ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-78/20 от 18.02.2020 Якшур-бодьинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 февраля 2020 года <адрес> УР

Якшур-Бодьинский районный суд УР в составе:

председательствующего судьи Горбуновой О.Н.,

с участием старшего помощника прокурора <адрес> УР ФИО2,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес> о понуждении к выполнению мероприятий по пожарной безопасности,

у с т а н о в и л :

Прокурор <адрес> обратился в Якшур-Бодьинский районный суд УР в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации муниципального образования <адрес>» о понуждении к выполнению мероприятий по пожарной безопасности.

Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой <адрес> в декабре 2019 по поступившей информации Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Игринского, Красногорского и Якшур-Бодьинского районов проведена проверка соблюдения федерального законодательства о противодействии терроризму и правил пожарной безопасности Администрацией МО <адрес>».

В ходе проверки деятельности Администрации МО <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ выявлено нарушение ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ, п.п. 16, 80 Правил противопожарного режима: на территории населенных пунктов <адрес> на участках, граничащих с лесными массивами, не выполнены защитные минерализованные полосы или иные мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах; не создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения в <адрес>, <адрес>, в <адрес>, <адрес>, в <адрес>, <адрес>.

По результатам проверки заместителем главного государственного инспектора Игринского, Красногорского и Якшур-Бодьинского районов по пожарному надзору главе МО <адрес>» выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара. Срок устранения нарушения требований пожарной безопасности установлен ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам внеплановой проверки населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, ДД.ММ.ГГГГ установлено, что вышеуказанные нарушения устранены частично: в нарушение ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ, п.п. 16, 80 ППР по-прежнему не создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения в <адрес>, <адрес>. Кроме того, не обеспечена исправность системы оповещения в <адрес>, установленной на лесопилке от системы КПАСО-Р «МАРС-АРСЕНАЛ», не обеспечено ее техническое обслуживание. На территории <адрес> не обеспечивается принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделения Государственной противопожарной службы, дислокация добровольной пожарной дружины не обеспечивает при бытие к месту пожара в течение 20 минут.

Вышеизложенное дает основания полагать, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ самостоятельно не исполняется и не будет исполнено.

Сославшись на положения Федерального закона № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима, утв. Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Федерального закона №35-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии терроризму», Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления», прокурор с учетом последующего уточнения исковых требований просил суд обязать Администрацию МО «Чуровское» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения в селе <адрес> по <адрес>, <адрес> от <адрес> до <адрес>, <адрес> (северная часть), <адрес>, <адрес>, в <адрес>, <адрес> от <адрес> до <адрес>, <адрес> от <адрес> до <адрес>, в селе <адрес> - по <адрес>, <адрес><адрес>; обеспечить исправность и техническое обслуживание системы оповещения в селе <адрес>, установленной на лесопилке от системы КПАСО-Р «МАРС-АРСЕНАЛ»; обеспечить техническое обслуживание системы оповещения в <адрес>, установленной на <адрес> сельском информационном культурном центре; принять меры по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; определить дислокацию добровольной пожарной дружины и пожарной спасательной части ГУ УР «ГПС УР», в месте, обеспечивающем прибытие к месту пожара в течение 20 минут.

В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО2 уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить, в обоснование сослалась на доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Администрации МО <адрес>» - ФИО3, действующий на основании Устава МО <адрес>», против удовлетворения уточненных исковых требований прокурора не возражал.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Отдела надзорной деятельности Игринского, Красногорского и <адрес>ов, - ФИО4, действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования прокурора поддержал.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Установлено, что во исполнение распоряжений заместителя главного государственного инспектора Игринского, Красногорского и <адрес>ов по пожарному надзору ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ проведены внеплановые выездные проверки Администрации МО <адрес>» в границах <адрес>, <адрес> с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок.

В ходе проведенных проверок были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1 на территории населенного пункта <адрес>, на участках, граничащих с лесными массивами, не выполнены защитные минерализованные полосы или иные мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах;

2 не создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения в <адрес>, в <адрес> – по <адрес>, в <адрес><адрес>;

3 не обеспечена исправность системы оповещения в <адрес>, установленная на лесопилке от системы КПАСО-Р «МАРС-АРСЕНАЛ»;

4 не обеспечено техническое обслуживание систем оповещения от системы КПАСО-Р «МАРС-АРСЕНАЛ», расположенных на территории <адрес>;

5 на территории населенного пункта <адрес> МО <адрес>» не обеспечивается принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. Дислокация добровольной пожарной дружины не обеспечивает прибытие к месту пожара в течение 20 минут.

По итогам выявленных нарушений главе МО <адрес>» выданы предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности. До настоящего времени указанные нарушения не устранены.

Представителем ответчика наличие допущенных нарушений требований пожарной безопасности не оспаривалось.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии с положениями ст. 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары.

Статьей 76 названного закона закреплено, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.

Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390. Согласно п. 16 названных Правил на территории поселений и городских округов, территории садоводства или огородничества обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Пунктом 80 Правил предусмотрено, что органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности". При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Таким образом, с учетом приведенных положений законодательства, выявленных нарушений в области пожарной безопасности, отсутствии возражений ответчика по выявленным нарушениям, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора и необходимости их удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования <адрес>» о понуждении к выполнению мероприятий по пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать Администрацию МО <адрес>» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения в селе <адрес> по <адрес>, <адрес> от <адрес> до <адрес>, <адрес> (северная часть), <адрес>, <адрес>, в <адрес>, <адрес> от <адрес> до <адрес>, <адрес> от <адрес> до <адрес>, в селе <адрес> - по <адрес>, <адрес>; обеспечить исправность и техническое обслуживание системы оповещения в селе <адрес>, установленной на лесопилке от системы КПАСО-Р «МАРС-АРСЕНАЛ»; обеспечить техническое обслуживание системы оповещения в <адрес>, установленной на <адрес> сельском информационном культурном центре; обеспечить принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; определить дислокацию добровольной пожарной дружины и пожарно-спасательной части ГУ УР «ГПС УР», в месте, обеспечивающем прибытие к месту пожара в течение 20 минут.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Якшур-Бодьинский районный суд УР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья О.Н. Горбунова