Дело № 2-792/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2022 года г. Балашиха
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Бесединой Е.А.,
при секретаре Веденеевой С.Е.,
с участием истца ФИО10, представителя истца адвоката Семенова В.А.,
представителя ответчика ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО10 к ФИО6 г/о Балашиха, Муниципальному казённому учреждению г/о Балашиха "Центральная ритуальная служба", АО "Честный Агент" о признании недействительным заявления об отказе от семейного захоронения, восстановлении его границ, расторжении договора, взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа,
установил:
ФИО10 обратилась в суд с настоящим иском, указывая на то, что она является лицом, ответственным за семейное (родовое) захоронение, на территории Новского кладбища Городского округа Балашиха. Данный факт подтверждается регистрационным удостоверением на её имя, выданным МУП «Барус», согласно которому на участке № 9 могила № 10334, в которой похоронен её сын ФИО1, умерший 24.08.2007г., является семейным (родовым) захоронением. Согласно записи в удостоверении, участок захоронения имеет площадь 8 кв. метров (2x4). Удостоверение было оформлено сотрудниками МУП Городского округа Балашиха "Балашихинские ритуальные услуги" «Барус» (ИНН/КПП<***>/500101001) после оплаты истцом в кассу 56 000 рублей и подтверждает право бессрочного пользования земельным участком, выделенным для семейного захоронения. При оформлении удостоверения сотрудники «Баруса» также разъяснили истцу, что они являются работниками специализированной службы, наделенные органами местного самоуправления полномочиями в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с Законом Московской области от25.06.2004№ 83/2004-03 «О погребении и похоронном деле в Московской области». Указанный закон действовал до 1 января 2008 года. После этой даты вступил в силу Закон Московской области от 17.07.2007 №115/2007-03 «О погребении и похоронном деле в Московской области» (ст.30, ст.31 Закона № 115). Согласно п.4 ст.11 Закона № 83 именно МУП «Барус», как уполномоченный исполнительный орган в сфере погребения, учрежденный Администрацией г/о Балашиха, принимает решение о предоставлении или отказе семейного (родового) захоронения, формирует и ведет реестр захоронений. Согласно разъяснениям МУП «Барус», места для родственных захоронений в соответствии п.1 ст. 10 Закона №83 предоставляются на безвозмездной основе, а в соответствии с п.8 ст.11 Закона №83 «За резервирование места семейного (родового) захоронения, превышающего размер бесплатно предоставляемого места родственного захоронения (далее - резервирование места под будущие захоронения), взимается плата в следующем размере: за 1 кв. метр резервируемого места под будущие захоронения - 10000 рублей». В очередной раз истец, посещая кладбище, в дирекции «Баруса» сделала отметку в Удостоверении о том, что захоронение семейное. После чего истец не сомневалась в законности приобретённого участка, так как все соседние участки для захоронений были точно такие же, т.е. размером: 2 на 4 метра. В течение 14 лет истица ухаживала за участком, облагораживая место захоронения, в полной уверенности, что обеспечила себя и свою семью местом для погребения. 10 июля 2021 года умерла мать истца - ФИО2, 18.06.1931г. рождения. В связи с этим для получения разрешения на погребение в родовом захоронении истец обратилась к исполнителю ритуальной, мемориальной услуги, а именно, в МКУ Городского округа Балашиха «Центральную ритуальную службу» (далее МКУ "ЦРС"), которое в соответствии с п. 2 Постановления Администрации от 19 августа 2016г. №738/3-ПА (в ред.№ 978-ПА от 27.09.2017г.) наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела в Городском округе Балашиха. Представитель МКУ "ЦРС" в г. Балашиха ФИО3 сообщил истцу, что его учреждение выдает только «Разрешение на подзахоронение», поэтому истец ФИО16 JI.B. была вынуждена обратиться в другую организацию, а именно в акционерное общество «Городское бюро ритуальных услуг «ГОРБРУС» (ИНН/КПП <***>/503101001), которое оказывает аналогичные похоронные услуги, однако не наделено статусом специализированной службы. Агент ритуального обслуживания АО «ГОРБРУС» оказал помощь истцу в оформлении документов. Он же сообщил истцу, что сотрудники Новского кладбища отказали в погребении умершей ФИО14 на участке семейного родового захоронения, так как регистрационное удостоверение истца якобы не соответствует действующему законодательству. Тогда истец лично обратилась в Администрацию Новского кладбища, где дирекция кладбища и сотрудники АО «Честный агент» обозвали её мошенницей, приобретшей участок за взятку. Тем самым представители второго ответчика оскорбили человеческое достоинство истца ФИО10, нанеся ей тяжелую моральную травму. Представитель АО «Честный агент» в лице ФИО4, действующей на основании доверенности № от 25.12.2020г., отказала истцу в захоронении, предложив свои условия при которых они будут копать могилу, а именно: за дополнительную плату сотрудники организации демонтируют металлическую ограду и уменьшат размеры существующего участка, в соответствии с новым Законом, назвать который ФИО4 отказалась; после оплаты навязанных услуг они сообщат об этом представителю ФИО6 по вопросам захоронения ФИО3, и, только после этого, он выдаст истцу ФИО10 «Разрешение на подзахоронение». После выполнения ритуала погребения ФИО4 обещала истцу проинформировать его, каким образом можно вернуть статус семейного (родственного) захоронения. Истец обратилась в МФЦ г. Балашиха, сотрудник которого сообщил ей, что её «Удостоверение на родовое (семейное) захоронение» является действующим документом, и менять его не надо. В электронный вид истец может его переоформить в любое удобное время. Всю эту информацию истец сообщила ФИО3, который только посмеялся над ней и сообщил, что выдаст «Разрешение на подзахоронение» только после того, когда ФИО10B. письменно согласится уменьшить площадь захоронения до 4 кв. метров, перерегистрирует захоронение и оплатит работы, связанные с этим вандализмом. Три дня ответчики не выдавали истцу «Разрешение на подзахоронение». Истец убеждала их в том, что они нарушают п.3 ст. 17.1 Закона №, просила дать ей письменный отказ, так как именно она является потребителем ритуальной мемориальной услуги (п 2.1.9-2.1.11 ГОСТ 32609). Истец за 14 лет, прошедших с даты похорон сына, не получила ни одного уведомления от специализированных служб похоронного дела об изменении размеров захоронения, которые за это время четыре раза проводили инвентаризацию мест захоронений на кладбищах городского округа Балашиха (п. 1.2 Приложения № 6 к Постановлению №738/3 «инвентаризация....проводится.. .. не реже 1 раза в 3 года»). На четвёртый день, когда гроб с телом матери стоял на улице около морга, при жаре в тени 35 градусов Цельсия, когда были нарушены: организация и проведение обряда прощания, похоронная этика и похоронный ритуал, истец была вынуждена оплатить вымогателям 51 325 руб. и подписать все документы, в том числе счет-договор от 13.07.2021г. № 0-F1KS3 и заявление об отказе от семейного (родового) захоронения с уменьшением выделенного ранее земельного участка с 8-ми до 4-х квадратных метров. Только после этого сотрудники АО «Честный агент» сфотографировали платежные документы и доложили ФИО3, который выдал разрешение и разрешил копать могилу. Работники ответчика АО «Честный агент» выполнили необходимые погребальные услуги (рытье могилы, доставка к месту погребения и захоронение гроба и т.д.). При этом работники разломали существовавшую металлическую ограду и не восстановили её, нарушили предыдущее захоронение сына, в результате чего надгробный памятник на его могиле покосился и требует восстановления. Ответчики выдали истцу документ, который они назвали «Решение о разрешении подзахоронения», согласно которому истец захоронила свою мать в могилу сына под единым номером могилы 10334. Документ «Решение о разрешении...», был подписан электронной подписью руководителя МКУ "ЦРС" - ФИО5, с которым истец не встречалась. В Российском законодательстве отсутствует такое понятие, как документ «Решение о разрешении». Более того, Администрации г/о Балашиха не наделяло полномочиями «МКУ «ЦРС» выдавать такие документы как «Решение о разрешении на подзахоронение. (п.2 Приложение№ 3 Постановление№738/3). После погребения ФИО2 представитель ответчика АО «Честный агент» ФИО4 предложила истцу для подтверждения статуса семейного (родового) захоронения, подделать документы на захоронение, а ответчики сделают новое регистрационное удостоверение за 450 000 рублей. Причём, как настоящие «честные» агенты, потребовали деньги вперёд. Истец отказалась от незаконной сделки с ответчиками. Из письма Администрации г. Балашиха№ 1-вх-27182/21 от 15.09.2021 лист 4,5,6 истец узнала, что причиной её мытарств стало то, что заместитель Главы Администрации Городского округа Балашиха ФИО7 самостоятельно приняла решение о признании удостоверения о регистрации участка на захоронения недействительным и рекомендовала ответчикам проконтролировать, чтобы истец уменьшил, а затем перерегистрировал участок, шантажируя принудительным демонтажем ограждения и невыдачей разрешения на захоронение. ФИО7, являясь должностным лицом, не имела права принимать подобные решения, так как, в соответствии с п.4 3 ст. 18 Закона № 115 «Споры, возникающие в связи с перерегистрацией мест захоронений, разрешаются в судебном порядке». Таким образом, ответчик присвоил себе исключительное право, принадлежащее другому государственному органу. Коммерческие структуры: МКУ «ЦРС» в лице ФИО3, заведующего кладбищем «Новское» - ФИО8 и АО «Честный агент», действуя солидарно с представителем Администрации, отказали истцу в предоставлении услуг, связанных с похоронами мамы, заставляя провести перерегистрацию места захоронения сына. Таким образом, истец под угрозой вымогательства со стороны исполнителей погребальных услуг и стечения тяжелых семейных обстоятельств была вынуждена отказаться от своих законных прав на земельный участок, ранее выделенный ей Администрацией Балашихинского городского округа на платной основе в бессрочное пользование для устройства семейного (родового) захоронения. «30» августа 2021 года истцом в адрес ответчиков была направлена претензия с предложением о внесудебном урегулировании спора на основе Закона «О защите прав потребителей», на которую был получен ответ Администрации г/о Балашиха о правомерности действий ответчиков со ссылкой на нормативно-правовые акты, вступившие в законную силу в позднее сложившихся правоотношений. Общая стоимость услуг погребения и переустройства могилы определена ответчиком АО «Честный Агент» в размере 51 325 рублей. Из них непосредственно само погребение - 21 600 рублей. Остальные 29 725 рублей - это оплата принудительно навязанных исполнителем услуг по переустройству участка семейного (родового) захоронения в родственное. Данная сумма денег подлежит возврату истцу.
Истец просит суд:
- расторгнуть договор с ответчиком АО «Честный Агент» от 13.07.2021г.;
- признать заявление истца ФИО10 (лицо, ответственное за семейное захоронение) об отказе от семейного (родового) захоронения, подписанное под угрозой вымогательства и неисполнения услуги погребения, недействительным;
- обязать ответчиков восстановить семейное (родовое) захоронение ФИО10 и его статус на участке №9, могилы № 10334, как семейное (родовое) захоронение, в прежнем виде и на выделенном ранее земельном участке в соответствии с Удостоверением семейного (родового) захоронения;
- взыскать с ответчиков в солидарном порядке в пользу истца 29725 рублей, незаконно оплаченных ею за принудительное переустройство семейного (родового) захоронения;
- взыскать с ответчиков в солидарном порядке в пользу истца законную неустойку в сумме 29725 рублей;
- взыскать с ответчиков в солидарном порядке в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме в размере 60 000 рублей;
- взыскать с ответчиков в солидарном порядке в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб.; штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В судебном заседании истец и его представитель заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика МКУ г/о Балашиха "Центральная ритуальная служба" в судебном заседании против иска возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ответчика АО "Честный Агент" в судебное заседание не явился, извещен, представлены письменные возражения.
Ответчик Администрация г/о Балашиха в судебное заседание представителя не направил, извещен, представлены письменные возражения.
С учетом мнения участников судебного заседания, суд определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о слушании дела.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на Новском кладбище Городского округа Балашиха похоронен сын истица ФИО10, умерший 24.08.2007г.
ФИО10 МУП г/о Балашиха «Барус» выдано удостоверение о регистрации на участке № 9 могилыв № 10334 умершего 24.08.2007г. ФИО1 размером 2х4. Указано: семейное (родовое).
Как указывает истец, удостоверение было оформлено сотрудниками МУП Городского округа Балашиха "Балашихинские ритуальные услуги" «Барус» (ИНН/КПП<***>/500101001) после оплаты истцом в кассу 56 000 рублей и подтверждает право бессрочного пользования земельным участком, выделенным для семейного захоронения. При оформлении удостоверения сотрудники «Баруса» также разъяснили истцу, что они являются работниками специализированной службы, наделенные органами местного самоуправления полномочиями в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с Законом Московской области от 25.06.2004№ 83/2004-03 «О погребении и похоронном деле в Московской области».
10.07.2021г. умерла мать истца ФИО17., 18.06.1931г. рождения.
Для получения разрешения на погребение в родовом захоронении истец обратилась в МКУ Городского округа Балашиха «Центральная ритуальная служба» (далее МКУ "ЦРС"), которое в соответствии с п. 2 Постановления Администрации от 19 августа 2016г. №738/3-ПА (в ред.№ 978-ПА от 27.09.2017г.) наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела в Городском округе Балашиха.
Согласно доводам истца, представитель МКУ "ЦРС" в г. Балашиха ФИО3 сообщил истцу, что его учреждение выдает только «Разрешение на подзахоронение», поэтому истец ФИО10B. была вынуждена обратиться в другую организацию, а именно в акционерное общество «Городское бюро ритуальных услуг «ГОРБРУС» (ИНН/КПП <***>/503101001), которое оказывает аналогичные похоронные услуги, однако не наделено статусом специализированной службы. Агент ритуального обслуживания АО «ГОРБРУС» оказал помощь истцу в оформлении документов. Он же сообщил истцу, что сотрудники Новского кладбища отказали в погребении умершей ФИО14 на участке семейного родового захоронения, так как регистрационное удостоверение истца не соответствует действующему законодательству.
После этого, истец лично обратилась в Администрацию Новского кладбища, где дирекция кладбища и сотрудники АО «Честный агент» отказали истцу в захоронении, предложив свои условия при которых они будут копать могилу, а именно: за дополнительную плату сотрудники организации демонтируют металлическую ограду и уменьшат размеры существующего участка, в соответствии с новым Законом, назвать который сотрудник АО «Честный агент» отказалась. После оплаты навязанных услуг они сообщат об этом представителю Администрации по вопросам захоронения ФИО3, и, только после этого, он выдаст истцу ФИО10 «Разрешение на подзахоронение».
Истец обратилась в МФЦ г. Балашиха, сотрудник которого сообщил ей, что её «Удостоверение на родовое (семейное) захоронение» является действующим документом, и менять его не надо. В электронный вид истец может его переоформить в любое удобное время. Всю эту информацию истец сообщила ФИО3, который пояснил, что выдаст «Разрешение на подзахоронение» только после того, когда ФИО10B. письменно согласится уменьшить площадь захоронения до 4 кв. метров, перерегистрирует захоронение и оплатит связанные с этим работы.
Три дня ответчики не выдавали истцу «Разрешение на подзахоронение». Истец убеждала их в том, что они нарушают п.3 ст. 17.1 Закона № 115, просила дать ей письменный отказ, так как именно она является потребителем ритуальной мемориальной услуги (п 2.1.9-2.1.11 ГОСТ 32609). На четвёртый день истец была вынуждена оплатить 51 325 руб. и подписать все документы, в том числе счет-договор от 13.07.2021г. № 0-F1KS3 и заявление об отказе от семейного (родового) захоронения с уменьшением выделенного ранее земельного участка с 8-ми до 4-х квадратных метров. Только после этого сотрудники АО «Честный агент» сфотографировали платежные документы и доложили ФИО3, который выдал разрешение и разрешил копать могилу.
Работники ответчика АО «Честный агент» выполнили необходимые погребальные услуги (рытье могилы, доставка к месту погребения и захоронение гроба и т.д.).
В материалы дела представлено заявление ФИО10 об оформлении удостоверения на захоронение, произведенное до 01 августа 2004 года, в случае если удостоверение о захоронении не было выдано в соответствии с требованиями Закона Московской области № 115/2007-03 «О погребении и похоронном деле в Московской области», а также решение о разрешении подзахоронения от 13.07.2021г.
Истица обращалась в Администрацию Городского округа Балашиха по вопросу проведения проверки на предмет законности действий должностных лиц МКУ Городского округа Балашиха «Центральная ритуальная служба», связанных с уменьшением площади ранее предоставленного места захоронения.
Ответом от 30.09.2021г. ей были разъяснены положения действующего законодательства и, в случае несогласия с позицией должностных лиц МКУ Городского округа Балашиха «Центральная ритуальная служба», рекомендовано обратиться в суд.
Оценивая представленные по делу доказательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворен исковых требований в связи со следующим.
Судом установлено, что Муниципальное казенное учреждение Городского округа Балашиха «Центральная Ритуальная Служба» (сокращенное наименование МКУ «ЦРС») ОГРН: <***>, ИНН: <***>, КПП: 501201001, создано 01 апреля 2016 года, в целях реализации законодательства Российской Федерации в сфере погребения и похоронного дела (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Закон Московской области от 17.07.2007 № 115/2007-03 «О погребении и похоронном деле в Московской области»), выполняет функции уполномоченного органа Администрации Городского округа Балашиха в сфере погребения и похоронного дела, на основании постановления Администрации Городского округа Балашиха от 19.08.2016 № 737/2-ПА «Об утверждении Положения об уполномоченном органе в сфере погребения и похоронного дела Городского округа Балашиха».
Согласно части 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении), организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения. При этом из содержания части 1 статьи 2 Закона о местном самоуправлении следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Статьей 6 действующего Устава Городского округа Балашиха, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений, включены в перечень вопросов местного значения Городского округа Балашиха.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 25 Устава Городского округа Балашиха в структуру органов местного самоуправления, обладающих собственными полномочиями но решению вопросов местного значения, включена Администрация Городского округа Балашиха Московской области, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Городского округа.
Согласно содержанию статьи 32 действующего Устава Городского округа Балашиха, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений относится к компетенции Администрации Городского округа Балашиха.
Кроме того, полномочия органов местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, определены Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее по тексту - Закон о погребении), законом Московской области от 17.07.2007 № 115/2007-03 «О погребении и похоронном деле в Московской области» (далее по тексту - Закон о погребении в Московской области), а также Порядком деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 № 1178/52 (далее - Порядок деятельности).
Законом о погребении в Московской области определена обязанность органов местного самоуправления по созданию уполномоченного органа в сфере погребения и похоронного дела, на который возлагаются функции оказания муниципальной услуги по предоставлению мест захоронения, выдаче разрешения на захоронение, оформлению удостоверений о захоронении.
Постановлениями Администрации Городского округа Балашиха от 19.08.2016 № 737/2-ПА «Об утверждении Положения об уполномоченном органе в сфере погребения и похоронного дела Городского округа Балашиха», от 19.08.2016 № 738/3-ПА «Об организации похоронного дела в Городском округе Балашиха» функциями уполномоченного органа в сфере погребения и похоронного дела в Городском округе Балашиха наделено муниципальное казенное учреждение Городского округа Балашиха «Центральная ритуальная служба» (далее - МКУ «ЦРС»).
МКУ «ЦРС» создано в целях реализации полномочий установленных законодательством Российской Федерации в сфере погребения и похоронного дела, постановлением Администрации Городского округа Балашиха от 18.03.2016 № 225/3 - ПА, основными функциями учреждения является предоставление мест захоронения, содержание и обслуживание объектов похоронного назначения.
Место захоронения ФИО10 было предоставлено на территории кладбище «Новское» в 2007 году для погребения ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО10 является лицом, взявшим на себя обязанности осуществить погребение, на её имя было оформлено и выдано соответствующее удостоверение МУП «Барус».
В соответствии с частью 5 статьи 16 Закона о погребении размер бесплатно предоставляемого участка земли на территории кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
В период с 13.02.2007 по 22.12.2009 размер бесплатно предоставляемого участка земли для родственного захоронения на кладбище «Новское», был установлен в соответствии с постановлением Главы городского округа Балашиха Московской области от 13.02.2007 № 159/2 «Об установлении размера места родственного захоронения, предоставляемого на безвозмездной основе для погребения умершего на территории общественных кладбищ городского округа Балашиха» и составлял 2м х 2м (4 м2).
Статьей 21 Закона о погребении установлено, что гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Места захоронения, площадь которых превышает размер бесплатно предоставляемого места для родственного захоронения, отнесены Законом о погребении в Московской области к виду семейных (родовых) захоронений.
На момент предоставления места для погребения ФИО1, порядок резервирования места для семейного (родового) захоронения, превышающего размер бесплатно предоставляемого места для родственного захоронения, был установлен статьей 12 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ (ред. от 20.12.2021) "О погребении и похоронном деле в Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 04.07.2007 N 15/13-П) редакции № 1 от 17.07.2007г., согласно которой:
«Организация, управляющая кладбищем, на основании решения соответствующего уполномоченного органа в сфере погребения и похоронного дела о предоставлении места для семейного (родового) захоронения и платежного документа, подтверждающего факт уплаты платежа за резервирование места под будущее погребение, осуществляет в срок, не превышающий трех календарных дней, его предоставление (не позднее одного дня до дня погребения в случаях, установленных в абзаце втором части 6 настоящей статьи).
Одновременно с предоставлением места для семейного (родового) захоронения организацией, управляющей кладбищем, оформляется и вручается удостоверение о семейном (родовом) захоронении лицу, на которого зарегистрировано данное место захоронения.
В удостоверении о семейном (родовом) захоронении указываются: наименование кладбища, на территории которого предоставлено место для семейного (родового) захоронения, размер семейного (родового) захоронения, место его расположения на кладбище (номер квартала, сектора, участка), фамилия, имя и отчество лица, на которого зарегистрировано семейное (родовое) захоронение.
Информация о предоставленном месте для семейного (родового) захоронения направляется организацией, управляющей кладбищем, уполномоченному органу в сфере погребения и похоронного дела в течение трех рабочих дней со дня его предоставления для внесения соответствующих сведений в реестр семейных (родовых) захоронений».
Вместе с тем, ответчики Администрация г/о Балашиха, МКУ «РЦС» указывают на то, что предоставление участков для создания мест семейных (родовых) захоронений в порядке, определенном законодательством, на муниципальном кладбище «Новское» не осуществлялось. В рассматриваемый период времени, не осуществлялось ведение реестров мест семейных (родовых) захоронений, предоставленных гражданам на территории кладбищ городского округа Балашиха. ФИО10 могла производиться оплата за изготовление и установку ограждения (бетонного цоколя), оформление и выдачу удостоверения, что не является единовременной платой за резервирование места для семейного (родового) захоронения, превышающего размер бесплатно предоставляемого места для родственного захоронения, в порядке, предусмотренном Законом о погребении в Московской области.
В соответствии с Постановлением Главы Администрации городского округа Балашиха от 24.05.2006 № 612/2 МУП «Барус» было разрешено производить на кладбищах городского округа Балашиха лишь захоронение урн с прахом, погребение на местах родственных захоронений, а также погребение безродных, невостребованных и неопознонанных умерших с соблюдением требований действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Таким образом, МУП «Барус» городского округа Балашиха являлось коммерческой организацией, оказывающей ритуальные услуги населению и самостоятельным юридическим лицом, которое не относилось к структурным подразделениям администрации городского округа Балашиха и не могло быть наделено правом по предоставлению мест для создания семейных (родовых) захоронений.
Какого-либо платежного документа об оплате в 2007г. МУП «Барус», в орган местного самоуправления денежной суммы в размере 56 000 руб. с указанием назначения платежа истцом не представлено.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, и нормы действующего законодательства, действующие в период возникновения спорных правоотношений, суд приходит к выводу о том, что МУП «Барус» как организация, управляющая кладбищем теоритически могла, оформить и вручить удостоверение о семейном (родовом) захоронении лицу, на которого зарегистрировано данное место захоронения, однако при обязательном соблюдении условия ст.12 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ - на основании решения соответствующего уполномоченного органа в сфере погребения и похоронного дела о предоставлении места для семейного (родового) захоронения и платежного документа, подтверждающего факт уплаты платежа за резервирование места под будущее погребение, с последующим направлением информации о предоставленном месте для семейного (родового) захоронения уполномоченному органу в сфере погребения и похоронного дела в течение трех рабочих дней со дня его предоставления для внесения соответствующих сведений в реестр семейных (родовых) захоронений».
Доказательств соблюдения указанных условий при выдаче удостоверения суду не представлено.
Более того, на момент захоронения ФИО1, умершего 24.08.2007г., Закон Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ действовал немногим более месяца; не было осуществлено ведение реестров мест семейных (родовых) захоронений, предоставленных гражданам на территории кладбищ городского округа Балашиха, и продолжало действовать Постановление ФИО6 г/о Балашиха от 24.05.2006 № 612/2, согласно которому МУП «Барус» было разрешено производить на кладбищах городского округа Балашиха лишь захоронение урн с прахом, погребение на местах родственных захоронений, а также погребение безродных, невостребованных и неопознонанных умерших с соблюдением требований действующего законодательства.
В этой связи, суд соглашается с доводами ответчиков о том, что оформление удостоверения о захоронении МУП «Барус» не было связано с действиями по предоставлению места для семейного (родового) захоронения, которые могли выполняться только структурным подразделением администрации городского округа Балашиха, наделенным полномочиями в сфере погребения и похоронного дела на основании соответствующего нормативного правого акта органов местного самоуправления.
Предоставление мест для захоронения умерших и выдача разрешений на подзахоронение производится уполномоченным органом Администрации Городского округа Балашиха в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также требованиями, установленными ст. 11.1, ст. 12, ст. 13, ст.14, ст.15, ст.17 и ст.17.1 закона Московской области от 17.07.2007 № 115/2007-03 «О погребении и похоронном деле в Московской области», при обязательном соблюдении всех процедур регулируемых административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставления мест для захоронения (подзахоронения), перерегистрации захоронений на других лиц, регистрации установки (замены) надмогильных сооружений (надгробий), установки (замены) ограждений мест захоронений» (далее - Муниципальная услуга), утвержденным постановлением Администрации Городского округа Балашиха от 30.06.2020 № 414-ПА.
Указанный административный регламент разработан в соответствии с типовой формой утвержденной Распоряжением Главного управления региональной безопасности Московской области от 25.06.2020 № 40-РГУ «Об утверждении типовой формы Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению мест для захоронения (подзахоронения), перерегистрации захоронений на других лиц, регистрации установки (замены) надмогильных сооружений (надгробий), установки (замены) ограждений мест захоронений».
В соответствии со ст. 17.1 закона Московской области от 17.07.2007 № 115/2007-03 «О погребении и похоронном деле в Московской области», муниципальная услуга по выдаче разрешения на подзахоропение на месте родственных, семейных (родовых), воинских, почетных захоронений, захоронений в стенах скорби на кладбищах, находящихся в ведении органов местного самоуправления, оказывается на безвозмездной основе уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела.
Для оказания государственной или муниципальной услуги по выдаче разрешения на подзахоронение в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченный орган Московской области в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с их компетенцией предоставляются следующие документы:
заявление о выдаче разрешения на подзахоронение;
удостоверение о захоронении;
копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя, на которого оформлено захоронение (с представлением подлинника для сверки);
оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность лица, на которое зарегистрировано захоронение, на совершение действий по получению разрешения на иодзахоронение, в случае, если заявителем является представитель лица, на которое зарегистрировано захоронение, а также копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность данного представителя (с представлением подлинника для сверки);
копия свидетельства о смерти (с представлением подлинника для сверки);
копия справки о кремации (с представлением подлинника для сверки) при захоронении урны с прахом после кремации;
копии документов, подтверждающих семейную, родственную связь с лицом, на которое оформлено семейное (родовое) или родственное захоронение (с представлением подлинников для сверки).
При отсутствии удостоверения о захоронении, заявитель может обратиться за предоставлением услуги по его оформлению, для дальнейшего получения разрешения на подзахоронение.
В связи с тем, что в представленном ФИО10 удостоверении о захоронении (МУП «Барус»), была указана площадь места родственного захоронения, превышающая размер бесплатно предоставляемого места, установленный нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Городского округа Балашиха, действующими на момент его предоставления, данное удостоверение было признано недействительным, в связи с чем, было рекомендовано подать заявление на оформление нового удостоверения о захоронении.
В соответствии со статьей 18.2 Закона Московской области от 17.07.2017 № 115/2007- ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области» оформление удостоверений о захоронениях, произведенных до 01 августа 2004 года, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела в день представления следующих документов: заявления об оформлении места родственного, семейного (родового), воинского, почетного захоронения; копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя с приложением подлинника для сверки; копии свидетельства о смерти с приложением подлинника для сверки; копии документов, подтверждающих родственные связи с умершим, с приложением подлинников для сверки.
В соответствии с разделом 13.2.3. одним из оснований для отказа в оформлении удостоверений о захоронении является: размер родственного, воинского, почетного захоронения превышает установленный Администрацией размер указанных захоронений (при обращении за предоставлением муниципальной услуги по оформлению удостоверения на родственное, воинское, почетное захоронение).
В этой связи, во избежание срыва похорон, истцу было рекомендовано привести размер данного захоронения в соответствие требованиям действующего законодательства, что следует из отзыва ответчиков.
Согласно п.55,56 Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 № 1178/52, установка надмогильных сооружений (надгробий), оград допускается только в границах предоставленных мест захоронения. Устанавливаемые надмогильные сооружения (надгробия), ограды не должны иметь частей, выступающих за границы предоставленного места захоронения или нависающих над ним. Надмогильные сооружения (надгробия) и ограждения, установленные с нарушением данных требований, подлежат демонтажу. При этом, указанным Порядком предусмотрен принудительный демонтаж ограждений мест захоронений, в случае невыполнения в установленный срок требования по устранению допущенного нарушения.
Учитывая, что фактическая площадь места захоронения ФИО9 была выявлена в размерах превышающих, размеры установленные постановлением Главы городского округа Балашиха Московской области от 13.02.2007 № 159/2 «Об установлении размера места родственного захоронения, предоставляемого на безвозмездной основе для погребения умершего на территории общественных кладбищ городского округа Балашиха» (8 кв.м, вместо 4 кв.м), МКУ «ЦРС» имело право на проведение принудительного демонтажа ограждения, с соблюдением требований определенных пунктом 62 Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 № 1178/52.
Вместе с тем, МКУ «ЦРС» не было реализовано право на проведение демонтажа ограждения места захоронения ФИО9, сотрудниками МКУ «ЦРС» данные работы не выполнялись.
Согласно счет-договору № О-F1KS3 от 13.07.2021, демонтаж элементов металлического ограждения проводился на платной основе, силами привлеченной истцом для данных целей коммерческой организацией АО «Честный Агент».
В указанном договоре отмечено, что работы проводились в комплексе оказываемых АО «Честный Агент» платных услуг по погребению.
Данная организация не имеет отношения к деятельности МКУ «ЦРС» и органам местного самоуправления. Доказательств обратного истцом не представлено.
Муниципальная услуга по выдаче разрешения на захоронение оказывается МКУ «ЦРС» посредством взаимодействия с МФЦ в соответствии с административным регламентом предоставления данной услуги, для получения разрешения на захоронения, лицу, взявшему на себя обязанности осуществить погребение умершего, необходимо обратиться в МФЦ, что и было сделано истцом 12.07.2021г.
Муниципальная услуга была оказана 13.07.2021г.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, каких-либо действий или бездействия, нарушающих права истца в рамках сложившихся правоотношений, со стороны ответчиков Администрации г/о Балашиха и МКУ «ЦРС» в ходе рассмотрения дела не установлено, доказательств не представлено.
Каких-либо объективных доказательств отказа истцу в захоронении со стороны АО «Честный Агент» в лице ФИО4, действующей на основании доверенности, также не представлено.
В силу норм действующего законодательства, АО «Честный Агент» не наделено правом разрешения данного вопроса.
В материалы дела представлен счет-договор № 0-F1KS3 от 13.07.2021г., подписанные ФИО10 и АО «Честный Агент» в лице ФИО4, согласие на обработку персональных данных, согласие на проведение захоронения, заявление с просьбой разрешить проведение работ в отношении надмогильного сооружения и ограды, подписанные ФИО10
Вместе с тем, не представлено само заявление ФИО10 об отказе от семейного (родового) захоронения, которое, согласно её доводам, было подписано под угрозой вымогательства и неисполнения услуги погребения, и которое она просит признать недействительным.
Из ответа МБУ г/о Балашиха «МФЦ городского округа Балашиха» на запрос суда следует, что ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная по адресу: <...>, с заявлением об отказе от семейного (родового) захоронения от 12.07.2021 на участке № 9 могилы 10 334 на Новском кладбище г/о Балашиха в МБУ «МФЦ городского округа Балашиха» не обращалась.
Вымогательство является уголовно-наказуемым деянием. Истцом не представлено суду доказательств обращения в правоохранительные, следственные органы, возбуждения уголовных дел в отношении лиц, которые, по её мнению, совершили в отношении неё неправомерные действия.
Действия Балашихинского городского прокурора по направлению обращения ФИО10 (в котором она указывала на использование ФИО3 служебного положения при изменении статуса захоронения) для рассмотрения в Администрацию г/о Балашиха, истица не обжаловала.
Относительно заявленного требования о расторжении договора с АО «Честный Агент» от 13.07.2021г., суд приходит к следующему.
Ст. 450 ГК РФ предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
13.07.2021 года между АО «Честный Агент» (исполнитель) и ФИО10 (заказчик) был заключен счет-договор № 0-F1KS3 на выполнение следующих видов работ: демонтаж элемента металлической ограды на болтовых соединениях; ритуальная услуга «Подзахоронение», вариант «Стандартный комплекс» (летний период); монтаж ограды металлической в цоколь бетонный; демонтаж плитки тротуарной на бетонном основании; фиксирование надмогильного сооружения на общую сумму 51325 руб.
В соответствии с п.6 договора, содержание и существенные условия оказания услуг исполнителем содержатся в приложении-анкете к счету-договору. Срок выполнения работ - 13.07.2021 года.
Как следует из представленных документов, все работы были выполнены в срок и приняты истцом, претензий к качеству не имелось, что подтверждается актами на выполненные работы, подписанными заказчиком без замечаний.
Из положений ч. 3 ст. 420 ГК РФ следует, что к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.
В соответствии с ч.1 ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании заявления истца ФИО10 об отказе от семейного (родового) захоронения, обязании ответчиков восстановить семейное (родовое) захоронение ФИО10 и его статус на участке №9, могилы № 10334, как семейное (родовое) захоронение, в прежнем виде и на выделенном ранее земельном участке в соответствии с Удостоверением семейного (родового) захоронения, а также о взыскании с ответчиков в солидарном порядке 29725 руб., незаконно оплаченных за принудительное переустройство семейного (родового) захоронения, взыскании неустойки.
Требование о взыскании компенсации морального вреда, штрафа являются производными и также не подлежат удовлетворению.
Кроме того, истцом не представлено доказательств причинения ей нравственных и физических страданий действиями ответчиков.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска ФИО10 к Администрации г. о. Балашиха, Муниципальному казённому учреждению г. о. Балашиха "Центральная ритуальная служба", АО "Честный Агент" о расторжении договора от 13.07.2021г., признании заявления об отказе от семейного (родового) захоронения, подписанного под угрозой вымогательства и неисполнения услуги погребения, недействительным, обязании восстановить семейное (родовое) захоронение и его статус на участке №9, могилы № 10334, как семейное (родовое) захоронение, в прежнем виде и на выделенном ранее земельном участке в соответствии с удостоверением семейного (родового) захоронения, взыскании в солидарном порядке в пользу истца 29725 руб., неустойки в сумме 29725 руб., компенсации морального вреда в сумме в размере 60 000 руб., расходов на оплату услуг представителя 50 000 руб., штрафа, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья: Е.А. Беседина
Решение в окончательной форме принято 12.04.2022г.
______________