ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-78/17 от 05.04.2017 Тербунского районного суда (Липецкая область)

Дело 2-78/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего Богомаз М.В.,

при секретаре Черниковой Е.В.,

с участием представителя прокуратуры Кононова А. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению,

установил:

Прокурор Тербунского района Липецкой области обратился в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с URL-адресом: https://otvet.mail.ru/question/1047824 информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. В обоснование заявленных требований указал, что проведен мониторинг интернет-сайтов, в ходе которого установлено, что на интернет - сайте по указанному адресу размещена запрещенная информация, а именно о том, как правильно давать взятку преподавателю. Данный интернет-ресурс является сайтом, предназначенным для передачи информации посетителям сети Интернет. Страница сайта не требует регистрации и не содержит иных элементов ограничения доступа. Отображение электронного текста страницы можно копировать, хранить и передавать по линиям связи глобальной сети Интернет. Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей алгоритм действий по взятке, за получение и дачу которой законодателем предусмотрена уголовная и административная ответственность, с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации.

В судебном заседании помощник прокурора Тербунского района Липецкой области Кононов А. И. заявленные требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно надлежащим образом, в письменном заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие.

В соответствии со ст. 167, ст. 263 ГПК РФ суд считает рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Пунктом 5 статьи 15 названного Федерального закона установлено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьями 290 и 291 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за противоправные деяния: получение и дачу взятки, статьей 19.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконное вознаграждение от юридического лица.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; либо совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица. Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, в том числе по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно части 3 статьи 15.1 названного Федерального закона создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Согласно пунктам 2,3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой Тербунского района Липецкой области проверки было установлено, что на Интернет-сайте с URL-адресом: https://otvet.mail.ru/question/1047824 осуществляется обучение студентов правилам дачи взятки преподавателям. Данный интернет-ресурс является сайтом, предназначенным для передачи информации посетителям сети Интернет. Страница сайта не требует регистрации и не содержит иных элементов ограничения доступа. Отображение электронного текста страницы можно копировать, хранить и передавать по линиям связи глобальной сети Интернет. Прокуратурой Тербунского района Липецкой области 02.03.2017 г. был составлен соответствующий акт, к которому приложены скриншоты интернет-страницы с URL-адресом: https://otvet.mail.ru/question/1047824.

Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт. Из письменного сообщения Управления Роскомнадзора по Липецкой области от 03.03.2017 г. сведения о сайте с URL-адресом: https://otvet.mail.ru/question/1047824. в Едином государственном реестре отсутствуют.

Учитывая, что указанные выше материалы, предназначенные для всеобщего пользования, содержат информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, требования прокурора Тербунского района Липецкой области подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, ч. 10 ст. 264, ст. 265, ст. 268 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить заявление прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц: признать информацию, размещенную на интернет - сайте с URL-адресом https://otvet.mail.ru/question/1047824, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения сведений о сайте с URL-адресом https://otvet.mail.ru/question/1047824. в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня вынесения через Тербунский районный суд Липецкой области.

Председательствующий (подпись) М.В. Богомаз