Дело № 2-7922/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Хабаровск 25 октября 2018 г.
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Шевцовой О.В.,
при секретаре судебного заседания Егай Н.Р.,
с участием:
представителя ответчика: ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тындинского транспортного прокурора, поданного в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российское железные дороги» о понуждении произвести определенные действия,
установил:
Тындинский транспортный прокурор обратился с иском в защиту нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее по тексту ОАО «РЖД») о понуждении произвести определенные действия, а именно, обязать открытое акционерное общество «Российское железные дороги» в течение месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры станции Иса Тындинского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД». В обоснование иска указал, данному объекту ДД.ММ.ГГГГ присвоена 3 категория безопасности. Новые требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ и вступили в силу ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, исходя из указанных положений, субъекты транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта обязаны были в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести дополнительную оценку объектов транспортной инфраструктуры в части касающейся произошедших изменений. В ходе проверки установлено, что Дальневосточной дирекцией управления движением ДД.ММ.ГГГГ в адрес Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» направлены письма о необходимости проведения дополнительной оценки уязвимости данной железнодорожной станции. ДД.ММ.ГГГГ а адрес Тынжинского транспортного прокурора поступил ответ, о том, что с целью устранения выявленных нарушений в Центральную дирекцию управления движением филиала ОАО «РЖД» направлена заявка о выделении денежных средств для проведения дополнительной оценки уязвимости. Таким образом, в нарушение положений ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Закона, п. 9 Порядка, подп. 5, 17 п. 5 Требований дополнительная оценка уязвимости «станции Иса Тындинского центра организации работы железнодорожных станций» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не проведена. Устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры - «станции Иса Тындинского центра организации работы железнодорожных станций» не обеспечено. Бездействие ОАО «РЖД» по непринятию мер по обеспечению проведения дополнительной оценки уязвимости создает угрозу совершения преступлений и актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта. Несоблюдение вышеуказанных требований Закона влекут нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Просит суд обязать ОАО «РЖД» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости на «станции Иса Тындинского центра организации работы железнодорожных станций».
В судебном заседании помощник Тындинского транспортного прокурора не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «РЖД» по доверенности ФИО1 не возражал против удовлетворения исковых требований, просил увеличить срок исполнения решения суда до 4-х месяцев. Представил отзыв на исковое заявление.
Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Федеральному закону от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (с изменениями и дополнениями) обеспечением транспортной безопасности является реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ч. 1 ст. 2 Закона).
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности в частности является оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (п. 3 ч.2 ст. 2 Закона).
В соответствии со ст. 5 указанного Закона, Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч. 1 ст. 4 Закона).
Частью 1 ст. 8 указанного Закона установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 утверждены новые требования обеспечения транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87 утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, согласно которому оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (далее - оценка уязвимости) проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (п. 2 Порядка); срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца (п. 5 Порядка); решение об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней, решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом) (п. п. 8, 8.1 Порядка).
В соответствии с п. 9 Порядка при изменении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в месячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.
Пункт 2 названного Порядка определяет, что оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (оценка уязвимости) проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
При этом оценка уязвимости проводится организациями, определенными частью 2 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», с учетом перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства и с применением модели нарушителя, что предусмотрено п. 4 Порядка.
Так, согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
И как установлено п. 3 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87, в ходе проведения оценки уязвимости осуществляется: изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования) (подп. 3.1.); изучение системы принятых на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве мер по защите от актов незаконного вмешательства (подп. 3.2); изучение способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства (подп. 3.3.); определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (подп. 3.4.); Как предусмотрено п. 6 Порядка, результаты проведенной оценки уязвимости оформляются указанными в пункте 4 настоящего Порядка организациями в виде текстового документа с графическими план-схемами в трех экземплярах (первый и второй экземпляр на бумажном носителе, третий - на магнитном) и направляется в компетентный орган для рассмотрения и принятия решения об утверждении либо об отказе в утверждении.
При рассмотрении дела установлено, что Тындинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ОАО «РЖД» законодательства о транспортной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно, не проведена оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры станции Иса Тындинского центра организации работы железнодорожных станций, находящейся в собственности ОАО «РЖД», срок проведения которой установлен до ДД.ММ.ГГГГ, план обеспечения транспортной безопасности указанного объекта транспортной инфраструктуры не утвержден.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиком.
Установленные нарушения требований Закона «О транспортной безопасности» влечет за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, приводит к состоянию незащищенности жизненно важных интересов личности и общества.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом времени, необходимого для осуществления действий по устранению допущенных нарушений, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан осуществить определенные действия, равного 4 месяцам с момента вступления решения суда в законную силу. Оснований для определения иного срока для устранения допущенных нарушений суд не усматривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение оценки уязвимости станции Иса Тындинского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала открытого акционерного общества «Российское железные дороги».
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в бюджет городского округа «Город Хабаровск» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение составлено 29.10.2018.
Судья О.В. Шевцова