ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7903/2012 от 05.12.2012 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-7903/2012г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

В составе председательствующего судьи Ю.Н. Агранович,

При секретаре Н.В. Эйхман,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре «05» декабря 2012 года гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Сыктывкару об отмене пунктов 3 и 4 распоряжения от ** ** **. и изменении их

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Сыктывкару об отмене пунктов 3 и 4 распоряжения от ** ** **. в части перечисления целевых ежемесячных средств и доплат на оплату стоимости проезда на городском, пригородном транспорте на лицевой счет несовершеннолетних А.С. и И.С., а также обязании изменить указанные пункты, а именно: назначить и выплатить на лицевой счет приемного родителя ФИО1 ежемесячные денежные средства на содержание несовершеннолетних А.С. и И.С. и денежную выплату на оплату стоимости проезда на городском, пригородном транспорте.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования, указав, что получение ежемесячных денежных средств на содержание несовершеннолетних детей непосредственно самим приемным родителем не меняет природу этих сумм, поскольку расходуются они только в интересах и на самого подопечного. Данный вывод нашел отражение в определении Верховного суда РК от ** ** **. и в апелляционном решении Сыктывкарского городского суда РК от ** ** **.

Представитель Управления опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Сыктывкару с исковыми требованиями не согласна, указав, что в соответствии с действующим законодательством ежемесячные денежные средства на содержание ребенка выплачиваются на основании решения специально уполномоченного Правительством РК органа исполнительной власти о назначении и выплате ежемесячных денежных средств на содержание ребенка. Органы опеки и попечительства дают опекунам и попечителям разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных. Для получения предварительного разрешения опекуны и попечители обращаются в органы опеки и попечительства с заявлением о разрешении получать денежные средства, поступающие на лицевые счета несовершеннолетних. Поскольку договор о передаче несовершеннолетних детей А.С., и И.Сна воспитание в приемную семью заключен в 2012г., то на него распространяются нормы действующего в настоящее время законодательства.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований истца в силу следующего:

Распоряжением Управления опеки и попечительства Агентства РК по социальному развитию по г. Сыктывкару от ** ** **. ФИО2 назначены опекунами, исполняющими свои обязанности возмездно над несовершеннолетними А.С., и И.С.

Этим же распоряжением определено в срок до ** ** **. заключить с ФИО2 договор о передаче детей на воспитание в семью.

Пунктами 3 и 4 распоряжения указано назначить и выплатить на лицевой счет несовершеннолетних А.С., и И.С., ежемесячные денежные средства на содержание ребенка в соответствии с Законом РК от 12.11.2008г. № 139-РЗ «О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью» и ст. 37 ГК РФ: с 09.07.2012г. ежемесячные денежные средства на содержание ребенка и доплату на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату бытовых услуг в соответствии с Законом РК от 12.11.2008г. № 139-РЗ «О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью», а также назначить и выплачивать на лицевой счет несовершеннолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. денежную выплату на оплату стоимости проезда на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте, в соответствии с Законом РК от 31.12.2004г. № 74-РЗ.

С ** ** **. ФИО2 осуществляют опеку над А.С.И.С. на основании договора о приемной семье от ** ** **.

В соответствии с п. 2.3 договора приемные родители получают денежное вознаграждение, предварительное разрешение на распоряжение счетом приемного ребенка (детей) в части расходования средств, причитающихся приемному ребенку (детям) в качестве алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его (их) содержание социальных выплат, пользуются мерами социальной поддержки в порядке, установленном законодательством РФ и РК.

Оспаривая пункты 3 и 4 вышеуказанного распоряжения, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.

В соответствии с п. 3 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве". Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 17 Закона РФ от 24.04.2008г. «Об опеке и попечительстве» подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.

В силу ст. 19 Закона РФ общие правила распоряжения имуществом подопечных устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Органы опеки и попечительства дают опекунам и попечителям разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных.

Предварительное разрешение органа опеки и попечительства, предусмотренное частями 1 и 2 настоящей статьи, или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения (ст. 21).

В соответствии с п. 2 ст. 31 Закона РФ суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными ГК РФ и настоящим федеральным законом.

В силу ст. 37 ГК РФ доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

Статьей 4 Закона РК от 24.11.2008г. № 139-РЗ «О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью» предусмотрено, что назначение ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, а также доплаты осуществляются на основании решения специально уполномоченного Правительством Республики Коми органа исполнительной власти Республики Коми.

Для получения ежемесячных денежных средств на содержание ребенка опекун (попечитель), приемный родитель (родители) представляют в специально уполномоченный Правительством Республики Коми орган исполнительной власти Республики Коми документы, перечисленные в Законе, в числе которых указано заявление о назначении ежемесячных денежных средств на содержание ребенка с указанием способа доставки (на счет в финансово-кредитном учреждении, почтовым переводом или через кассу специально уполномоченного Правительством Республики Коми органа исполнительной власти Республики Коми).

Решение о назначении и выплате (отказе в назначении и выплате) ежемесячных денежных средств на содержание ребенка принимается специально уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми в течение 15 дней со дня представления документов, указанных в части 2 настоящей статьи.

Ежемесячные денежные средства на содержание ребенка выплачиваются территориальным органом специально уполномоченного Правительством Республики Коми органа исполнительной власти Республики Коми, а в случае отсутствия указанного территориального органа по месту жительства ребенка - государственным учреждением Республики Коми - центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения на основании решения специально уполномоченного Правительством Республики Коми органа исполнительной власти Республики Коми о назначении и выплате ежемесячных денежных средств на содержание ребенка.

В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона РК от 31.12.2004г. №74-РЗ «О дополнительных социальных гарантиях в области образования детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств республиканского бюджета Республики Коми или местных бюджетов в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Коми.

Постановлением Правительства РК от 28.06.2005г. № 162 «О мерах по реализации Закона РК «О дополнительных социальных гарантиях в области образования детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, …» утвержден Порядок ежемесячной денежной выплаты на оплату проезда на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте и предоставления бесплатного проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся за счет средств республиканского бюджета Республики Коми или местных бюджетов в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях (далее - учащиеся).

Средства, необходимые на оплату стоимости проезда на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси) учащимся в возрасте от 7 лет, находящимся на полном государственном обеспечении за счет средств республиканского бюджета Республики Коми или местных бюджетов в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, выдаются по мере необходимости образовательными учреждениями в пределах ежемесячной денежной выплаты.

Ежемесячная денежная выплата учащимся в возрасте от 7 лет, переданным под опеку (попечительство), в приемные семьи, производится уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми в области опеки и попечительства по месту жительства.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что решение о назначении и выплате ежемесячных денежных средств на содержание ребенка устанавливаются специально уполномоченным Правительством РК органом исполнительной власти. Таковым органом является Управление опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Сыктывкару, которое в соответствии с Положением об Управлении осуществляет функции надзора за деятельностью организаций, опекунов и попечителей, приемных родителей, оказание им необходимой помощи в организации воспитания, обучения, медицинского обслуживания, отдыха и занятости детей, выдает предварительные разрешения родителям (иным законным представителям), управляющим имуществом несовершеннолетних, на расходование доходов несовершеннолетнего, а также принимает решения о назначении денежных средств, доплат, пособий, выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в порядке и размерах, установленных законодательством.

В определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2010г. № 304-О-О установлено, что норма пп. «а» п. 5 ст. 1 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве», которым п. 1 ст. 37 ГК РФ изложен в следующей редакции: «Доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства», направлена на усиление гарантий защиты имущественных прав, в отношении которых установлены опека или попечительство.

Ссылка истицы на определение Верховного суда РК от ** ** ** и апелляционное решение Сыктывкарского городского суда РК от ** ** **., в которых указано, что получение ежемесячных денежных средств на содержание несовершеннолетних детей непосредственно самим приемным родителем не меняет природу этих сумм, поскольку расходуются они только в интересах и на самого подопечного, необоснованна, поскольку данные решения были приняты с учетом действовавшего на тот период законодательства.

Доводы истицы о том, что перечисление денежных средств на содержание детей на их счета связано с неудобствами в их получении, суд также находит несостоятельными, поскольку не влекут признание незаконными соответствующих пунктов распоряжения от ** ** **.

Кроме того, предварительное разрешение органа опеки и попечительства выдается сроком на 1 год, что, по мнению суда, не является препятствием к получению опекунами денежных средств со счетов несовершеннолетних детей.

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований истца об отмене пунктов 3 и 4 распоряжения от ** ** **. и обязании их изменить, а именно: назначить и выплатить на лицевой счет приемного родителя ФИО1 ежемесячные денежные средства на содержание несовершеннолетних А.С., и И.С., и денежную выплату на оплату стоимости проезда на городском, пригородном транспорте

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Сыктывкару об отмене пунктов 3 и 4 распоряжения от ** ** **. и обязании их изменить, а именно: назначить и выплатить на лицевой счет приемного родителя ФИО1 ежемесячные денежные средства на содержание несовершеннолетних А.С. и И.С. и денежную выплату на оплату стоимости проезда на городском, пригородном транспорте – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Председательствующий Ю.Н. Агранович