ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-792/20 от 10.07.2020 Медведевского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-792/2020

12RS0008-01-2020-001016-77

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт.Медведево 10 июля 2020 года

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Гавриловой Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Саутовой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Т.В. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» о признании незаконным заключения служебной проверки, отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Т.В. обратилась в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл»(далее ФКУ «ИК-7 УФСИН России по Республике Марий Эл»), в котором просит отменить приказ № ... от <...> года в части привлечения к дисциплинарной ответственности в виде выговора, признать незаконным заключение служебной проверки от <...> года.

В обоснование исковых требований указано на то, что служебная проверка была проведена с нарушением требований закона, оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности не имелось.

Т.В. и ее представитель С.Е. заявленные исковые требования поддержали.

Представители ответчика ФКУ «ИК-7 УФСИН России по Республике Марий Эл» С.В. и Л.В. возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным письменно.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл Л.В. с заявленными исковыми требованиями не согласилась, указав на то, что истцом нарушены требования должностной инструкции, не приняты меры к освоению лимитов бюджетных обязательств, выделенных по направлению деятельности тылового обеспечения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, дела № ..., суд приходит к следующему.

УФСИН России по Республике Марий Эл от <...> года№ ...Т.В. на основании её рапорта с <...> года на условиях ранее заключенного контракта переведена на вышестоящую должность - заместителя начальника федерального казенного учреждения «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» (осуществляющего руководство службами тыла). С <...> года с истцом перезаключен контракт на период замещения должностизаместителя начальника федерального казенного учреждения «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл.

Согласно должностной инструкциизаместителя начальника федерального казенного учреждения «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл»Т.В., с которой истец была ознакомлена <...> года, она является прямым начальником для всего личного состава учреждения и непосредственным начальником для всех сотрудников, рабочих и служащих службы тыла учреждения. В силу п.1.4 должностной инструкции в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и подзаконными регламентирующими деятельность уголовно-исполнительной системы директивами, приказами, указаниями и другими нормативными актами ФСИН России и УФСИН России по Республике Марий Эл, указаниями и распоряжениями начальника.

Как следует из материалов дела, приказом ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Марий Эл № ... от <...> года за нарушение п. 4.9 должностной инструкции заместителя начальника ФКУ ИК-7 по Республике Марий Эл, выразившееся в неосвоении лимитов бюджетных обязательств, выделенных по направлению деятельности тылового обеспечения, объявлен выговор заместителю начальника учреждения Т.В. на основании заключения служебной проверки от <...> года.

Пунктом 4.9должностной инструкции, внесенным в инструкцию дополнительно <...> года, с которым Т.В. была ознакомлена, предусмотрено, что заместитель начальника колонии при выполнении своих функциональных обязанностей несет ответственность за освоение лимитов бюджетных обязательств, выделенных по направлению деятельности тылового обеспечения.

В силу ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам проведенной прокуратурой Республики Марий Эл проверки исполнения законов администрацией ФКУ «ИК-7 УФСИН России по Республике Марий Эл»), начальнику УФСИН России по Республике Марий Эл <...> года внесено представление № ... об устранении нарушений в деятельностиФКУ «ИК-7 УФСИН России по Республике Марий Эл».

В данном представлении предлагалось в установленный законом месячный срок принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений, в числе которых указывалось на отсутствие в пекарном цехе здания столовой для осужденных ФКУ ИК-7 УФСИН России по РМЭ и над моечной ванной местной вытяжной системы вентиляции, что не соответствует требованию п. 4.5. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

В плане устранения данного недостатка для Т.В. был установлен срок <...> года.

<...> года Йошкар-Олинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Марий Эл обратился в Медведевский районный суд Республики Марий Эл с иском к ФКУ «ИК-7 УФСИН России по Республике Марий Эл» об обязании ответчика произвести установку местной вытяжной вентиляции над моечной ванной в пекарном цехе здания столовой для осужденных.

Суд, установив, что выявленные прокурором нарушения ответчиком устранены, в подтверждение чего представлены акт о вводе вентиляции в эксплуатацию от <...> года, акт о соответствии данной вентиляции установленным нормам и правилам от <...> года, определением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от <...> года по делу № ...принял отказ Йошкар-Олинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Марий Эл от иска.

Порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе регулируется Федеральным законом от 19.07.2018 N 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Закон). В силу ст. 4 указанного закона принципом службы в уголовно-исполнительной системе, в частности, является единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в уголовно-исполнительной системе. Принципы реализуются при соблюдении следующих положений: 1) сотрудник в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом; 2) сотрудник при исполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым руководителям (начальникам). Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником); сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими по подчиненности; старшинство сотрудников определяется замещаемой должностью, а в случае, если сотрудники замещают равнозначные должности, - по специальному званию; обязательным для сотрудника является исполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону; сотрудник не вправе отказаться от исполнения своих служебных обязанностей, если эти обязанности предусмотрены контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе (далее - контракт) или должностной инструкцией и для исполнения этих обязанностей приняты необходимые меры безопасности.

В силу ст. 12 Законасотрудник обязан:знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, обеспечивать их исполнение, проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере (пункт 1);знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников) (пункт 2), соблюдать внутренний служебный распорядок учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, препятствующих исполнению своих служебных обязанностей (пункт 5).

Часть 3 ст. 15Законапредусматривает, что за нарушение служебной дисциплины на сотрудника в соответствии со статьями 47, 49 - 53 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.

Согласно ст. 47 Законаслужебная дисциплина - соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарным уставом уголовно-исполнительной системы, правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав. В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы и уполномоченным руководителем к сотруднику могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 настоящего Федерального закона.

Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ст. 49Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ).

В силу ст. 52 Закона дисциплинарные взыскания на сотрудника налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы. Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 54 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.

Согласно ч.9 ст. 54 Закона порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Приказом ФСИН России от 12.04.2012 года N 198 утверждена Инструкция об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее по тексту-Инструкция).

Согласно п. 5 Инструкции установив основания для проведения проверки, указанные в пункте 2 Инструкции, должностное лицо, указанное в пункте 3 Инструкции, либо лицо, его замещающее, принимает решение о проведении проверки. Решение о проведении проверки оформляется в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, указанных в пункте 2 Инструкции. Приказ о проведении проверки должен содержать: факт (сведения, информация), послуживший основанием для проведения проверки; состав комиссии по проведению проверки (далее - комиссия) с указанием должностей, специальных званий, фамилий, имен и отчеств сотрудников; должность, специальное звание, фамилия, имя и отчество сотрудника, в отношении которого(ых) проводится проверка; срок проведения проверки.

Как следует из материалов дела в связи с поступлением 20 января
2020 года на имя начальникаФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Марий Эл судебной повестки по гражданскому делу № ... издан приказ о проведении служебной проверки № ... от <...> года.

Доводы стороны истца о том, что в приказе не указано конкретное лицо, в отношении которого проводится проверка, не свидетельствует о каком-либо нарушении порядка проведения служебной проверки, поскольку исходя из представленных доказательств подлежало полно и всесторонне исследовать обстоятельства, ставшие известными из полученной судебной повестки по гражданскому делу № ..., а именно нарушение санитарно-эпидемиологических требований.

В рамках проведения проверки было отобрано объяснение Т.В. от <...> года, согласно которому она подтвердила, что недостатки, выявленные проверкой по установлению местной вытяжной системы вентиляции в пекарном цехе здания столовой для осужденных над мукопросеивателем и моечной ванной, устранены. Лимиты бюджеты обязательств на данные цели не доводились. В УФСИН России по Республике Марий Эл были направлены письма о выделении финансирования на данные цели от <...> года№ ..., от <...> года№ ... и от <...> года№ ....

В судебном заседании истец подтвердила, что иные письма о выделении денежных средств ею не направлялись.

Из письма № ..., датированного <...> года (л.д.21), следует, что ФКУ «ИК-7 УФСИН России по Республике Марий Эл» сообщило о потребности в финансировании по КБК <данные изъяты> оборудование помещений системами вентиляции. Из письма от <...> года (л.д. 23) следует, что Т.В. просила выделить денежные средства на ремонт вентиляции в столовой для осужденных.

Таким образом, данные письма, направленные до внесения представления№ ... от <...> года, не связаны с его исполнением. После того как представление было внесено и для Т.В. установлен срок устранения нарушения - отсутствие в пекарном цехе здания столовой для осужденных ФКУ ИК-7 УФСИН России по РМЭ и над моечной ванной местной вытяжной системы вентиляции, письмом от <...> года№ ... было заявлено о выделении денежных средства на ремонт и установку вентиляции в моечном цехе столовой, что также не свидетельствует о принятии мер по устранению выявленного нарушения, указанного в представления№ ... от <...> года. При этом в материалы дела представлены письма от <...> года года, подписанное Т.В., и от <...> года, исполнитель Т.В. об отзыве лимитов бюджетных обязательств, в связи с образовавшейся экономией.

На необходимость установки вентиляции в столовой Т.В. указывалось на проводимых совещаниях, что подтверждают протоколы от 09 и <...> года. Вместе с тем система вентиляции была установлена только <...> года. В судебном заседании истец подтвердила, что должна была установить вентиляцию в срок до <...> года.

Тем самым из материалов дела усматривается, что у Т.В. имелась обязанность и возможность по установлению вентиляции, однако ею было допущено недобросовестное отношение к своим служебным обязанностям.

С учетом изложенного, выводы служебной проверки соответствуют установленным обстоятельствам дела, в ходе ее проведения выявлено виновное лицо.

Порядок и сроки проведения проверки, установленные Инструкцией об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН России от 12.04.2012 года № 198, соблюдены.

Тем самым суд не находит оснований для признания заключения служебной проверки незаконной.

Согласно ст. 50 Закона на сотрудника в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе.

По результатам служебной проверки приказом от <...> года за нарушение п. 4.9 должностной инструкции заместителя начальника ФКУ ИК-7 по Республике Марий Эл, утвержденной начальником ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Марий Эл <...> года, выразившееся в неосвоении лимитов бюджетных обязательств, выделенных по направлению деятельности тылового обеспечения Т.В. объявлен выговор.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что наложенное на истца наказание соответствует тяжести проступка, поскольку она, являясь прямым начальником для всего личного состава учреждения и непосредственным начальником для всех сотрудников, рабочих и служащих службы тыла учреждения, не обеспечила исполнение представления прокуратуры в установленный срок исполнения, уже ранее будучи привлеченной приказами ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Марий Эл: от <...> года№ ... к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора за нарушение п. п. 1.4 должностной инструкции,выразившееся в неисполнении указания УФСИН России по Республике Марий Элот <...> года вх. № ... по не предоставлению документовна списание в установленные сроки основных средств тылового назначения,не соответствующих условиям актива; от <...> года№ ... – выговор за нарушение п.2 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ, пунктов 3.12, 4.9 должностной инструкции, выразившееся в неосвоении лимитов бюджетных обязательств, выделенных по направлению деятельности тылового обеспечения;от <...> года
№ ... - выговор за нарушение п. 4.9должностной инструкции, выразившееся в неосвоении лимитов бюджетных обязательств на приобретение мебели и хозяйственного инвентаря для исправительного центра.

Тем самым оснований для удовлетворения исковых требований судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Т.В. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» о признании незаконным заключения служебной проверки, отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, возмещении невыплаченной денежной суммы, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Т.Н. Гаврилова

Мотивированное решение составлено <...> года.