении. Поскольку увольнение остальных гражданских служащих не предполагалось, поэтому уведомления другим помощникам судей не вручались. При решении преимущественного права на оставление на работе были учтены квалификация, уровень профессионального образования и общий стаж гражданской службы. Меньший стаж государственной гражданской службы имела только ФИО1, также никто, кроме неё, не подвергался ранее к дисциплинарным взысканиям, что предполагает о наличии у неё менее высокой квалификации по сравнению с другими помощниками судей. Также указывает, что возникновение характеристики на ответчика с Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия не установлено, т.к. никто её не истребовал. А грамоты и поощрения вручаются только достойным работникам, а не приближенным, как указывает представитель истца. Считает, что расторжение срочного контракта и увольнение ФИО1 было проведено в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
В судебное заседание представитель третьего лица – Управления Судебного департамента в Республике Мордовия не явился, в заявлениях от 07 и 08 мая 2015 г. начальник Управления ФИО4 просил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица – Управления Судебного департамента в Республике Мордовия, исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора М.В. Жучковой, полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, оценив в совокупности представленные доказательства и рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Трямкина (до брака С.) Е.С. в порядке перевода приказом председателя Чамзинского районного суда Республики Мордовия № 104 от 05 августа 2005 года принята на государственную должность федеральной государственной гражданской службы секретаря судебного заседания Чамзинского районного суда Республики Мордовия (т.1 л.д.27).
Приказом председателя Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 15 марта 2006 года № 23 ФИО1 переведена на государственную должность федеральной гражданской службы помощника судьи Чамзинского районного суда Республики Мордовия Б.Т.Н. на срок её полномочий с 15 марта 2006 года, с истцом был заключен служебный контракт № 3 на срок полномочий судьи Б.Т.Н. (т.1 л.д.40, 32-39).
19 апреля 2011 года между Чамзинским районным судом Республики Мордовия в лице председателя Кузенкова Г.И. и государственным гражданским служащим Российской Федерации ФИО1 заключен срочный служебный контракт № 7 на определённый срок – пять лет, т.е. до 19 апреля 2016 года (т.1 л.д.116-124).
В связи с чем доводы истца и её представителя о том, что при определении правового положения ФИО1 необходимо исходить из того, что контракт заключен на неопределённый срок, суд признаёт несостоятельными.
Приказом председателя Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 12 января 2015 года № 01 ФИО1 освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволена 12 января 2015 года с федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с пунктом 8.2 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (сокращение должности гражданской службы в государственном органе) с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
Приказом председателя Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 20 апреля 2015 года № 61 внесены изменения в приказ № 01 от 12 января 2015 года, согласно которым служебный контракт с помощником судьи Чамзинского районного суда Республики Мордовия Трямкиной Е.В. следует считать прекращённым на основании части 1 пункта 8.2 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе, с которым ФИО1 ознакомлена под роспись 20 апреля 2015 года (т.2 л.д.84).
Приказом председателя Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 19 января 2015 года № 09 ФИО1 назначена на государственную должность федеральной государственной гражданской службы секретаря судебного заседания на период отсутствия основного работника (секретаря судебного заседания В.О.В.) (т.1 л.д.216).
04 марта 2015 года ФИО1 вручено уведомление о расторжении 11 марта 2015 года срочного служебного контракта, заключенного с истцом 19 января 2015 года на период отсутствия основного работника, в связи с выходом основного работника В.О.В. (т.2 л.д.85).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации", настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами государственных органов.
В силу статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
В пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Из положений части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" следует, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
Согласно части 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 настоящего Федерального закона).
В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Как следует из положений частей 2, 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статьей 38 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим согласно статье 33 настоящего Федерального закона представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как указано в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Согласно штатной численности районных судов Республики Мордовия, утвержденной приказом начальника Управления Судебного департамента в Республике Мордовия от 09 января 2014 года № 3, штат Чамзинского районного суда Республики Мордовия составлял 7 единиц судей, 22 единицы работников аппарата суда (т.2 л.д.73-74).
Приказом начальника Управления Судебного департамента в Республике Мордовия от 04 августа 2014 года № 43 «Об организационно-штатных изменениях» утверждён с 04 августа 2014 г. перечень изменений штатной численности районных судов Республики Мордовия, из которого следует, штат Чамзинского районного суда Республики Мордовия сокращен до 6 федеральных судей (т.2 л.д.75-76).
Приказом начальника Управления Судебного департамента в Республике Мордовия от 24 октября 2014 года № 60 «Об организационно-штатных изменениях» утверждён с 01 ноября 2014 года и введён в действие с 01 января 2015 года перечень изменений штатной численности районных судов Республики Мордовия, в соответствии с которым аппарат Чамзинского районного суда Республики Мордовия сокращён на 3 единицы, в том числе на 1 единицу помощника судьи (т.1 л.д.136, 138-139).
Во исполнение вышеуказанного приказа председателем Чамзинского районного суда Республики Мордовия Кузенковым Г.И. приказом от 29 октября 2014 года № 160 внесены изменения в штатное расписание Чамзинского районного суда Республики Мордовия на 2015 год, утверждённое приказом начальника Управления Судебного департамента в Республике Мордовия от 12 января 2015 года № 03 «Об утверждении штатной численности районных судов Республики Мордовия на 2015 год», в соответствии с которым штатная численность помощников судей сократилась до 6 штатных единиц (т.1 л.д.137, 141-142, 144-147, 148, т.2 л.д.79-80).
10 ноября 2014 года истцу вручено уведомление о предстоящем сокращении её должности с 12 января 2015 года и об отсутствии вакантных должностей в Чамзинском районном суде Республики Мордовия, которое получено лично ФИО1, о чем имеется её роспись в получении (т.1 л.д.140).
Ответчиком в соответствии с частью 2 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" направлены в орган службы занятости населения по месту нахождения работодателя – государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Центр занятости населения Чамзинского района» сведения о высвобождаемых работниках в связи с сокращением штата, нуждающихся в помощи по трудоустройству, в которых указано, в том числе и о предстоящем увольнении 12 января 2015 года ФИО1, занимающую должность помощника судьи (т.1 л.д.206-209).
Выборная профсоюзная организация в Чамзинском районном суде Республики Мордовия и Управлении Судебного департамента в Республике Мордовия отсутствует, поэтому обязанности, предусмотренной статьей 38 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" об уведомлении выборного профсоюзного органа о сокращении соответствующей должности гражданской службы, у работодателя не имелось.
Приведённые выше доказательства в своей совокупности подтверждают факт реального сокращения должности государственной гражданской службы в Чамзинском районном суде Республики Мордовия – помощника судьи.
Согласно части 1 статьи 32 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 35 Федерального конституционного закона от 07 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи и иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда.
В силу положений пунктов 2.1, 2.9 Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21 декабря 2012 г. N 238 "Об утверждении Положения об аппарате федерального суда общей юрисдикции" аппарат суда состоит из соответствующих структурных подразделений - отделов, не входящих в их состав должностей "помощник председателя суда" и "помощник судьи", а также должностей, не относящихся к должностям федеральной государственной гражданской службы. Назначение и освобождение от должности работников аппарата суда осуществляется приказом председателя соответствующего федерального суда общей юрисдикции.
Таким образом, лицом, управомоченным на издание приказов о принятии на работу или увольнении в отношении работников аппарата районного суда, включая помощника судьи, является председатель соответствующего суда.
Судом установлено, что истцу в порядке замещения не были предложены вакантные должности, поскольку таких должностей у работодателя на период увольнения ФИО1 не было.
Довод представителя истца – адвоката Волкова Д.И. о том, что ФИО1 не предложена должность помощника судьи на период отсутствия основного работника К.М.Н., что является нарушением требований части 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", является необоснованным.
Так, должности сотрудников, замещающих должности государственной гражданской службы и находящихся на больничном, либо в отпуске по уходу за ребёнком, не являются вакантными по смыслу положений трудового законодательства. Представитель нанимателя вправе предложить увольняемому гражданскому служащему должность временно отсутствующего сотрудника, однако такой обязанности, вопреки доводам представителя истца, за ним законом не закреплено.
Кроме того, как установлено в судебном заседании из пояснений представителя ответчика ФИО2, на период увольнения ФИО1 помощник судьи К.М.Н. работала и её должность не была свободной, в связи с чем председатель суда не вправе был предлагать указанную должность увольняемой ФИО1
То обстоятельство, что на основании приказа председателя Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 19 января 2015 г. № 07 на период отсутствия основного работника – помощника судьи К.М.Н. назначена И.О.В., также не свидетельствует о нарушении ответчиком прав ФИО1, поскольку данное назначение было уже после увольнения истца.
Из положений части 4 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" следует, что преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что положения законодательства, регламентирующие вопросы преимущественного права на оставление на работе (службе) закрепляют основанное на объективных критериях правило отбора работников для оставления на работе при сокращении их численности или штата. Устанавливая в качестве таких критериев квалификацию, уровень подготовки, опыт и т.д. работника, законодатель исходил как из необходимости предоставления дополнительных мер защиты трудовых прав работников, имеющих профессиональные качества более высокого уровня, так и из интереса работодателя, направленного на продолжение трудовых отношений с наиболее квалифицированными и эффективно выполняющими трудовые обязанности работниками. Правильность применения работодателем указанных критериев при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников может быть проверена по заявлению работника в судебном порядке (Определения от 21 декабря 2006 года N 581-О, от 16 апреля 2009 года N 538-О-О, от 17 июня 2010 года N 916-О-О и 917-О-О).
Ответчиком при определении кандидатур, подлежащих увольнению в связи с сокращением должности гражданской службы, был соблюден закрепленный в статье 4 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих.
При сокращении должности истца работодателем были учтены все обстоятельства, в том числе квалификация, уровень профессионального образования, продолжительность стажа гражданской службы, прохождение курсов повышения квалификации, и сделан вывод об отсутствии у ФИО1 преимущественного права на оставление на работе в занимаемой ею должности.
Несмотря на наличие у ФИО1 характеристики, выданной председателем Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия, это не являлось показателем того, что у неё более высокая квалификация, чем у других помощников судей.
Так, на должностях государственных гражданских служащих Российской Федерации – помощников судей Чамзинского районного суда Республики Мордовия были оставлены следующие лица: К.Н.В., К.М.Н., С.А.В., Ф.Е.Н., М.А.А. и А.И.А.
Все оставшиеся на работе лица также как и истец ФИО1 имеют высшее юридическое образование, они прошли курсы повышения квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия правосудия». Каждому из помощников судей, в том числе и ФИО1 присвоен классный чин «Советник юстиции 3 класса». Из представленных характеристик видно, что каждый из помощников судьей характеризуется с положительной стороны.
Между тем, все перечисленные работники за исключением истца ФИО1 имеют большую продолжительность стажа гражданской службы. Так, продолжительность стажа государственной гражданской службы по состоянию на 01 ноября 2014 г. у К.Н.В. – 26 лет 02 месяца, С.А.В. – 23 года, К.М.Н. – 15 лет 02 месяца, М.А.А. – 13 лет 11 месяцев, А.И.А. – 12 лет 01 месяц, Ф.Е.Н. – 10 лет 07 месяцев, ФИО1 – 9 лет 11 месяцев.
Кроме того, как следует из сообщения председателя Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 17 апреля 2015 г. № 2160, за период работы в должности помощника судьи Чамзинского районного суда Республики Мордовия К.Н.В. за большой вклад в развитии судебной системы и проявленную при этом инициативу награждена знаком отличия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации «За усердие» II степени, помощник судьи Чамзинского районного суда Республики Мордовия К.М.Н. за добросовестное исполнение служебных обязанностей, содействие осуществлению правосудия в ноябре 2014 г. награждена Почетной грамотой Совета Судей Республики Мордовия, помощнику судье Чамзинского районного суда Республики Мордовия Ф.Е.Н. в ноябре 2014 г. объявлены благодарности за активное участие в подготовке кустового совещания судей районных судов Республики Мордовия и за инициативность и ответственный подход к выполнению должностных обязанностей, помощнику судье Чамзинского районного суда Республики Мордовия А.И.А. также объявлена благодарность в ноябре 2014 г. за активное участие в подготовке кустового совещания судей районных судов Республики Мордовия (т.2 л.д.66).
Помощники судей Чамзинского районного суда Республики Мордовия ФИО1, М.А.А. и С.А.В. поощрений за высокие показатели в труде не имеют.
В то же время помощники судей С.А.В. и М.А.А., не имеющие поощрений, имеют больший стаж гражданской службы, нежели истец ФИО1
При этом доводы представителя истца – адвоката Волкова Д.И. о том, что грамоты и поощрения носят оценочный и субъективный характер, и свидетельствуют о приближении к лицу, от которого зависит их выдача, являются голословными и носят предположительный характер, не основанный на доказательствах.
Также председателем Чамзинского районного суда Республики Мордовия Кузенковым Г.И. при решении вопроса о том, с кем из помощников судей следует расторгнуть служебный контракт, было учтено привлечение истца ФИО1 к дисциплинарному взысканию в виде замечания за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, возложенных на неё служебным контрактом. Суд считает, что погашение дисциплинарного взыскания не свидетельствует о незаконности принятого председателем суда решения об отсутствии преимущественного права истца ФИО1 на оставление на работе, поскольку в совокупности с другими данными привлечение к дисциплинарной ответственности определённым образом характеризует истца в период её работы в Чамзинском районном суде Республики Мордовия в должности помощника судьи.
При этом, как следует из пояснений представителя ответчика ФИО2, никто из помощников судей - К.Н.В., К.М.Н., С.А.В., Ф.Е.Н., М.А.А. и А.И.А. за период работы в Чамзинском районном суде Республики Мордовия к дисциплинарным взысканиям не подвергался.
В подтверждении выводов об отсутствии преимущественного права истца ФИО1 на оставление на работе судом исследованы все представленные ответчиком документы, в том числе копия докладной записки судьи Чамзинского районного суда Республики Мордовия Б.Т.Н. от 11 апреля 2011 г.; копии проектов процессуальных документов, составленных ФИО1; копия заключения по результатам служебной проверки, проведенной с 12 апреля по 13 апреля 2011 г.; копия приказа председателя Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 13 апреля 2011 г. № 45 о наложении дисциплинарного взыскания в виде объявления ФИО1 замечания; копии дипломов Трямкиной (до брака С.) Е.С., М.А.А., К.Н.В., К. (до брака Т.) М.Н., Ф.Е.С., А.И.А., С.А.В.; копии трудовых книжек К.Н.В., К.М.Н., С.А.В., Ф.Е.С., А.И.А., М.А.А., ФИО1, копии удостоверений о краткосрочном повышении квалификации ФИО1 в период с 18 июня 2013 г. по 28 июня 2013 г., А.И.А. в период с 25 ноября 2008 г. по 05 декабря 2008 г., С.А.В. в период с 24 октября 2011 г. по 03 ноября 2011 г., К.Н.В. в период с 27 марта 2007 г. по 06 апреля 2007 г., М.А.А. в период с 22 сентября 2009 г. по 02 октября 2009 г., Ф.Е.Н. в период с 15 апреля 2014 г. по 25 апреля 2014 г., К.М.Н. в период с 19 июня 2012 г. по 29 июня 2012 г.; характеристики (т.1 л.д.70-72, 73-112, 113-114, 115, 151-157, 158-185, 218-242, 133, 187-192, 134), которые оценены судом в их совокупности.
Доводы представителя истца – адвоката Волкова Д.И. о том, что в нарушении требований части 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" о предстоящем увольнении не были предупреждены все помощники судей Чамзинского районного суда Республики Мордовия, а только ФИО1, не являются основанием для удовлетворения исковых требований истца.
Действительно, часть 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 11 июля 2011 г. № 18-ФЗ) предусматривала, что при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.
Однако, в настоящее время ссылка на федеральный закон в старой редакции не может быть учтена, поскольку принимая во внимание буквальное значение содержащихся в части 2 и части 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 57-ФЗ) слов и выражений, суд приходит к выводу, что нормы закона предусматривают лишь обязанность работодателя предупредить персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения только гражданского служащего, должность которого сокращается, но не устанавливают обязанность по уведомлению всех гражданских служащих, замещающих аналогичные должности в государственном органе, не подлежащие сокращению.
Учитывая, что председателем суда было принято решение о расторжении служебного контракта в связи с сокращением должности гражданской службы с помощником судьи ФИО1, вручение уведомлений о предстоящем увольнении другим помощникам судей Чамзинского районного суда Республики Мордовия не требовалось.
Следует также отметить, что Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Трудовой кодекс Российской Федерации не регулируют порядок рассмотрения вопроса преимущественного права работника на замещение должности гражданской службы. Определение кандидатов на сокращение и работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе, отнесено к исключительной компетенции работодателя, т.е. председателя суда.
Таким образом, доводы представителя истца о наличии у ФИО1 преимущественного права на оставление на государственной гражданской службе признаются судом несостоятельными.
Доказательств субъективного подхода при оценке показателей в целях решения вопроса о преимущественном праве на оставление на работе не установлено.
В период увольнения ФИО1 не являлась временно нетрудоспособной и не находилась в отпуске.
Ссылка истца и её представителя на то, что статья 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не предусматривает «прекращения» служебного контракта, в ней указано о расторжении и статья 9 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не содержит понятия «ведущей группы должностей федеральной государственной гражданской службы», в ней указано на ведущие должности гражданской службы, правового значения для разрешения возникшего спора не имеет, в связи с чем не принимается судом во внимание.
При этом довод представителя истца – адвоката Волкова Д.И. о нарушении прав ФИО1, т.к. с приказом об увольнении его доверитель была ознакомлена не в день его издания, правовых последствий в части восстановления на работе не влечёт, как верно отметила прокурор Жучкова М.В.
Действительно, с приказом об увольнении от 12 января 2015 г. № 01 ФИО1 была ознакомлена под роспись не в день издания приказа, однако ознакомление с приказом 06 февраля 2015 г. не является обстоятельством, влекущим восстановление работника на работе, т.к. обстоятельства, связанные с ознакомлением с приказом об увольнении, вручением трудовой книжки, выдачей расчета свидетельствуют о действиях работодателя, совершённых после увольнения, и отношения к основаниям и порядку увольнения не имеют.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
На основании изложенного, оценивая представленные сторонами письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что ответчиком процедура увольнения истца по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", соблюдена. Нарушений, влекущих за собой признание незаконными приказа об увольнении ФИО1 с должности помощника судьи Чамзинского районного суда Республики Мордовия, ответчиком не допущено. Оснований для восстановления истца на работе в указанной должности не имеется.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Чамзинскому районному суду Республики Мордовия о восстановлении на работе в ранее занимаемой должности отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Чамзинскому районному суду Республики Мордовия о восстановлении на работе в ранее занимаемой должности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи жалобы через Дубёнский районный суд Республики Мордовия.
Судья Дубёнского районного суда
Республики Мордовия А.М. Салахутдинова
Решение в окончательной форме принято 13 мая 2015 года
Судья Дубёнского районного суда
Республики Мордовия А.М. Салахутдинова
1версия для печатиДело № 2-78/2015 ~ М-77/2015 (Решение)