Дело № 2-792/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Нефтекамский городской суд РБ в составе председательствующего судьи Проскуряковой Е.Н., при секретаре Латыповой Л.И.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к <данные изъяты> об обязании предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и возмещение расходов на услуги сиделки,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с требованием к <данные изъяты>" об обязании предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому бесплатно или в соответствии ст. 32и 35 Закона РФ №442 с возмещением расходов на услуги сиделок потраченные ей в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование исковых требований истец указала, что она является инвалидом <данные изъяты> группы, нуждается в постоянном постороннем уходе и признается нуждающейся в социальном обслуживании. С ДД.ММ.ГГГГ года проживала в пгт. <адрес>, которая относиться к 4 зоне усиленного радиоэкологического контроля согласно Постановлению кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ№, и это подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ. №. Прибыла в г. Нефтекамск из Украины в <данные изъяты>, до ДД.ММ.ГГГГ года получала пенсию по инвалидности на Украине. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года по договору с ответчиком оплачивала услуги сиделки за дневные часы в размере <данные изъяты> рублей в месяц, в ночные, праздничные и выходные ей приходилось нанимать дополнительную сиделку за вознаграждение по <данные изъяты> рублей в месяц. С ДД.ММ.ГГГГ года ее уведомили, что услуги сиделки составят <данные изъяты> рублей в месяц. Воспользоваться своими правами на сиделку не имеет возможности, так как ответчиками завышена стоимость услуг сиделки. В связи с тем, что ответчик не предоставив социальные услуги по сиделке бесплатно, так как она в соответствии ст. 32и 35 Закона РФ № является беженцем, в результате она вынуждена была понести расходы на данную услугу в размере <данные изъяты> рублей, которые просит взыскать с ответчика.
Истец ФИО1 на судебное заседание не явилась, представив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Государственное бюджетное учреждение "<данные изъяты>" своего представителя на суд не направил. Из выписки ЕГРЮЛ следует, что данное предприятие ликвидировано, о чем сделана запись ДД.ММ.ГГГГ год.
Суд, исследовав материалы дела и оценив их доказательства в их совокупности, приходит к следующему;
В соответствии с ч.4 ст.31 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" действующего с 01.01.2015г., социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно: несовершеннолетним детям; лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
К чрезвычайной ситуации согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") относится обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", Приказом Министерства регионального развития РФ от 14.10.2013 N 444 во исполнение Плана мероприятий по реализации в 2013 - 2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 15.07.2013 N 1226-р, разработаны Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов РФ о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждения и действиях, направленных на ликвидацию их последствий. В указанных Методических рекомендациях дается понятие межнационального конфликта - это столкновение интересов двух и более этнических общностей, принимающее различные формы противостояния, в котором национальная принадлежность и национальные различия становятся доминирующей мотивацией действий. Под этнической общностью при этом понимается общность людей, исторически сложившаяся на основе происхождения, территории, языка и культуры.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.
Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей настоящего Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения, что составляет.
Таким образом, предоставление бесплатных социальных услуг гражданам, относящимся к первой и второй категориям, является безусловной обязанностью уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания.
Что же касается остальных граждан, то предоставление им бесплатных социальных услуг станет обязанностью только в случае принятия субъектом РФ специальных норм, в которых будут перечислены соответствующие категории этих граждан и формы социального обслуживания. Каждый субъект РФ в этом случае вправе самостоятельно определять, какие именно лица могут получать социальные услуги бесплатно.
Согласно п.14 части 1 ст.4 Закона Республики Башкортостан от 28.11.2014 года 3155 -з « О социальном обслуживании граждан в Республики Башкортостан» к полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере социального обслуживания относятся утверждение размера платы за предоставления услуги порядка ее взимания. Правительством Республики Башкортостан издано Постановление от 20.02.2015 года №43 « О порядке предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому поставщиком социальных услуг» В силу п.1.5,1.6 Порядка социального обслуживания на дому осуществляется поставщиками, оказывающими социальные услуги на дому. Номенклатура организаций, утверждается Правительством Республики Башкортостан. перечень услуг утвержден Законом.
На судебном заседании установлено, что истец - ФИО1 является инвалидом 1 группы, что подтверждается справкой серии № и получала пенсию по инвалидности с управления Пенсионного фонда <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере <данные изъяты> рубль. На момент заключения договора ДД.ММ.ГГГГ. N № ФИО1 была признана гражданином Российской Федерации и с ДД.ММ.ГГГГ. получает пенсию по инвалидности с Управления ПФ России в размере <данные изъяты> рублей.
Следовательно, довод истца о том, что она имеет право на бесплатные социальные услуги в силу ст. 31 Закона не состоятелен, поскольку на момент заключения договора она не относилась к беженке, а размер ее пенсии выше утвержденной законом субъекта РФ предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг исчисленный в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 N 1075 "Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно".
Таким образом, истец имеет право на получение социальных услуг, но не на бесплатные услуги сиделки.
Как следует из представленного истцом договора обслуживаемый обязан, в том числе: своевременно производить оплату оказанных платных услуг (п. 12) сумма которой определена п.11 в размере <данные изъяты> рублей, которая определена сторонами исходя из требований Приказа от 31.12.2014г. о реализации Постановления Правительства РБ от 11.11.2014г. №503 « Об установлении порядка утверждения тарифов на социальные услуги, предоставляемые в форме социального обслуживания на дому».
Пунктом 6 договора услуги предоставляются в соответствии с индивидуальной программой и с порядком предоставления социальных услуг, утвержденным органом государственной власти.
По п.б договора бесплатно предоставляются только информацию о правах и обязанностях, о видах социальных услуг, которые оказываются получателю, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, их стоимость для получателя либо о возможности получения их бесплатно.
На данный момент действует Постановление Правительства РБ от 20.02.2015г. №43 « О порядке предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому поставщиками социальных услуг», в которым утвержден порядок предоставления услуг где в п.4 предусмотрено, что право на бесплатные социальные услуги на дому предоставляются:
несовершеннолетним детям; лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов; если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг на дому ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной Законом Республики Башкортостан;
Истец ни к одному из данных категорий не относится, поскольку приняла гражданство РФ, а потому утратила статус беженца, а среднедушевой доход получателя выше предельной величине среднедушевого дохода по РБ.
Кроме того, на судебном заседании установлено, что на основании распоряжения правительства РБ от 21.04.2015г. №428-р принято решение от 21.08.2015г. о полной ликвидации Государственного бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения города Нефтекамска" без правопреемства.
На данный момент согласно уведомлению <данные изъяты> по РБ <данные изъяты>" прекратил свою деятельность и снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ.
Правовые последствия внесения записи об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц определены в статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что с момента внесения такой записи прекращается правоспособность юридического лица.
В силу ст. 407 ГК РФ, обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии со ст.419 ГК РФ, обязательства прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.).
Таким образом, после внесения записи об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" такое юридическое лицо больше не может иметь гражданских прав, соответствующих целям деятельности, которые были предусмотрены в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности, в том числе не может являться стороной по обязательству (статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения статей 407 и 419 Гражданского кодекса Российской Федерации, что после внесения записи об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" договорные отношения между истцом и ответчиком - недействующим юридическим лицом могут считаться прекращенными в связи с отсутствием стороны по договору.
Требование в части предоставления бесплатных услуг так же не подлежит удовлетворению, поскольку заявлены к ненадлежащему ответчику.
Кроме того, ООО <данные изъяты>», который указан заявителем как правопреемник ответчика, таковым не является, но создано для социальной помощи на дому лицам, чей совокупный доход ниже 1,5 кратного прожиточного минимума.
Таким образом, для решения вопроса о предоставления необходимых услуг истцу необходимо обратиться к данной организации.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требовании ФИО1 к <данные изъяты>" об обязании предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и возмещение расходов на услуги сиделки - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме в Верховный суд Республики Башкортостан через Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан.
Мотивированное решение изготовлено 24.02.2016.
Решение суда в законную силу не вступило.Судья: Е.Н. Проскурякова