Дело № 2-791/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 25 апреля 2016 года
Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе
председательствующего судьи Катусенко С.И.,
при секретаре Завориной Е.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижельского В.И. к ООО «УК Пионер» о защите прав потребителей,
установил:
Истец Нижельский В.И. обратился в суд с иском, в котором просит:
обязать ООО «УК Пионер» предоставить ему копии актов весенних и осенних осмотров дома, расположенного по адресу: (ул...), за 2014-2015 г.г.,
взыскать с ООО «УК Пионер» в его пользу денежную компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.,
штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу истца.
Свои требования мотивировал тем, что он является собственником двухкомнатной квартиры по адресу: (ул...), получает услуги, которые оказывает ответчик, следовательно, их отношения регулируются законом «О защите прав потребителей».
13.11.2015 г. он обратился к ответчику с просьбой предоставить ему акты весеннего и осеннего осмотров дома за 2014 и 2015 годы.
В своем ответе от 17.11. 2015 г. ответчик сообщил, что указанная информация находится на сайте «Реформа ЖКХ» или с ней он может ознакомиться в офисе на (ул...), но на сайте данной информации нет, а в офисе знакомить его с данной информацией отказались, ссылаясь, что такую информацию они не предоставляют.
ч. 4 ст. 29 Конституция дает право истцу получать информацию, ст.ст. 8, 10 Закона «О защите прав потребителей» дают истцу право требовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе и реализуемых им работах и услугах, причем при заключении договора, ст.ст. 4, 7 данного закона- о качестве и обязательном соответствии работ и услуг требованиям безопасности и качества, указанным в соответствии с законом и иными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, об этом же говорится в п. 10, 14, 22 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» № 491 от 13.08.2006 г., но оценить это можно только ознакомившись с актами. Согласно п. 2.1.1. «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» № 170 от 27.09.2003 г. общие осмотры должны производиться два раза в год: весной и осенью, а по результатам осмотра должен составляться акт (п.2.1.4.), об этом же говорится и в «Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме» № 491 (п. 11, 13, 14, 24). Контролировать и проверять качество, сроки и объемы работ, а также и работу самой УК, чтобы оплачивать действительно выполненные работы и оказанные услуги, причем оказанные в полном объеме и надлежащего качества истец может в соответствии с законодательством РФ (п.1.3 ПиН, п.35, 40 Правил № 491, ст.ст.4, 7, 8, 10, 27-29, 37 Закона «О защите прав потребителей».
В связи с нарушением права истца, как потребителя, на предоставление ему достоверной информации и не предоставления ему актов осмотра, исходя из которых можно было бы оценить о безопасности проживания в данном доме и о благоприятных условиях проживания, оценить качество работы УК ответчиком был причинен истцу моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях и переживаниях: он испытывает чувство обиды, беспомощности, возмущения от игнорирования его законных требований, что он вынужден обращаться в суд, тратить свое время в суде, так как ответчик добровольно исполнить свои обязанности не пожелал.
Поскольку требуемая информация ему не была предоставлена, он был вынужден обратиться в суд, поскольку ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину защиту его прав.
Истец Нижельский В.И. на исковых требованиях настаивал, привел доводы, изложенные в исковом заявлении, суду пояснил, что в своем заявлении он просил предоставить ему акты весенних и осенних осмотров дома за 2014 и 2015 года, а ответчик предложил ему ознакомиться, он желает иметь данные документы на руках, что необходимо ему для перерасчета за жилищные услуги, если работы оказаны ненадлежаще
Представитель истца Нижелького В.И. – Василенко Е.С. поддержал доводы своего доверителя.
Представитель ответчика ООО «УК Пионер» - Кулик В.А. с иском не согласен, так как информация, которую просит предоставить истец, общедоступна, истец может получить её на сайте «Реформа ЖКХ», о чем Нижельскому В.И. компания письменно сообщила сразу же,17.11.2015г. Он считает, что Нижельский В.И. злоупотребляет своим правом, обращаясь с иском, который не влечет для Нижельского никаких правовых последствий.
Судом исследованы письменные материалы дела:
- заявление Нижельского В.И. от 13.11.2015 года, в котором он просит ООО «УК Пионер» предоставить ему акты весеннего и осеннего осмотра дома за 2014 и 2015 годы. Заявление Нижельского принято 13.11.2015 года в офисе компании «Пионер» и зарегистрировано под №..... (л.д. 5);
- ответ ООО «УК Пионер, направленный Нижельскому В.И. 17.11.2015 года исх №.....,в котором разъяснено, что на основании постановления правительства РФ от 23.09.2010 года за №..... запрашиваемая им информация находится на сайте «Реформа ЖКХ» или может ознакомиться в офисе ООО «УК Пионер» по адресу: (ул...) (л.д. 6);
- договор управления МКД №..... г. от 15.05.2015 года, заключенный между ООО «УК Пионер» и собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: (ул...);
- протокол №..... общего собрания собственников МКД по адресу: (ул...) от 15 мая 2015 г.;
- акт осеннего осмотра по адресу: (ул...) от 10.10.2015 года.
На запрос суда ГЖИ Кемеровской области ответило, что акты весенних и осенних осмотров дома по (ул...) за 2014г. и 2015г. не запрашивались, так как проверок по данным обстоятельствам не проводилось.
Принимая во внимание доводы лиц, участвующих в деле, представленные доказательства, суд полагает, что подлежат удовлетворению требования Нижельского В.И. об обязании ООО «УК Пионер» предоставить акты весеннего и осеннего осмотра дома по адресу: (ул...) за 2014 г. и акт весеннего осмотра дома по адресу: (ул...) за 2015 г.
Суд пришел к данному выводу по следующим обстоятельствам.
Ст. 3 ГПК РФ предусматривает право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями… и исполнителями… при оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о работах, услугах и об их изготовителях исполнителях, продавцах…
Потребитель согласно данному Закону – гражданин, заказывающий, приобретающий или использующий работы, услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы…, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Ст. 8 Закона предусматривает, что «1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе режиме его работы и реализуемых им работах…
2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей …способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке...»
Ст. 10 Закона предусматривает, что изготовитель, исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах, услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
2. Информация о работах, услугах в обязательном порядке должна содержать:
сведения об основных потребительских свойствах товаров работ, услуг…правила и условия эффективного и безопасного использования работ, услуг…
3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к работам, услугам… или иным способом, принятым для отдельных видов работ, услуг. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
В соответствии со ст.161 ЖК РФ «10. Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 165 ЖК РФ «2. …управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
П.п. 10, 11, 30, 40, 42 Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность") предусматривают, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем: безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц. Содержание общего имущества в зависимости включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств.
Собственники помещений вправе проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ, требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.
Управляющие организации, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества.
Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к управляющей организацией …
Судом установлено, что Нижельский В.И. является собственником квартиры по адресу: (ул...).
Как потребитель услуг Нижельский В.И. согласно действующему законодательству имеет право на предоставление услуг надлежащего качества, на предоставление необходимой и достоверной информации об исполнителе и реализуемых им услугах, вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы.
Управляющие организации как исполнитель услуг обязана своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, о качестве и периодичности оказания, отвечает перед собственниками помещений за нарушение обязательств и несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества.
Исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
В договоре управления ООО « УК Пионер» взяло на себя обязательства оказывать услуги по обследованию и техническому надзору за состоянием дома, соблюдать требования действующего законодательства по выполнению работ и оказанию услуг по управлению домом и содержанию общего имущества.
Исходя из условий договора, требований действующего законодательства, на ООО «УК Пионер» возложена обязанность- обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом….
Истец Нижельский В.И. просит обязать ООО «УК Пионер» предоставить акты весеннего и осеннего осмотра дома по адресу: г(ул...) за 2014 г. и акт весеннего осмотра дома по адресу: (ул...) за 2015 г.
Суд полагает, что требования истца Нижельского В.И. не противоречат действующему законодательству.
На основании вышеизложенного, суд пришел к убеждению, что требования истца Нижельского В.И. законны и обоснованны, не противоречат действующему законодательству, а потому подлежат удовлетворению.
В связи с чем, суд полагает необходимым обязать ООО «УК Пионер» предоставить Нижельскому В.И. акты весеннего и осеннего осмотра дома по адресу: (ул...) за 2014 г. и акт весеннего осмотра дома по адресу: (ул...) за 2015 г.
Судом достоверно установлено, что было нарушено право Нижельского В.И. как потребителя, а поэтому требование истца о компенсации морального подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, … иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и непередаваемые иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами и в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях, и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
В соответствии с ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Принимая во внимание доводы истца, установленные обстоятельства, суд полагает, что Нижельскому В.И. причинены нравственные страдания в связи с нарушением его прав потребителя, однако, суду не представлено доказательств, что действиями ответчика истцу причинен значительный вред здоровью либо глубокие нравственные страдания, суд считает необходимым взыскать с ООО «УК Пионер» в пользу Нижельского В.И. в счет компенсации морального вреда 300 рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче искового заявления в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» в размере 300 рублей.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Суд, учитывает, что, ответчика не предоставил необходимую информацию в добровольном порядке, поэтому в соответствии положением п. 6 ст. 13 Закона, считает необходимым взыскать с ООО «УК Пионер» штраф в размере 150 рублей в пользу Нижельского В.И.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать ООО «УК Пионер» предоставить акты весеннего и осеннего осмотра дома по адресу: (ул...) за 2014 г. и акт весеннего осмотра дома по адресу: (ул...) за 2015 г.
Взыскать в пользу Нижельского В.И. с ООО «УК Пионер» (...) денежную компенсацию морального вреда - 300 рублей и штраф 150 рублей, а всего 450 рублей.
Взыскать с ООО «УК Пионер» (...) госпошлину в доход местного бюджета 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись С.И. Катусенко
Решение принято в окончательной форме – 29.04.2016 года
Судья подпись С.И. Катусенко