ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-790 от 29.07.2010 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

                                                                                    Кингисеппский городской суд Ленинградской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кингисеппский городской суд Ленинградской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-790/2010

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июля 2010 года в городе Кингисеппе Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Герман М.В.

при секретаре Ермишкиной Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании

с участием прокурора Прокопчик Н.В., представителя заинтересованных лиц- Занковой Н.Ю.

гражданское дело по заявлениям Кингисеппского городского прокурора в интересах субъекта РФ- Ленинградской области о признании незаконным распоряжения № 28-р главы администрации МО «Пустомержское сельское поселение», распоряжение № 18-р главы администрации МО «Котельское сельское поселение», распоряжения № 60-р главы администрации МО «Опольевское сельское поселение», постановления № 8 главы администрации МО «Фалилеевское сельское поселение», постановления № 9 главы администрации МО «Усть-Лужское сельское поселение», распоряжения № 11 главы администрации МО «Большелуцкое сельское поселение», распоряжения № 14-р главы администрации МО «Куземкинское сельское поселение»

У С Т А Н О В И Л:

Кингисеппский городской прокурор обратился в суд с заявлениями в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными распоряжения № 28-р главы администрации МО «Пустомержское сельское поселение», распоряжения № 18-р главы администрации МО «Котельское сельское поселение», распоряжения № 60-р главы администрации МО «Опольевское сельское поселение», постановления № 8 главы администрации МО «Фалилеевское сельское поселение», постановления № 9 главы администрации МО «Усть-Лужское сельское поселение», распоряжения № 11 главы администрации МО «Большелуцкое сельское поселение», распоряжения № 14-р главы администрации МО «Куземкинское сельское поселение» (т. 1 л.д. 10-12, 78-80, 107-109, 150-152, 188-190, 229-231, т. 2 л.д. 11-14)

В ходе рассмотрения дел уточнил заявления, указав, что заявления поданы в интересах субъекта Российской Федерации- Ленинградской области в лице Правительства Ленинградской области, поскольку бюджет области может понести необоснованные расходы (т. 1 л.д. 56, 93, 125, 168, 199, 244, т. 2 л.д. 30)

Дела соединены в одно производство (л.д. 59-60).

В обоснование заявлений прокурор в судебных заседаниях 13 июля 2010 года, 19 июля 2010 года (объяснения исследованы судом) и 29 июля 2010 года указал, что обжалуемые распоряжения и постановления не соответствуют требованиям федерального законодательства, поскольку орган местного самоуправления не вправе устанавливать среднюю рыночную стоимость 1 квадратного метра жилья по муниципальному образованию выше той, которая установлена уполномоченным органом по субъекту РФ. Норматив стоимости поселения вообще не вправе устанавливать. Финансирование жилищных подпрограмм производится из бюджетов РФ, субъекта и местного бюджета. При установлении на местном уровне средней стоимости 1 квадратного метра жилья выше установленной Министерством регионального развития РФ бюджет Ленинградской области понесет необоснованные расходы на покрытие разницы между нормативами. Методика расчета не утверждена, поэтому методические рекомендации Комитета по строительству Ленинградской области носят только рекомендательный характер.

Представитель заинтересованных лиц- администраций МО «Пустомержское сельское поселение», МО «Котельское сельское поселение», МО «Опольевское сельское поселение», МО «Фалилеевское сельское поселение», «Усть-Лужское сельское поселение», МО «Большелуцкое сельское поселение», «Куземкинское сельское поселение» против удовлетворения заявлений прокурора возражала, ссылаясь на то, что распоряжения изданы главами администраций в соответствии с указанием Правительства Ленинградской области рассчитать и утвердить среднюю рыночную стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по каждому поселению. Расчет произведен в соответствии с представленной Правительством методикой. Указанные показатели являются только статистическими, исходя из которых впоследствии рассчитывается средняя рыночная стоимость по району, затем по области, и в конечном итоге- по РФ. Поэтому финансирование тех поселений, где показатель выше установленной Министерство регионального развития РФ все равно производится в той сумме, которую установит Министерство, а тех поселений, где показатель окажется ниже, размер финансирования соответственно будет уменьшен.

Представитель субъекта РФ- Ленинградской области в лице правительства Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что распоряжением № 28-р главы администрации МО «Пустомержское сельское поселение» от 04 марта 2010 года утвержден норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на 2 квартал 2010 года по поселению в размере 41710 рублей, размер средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья 41710 рублей (т. 1 л.д. 8).

Распоряжением № 18-р главы администрации МО «Котельское сельское поселение» от 03 марта 2010 года утверждена средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья на 2 квартал 2010 года по поселению в размере 41468 рублей (т. 1 л.д. 76).

Распоряжением № 60-р главы администрации МО «Опольевское сельское поселение» от 04 марта 2010 года утвержден норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на 2 квартал 2010 года по поселению в размере 42194 рубля, размер средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья 42194 рубля (т. 1 л.д. 105).

Постановлением № 8 главы администрации МО «Фалилеевское сельское поселение» от 04 марта 2010 года утвержден норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на 2 квартал 2010 года по поселению в размере 41468 рублей, размер средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья 41468 рублей (т. 1 л.д. 148).

Постановлением № 9 главы администрации МО «Усть-Лужское сельское поселение» от 09 марта 2010 года утверждена средняя расчетная рыночная цена 1 квадратного метра площади жилого помещения на 2 квартал 2010 года по поселению в размере 41952 рубля (т. 1 л.д. 186).

Распоряжением № 11 главы администрации МО «Большелуцкое сельское поселение» от 10 марта 2010 года утвержден размер средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на 2 квартал 2010 года по поселению в размере 42073 рубля (т. 1 л.д. 227).

Распоряжением № 14-р главы администрации МО «Куземкинское сельское поселение» от 05 марта 2010 года утверждена стоимость 1 квадратного метра жилья на 2 квартал 2010 года по поселению в размере 41710 рублей (т. 2 л.д. 10).

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в целях осуществления возложенного на Министерство полномочия, Приказом Министерства регионального развития РФ от 12 апреля 2006 года № 39, зарегистрированным в Минюсте РФ 19 мая 2006 года № 7868 утверждена и введена в действие со дня официального опубликования методика определения норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по РФ и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам РФ.

При расчете указанного норматива применяется, в том числе, расчетный показатель стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Ленинградской области от 11 декабря 2007 года № 536-р в целях реализации на территории Ленинградской области федеральных и региональных целевых программ, направленных на улучшение жилищных условий жителей Ленинградской области, ответственным за подготовку проектов правовых актов Правительства Ленинградской области об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальным образованиям Ленинградской области для расчета размера субсидий, предоставляемых за счет средств областного бюджета Ленинградской области на строительство (приобретение) жилья, за сбор и анализ информации о средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальным образованиям Ленинградской области определен Комитет по строительству Ленинградской области.

В целях исполнения распоряжения Правительства Ленинградской области от 11 декабря 2007 года N 536-р Приказом Комитета по строительству Ленинградской области от 12 ноября 2009 года № 214 утверждены Методические рекомендации для муниципальных образований поселений, районов, Сосновоборского городского округа Ленинградской области по проведению расчетов средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья для определения размеров социальных выплат за счет средств областного бюджета гражданам, участвующим в жилищных программах, реализуемых на территории Ленинградской области. Пунктом 2 данного приказа муниципальным образованиям Ленинградской области рекомендовано использовать величину средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья для определения размеров социальных выплат за счет средств областного бюджета гражданам, участвующим в жилищных программах, реализуемых на территории Ленинградской области в соответствии с Методическими рекомендациями, но не выше средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, установленной для Ленинградской области уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на соответствующий квартал текущего года.

Сведения, представленные муниципальными образованиями по определению средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в соответствии с Методическими рекомендациями, но не выше средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, установленной для Ленинградской области уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на соответствующий квартал текущего года и постановлением Правительства Ленинградской области от 11 августа 2009 года № 264 «О размерах средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальным образованиям Ленинградской области» используются Комитетом по строительству Ленинградской области для определения размеров социальных выплат за счет средств областного бюджета гражданам, участвующим в жилищных программах, реализуемых на территории Ленинградской области.

Методические рекомендации предназначены для использования муниципальными образованиями поселений, районов, Сосновоборского городского округа Ленинградской области в целях проведения расчетов средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, необходимой для определения размеров социальных выплат за счет средств областного бюджета гражданам, участвующим в жилищных программах, которые реализуются на территории Ленинградской области. Полученный в результате анализа предусмотренных рекомендациями данных показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Ленинградской области утверждается постановлением главы муниципального образования поселения. К постановлению прикладываются расчеты и документы, подтверждающие полученные исходные данные. Постановление главы муниципального образования поселения и приложение к нему направляются до 15-го числа последнего месяца расчетного квартала в муниципальный район. Муниципальные районы направляют в комитет по строительству Ленинградской области расчеты не позднее 20-го числа этого же месяца расчетного квартала в виде сводной таблицы по установленной рекомендациями форме.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 11 августа 2009 года № 264 в целях упорядочения расчетов размеров социальных выплат за счет средств областного бюджета Ленинградской области и улучшения жилищных условий граждан, проживающих в Ленинградской области, муниципальным образованиям Ленинградской области рекомендовано ежеквартально до 15-го числа последнего месяца квартала представлять в комитет по строительству Ленинградской области утвержденный в установленном порядке главой муниципального образования нормативный правовой акт об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию.

Таким образом, проведение расчетов средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, необходимой для определения размеров социальных выплат за счет средств областного бюджета гражданам, участвующим в жилищных программах, которые реализуются на территории Ленинградской области, произведено сельскими поселениями в соответствии с указаниями Правительства Ленинградской области, исполняющего требования Правительства Российской Федерации.

Поэтому доводы прокурора о том, что органы местного самоуправления сельских поселений действовали за пределами предоставленных им полномочий, несостоятельны.

Также несостоятельны доводы, что является незаконным утверждение главами сельских поселений Кингисеппского муниципального района средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, превышающей установленную для Ленинградской области приказом Министерства регионального развития.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 декабря 2009 года № 603 утвержден норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации в размере 28 000 рублей на I полугодие 2010 года, и средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Ленинградской области, подлежащую применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ для расчета размеров социальных выплат, выделяемых в соответствии с планами на I квартал 2010 года, для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений, в размере 31800 рублей.

Именно установленный Министерством регионального развития РФ норматив используется при расчете социальных выплат, а утвержденные главами муниципальных образований значения средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья являются статистическими данными, на основании которых впоследствии определяется средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья муниципальным районам, и далее по субъектам РФ, а также норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по РФ.

Поэтому значение средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, полученное в результате расчетов на уровне поселений, может быть как ниже, так и выше показателя, полученного в результате статистической обработки этих расчетов на следующих уровнях. Это не является нарушением указанных выше постановлений Правительства РФ и Правительства Ленинградской области, поскольку указанные значения не используются непосредственно при расчете социальных выплат и не влечет необоснованных расходов бюджета Ленинградской области, то есть, не нарушает прав и законных интересов субъекта РФ, в защиту которых подано заявление прокурором.

Однако суд находит обоснованными доводы заявлений о том, что главы сельских поселений не вправе были устанавливать норматив стоимости 1 квадратного метра жилья, поскольку согласно Постановлению Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 органом исполнительной власти, уполномоченным определять норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по РФ, используемую при расчете размера социальных выплат, предоставляемых гражданам, является Министерство регионального развития РФ.

Поэтому главы администрации МО «Пустомержское сельское поселение», МО «Опольевское сельское поселение», МО «Фалилеевское сельское поселение», утверждая норматив стоимости, вышли за пределы предоставленных им полномочий, и изданные ими распоряжения и постановление в этой части являются незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-199, главой 25 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявления Кингисеппского городского прокурора в интересах субъекта РФ- Ленинградской области о признании незаконным распоряжения № 28-р главы администрации МО «Пустомержское сельское поселение», распоряжения № 18-р главы администрации МО «Котельское сельское поселение», распоряжения № 60-р главы администрации МО «Опольевское сельское поселение», постановления № 8 главы администрации МО «Фалилеевское сельское поселение», постановления № 9 главы администрации МО «Усть-Лужское сельское поселение», распоряжения № 11 главы администрации МО «Большелуцкое сельское поселение», распоряжения № 14-р главы администрации МО «Куземкинское сельское поселение» удовлетворить частично

Признать незаконными в части утверждения норматива стоимости 1 квадратного метра жилья на 2 квартал 2010 года распоряжение № 28-р главы администрации МО «Пустомержское сельское поселение» от 04 марта 2010 года, распоряжение № 60-р главы администрации МО «Опольевское сельское поселение» от 04 марта 2010 года, постановление № 8 главы администрации МО «Фалилеевское сельское поселение» от 04 марта 2010 года.

В остальной части заявления Кингисеппского городского прокурора оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.

Судья