Дело № 2-791 (2021)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2021 года
Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Кондратьевой И.С.
при секретаре Сухаревой К.Ю.
с участием представителя истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г.Перми о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г.Перми и просил признать незаконным решение о рассмотрении заявления о перерасчёте страховой пенсии по старости № от 24.07.2020 года незаконным в части невключения в общий стаж периода работы в <данные изъяты> с 11.12.1990 года по 01.12.1994 года, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет её пенсии с учетом включения в общий стаж периода работы с 11.12.1990 года по 01.12.1994 года, а также обязать произвести перерасчет её пенсии с учетом включения в общий стаж при установлении страховой пенсии периода прохождения профессиональной подготовки с 15.02.1996 года по 24.05.1996 года, взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.
Истец в обоснование иска указала, что при обращении к ответчику с заявлением 20.07.2020 г. о перерасчёте размера пенсии представила трудовую книжку, где имеется запись о периоде её работы в <данные изъяты> с 11.12.1990 года по 01.12.1994 года, однако Управлением ПФР было отказано в перерасчёте размера пенсии в связи с наличием исправлений в записях, имеющихся в трудовой книжке, с чем она не согласна, поскольку является добросовестным участником гражданских и трудовых правоотношений и её права не должны ущемляться и ставиться в зависимость он невыполнения, либо ненадлежащего выполнения работодателем своих обязанностей, настаивала на включении периода работы в <данные изъяты> в общий стаж. Кроме того, в страховой стаж не включен период прохождения профессиональной подготовки в районном отделе Центра занятости населения г.Перми в период с 15.02.1996 года по 24.05.1996 года, с чем она также не согласна и просила произвести перерасчёт размера пенсии с учетом включения в общий трудовой стаж при установлении страховой пенсии периода прохождения профессиональной подготовки.
В судебное заседание истец, будучи надлежащим образом извещенной о дне, времени и месте рассмотрения дела, не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Её представитель в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в направленном ранее отзыве указал, о том, что истцу с 14.05.2018 года назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Закона №, оценка пенсионных прав произведена в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми от 14.05.2018 года в общий стаж не включены периоды работы, в том числе и период работы с 11.12.1990 года по 01.12.1994 года в <данные изъяты> в виду того, что записи внесены с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях: имеются многочисленные исправления в датах приема, увольнения и издания приказов, не заверенные должным образом. В архивы города Перми и Пермского края документы по личному составу <данные изъяты> на хранение не поступали. В связи с отсутствием дополнительных документов относительно периода работы в <данные изъяты> с 11.12.1990 года по 01.12.1994 года, а также документов об образовании за период с 15.02.1996 года по 24.05.1996 года истцу было отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости решением от 24.07.2020 года.
Выслушав лиц участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела №, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 с 14 мая 2018 года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ.
Продолжительность страхового стажа на 31.12.2001 года для расчета размера трудовой пенсии по старости составил 16 лет 2 месяца 1 день.
При назначении пенсии в страховой стаж не были включены период работы в <данные изъяты> с 11.12.1990 года по 01.12.1994 года, и период прохождения профессиональной подготовки с 15.02.1996 года по 24.05.1996 года.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015). Пунктом 6 Правил № определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015). Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно п. 2 ст. 30 вышеуказанного Закона, расчетный размер трудовой пенсии при оценке, пенсионных прав застрахованного, лица (размер пенсии на 01 января 2002 года) может определяться либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи.
Согласно п. 4 ст. 30 Закона размер пенсии определяется исходя из среднемесячного заработка за 2000 - 2001 годы либо за любые 60 месяцев подряд и стажевого коэффициента, который для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более 0,20 (т.е. не может превышать более 0,75). При этом исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности производится с 01 января 2002 года в календарном порядке по их фактической продолжительности (в том числе - периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и высшего профессионального образования; периоды службы в армии по призыву в льготном исчислении). Расчет пенсий по данному пункту идентичен расчету пенсий по Федеральному закону N 340-1 от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Согласно п. п. "б" п. 6 Правил уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. подтверждается документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
ФИО2 20.07.2020 года обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в Мотовилихинском районе г.Перми с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости.
Решением о рассмотрении заявления о перерасчёте страховой пенсии по старости № от 24.07.2020 года ФИО2 было отказано в связи с отсутствием оснований, при этом в общий стаж не был включен период работы в <данные изъяты> с 11.12.1990 года по 01.12.1994 года, и период прохождения профессиональной подготовки с 15.02.1996 года по 24.05.1996 года.
В судебном заседании установлено, что в трудовой книжке, заполненной 06.04.1982 года имеется запись о периоде работы в <данные изъяты> с 11.12.1990 года по 01.12.1994 года, при этом день и месяц приема исправлены, исправления не заверены надлежащим образом.
Истребовать уточняющие справки не представляется возможным, поскольку согласно данным МБУ «Архив города Перми» документы по личному составу <данные изъяты> на хранение в архив не сдавал, (л.д.81), сведений о доходах в форме 2-НДФЛ за 1990-1994 г.г. центром в ИФНС России по Ленинскому району г.Перми в отношении ФИО2 не предоставлял. (л.д.80) Организация ликвидирована.
Судом разъяснялось истцу право предоставления в качестве доказательств в обоснование своей позиции показаний двух и более свидетелей в соответствии с ч.3 ст. 14 ФЗ от 28.12.2013 г № «О страховых пенсиях», однако истец данным правом не воспользовалась, дополнительных доказательств суду не представлено.
Материалами пенсионного дела установлено, что по данным выписки из лицевого счета застрахованного лица ФИО2 зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
В силу приведенной выше части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и поскольку спорный период работы имел место до регистрации ФИО2 в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" его страховой стаж должен быть подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документами, выдаваемыми работодателем или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Между тем, судом установлено, что юридическое лицо <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ года было поставлено на налоговый учет в ИФНС России по Ленинскому району г. Перми по сведениям, полученным из внешних источников. (л.д.64) Юридическое лицо снято ДД.ММ.ГГГГ года с налогового учета по причине ликвидации.
Центр нетрадиционной медицины не регистрировался в качестве плательщиков страховых взносов в уполномоченном отделении Пенсионного фонда, как предусмотрено Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1, утратившим силу в связи с изданием Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ. Лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, которые могли служить фактом подтверждения страхового стажа истицы, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ в материалы гражданского и пенсионного дела не представлены, на их наличие истец не ссылалась в ходе рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие сведений о начислении ФИО2 в период с 11.12.1990 года по 01.12.1994 года заработной платы, а также отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и иных обязательных платежей работодателем за указанный период, факт наличия в трудовой книжке истицы записи о её работе в спорный период судом не могут быть приняты в качестве бесспорного подтверждения обоснованности заявленных требований о включении этого периода работы в <данные изъяты> с 11.12.1990 года по 01.12.1994 года в страховой стаж.
Требования ФИО2 о включении в общий стаж периода работы в <данные изъяты> с 11.12.1990 года по 01.12.1994 года, и возложении на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии с учетом включения в общий стаж периода работы с 11.12.1990 года по 01.12.1994 года, удовлетворению не подлежат.
Относительно требований истца о включении в общий стаж при установлении страховой пенсии периода прохождения профессиональной подготовки с 15.02.1996 года по 24.05.1996 года, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации.
По сообщению ГКУ ЦЗН Пермского края, ФИО2 в период с 27.10.1995 года по 24.05.1996 года состояла на учете в территориальном отделе по Свердловскому району г.Перми Государственного учреждения Центр занятости населения Пермского края, для получения государственной услуги содействия в поиске подходящей работы с 27.101995 года по 14.02.1996 года, получала пособие по безработице с 27.10.1995 года по 14.02.1996 года. Также проходила профессиональное обучение в учебном заведении <данные изъяты> по специальности гувернантка в период с 15.02.1996 года по 24.05.1996 года. (л.д.83 )
В связи с тем, что истец не смогла трудоустроиться по направлениям центра занятости, ей была предложена государственная услуга по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, и 22.11.1995 г. истцу было выдано направление на курсы гувернанток. (л.д.88)
05.02.1996 года между Свердловским Центром занятости населения и ФИО2 был заключен договор на подготовку, переподготовку, повышение квалификации гражданина по профессии гувернантка со сроком обучения с 15.02.1996 года по15.05.1996 года в <данные изъяты> при ПГТУ. (л.д.91) ФИО2 была принята на учебу по направлению, что подтверждается – подтверждением о приеме на учебу и зачислении в <данные изъяты> согласно приказа № от 01.02.1996 года, обучение было закончено 24.05.1996 года. (л.д.94, 95)
Приказами от 15.02.1996 г. Центра занятости ФИО2 была прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием ее с учета в качестве безработной и установлена выплата стипендии, которая была прекращена с 24.05.1996 г. в связи с истечением периода обучения. (л.д.95)
В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ) время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.
Та же норма в редакции, действовавшей в спорный период, устанавливала, что время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.
Из разъяснений, данных в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, стаж может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж.
Поскольку законом, действовавшим в спорный период, было установлено право истицы на включение периода получения стипендии в общий трудовой стаж, суд полагает, что данное право должно быть сохранено, несмотря на то, что ныне действующим законодательством такое право не предусмотрено.
То обстоятельство, что в период с 15.02.1996 года по 24.05.1996 года истец получала стипендию в связи с профессиональным обучением, по направлению службы занятости населения, подтверждается ответом ГКУ ЦЗН Пермского края 06.04.2021 года и ответчиком не опровергнуто.
Таким образом, период получения стипендии при обучении по направлению Центра занятости населения с 15.02.1996 года по 24.05.1996 года подлежит включении в общий страховой стаж истца.
Поскольку включение периода получения истцом профессионального обучения в общий трудовой стаж, который не был учтен при осуществлении валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30 Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" влечет изменение суммы валоризации, то суд считает, что требования истца о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом включенного периода профессионального обучения, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требований ФИО2 удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г.Перми произвести перерасчет пенсии ФИО2 с учетом включенного в страховой стаж периода профессионального обучения с 15.02.1996 года по 24.05.1996 года.
В удовлетворении остальной части иска ФИО2 отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: подпись. Копия верна. судья:
Мотивированное решение изготовлено 31.05.2021 года
Решение суда не вступило в законную силу. Секретарь: