Дело № 2-78/2019
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
р.п. Белый Яр 19 апреля 2019 года
Верхнекетский районный суд Томской области в составе судьи Давыдчика Я.Ф., при секретаре Трегуб Т.А., с участием:
истца К.А.АА.,
представителя ответчика Администрации Верхнекетского района Томской области по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации Верхнекетского района Томской области о признании действий по определению очереди в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, категория граждан – пенсионеры и в списке граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2019 году, незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 (далее ФИО2 – истец) обратился в суд с иском к Администрации Верхнекетского района Томской области (далее Администрация Верхнекетского района – ответчик) о признании действий ответчика по определению очереди в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, категория граждан – пенсионеры под № 94, незаконными.
В обоснование исковых требований в исковом заявлении указано, что истец проживает в <...>, который приравнен к районам Крайнего Севера, и имеет общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей 36 лет. 26 апреля 1997 года истец подал заявление в Администрацию Верхнекетского района Томской области о постановке его на учет на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. На дату подачи заявления его поставили на очередь под №, северный стаж работы составил дня, но он и дальше продолжил свою трудовую деятельность. С тех пор прошло 22 года, его очередь отодвигалась с каждым годом все дальше. Так на 01.02.2019 г. в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, категория граждан – пенсионеры, его очередь определена под № 94. Ссылаясь на ст.2 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» полагает, что ответчиком его очередь в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, категория граждан – пенсионеры, определена неверно, так как впереди него в данном списке стоят граждане, подавшие заявления о постановке их на учет позже него. Считает, что его очередь должна быть под № 1.
Истец в судебном заседании заявленные исковые требования уточнил, просил суд признать незаконными действия ответчика по определению его очереди и в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, категория граждан – пенсионеры и в списке граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2019 году. Уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, указал, что его очередь должна быть определена исходя из даты подачи им заявления в Администрацию Верхнекетского района Томской области о постановке на учет на получение субсидии, в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1996 г. № 116-ФЗ, действовавшим на момент подачи им заявления о постановке на учет, а также Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 г., считает, что положения Федерального закона от 25.07.1998 г. № 131-ФЗ, устанавливающие порядок определения очереди граждан на получение жилищной субсидии в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера, к нему не должны применяться, т.к. он встал на учет до издания указанного нормативного акта.
Представитель ответчика Администрации Верхнекетского района Томской области по доверенности Д. в судебном заседании исковые требования ФИО2 не признала, просила суд отказать в их удовлетворении по тем основаниям, что до вступления в законную силу Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. очередность граждан, принятых на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определялась в период с 1996 по 1998 гг. на основании Федерального закона от 17.08.1996 г. № 116-ФЗ, с 1998 по 2003 гг. на основании Федерального закона от 25.07.1998 г. № 131-ФЗ. В соответствии с указанным законодательством очередь устанавливалась согласно продолжительности стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Начиная с 2003 года в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» очередность граждан стала формироваться в хронологическом порядке в соответствии с датой подачи заявления о постановке на учет. При этом граждане, принятые на учет до дня вступления в силу Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 г., сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан. В связи с тем, что ФИО2 подал заявление о постановке на учет 26.04.1997 г., до вступления в силу Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 г., следовательно, он сохраняет свое право на получение жилищной субсидии в соответствии с имеющейся у него очередностью – поставлен в очередь по стажу работы, на дату постановки на учет его стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, составлял 25 лет 11 мес. 24 дня.
Представители третьего лица Департамента архитектуры и строительства в Томской области Ж., действующая по доверенности от 04.09.2018 г., и С., действующий по доверенности от 20.08.2018 г., в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представили в суд письменный отзыв, в котором просили в удовлетворении требований истца отказать, т.к. им неверно истолкованы нормы материального права. ФИО2 поставлен на учет в период действия Федерального закона № 116-ФЗ от 17.08.1996 г., согласно которому очередность предоставления субсидий гражданам определяли органы государственной власти субъектов РФ. В июле 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 25.07.1998 г. № 131 – ФЗ, который также устанавливал, что очередность предоставления жилищных субсидий определяется органами исполнительной власти субъектов РФ. Постановлением Главы Администрации Томской области от 09.06.1999 г. № 211 утвержден Порядок определения очередности предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сдачи занимаемого ими жилья и дальнейшего его использования на территории Томской области». В соответствии с указанным выше Порядком очередь устанавливалась исходя из продолжительности стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В списке граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2019 г., с номера 1 по номер 40 состоят граждане, имеющие северный стаж работы больше чем у ФИО2, соответственно правомерно поставлены в очередь перед истцом.
Суд на основании ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Департамента архитектуры и строительства в Томской области.
Заслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают в частности из актов государственных органов и органов местного самоуправления, а также решений организаций, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, споры об осуществлении прав, соединенные с требованиями о признании незаконными ненормативных актов этих органов или организаций, являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов незаконными, если их исполнение привело к возникновению, изменению, прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Таким образом, требования ФИО2 подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РФ, поскольку заявленные требования связаны с предоставлением за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, что согласуется с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, данными в абз. 5 и 6 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон от 25.10.2002 №125-ФЗ) установлены условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.
Статья 1 указанного Федерального закона устанавливает, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федеральный закон от 25.10.2002 №125-ФЗ, определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление.
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
22.01.2018 г. Верхнекетским районным судом Томской области вынесено решение по гражданскому делу по иску ФИО2 к Администрации Верхнекетского района Томской области о признании действий по определению очереди в сводном списке граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 г., под № 68 незаконными, определении очереди в данном сводном списке в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 г.
Указанным выше решением суда, вступившим в законную силу 27.04.2018 г., требования истца удовлетворены частично, действия Администрации Верхнекетского района, выразившиеся в определении очереди ФИО2 под № 68 в сводном списке граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 г. признаны незаконными, на Администрацию района возложена обязанность определить очередность истца в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Решением суда от 22.01.2018 г. установлено, что ФИО2 состоит на учете для предоставления жилищной субсидии, категория граждан - «пенсионеры», в Администрации Верхнекетского района Томской области с 26 апреля 1997 года. Заявление ФИО2 на получение субсидии на строительство или приобретение жилья зарегистрировано в журнале учета граждан, выезжающих из Верхнекетского района Томской области, под № 12. На момент постановки на учет его северный стаж работы составлял 26 лет, что подтверждается журналом учета граждан, выезжающих из Верхнекетского района Томской области.
Согласно выписке из протокола заседания районной комиссии по вопросам обеспечения регистрации и учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей № 2 от 26.04.1997 г. ФИО2 с составом семьи – 2 человека, включен в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, категория пенсионеры. На ФИО2 заведено учетное дело №.
Позицию истца о том, что его очередь на получение жилищной субсидии должна определяться на основании Федерального закона № 116-ФЗ от 17 августа 1996 года, действовавшего на момент подачи им заявления о постановке на учет, и Федеральным законом № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года, действующим в настоящее время, исходя из даты подачи этого заявления, т.е. с 26.04.2012 г., а Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных ним местностей" к нему применяться не должен, суд считает несостоятельной в виду следующего.
Согласно ст. 12 Федерального закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" данный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2003 года.
Частью 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Правоотношения сторон, возникшие 26 апреля 1997 года (дата подачи истцом заявления на получение субсидии на строительство или приобретение жилья), регулировались действующими на тот момент Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 430 «О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья», Положением о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 937, Федеральным законом № 116-ФЗ от 17 августа 1996 года «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году».
Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ 03.08.1996 г. № 937, регулировало правоотношения по предоставлению безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья гражданам (по их желанию), нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим в соответствии с законодательством Российской Федерации на учете по предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления, на предприятиях, в организациях, воинских частях и формированиях, а также лицам, имеющим согласно действующему законодательству право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право.
Часть 3 Положения определяла категории граждан, которым субсидия предоставлялась за счет средств федерального бюджета. К одной из таких категорий относились, в том числе и лица, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим стаж работы или время проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации, а также лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до 31 июля 1998 г., приобрели право на получение жилищных субсидий при наличии стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет.
Федеральным законом № 116-ФЗ от 17 августа 1996 года «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» порядок предоставления жилищных субсидий, очередность их предоставления были возложены на органы государственной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. ст. 2, 8, 9 Закона).
Пунктом 3 Положения Положение о предоставлении гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий из областного и местных бюджетов на строительство или приобретение жилья в Томской области, утвержденным постановлением Главы Администрации Томской области от 14.05.1997 г. № 140, предусмотрено, что выделение безвозмездных субсидий гражданам осуществляется с учетом очередности на получение жилья и льгот, предусмотренных при улучшении жилищных условий.
Из анализа указанных правовых норм, можно сделать вывод о том, что они регулировали правоотношения о предоставлении безвозмездных субсидий гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе, и лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, т.е. являлись общими для граждан, нуждающихся в улучшении жилищный условий.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что все заявления граждан на получение субсидии на строительство или приобретение жилья, обративших в 1997 году в Администрацию Верхнекетского района Томской области регистрировались в едином журнале учета граждан, выезжающих из Верхнекетского района Томской области на получение субсидии, при этом в одном журнале без разделения на категории были зарегистрированы и инвалиды, и пенсионеры, и работающие, и безработные.
Таким образом, указанным выше законодательством осуществлялось правовое регулирование предоставления жилищных субсидий определенным категориям граждан, состоявших на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Закона непосредственно предусматривающего правовой механизм предоставления жилищных субсидий именно категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на дату постановки на учет ФИО2, принято не было.
25 июля 1998 года вступил в законную силу Федеральный закон N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных ним местностей", нормативные положения которого непосредственно регулировали порядок предоставления жилищной субсидии категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, т.е. данный Федеральный закон являлся специальным законом по отношению к указанному выше законодательству и регулирует непосредственно спорное правоотношение, поскольку истец не желает улучшить свои жилищные условия по критерию нуждаемости, а претендует на получение жилищного сертификата в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Федеральным законом N 131-ФЗ от 25.07.1998 года также предусматривалось, что очередность предоставления жилищных субсидий гражданам, а также порядок сдачи выезжающими гражданами занимаемого ими жилья и дальнейшего его использования определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Порядка определения очередности предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сдачи занимаемого ими жилья и дальнейшего его использования на территории Томской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Томской области № 211 от 9 июня 1999 г. (далее – Порядок определения очередности предоставления жилищных субсидий), очередность предоставления жилищных субсидий гражданам устанавливалась исходя из продолжительности их стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Российской Федерации.
Признание пункта 3 указанного выше Порядка определения очередности предоставления жилищных субсидий) противоречащим федеральному законодательству, являлось предметом рассмотрения Томским областным судом 13 августа 2001 г. гражданского дела по заявлению прокурора Томской области.
Прокурор Томской области обратился в суд с заявлением о признании пункта 3 Порядка определения очередности предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сдачи занимаемого ими жилья и дальнейшего его использования на территории Томской области, утвержденного постановлением главы администрации Томской области N 211 от 9 июня 1999 г., противоречащим федеральному законодательству, по тем основаниям, что он принят без учета закрепленного на уровне Российской Федерации основополагающего принципа установления очередности в зависимости от времени (даты) подачи заявления о принятии на учет, что нарушает права граждан.
Решением Томского областного суда от 13 августа 2001 г. в удовлетворении заявления прокурора Томской области отказано.
Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев 09 октября 2001 года кассационный протест прокурора Томской области на решение Томского областного суда от 13 августа 2001 г., решение областного суда оставил без изменения, кассационный протест прокурора Томской области - без удовлетворения, при этом указал, что установленный Администрацией Томской области 09 июня 1999 г. порядок определения очередности предоставления жилищных субсидий Федеральному закону № 131-ФЗ от 25.07.1998 г. не только не противоречит, но и соответствует его принципу распределения денежных субсидий - в зависимости от стажа работы (проживания) в качестве соответствующей государственной гарантии и компенсации для тех граждан, которые, наиболее длительное время проработав в указанных районах и местностях, уезжают в другие регионы России и где они не имеют жилья (определение Верховного Суда РФ от 09.10.2001 г. по делу N 88-Г01-4).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении N 8-п от 24 мая 2001 г. "По делу о проверке конституционности положений части первой ст. 1 и ст. 2 ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установление для этих граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с длительной работой (проживанием) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях является справедливым вознаграждением за труд в экстремальных природно-климатических условиях и закрепленному статьей 19 Конституции Российской Федерации принципу равенства не противоречит (п. 3).
Таким образом, в Томской области, порядок определения очередности предоставления жилищных субсидий был установлен в зависимости от стажа работы (проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и поскольку на дату вступления в силу Федерального закона N 131-ФЗ от 25.07.1998 года и указанного выше Порядка определения очередности предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, право на получение жилищной субсидии ФИО2 реализовано не было, он продолжал состоять в очереди, следовательно, нормативные положения данных правовых актов, подлежали применению к правоотношениям истца по получению жилищной субсидии как специальные нормы.
Вступивший в силу с 1 января 2003 года Федеральный закон № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривает сохранение за гражданами, принятыми на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу данного Федерального закона, право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан (ст. 2 Закона).
Таким образом, до вступления в законную силу Федерального закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 г. очередность предоставления жилищных субсидий, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в Томской области определялась исходя из стажа работы или проживания в указанных районах, после вступления в силу – с 1 января 2003 года, исходя из даты подачи заявления о принятии на учет. При этом за гражданами, ранее вставшими на учет, очередность получения жилищной субсидии сохраняется.
Из оспариваемого истцом списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, категория пенсионеры, утвержденного 01.02.2019 г. следует, что ФИО2 состоит в указанном списке под № 94, в последней графе списка указан его северный стаж на дату постановки на учет – 25 лет 11 мес.24 дня. Количество северного стажа работы на дату постановки на учет истцом не оспаривается и подтверждается материалами учетного дела ФИО2 и представленной в суд копией его трудовой книжки.
Перед ФИО2 в данном списке с № 1 по № 93 состоят граждане, подавшие заявления о постановке на учет до 01.01.2003 года, их очередность определена исходя из количества их северного стажа работы. Так, очередь № имеет М., северный стаж которого, составляет 45 лет 10 мес.08 дн., в очереди под № 93 перед ФИО2 состоит С. ее стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составил 25 лет 11 мес. 29 дн.
После ФИО2 в списке состоят граждане с меньшим количеством северного стажа работы, подавшие заявления о постановке на учет до 01.01.2003 года, а также граждане, переведенные из других категорий.
Начиная с 137 номера, очередь граждан в исследуемом списке определена в зависимости от даты постановки на учет, поскольку заявления ими поданы после вступления в силу Федерального закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002, т.е. после 01.01.2003 г.
Исследовав оспариваемый список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, утвержденный 01.02.2019 г. суд находит порядок формирования ответчиком данного списка соответствующим действующему законодательству о предоставлении жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Доводы истца о том, что его очередь с каждым годом все отодвигается, не нашли своего подтверждения. Так, по состоянию на 01.01.2003 г. ФИО2 состоял в списке граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, категория – пенсионеры, под № 211, на 01.01.2019 г. под № 94.
Истцом также оспаривается список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2019 году. ФИО2 считает, что и в этом списке его очередь определена ответчиком не в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25 октября 2002 г., без учета того, что заявление о постановке на учет им было подано 26.04.1997 г.
Порядок формирования сводного списка граждан – участников подпрограммы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2019 г., на момент определения очереди истца на получение жилищной субсидии в 2019 г. определяется разделом II Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы».
Пунктом 24 Правил установлено, что в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. Граждане, принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Из пункта 29 Правил, следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном указанным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в пределах предусмотренных ему на планируемый год средств на предоставление социальных выплат формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов).
Таким образом, принцип формирования списка граждан, желающих получить государственный жилищный сертификат на соответствующий год, тот же, что и у основного списка граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, по каждой категории граждан, т.е. формируется из граждан, подавших заявление о выделении сертификата в планируемом году, исходя из даты постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий, при этом очередь граждан, состоящих на учете до вступления в силу Федерального закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 г., которая была определена по ранее действующему законодательству в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сохраняется.
В списке граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2019 году, ФИО2 стоит под № 41, перед ним с номера 1 по номер 40 состоят граждане, с большим стажем работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, подавшим заявление о постановке на учет до вступления в силу Федерального закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 г.
При таких обстоятельствах суд признает действия Администрации Верхнекетского района Томской области по определению очереди истца в списке граждан, желающих получить государственный жилищный сертификат в 2019 году под № 41 и в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, категория – пенсионеры, под № 94 соответствующими законодательству о предоставлении жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и не противоречащим целям и задачам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», а также положениям Федерального закона от 17.07.2011 № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», а исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Администрации Верхнекетского района Томской области о признании действий по определению очереди в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, категория граждан – пенсионеры и в списке граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2019 году, незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Верхнекетский районный суд Томской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья подписано Я.Ф. Давыдчик
На момент размещения на сайт не вступило в законную силу.