Дело № 2-790/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Череповец 16 октября 2018 года
Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:
судьи Слягиной И.Б.,
при секретаре Викторовой Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области к администрации Череповецкого муниципального района о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия регионального значения,
у с т а н о в и л:
Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской областиобратился в суд с вышеуказанным иском к администрации Череповецкого муниципального района, указав в обоснование, что на территории Череповецкого муниципального района находится объект культурного наследия регионального значения «Ансамбль церквей, середина XVIII в.: Церковь Воскресенья», поставленную на государственную охрану решением исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 19 ноября 1987 г. № 586 «О постановке под государственную охрану памятников истории и культуры». В Едином государственном реестре недвижимости сведения о государственной регистрации прав на объект культурного наследия отсутствуют, объект культурного наследия не числится в реестре муниципальной собственности, в реестре собственности Вологодской области, в территориальной базе данных реестра федерального имущества. Таким образом, объект культурного наследия «Ансамбль церквей, середина XVIII в.: Церковь Воскресенья», расположенный по адресу: <адрес> является бесхозяйным. Администрация Череповецкого муниципального района, на территории которой находится объект культурного наследия, наделена полномочиями инициировать процесс постановки памятника истории и культуры в силу его бесхозяйности на учет с целью определения его дальнейшего собственника. Непринятие органом местного самоуправления мер по постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия влечет разрушение памятника истории и культуры, изменение его облика в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, либо иных негативных последствий, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на сохранение и развитие своего историко-культурного наследия.
Просили возложить на администрацию Череповецкого муниципального района обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль церквей, середина XVIII в.: Церковь Воскресенья», расположенный по адресу: <адрес>.
В судебное заседание представитель истца - Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.
В судебном заседании 25.09.2018 представитель истца - Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области – по доверенности Труфанова А.В. исковые требования поддержала.
В судебное заседание представитель ответчика – администрации Череповецкого муниципального района не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, представил возражения на исковое заявление, в которых указал, что администрация Череповецкого муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу и не имеет возможности и полномочий по признанию права собственности на объекты культурного наследия регионального значения. Полномочиями по оформлению прав на бесхозяйное имущество, находящееся на территории сельского поселения, наделены соответствующие муниципальные образования, а не район. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебное заседание представитель третьего лица – Управления Росреестра по Вологодской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, представил отзыв на иск, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В судебное заседание представитель третьего лица – Департамента имущественных отношений Вологодской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен. Представил отзыв на иск, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие, указал, что в Реестре собственности Вологодской области спорный объект недвижимости не числится.
В судебное заседание представитель третьего лица – ТУ Росимущества в Вологодской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен. Представил отзыв на иск, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие, указал, что спорный объект недвижимого имущества в Реестре федерального имущества не числится.
В судебном заседании представитель третьего лица – религиозной организации «Череповецкая Епархия Русской Православной Церкви (Московский патриархат) – по доверенности Бакурский М.В. с исковыми требованиями согласился. Суду пояснил, что вышеуказанный объект не является собственностью их Религиозной организации, в силу сложного финансового положения они не планируют в ближайшее время брать на баланс здание «Ансамбль церквей, середина XVIII в.: Церковь Воскресенья» и не рассматривают вопрос об оформлении указанного объекта в собственность или в безвозмездное пользование.
Представитель третьего лица – администрации Тоншаловского сельского поселения в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, представил отзыв на иск, в котором указал, что к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений не относится признание права собственности на объекты культурного наследия регионального значения, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу статьи 33 указанного Федерального закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 200 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения.
Согласно части 3 статьи 14 вышеуказанного закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с часть 4 указанного Федерального закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В судебном заседании установлено, что на территории Череповецкого муниципального района находится объект культурного наследия регионального значения «Ансамбль церквей, середина XVIII в.: Церковь Воскресенья», поставленный на государственную охрану решением исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 19 ноября 1987 г. № 586 «О постановке под государственную охрану памятников истории и культуры».
На момент судебного разбирательства право собственности на указанный объект недвижимости, являющийся объектом культурного наследия, не зарегистрировано, что подтверждается информацией Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.
Из материалов дела следует, что в реестре федерального имущества, в реестре собственности Вологодской области и в реестре муниципального имущества Череповецкого муниципального района отсутствуют сведения о спорном объекте недвижимого имущества.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу изложенного администрация Череповецкого муниципального района, на территории которого расположено недвижимое имущество, являющееся объектом культурного наследия, как орган местного самоуправления, наделена полномочиями инициировать процесс постановки на учет спорного объекта недвижимости в качестве бесхозяйного, с целью определения дальнейшего собственника. Однако данных о принятии ответчиком мер, направленных на постановку объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль церквей, середина XVIII в.: Церковь Воскресенья» на учет, в материалы дела не представлено.
Исходя из приведенных правовых норм, администрация Череповецкого муниципального района является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, и в силу действующего правового регулирования обязана это сделать, поскольку законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Принимая во внимание, что собственник указанного объекта недвижимости не определен, объект культурного наследия не включен в реестры объектов собственности Вологодской области, объектов федерального имущества, муниципальной собственности, какие-либо правопритязания о приобретении права собственности (иных вещных правах) не заявлялись заинтересованными лицами, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Настоящее судебное решение не является препятствием для заинтересованных лиц для предъявления правопритязаний о правах на недвижимое имущество, в том числе в порядке приобретательной давности.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области удовлетворить.
Возложить на администрацию Череповецкого муниципального района обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия регионального значения - «Ансамбль церквей, середина XVIII в.: Церковь Воскресенья», расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.Б. Слягина
Согласовано
Судья Череповецкого районного суда И.Б. Слягина