Дело № 2-791 (2016 г.)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пенза «07» сентября 2016 г.
Пензенский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Аброськиной Л.В.,
при секретаре Орешкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пензенского района в интересах и защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Саловского сельсовета Пензенского района Пензенской области о проведении категорирования объектов транспортной инфраструктуры,
у с т а н о в и л:
Прокурор Пензенского района обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указывая, что прокуратурой Пензенского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности на территории Саловского сельсовета Пензенского района, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации сельского поселения, посягающие на права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В ходе проведенной проверки установлено, что администрация Саловского сельсовета является юридическим лицом, в границах ее территории расположены автомобильные дороги общего пользования местного значения.
Администрация является субъектом транспортной инфраструктуры, и на нее возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности такого объекта транспортной инфраструктуры, как автомобильные дороги, расположенного на территории данного муниципального образования и являющегося ее собственностью.
Согласно информации администрации Саловского сельсовета в муниципальной собственности администрации Саловского сельсовета находятся следующие объекты: автодороги в <...> протяженностью 4409 м (свидетельство о государственной регистрации права 58-58/024-58/024/016/2015-128/2 от 06.07.2015); автодороги <...> свидетельство о государственной регистрации права 58-58/024-58/024/016/2015-130/2 от 06.07.2015).
В ходе ранее проведенной прокуратурой района проверки установлено, что администрацией Саловского сельсовета в нарушение положений ст. 6 Закона № 16-ФЗ и Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной безопасности и транспортных средств администрацией Саловского сельсовета не направлены заявление и документы о проведении категорирования ОТИ и транспортных средств в компетентный орган.
Прокурором района в адрес главы администрации Саловского сельсовета 16.11.2015 г. внесено представление об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности, по результатам рассмотрения представления администрацией в Росавтодор направлено заявление о проведении категорирования объектов транспортной инфраструктуры свободной формы без приложения правоустанавливающих документов на автомобильные дороги.
Форма предоставления исходных данных с отображением необходимых реквизитов и приложением правоустанавливающих документов в Росавтодор администрацией Саловского сельсовета направлена не была. Также установлено, что администрацией Саловского сельсовета каких-либо мер, направленных для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и действий, свидетельствующих о разработке плана обеспечения транспортной безопасности, не предпринято.
Неисполнение администрацией Саловского сельсовета Пензенского района Пензенской области обязанностей по соблюдению требований транспортной безопасности подрывает состояние защищенности и в целом не отвечает требованиям антитеррористической укрепленности объектов транспортной инфраструктуры, что препятствует проведению эффективных мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте и определению необходимых затрат на обеспечение транспортной безопасности из местного бюджета, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Ссылаясь на нормы законодательства прокурор, просил суд обязать администрацию Саловского сельсовета Пензенского района Пензенской области обратиться с заявлением в Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации о проведении категорирования объектов транспортной инфраструктуры: автодороги в <...> протяженностью 4409 м; автодороги <...> обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной
инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов оценки
уязвимости в течение трех месяцев с момента получения уведомления о
включении объекта транспортной инфраструктуры в Реестр
категорированных объектов транспортной инфраструктуры и о присвоенной
категории объекта транспортной инфраструктуры.
В судебном заседании помощник прокурора Пензенского района Новокщенова Е.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика администрации Саловского сельсовета Пензенского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили.
Суд считает доказательства, представленные стороной истца, достаточными и с согласия его представителя рассмотрел дело в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения помощника прокурора Пензенского района Новокщенову Е.В., суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02. 2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия: объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
К субъектам транспортной инфраструктуры в соответствии с положениями Федерального закона от 09.02. 2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» относятся юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может, находиться, в том числе, имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02. 2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 09.02. 2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Одной из задач обеспечения транспортной безопасности названа оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (п. 3 ч. 2 указанной статьи).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 09.02. 2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» количество категорий и категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение, которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Порядок установления количества категории и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Минтранса РФ от 03.11.2009 № 194. В силу ст. 5 Федерального закона от 09.02. 2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Согласно ч. 8 ст. 6 Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Пензенского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности на территории Саловского сельсовета Пензенского района, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации сельского поселения, посягающие на права и законные интересы неопределенного круга лиц. Согласно п. 5 ст. 4 Устава Саловского сельсовета Пензенского района Пензенской области к вопросам местного значения Саловского сельсовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Саловского сельсовета, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Администрация Саловского сельсовета Пензенского района является субъектом транспортной инфраструктуры, и на нее возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности такого объекта транспортной инфраструктуры, как автомобильные дороги, расположенного на территории данного муниципального образования и являющегося ее собственностью. В муниципальной собственности администрации Саловского сельсовета находятся следующие объекты: автодороги в <...> протяженностью 4409 м (свидетельство о государственной регистрации права 58-58/024-58/024/016/2015-128/2 от 06.07.2015); автодороги <...> свидетельство о государственной регистрации права 58-58/024-58/024/016/2015-130/2 от 06.07.2015). В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что администрацией Саловского сельсовета в нарушение положений ст. 6 Закона № 16-ФЗ и Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной безопасности и транспортных средств администрацией Саловского сельсовета не направлены заявление и документы о проведении категорирования ОТИ и транспортных средств в компетентный орган. Прокурором района в адрес главы администрации Саловского сельсовета 16.11.2015 года внесено представление об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности, по результатам рассмотрения представления администрацией в Росавтодор направлено заявление о проведении категорирования объектов транспортной инфраструктуры свободной формы без приложения правоустанавливающих документов на автомобильные дороги.
Приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 № 87 утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 № 42 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Согласно п. 5 указанных Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан: обеспечить проведение оценки уязвимого ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов уязвимости ОТИ в течение 3-х месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение 3-х месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ.
В силу п. п. 3, 4 Требования применяются на всей территории РФ и обязательны для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
28 февраля 2011 г. на сайте Росавтодора опубликовано Обращение Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации к субъектам транспортной инфраструктуры, в котором указано, что в адрес глав субъектов Российской Федерации направлены телеграммы о представлении исходных данных по объектам транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Форма предоставления исходных данных опубликована на официальном сайте на странице «Транспортная безопасность» в разделе «Новости».
Законодатель возлагает на субъекты транспортной инфраструктуры обязанность обратиться с заявлением в Росавтодор о проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры.
Видом такого заявления является Форма предоставления исходных данных с отображением необходимых реквизитов; после осуществления процедуры категорирования компетентным органом, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обратиться в специализированную организацию для осуществления оценки уязвимости, самостоятельно определив аккредитованную организацию для проведения такой оценки.
После проведения оценки уязвимости и утверждения ее результатов законодатель прямо закрепил в ст. 9 Федерального закона от 09.02. 2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обязанность субъекта транспортной инфраструктуры разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
Форма предоставления исходных данных с отображением необходимых реквизитов и приложением правоустанавливающих документов в Росавтодор администрацией Саловского сельсовета направлена не была. Также установлено, что администрацией Саловского сельсовета каких-либо мер, направленных для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и действий, свидетельствующих о разработке плана обеспечения транспортной безопасности, не предпринято.
Неисполнение администрацией Саловского сельсовета <...> обязанностей по соблюдению требований транспортной безопасности подрывает состояние защищенности и в целом не отвечает требованиям антитеррористической укрепленности объектов транспортной инфраструктуры, что препятствует проведению эффективных мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте и определению необходимых затрат на обеспечение транспортной безопасности из местного бюджета, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
По этим основаниям суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Пензенского района в интересах и защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Саловского сельсовета Пензенского района Пензенской области о проведении категорирования объектов транспортной инфраструктуры удовлетворить.
Обязать администрацию Саловского сельсовета Пензенского района Пензенской области обратиться с заявлением в Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации о проведении категорирования объектов транспортной инфраструктуры: автодороги в <...> протяженностью 4409 м; автодороги <...>
Обязать администрацию Саловского сельсовета Пензенского района Пензенской области обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта транспортной инфраструктуры в Реестр
категорированных объектов транспортной инфраструктуры и о присвоенной
категории объекта транспортной инфраструктуры.
Администрация Саловского сельсовета Пензенского района Пензенской области вправе подать в Пензенский районный суд заявление об отмене решения суда в течение 7 дней со дня вручения ей копии этого решения.
Решение может быть обжаловано также в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: