РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 февраля 2019 года город Чита
Читинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Силищева Д.Н., при секретаре судебного заседания Фёдоровой А.И., с участием представителя командира войсковой части № – ФИО1, ответчика ФИО2, его представителя ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению командира войсковой части № к военнослужащему указанной воинской части <данные изъяты> ФИО2 о возмещении материального ущерба,
установил:
Командир войсковой части № обратился в суд с исковым заявлением, в обоснование которого указал, что в период с 24 октября по 19 ноября 2018 года в войсковой части № была проведена документальная ревизия учёта, хранения, оформления, законности выдачи и использования воинских перевозочных документов и денежных средств на оплату воинских перевозок. По результатам ревизии и административного расследования были выявлены выдача и использование воинских перевозочных документов 24 ноября 2017 года на члена семьи военнослужащего ФИО2, ФИО4, обучающегося по очной форме обучения в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе Министерства обороны Российской Федерации и находящимся на полном государственном обеспечении.
Данная выдача воинских перевозочных документов на сына ФИО2 была произведена незаконно, поскольку летом 2017 года ФИО4 уже воспользовался социальной гарантией на получение воинских перевозочных документов как обучающийся в образовательном учреждении со специальным наименованием и получил воинские перевозочные документы от Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 года №248.
В результате неправомерного использования воинских перевозочных документов ФИО2 был причинён ущерб государству в лице войсковой части № на общую сумму 36 410 рублей.
В связи с изложенным, командир войсковой части № просил взыскать с ФИО2 вышеуказанную денежную сумму путем перечисления денежных средств на расчетный счет Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю»).
Надлежащим образом извещённые о дате, времени и месте рассмотрения дела командир войсковой части № и руководитель ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» в судебное заседание не явились, при этом представитель руководителя ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц надлежащим образом извещённых о дате, времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель командира войсковой части № ФИО1 исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объёме.
Ответчик ФИО2 и его представитель ФИО3 требования не признали и пояснили, что сыну ответчика социальная гарантия на получение воинских перевозочных документов положена два раза в год, и эти гарантии не являются одной и той же, поскольку они предусмотрены разными нормативными актами, а право кадета на проезд в каникулярный отпуск туда и обратно на безвозмездной основе является особо предусмотренным.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, ответчика и его представителя, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 12 июля 1999 года №161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (далее – Закон) военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинён военнослужащим, которому имущество было передано под отчёт для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей.
В силу статей 3 и 7 Закона, военнослужащие несут ответственность только за причинённый по их вине реальный ущерб. Командир воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.
Из содержания указанных норм Закона следует, что основанием для привлечения военнослужащего к материальной ответственности, наряду с наличием реального ущерба, являются его незаконные действия (бездействия) в причинении данного ущерба и наличие причинной связи между этими действиями (бездействием) и причинённым ущербом. При этом, обязанность доказать факт причинения воинской части реального ущерба и наличие перечисленных условий привлечения к материальной ответственности возлагается на командиров, а в данном случае на истца.
Согласно пунктам 45 и 56 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённого Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 года № 200, действовавшего на день выдачи ответчику воинских перевозочных документов на сына, военнослужащим воинские перевозочные документы выдаются на проезд от места военной службы до одного из пунктов проведения отпуска и обратно до места военной службы один раз в календарном году на основании приказа командира воинской части. Членам семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, воинские перевозочные документы выдаются для проезда к месту использования отпуска и обратно один раз в год при следовании совместно с военнослужащим или раздельно.
В соответствии же с пунктом 45 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2017 года №815 «Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территории Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с не благоприятными климатическими и (или) экологическими условия ми, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, выдаются воинские перевозочные документы для проезда один раз в год по территории Российской Федерации от места военной службы к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска и обратно. Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, выдаются воинские перевозочные документы для проезда один раз в год по территории Российской Федерации одного члена семьи военнослужащего-гражданина (за исключением совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения) при следовании с военнослужащим-гражданином или отдельно от него по их выбору от места военной службы военнослужащего-гражданина или от места жительства члена его семьи, если он проживает отдельно от военнослужащего-гражданина, к месту использования отпуска и обратно к месту военной службы военнослужащего-гражданина или к месту жительства члена семьи военнослужащего-гражданина независимо от того, откуда член его семьи убывал к месту использования отпуска.
Из пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что члены семьи военнослужащего - гражданина, проходящего военную службу по контракту имеют право на основаниях, установленных для военнослужащих – граждан, на проезд на безвозмездной основе один раз в год – к месту использования отпуска и обратно (один член семьи, за исключением члена семьи, относящегося к категории, указанной в абзаце девятом пункта 5 статьи 2 настоящего Федерального закона).
Между тем, как установлено пунктом 9 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, подпунктом «б» пункта 1 Порядка и случаев предоставления обучающимся общеобразовательных организаций со специальными наименованиями «кадетский военный корпус», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, права на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, определённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 года №248 установлено, что обучающимся выдаются воинские перевозочные документы или денежные средства в случаях проезда от места нахождения образовательной организации к месту использования летнего каникулярного отпуска (летних каникул) и обратно.
Согласно копии справки Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса Министерства обороны Российской Федерации, от 14 июня 2017 года №172/1, ФИО4 обучается очно в указанном учреждении с 27 августа 2013 года и находится на полном государственном обеспечении с датой окончания 20 июня 2020 года.
Из выписки из приказа начальника ФГКУ «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации» от 16 июня 2017 года №111, копий корешков требований на перевозку воинских пассажиров, копий электронных авиабилетов и посадочных талонов, следует, что ФИО4 выданы воинские перевозочные документы для следования от места учёбы к месту проведения летнего каникулярного отпуска по маршруту аэропорт <адрес> – аэропорт <адрес> и обратно, которыми ФИО4 воспользовался.
Вместе с тем, согласно копии акта документальной ревизии выявлена выдача и использование воинских перевозочных документов 026 №№176847,848 24 ноября 2017 года членом семьи военнослужащего <данные изъяты> ФИО2 – ФИО4, по маршруту аэропорт <адрес> – аэропорт <адрес> и обратно, на основании приказа командира войсковой части № от 24 ноября 2017 года.
Согласно копиям электронных билетов от 29 ноября 2017 года и копиям посадочных талонов к ним, ФИО4, воспользовавшись воинскими перевозочными документами №№ 026176847, 026176848, осуществил перелет по маршруту аэропорт <адрес> – аэропорт <адрес> и обратно. При этом общая стоимость перелетов составила 36 410 рублей.
Исходя из этого, суд находит установленным факт причинения ущерба государству в лице войсковой части № в размере 36 410 рублей по вине ответчика – не обоснованно воспользовавшегося социальной гарантией на члена своей семьи, который ранее уже воспользовался той же гарантией.
Таким образом, вопреки доводам ответчика и его представителя, право на проезд на безвозмездной основе один раз в год члена семьи военнослужащего и обучающегося кадетского военного корпуса являются одной и той же социальной гарантией, а право кадета на проезд в каникулярный отпуск туда и обратно на безвозмездной основе не является особо предусмотренным.
При таких обстоятельствах исковое заявление командира войсковой части № подлежит удовлетворению, а сумма ущерба взысканию с ответчика путём перечисления денежных средств на расчетный счет Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», выполняющего функции финансового органа войсковой части №.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, к которым относится и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с удовлетворением рассматриваемого искового заявления, на основании статьи 103 ГПК РФ суд находит необходимым взыскать с ФИО2 государственную пошлину, исчисленную в порядке пункта 1 части 1 статьи 333.19 НК РФ, в сумме 1 292 рубля в доход бюджета городского округа «Город Чита».
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 103, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление командира войсковой части № к военнослужащему указанной воинской части <данные изъяты> ФИО2 о возмещении материального ущерба, удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу войсковой части № сумму причинённого материального ущерба в размере 36 410 (тридцать шесть тысяч четыреста десять) рублей путём перечисления денежных средств на расчетный счет Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю».
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета городского округа «Город Чита» государственную пошлину в размере в размере 1 292 (одна тысяча двести девяносто два) рубля, подлежащую уплате при подаче заявления в суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восточно-Сибирский окружной военный суд через Читинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий Д.Н. Силищев