ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-790/2021 от 09.12.2021 Артемовского городского суда (Свердловская область)

66RS0016-01-2021-001057-39

Дело № 2-790/2021

Мотивированное решение составлено 09.12.2021 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Артемовский 02 декабря 2021 года

Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Тюриковой Т.В., при секретаре Гужавиной О.А., с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску муниципального образования Артемовского городского округа в лице Администрации Артемовского городского округа к ФИО1 возмещения материального ущерба, причиненного муниципальным служащим при исполнении служебных обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Администрация АГО обратилась в суд с иском к ФИО1 о возмещения материального ущерба, причиненного муниципальным служащим при исполнении служебных обязанностей.

В обоснование требований истец в иске указал, что Распоряжением главы Артемовского городского округа от 14.07.2020 № 127-РГ ФИО1 назначена на должность муниципальной службы заместителя главы Администрации Артемовского городского округа – начальника Финансового управления Администрации Артемовского городского округа по соглашению сторон на период с 15.07.2020 по 15.07.2025.

Распоряжением главы Артемовского городского округа от 22.01.2021 № 6-РГФИО1 освобождена от замещаемой должности муниципальной службы,уволена с муниципальной службы 22.01.2021 по собственной инициативе. Согласно Положению о Финансовом управлении Администрации Артемовского городского округа, утвержденному решением Думы Артемовского городского округа от 26.02.2015 № 625, Финансовое управление Администрации Артемовского городского округа (далее - Управление) является функциональным органом Администрации Артемовского городского округа (пункт 1). Управление входит в структуру Администрации Артемовского городского округа (пункт 2).

Управление возглавляет заместитель главы Администрации - начальникУправления, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главойАртемовского городского округа в порядке, установленном муниципальнымиправовыми актами Артемовского городского округа (пункт 12).

Управления заключает без доверенности муниципальные контракты, договоры, одной из сторон которых является Управление (подпункт 12 пункта 13).

Согласно должностной инструкции заместителя главы Администрации Артемовского городского округа - начальника Финансового управления Администрации Артемовского городского округа, утвержденной распоряжением главы Артемовского городского округа № 47-РГ от 02.03.2017, (далее - должностная инструкция начальника Управления), должность муниципальной службы заместителя главы Администрации Артемовского городского округа — начальника Финансового управления Администрации Артемовского городского округа в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, утвержденным решением Думы Артемовского городского округа от 28.08.2014 №524, относится к высшим должностям. Заместитель главы Администрации Артемовского городского округа — начальник Финансового управления Администрации Артемовского городского округа назначается на должность и принимается на муниципальную службу, а также освобождается от должности и увольняется с муниципальной службы главой Артемовского городского округа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о муниципальной службе, непосредственно подчиняется главе Артемовского городского округа. Муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации; Устав Свердловской области, законы, иные нормативные правовые акты Свердловской области; Устав Артемовского городского округа, иные муниципальные правовые акты Артемовского городского округа и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с настоящей должностной инструкцией; беречь и рационально использовать государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей.

Управлением в лице ФИО1 заключен муниципальный контракт № Ю/66-ИДО (ИКЗ 203660201366466770100100030000000000) с ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (далее - УрГЭУ) об оказании образовательных услуг по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки. Цена контракта составляет 30 000 рублей. В соответствии с условиями настоящего контракта ФИО1 прошла обучение по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Финансы и кредит».

Управлением в лице ФИО1 заключен муниципальный контракт № 2008769-М/15 (ИКЗ 203660201366466770100100030000000000) с УрГЭУ на предоставление образовательных услуг. Стоимость услуг по настоящему контракту составляет 70 000 рублей. В соответствии с условиями настоящего контракта ФИО1 прошла обучение по основной профессиональной образовательной программе высшего образования «Финансы и кредит/Государственные, муниципальные финансы и налоговое администрирование» по заочной форме обучения.

Платежным поручением от 02.10.2020 № 10480 Управлением произведена оплата оказанных УрГЭУ услуг по муниципальному контракту от 15.07.2020 № Ю/66-ИДО в сумме 70 000 рублей.

Платежным поручением от 26.08.2020 № 11978 Управлением произведена оплата оказанных УрГЭУ услуг по муниципальному контракту от 23.09.2020 № 2008769-М/15 в сумме 30 000 рублей.

В соответствии с пунктом 8 Положения мероприятия в рамках профессионального образования и дополнительного профессионального образования лиц, замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

В соответствии с копиями документов, приобщенными к личному делу ФИО1, а также сведениями, включенными в Реестр муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, по состоянию на 01.01.2020 ФИО1 имеет: 1) диплом о высшем образовании по специальности «Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы», Пермский политехнический институт, квалификация «Инженер-электромеханик», 1992 год; 2) диплом о высшем образовании - бакалавр по направлению «Экономика», ФГБОУ ВО «Уральский государственный аграрный университет», 2015 год; 3) диплом о профессиональной переподготовке «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» Институт государственного и муниципального управления, 2018 год.

Также ФИО1 в 2017 и в 2018 годах получены удостоверения о повышении квалификации в ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»Институт государственного и муниципального управления по теме «Современные подходы и лучшие практики проектного управления финансами на региональном и муниципальном уровнях» и АНО ДПО «Институт экономики, управления и социальных отношений» г. Сочи по теме «Региональные и муниципальные финансы 2019: новации и направления развития» соответственно.

В соответствии с Апелляционным определением Свердловского областного суда от 31.08.2018 по делу № 33-15606/2018 по состоянию на 01.05.2017 ФИО1 соответствует квалификационным требованиям, установленным статьей 8 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года № 136-03 «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» и решением Думы Артемовского городского округа от 31.08.2012 № 135 к замещению должностей муниципальной службы, относящихся к группе высших.

Таким образом, необходимость получения высшего образования по основной профессиональной образовательной программе высшего образования «Финансы и кредит/Государственные, муниципальные финансы и налоговое администрирование» по заочной форме обучения (по подготовке магистра) за счет средств бюджета Артемовского городского округа у ФИО1 отсутствовала.

В соответствии с пунктом 16 Положения ежегодный план обучения утверждается главой Артемовского городского округа.

Распоряжением Администрации Артемовского городского округа от 20.05.2020 №71-РА в целях реализации решения Думы Артемовского городского округа от 26.09.2019 №592 «Об утверждении Положения об организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа и работников муниципальных учреждений Артемовского городского округа», органам местного самоуправления Артемовского городского округа, подразделениям Администрации Артемовского городского округа, в том числе Управлению, направлять главному специалисту отдела организации и обеспечения деятельности Администрации Артемовского городского округа заявку о потребности в обучении лиц, замещающих должности муниципальной службы в соответствующем отраслевом (функциональном) органе Администрации Артемовского городского округа, органе местного самоуправления, территориальном органе местного самоуправления Артемовского городского округа.

В ежегодный план обучения на 2020 год ФИО1 не включена, в связи с отсутствием необходимости получения дополнительного профессионального образования. Решение о направлении на обучение ФИО1 за счет средств местного бюджета работодателем не принималось.

Таким образом, в нарушение норм действующего законодательства ФИО1, воспользовавшись правом принимать управленческие решения, единолично приняла решение о заключении в отношении себя муниципальных контрактов от 15.07.2020 № Ю/66-ИДО, от 23.09.2020 № 2008769-М/15 на получение образовательных услуг.

По факту нарушений, допущенных ФИО1 при заключении муниципальных контрактов от 15.07.2021 № Ю/66-ИДО, от 23.09.2020 № 2008769- М/15, проведены проверки Режевским межрайонным следственным отделом Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области и ОМВД России по Артемовскому району. В постановлениях, вынесенных по результатам указанных проверок, содержится вывод о том, что при принятии ФИО1 решений о заключении муниципальных контрактов на обучение имелась личная заинтересованность, обучение указанного лица могло быть произведено только в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом.

Самостоятельное принятие решения о прохождении обучения, выразившееся в заключение указанных выше муниципальных контрактов в отсутствии решения представителя нанимателя (работодателя) - главы Артемовского городского округа за счет средств местного бюджета в личных интересах нарушает действующее законодательство, а уплаченные за обучение денежные средства полежат возврату в бюджет Артемовского городского округа.

Имущество Управления является муниципальной собственностью Артемовского городского округа и закрепляется за ним на праве оперативного управления уполномоченным в сфере управления муниципальным имуществом органом местного самоуправления Артемовского городского округа. Управление владеет и пользуется имуществом в пределах, установленных законодательством и настоящим Положением, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

В соответствии с пунктом 21 Положения об Управлении обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств местного бюджета по бюджетной смете в пределах средств, утвержденных решением Думы Артемовского городского округа о местном бюджете на соответствующий финансовый год.

В результате противоправных действий ФИО1 при заключении муниципальных контрактов на получение образовательных услуг в 2020 году в УрГЭУ в отношении самой себя бюджету Артемовского городского округа причинен материальный ущерб в размере 100000,00 рублей, составляющих сумму денежных средств, выплаченных Управлением по указанным муниципальным контрактам.

В марте 2021 года в адрес ФИО1 Администрацией Артемовского городского округа направлено требование о возврате денежных средств от 10.03.2021 №1539/01. Указанное требование ФИО1 не получено, почтовое отправление возвращено.

На основании вышеизложенного, истец просит удовлетворить исковые требования (л.д.3-9).

В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражала, против исковых требований истца, считает, что с её стороны никаких нарушений действующего законодательства не допускалось; заключение контрактов и прохождение обучения осуществлялось в соответствии с действующим правовыми актами, никому никакого материального ущерба не наносилось. Считает, что исковое заявление основано на недостоверных необоснованных доводах. Основные доводы истца, представленные в суд (а ранее в прокуратуру и следственный комитет) основаны на Плане обучения, утверждаемого главой Администрации. О Плане Администрации по обучению на 2020 год ответчику ничего не было известно, он не доводился до сведения Финансового управления, ни до ответчика.

Реализация решения Думы Артемовского городского округа от 26.09.2019 № 592 «Об утверждении Положения об организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа и работников муниципальных учреждений Артемовского городского округа»», планирование обучения муниципальных служащих Администрации Артемовского городского округа и ее структурных подразделений - фактически начались только с 2021 года - после издания распоряжения Администрации Артемовского городского округа от 20.05.2020 года № 71-РА о реализации указанного решения. Согласно п. 11 Положения для формирования ежегодного плана обучения установлены сроки заявок о потребности в получении образования (буквально - снова только за счет средств областного бюджета). Согласно п. 16 Положения указанный План утверждается главой до 01 августа текущего года на очередной год. Таким образом, учитывая, что решение Думы Артемовского городского округа № 592 «Об утверждении Положения об организации профессионального образования.. .» было принято 26.09.2019, а распоряжение Администрации Артемовского городского округа от 20.05.2020 № 71-РА «О реализации решения Думы Артемовского городского округа от 26.09.2019 № 592 «Об утверждении Положения об организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования.. .»» было принято только в мае 2020 года, следовательно, ежегодный План обучения муниципальных служащих Администрации Артемовского городского округа и ее структурных подразделений на основании указанного Положения мог быть составлен только на 2021 год (да и то, исходя из норм Положения, - только за счет средств областного бюджета, а «местный бюджет» звучит только в приложении к Положению).

Ранее действующее Положение, утвержденное решением Думы Артемовского городского округа от 28 августа 2014 г. № 525, на основании которого Администрация формировала план обучения на 2020 год, регулировало действия органов местного самоуправления, а не функциональных органов – таковым Финансовое управление не является, так же про местный бюджет в нем ничего не сказано и порядок данного решения отсутствовал.

План по обучению - это всего лишь план, который может быть как недовыполнен, так и перевыполнен. Отклонение от Плана обучения (в связи с изменением обстоятельств, возможности, потребности у сотрудников и т.д.) нарушением законодательства не является, никаких санкций ни к кому за отклонение от плана нормативными актами не предусматривается.

Нарушением законодательства со стороны муниципального служащего является не выполнение обязанностей по обучению «не реже, чем раз в три года» как гласит закон (то есть, реже - нельзя, служащий может не пройти аттестацию, нужно обучаться чаще).

Повышение уровня знаний (повышение квалификации, подготовка, переподготовка по профессии в соответствии с занимаемой должностью) является как основной обязанностью муниципального служащего, так и его правом.

В соответствии со ст. 21 и ст. 197 Трудового кодекса РФ, подпунктом 7 пункта 1 статьи 11 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», п. 15 ст. 108 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЭ «Об образовании» ответчик считает, что имела полное право на подготовку, переподготовку и дополнительное профессиональное образование за счет средств бюджета. Данное право относится к основным правам и социальным гарантиям муниципального служащего. В 2020 году ФИО1 проходила исключительно профильное обучение по финансовому направлению. Заинтересованность в прохождении обучения была исключительно в том, чтоб обеспечить исполнение действующего законодательства по обеспечению и поддержанию квалификации по профессии согласно занимаемой должности с целью использования своих знаний для качественного исполнения своих должностных обязанностей, а также задач и функций Финансового управления. Обсуждаемое обучение организовывалось на базе УрГЭУ в первую очередь для глав муниципальных образований и их заместителей.

Порядка и форм уведомления, получения устного или письменного согласия главы Администрации на обучение руководителей структурных подразделений по дистанционной форме обучения без отрыва от производства - в 2020 году не существовало.

Финансовое управление является самостоятельным юридическим лицом с правами главного распорядителя средств местного бюджета, имеющего свою смету расходов, в которой, в том числе, планировались денежные средства на обучение сотрудников - и по результатам 2020 года данные средства были направлены исключительного по целевому назначению, более того были сэкономлены, в 2020 году общие расходы на обучение, запланированные первоначально, в конечном результате были сэкономлены на сумму 237 968 руб. (т.е. затрачено в 2,5 раза меньше планируемой изначально суммы), контракты заключать ответчик имела полное право, что в отношение сотрудников, что в отношение самой себя. Ни о каком ущербе местному бюджету и речи быть не может (л.д.99-104).

Представитель третьего лиц Финансового управления Администрации Артемовского городского округа Шевелев И.С., ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что ФИО1, как начальник Финограна имела право заключать договора на обучение. Финорган в лице ФИО1 направил сотрудника финансового органа и оплатил обучение, согласно смете, которой финансируется орган, имеется статья расходов на обучение сотрудников финансового управления.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему:

в силу ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

В соответствии со ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Согласно статье 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

В соответствии с пунктом 7 статьи 11 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на получение дополнительного профессионального образования в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета.

Решением Думы Артемовского городского округа от 26.09.2019 № 592 утверждено Положение об организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, и работников муниципальных учреждений Артемовского городского округа (далее - Положение).

Из совокупности представленных и исследованных в судебном заседании письменных материалов дела установлено, что Распоряжением главы Артемовского городского округа от 14.07.2020 № 127-РГ ФИО1 назначена на должность муниципальной службы заместителя главы Администрации Артемовского городского округа – начальника Финансового управления Администрации Артемовского городского округа по соглашению сторон на период с 15.07.2020 по 15.07.2025 (л.д.10).

Распоряжением главы Артемовского городского округа от 22.01.2021 № 6-РГФИО1 освобождена от замещаемой должности муниципальной службы,уволена с муниципальной службы 22.01.2021 по собственной инициативе (л.д.11).

Согласно диплома выданного ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» ФИО1 в период с 15.07.2020 года по 30.10.2020 года прошла обучение по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовке Финансы и кредит (л.д. 29-30).

Согласно муниципальному контракту № 10/66-ИДО от 15.07.2020 года исполнитель муниципальной закупки – ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» обязуется предоставить Финансовому управлению Администрации Артемовского городского округа, в лице ФИО1 (муниципальный заказчик) образовательные услуги сотруднику заказчика в период с 15.07.2020 года по 30.10.2020 года, форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий (п.1). цена контракта составляет 30 000 руб. Цена контракта является твердой и оплачивается на весь срок исполнения контракта. Заказчик обязуется перечислить на счет исполнителя плату за обучение слушателя до 01.09.2020 года (п.4). из приложения №1 к контракту следует, что слушателем является ФИО1, из актов сдачи-приемки выполненных работ, на л.д.37-38, следует, что денежные средства за обучение внесены, услуга оказана полностью и в срок (л.д31-38, платежное поручение № 10480 от 26.08.2020 на л.д.44).

Согласно муниципальному контракту № 2008769М/15 от 23.09.2020 года ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» обязуется предоставить Финансовому управлению Администрации Артемовского городского округа, в лице начальника ФИО1 (муниципальный заказчик) образовательную услугу по основной образовательной программе высшего образования 38.04.08 Финансы и кредит/Государственные, муниципальные финансы и налоговое администрирование по заочной форме обучения (по подготовке магистра) в соответствии с учебными планами и образовательными программами исполнителя, по ускоренному обучению и индивидуальному учебному плану. Срок освоения программы 2 года 5 мес. (п.1). Стоимость образовательных услуг – 70 000 руб. (п. 3), оплата произведена, что следует из платежного поручения №11978 от 02.10.2020 года (л..д43).

Согласно распоряжению Администрации Артемовского городского округа № 71РА от 20.05.2020 года о реализации решения Думы Артемовского городского округа от 26.09.2019 № 592 «Об утверждении Положения об организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа и работников муниципальных учреждений Артемовского городского округа, утвержден ежегодный план обучения лиц, замещающих должности муниципальной службы в Администрации Артемовского городского округа, руководителей функциональных (отраслевых) органов Администрации Артемовского городского округа, органов местного самоуправления Артемовского городского округа на 2020 год. В данном плане ответчик ФИО1 не значиться (л.д.45,46-48).

Решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2014 г. № 525 утверждено Положение об организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления Артемовского городского округа, Депутатов Думы Артемовского городского округа, муниципальных служащих, замещающих должности в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, и работников муниципальных учреждений Артемовского городского округа (л.д.130-133).

Подпункт 4 пункта 11, пункта 12 данного положения гласит, что в ежегодный план обучения не включаются и на обучения не направляются выборные должностные лица местного самоуправления Артемовского городского округа, депутаты Думы Артемовского городского округа, муниципальные служащие, получавшие профессиональное образование и (или) дополнительное профессиональное образование (прошедшие профессиональную подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации в течение предыдущих трех лет. Муниципальные служащие не включенные в ежегодный план обучения, направляются на обучение по решению представителя нанимателя (работодателя) в случае необходимости получения ими профессиональных знаний и (или) специальных навыков, которые требуются для эффективной реализации органами местного самоуправления Артемовского городского округа своих полномочий.

Решением Думы Артемовского городского округа от 26.09.2019 № 592 утверждено Положение об организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, и работников муниципальных учреждений Артемовского городского округа (л.д.134-137).

Положение определяет порядок организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования на основании ежегодных планов Правительства Свердловской области за счет средств бюджета Свердловской области и на основании ежегодных планов обучения в органах местного самоуправления Артемовского городского округа за счет бюджета Артемовского городского округа. В соответствии с п. 8 Положения мероприятия в рамках профессионального образования и дополнительного профессионального образования лиц, замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Подпунктом 4 пункта 9, пунктом 10 указанного Положения предусмотрено, что в ежегодный план обучения не включаются и на обучение не направляются лица, замещающие муниципальные должности и муниципальные служащие, получавшие профессиональное образование и (или) дополнительное профессиональное образование (прошедшие профессиональную подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации в течение предыдущих трех лет. Муниципальные служащие не включенные в ежегодный план обучения, направляются на обучение по решению представителя нанимателя (работодателя) в случае необходимости получения ими профессиональных знаний и (или) специальных навыков, которые требуются для эффективной реализации органами местного самоуправления Артемовского городского округа своих полномочий.

Как следует и совокупности информации от 18.06.2019 и от 27.03.2019 о потребности получения дополнительного профессионального образования муниципальных служащих в 2020 году по программе, обучение по которым планируется в 2020 году (дополнительно, не вошедший в основной список) за счет средств бюджета Свердловской области, в данный перечень ФИО1 также не вошла (л.д.105,106,110-111).

Постановлением старшего следователя Режевского межрайонного следственного отдела от 18.03.2021 года, отказано в возбуждении уголовного дела по факту нарушений допущенных заместителем главы Администрации Артемовского городского округа – начальником Финансового управления Администрации Артемовского городского округа ФИО1 при заключении муниципальных контрактов на получение образовательных услуг в 2020 году в ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (л.д.65-80).

Постановлением от 06.04.2021 года оперуполномоченного ГЭБ и ПК ОМВД России по Артемовскому району по результатам проверки о наличии у ФИО1 права на получение профессионального и дополнительного образования, в действиях установлены нарушения трудовой и финансовой дисциплины, а не уголовно-наказуемого деяния, в связи с чем, отказано в возбуждении уголовного дела по факту нарушений допущенных заместителем Главы Администрации Артемовского городского округа – начальником Финансового управления Администрации Артемовского городского округа ФИО1 при заключении муниципальных контрактов на получение образовательных услуг в 2020 году в ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (л.д.49-64).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31.08.2018 года решение Артемовского городского суда отменено, по делу принято новое решение, которым иск ФИО1 удовлетворен частично. Суд апелляционной инстанции решил: признать незаконным распоряжение № 42-РГ от 11.04.2018 года главы Администрации Артемовского городского округа Самочернова А.В. о расторжении трудового договора, освобождении от замещаемой должности муниципальной службы и увольнении с муниципальной службы ФИО1 Восстановить ФИО1 на муниципальной службе в должности заместителя главы администрации Артемовского городского округа начальника Финансового управления администрации Артемовского городского округа с 12.04.2018 года.

При вынесении указанного решения судебной коллегией установлено, что при переводе ФИО1 на должность заместителя главы – начальника управления, она соответствовала всем квалификационным требованиям, предъявляемым к замещению указанной должности, т.е. отсутствовало нарушение установленных правил заключения трудового договора, оснований для прекращения заключенного с ФИО1 трудового договора и увольнения ее с должности муниципальной службы по п. 11 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ у ответчика не имелось (л.д.159-164).

Администрацией Артемовского городского округа в адрес ФИО1 направлялось требование от 10.03.2021 года о возврате денежных средств в срок до 01.05.2021 года (л.д.81), данное требование не было получено ФИО1 (л.д.82 конверт).

Таким образом, судом установлено, что ФИО1, занимая управленческую должность, в том числе и с правом расходования бюджетных денежных средств, самостоятельно приняла решение о прохождении своего обучения в виде профессиональной переподготовки «Финансы и кредит», а также в виде получения дополнительного высшего образования (по подготовке магистра) заключила муниципальные контракты в отсутствии решения (согласования) представителя нанимателя (работодателя) главы Артемовского городского округа. Кроме того, ответчик не была включена в план обучения на 2020 год, в связи с отсутствием необходимости получения дополнительного профессионального образования. Вместе с тем, работодатель не нуждался в повышении квалификации ответчика, а также в получению ею дополнительного высшего образования. Имеющееся у ответчика высшее экономическое образование соответствовало занимаемой ею должности. Ответчик же самостоятельно приняла решение о прохождении обучения, в личных интересах заключила муниципальные контракты и за счет средств местного бюджета оплатила расходы на свое обучение.

В силу ст. 238 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

В силу абз. 3 ст. 243 Трудового кодекса Российской Федерации, материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях умышленного причинения ущерба.

В силу ст. 277 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

В соответствии с должностной инструкцией начальник Управления несет персональную ответственность, в том числе за причинение материального ущерба в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

В результате самовольных умышленных действий ответчика, бюджету Артемовского городского округа причинен материальный ущерб в размере 100 000 руб. Данная сумма подлежит взысканию с ответчика.

Поскольку, ответчик освобожден от несения судебных расходов по трудовому спору, расходы по оплате госпошлины, от несения которых был освобожден истец, взысканию с ответчика не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования муниципального образования Артемовского городского округа в лице Администрации Артемовского городского округа – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу казны муниципального образования Артемовского городского округа в счет возмещения материального ущерба денежные средства в размере 100 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, с подачей апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Свердловской области, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Т.В. Тюрикова