2-792/2022 (2-8358/2021;)
...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 января 2022 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г.Оренбурга
в составе: председательствующего судьи Перовских И.Н.,
при секретаре Набиевой А.Е.
с участием представителя истца Мирошниковой Е.А.,
представителей ответчиков ФИО1, ФИО2,
представителей третьих лиц ФИО3, ФИО4, ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Оренбурга, Комитету по управлению имуществом администрации города Оренбурга о возложении обязанности принятия мер по организации электроснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Оренбурга, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам, указав, что Прокуратурой города Оренбурга рассмотрено обращение собственников помещений в многоквартирных домах N и N по ул. ... возведены ООО «СЗ «УПСК «Жилстрой» (далее также - застройщик), введены в эксплуатацию в ... году.
Электрические сети и столбы наружного освещения, предназначенные для освещения дворовой территории многоквартирных домов, не включены в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, являлись собственностью застройщика со следующими характеристиками: наружное освещение, ... метров, расположенное по адресу: ..., кадастровый N; наружное освещение, ... метров, расположенное по адресу: ... кадастровый N; наружное освещение, ... метров, расположенное по адресу: ... кадастровый N; наружное освещение, ... метров, расположенное по адресу: ... кадастровый N. Застройщик от права собственности на данные инженерные сети отказался. По настоящее время надлежащее электроснабжение дворовых территорий вышеуказанных многоквартирных домов не обеспечено.
Поскольку органами местного самоуправления надлежащие меры к обеспечению освещения территорий дворов многоквартирных домов по ... не принят, указанное бездействие администрации ..., а также комитета по управлению имуществом администрации ... (далее по тексту КУИ), причиняют неудобства жителям многоквартирных домов, затрудняет работу государственных служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, может способствовать росту травматизма, а также преступности в темное время суток.
Просили суд признать незаконным бездействие администрации города Оренбурга. Комитета по управлению имуществом администрации города Оренбурга, выразившееся в непринятии мер по организации электроснабжения, обеспечивающего надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов N и N по ...; обязать администрацию города Оренбурга, Комитет по управлению имуществом администрации города Оренбурга организовать надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов N и N по ..., а также обслуживание и текущую эксплуатацию сооружений электроэнергетики (наружного освещения), предназначенных для освещения дворовых территорий многоквартирных домов N и N по ....
В судебном заседании помощник прокурора г.Оренбурга - Мирошникова Е.А. исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представители ответчика администрации г.Оренбурга - ФИО1, Комитета по управлению имуществом - ФИО2, действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения исковых требований, поддержали позицию, изложенную в письменных отзывах.
Представители третьего лица ООО «Специализированный застройщик УПСК Жилстрой» - ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей, поддержали требования искового заявления.
Представитель третьего лица ООО УК «Гармония» - ФИО3 действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора г.Оренбурга, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве.
Заслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст. 24 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Частью 1 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации в силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ относится к вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).
В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Правилами благоустройства территории муниципального образования "город Оренбург" от ...N определено понятие наружного освещения – это освещение объектов благоустройства.
Правила содержат понятие «объекты благоустройства», которое используется в значении, определенном Приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр "Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов", а именно - территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе, детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга; площадки для выгула и дрессировки собак; площадки автостоянок; улицы (в том числе пешеходные) и дороги; парки, скверы, иные зеленые зоны; площади, набережные и другие территории; технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны; контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.
Понятие прилегающая территория закреплено в пункте 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, где прилегающая территория означает - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы, которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой ... рассмотрено обращение собственников помещений в многоквартирных домах N и N по ... об отсутствии освещения дворовых территорий. Данные жилые дома возводились ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой», при строительстве заключались договоры участия в долевом строительстве. Введены в эксплуатацию в надлежащем административном порядке. Право собственности на жилые и нежилые помещения в МКД зарегистрированы в ЕГРН. Одновременно со строительством домов на земельных участках в соответствии с проектной документацией осуществлено строительство сетей наружного освещения, являющихся отдельными объектами недвижимости.
Многоквартирный жилой ... расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером N и возведен ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» в 2019 году.
Многоквартирный жилой ... расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером N и возведен ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» в 2018 году.
Многоквартирный жилой ... расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером N, а многоквартирный жилой ... расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером N и возведены ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» в 2018 году.
В границах земельных участков расположены электрические сети и столбы наружного освещения придомовой территории многоквартирных жилых домов:
- наружное освещение, 630 метров, расположенное по адресу: ..., кадастровый N;
наружное освещение, 298 метров, расположенное по адресу: ... кадастровый N;
- наружное освещение, 485 метров, расположенное по адресу: ... кадастровый N;
- наружное освещение, 270 метров, расположенное по адресу: ... кадастровый N.
Право собственности на указанные наружные сети было зарегистрировано за ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой», что подтверждается выписками из ЕГРН.
ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» как собственник электрических сетей, неоднократно обращался в Комитет по управлению имуществом ... и администрацию ... с заявлением о принятии на баланс и в собственность муниципального образования ... сетей наружного освещения, расположенных на территории многоквартирных домов N по ..., что подтверждается письменными обращениями, представленными в материалы дела.
В связи с отказом администрации ... от ранее достигнутой договоренности о принятии в муниципальную собственность сетей наружного освещения ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» письмом от ...N, направленным в адрес органа местного самоуправления заявил об отказе от права собственности на построенные объекты «наружное освещение».
В своем исковом заявлении прокурор г.Оренбурга ссылаясь на положения ч.1 ст.6 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указывает, что органом местного самоуправления в лице администрации г.Оренбурга, а также КУИ, выполняющим от имени администрации г.Оренбурга полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности, не приняты меры по постановке на учет в качестве бесхозяйной сети наружного освещения дворовой к обеспечению освещения дворовых территорий многоквартирных домов N по ....
Оценив все доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, заявленных прокурором города Оренбурга и ошибочности довод ответчиков с учетом следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил N 491 и является исчерпывающим: В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности), в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".
В состав общего имущества в многоквартирном доме спорные сети наружного освещения придомовой территории не входят. Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению ЖК РФ, Правила N 491 не содержат.
Так, судом установлено, что построенные одновременно со строительством жилых домов на земельных участках сети наружного освещения являются отдельно стоящими объектами, не присоединены к жилым домам, запитаны от ТП, зарегистрированные сети наружного освещения и поставленные на кадастровый учет, также расположены в пределах нескольких земельных участков. При этом, сети наружного освещения предметом договоров долевого участия в строительстве не являлись, в состав общего имущества собственников многоквартирных домов не включались и на основании договора содержания имущества собственников многоквартирного дома управляющей компании не передавались и не могли быть переданы, собственниками помещений многоквартирных домов данные объекты не возводились. Кроме того, уличное освещение призвано обслуживать более одного дома, что подтверждается схемой расположения электросетей на земельных участках и иными доказательствами, представленными в материалы дела.
Согласно ст. 26 Устава муниципального образования «город Оренбург» (принят решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2015 № 1015) Оренбургский городской совет является представительным органом муниципального образования «город Оренбург», наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статья 27 Устава к компетенции Оренбургского городского Совета относит определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления города Оренбурга полномочий по решению вопросов местного значения.
Между тем, с учетом положений ст. 42 Конституции РФ, провозглашающей право каждого на благоприятную окружающую среду, положений статьи 14 ФЗ т 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устава муниципального образования г.Оренбург, к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация освещения улиц, участие в профилактике и предупреждении чрезвычайных ситуаций.
Как следует из материалов дела, собственник сетей ООО «СЗ «УПСК Жилстрой» отказался от права собственности на наружные сети освещения в пределах многоквартирных домов N по ..., заявив о прекращении обслуживании данных сетей.
Таким образом, в настоящее время возникла угроза нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц, на благоприятные условия жизни, что требует незамедлительного принятия мер по организации уличного освещения, принятии мер по организации обслуживания сетей уличного освещения.
Непринятии мер по организации электроснабжения, обеспечивающего надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов N по ..., организации содержания и обслуживания бесхозяйных сетей наружного освещения, свидетельствует о бездействии администрации города Оренбурга, Комитета по управлению имуществом администрации города Оренбурга, поскольку причиняют неудобства жителям многоквартирных домов, затрудняет работу государственных служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, может способствовать росту травматизма, а также преступности в темное время суток.
Таким образом, суд не соглашается с доводами администрации г.Оренбурга, и приходит к выводу, что организация обслуживания, содержания и ремонта уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления, а именно возлагается на администрацию г.Оренбурга и КУИ.
В силу положений ст. 2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
Любое заинтересованное лицо, в том числе и прокурор в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (ст. 3 ГПК РФ).
Одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 ГК РФ).
Поскольку существует реальная угроза нарушения гражданских прав в результате непринятия мер по организации освещения, оснований для признания требований прокурора необоснованными, не имеется.
Поскольку в течение года ООО СЗ «УПСК Жилстрой» предпринимала меры к соблюдению договоренностей согласно сложившейся практике по передаче в дар администрации города Оренбурга, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора г.Оренбурга о признании незаконным бездействия администрации города Оренбурга и Комитета по управлению имуществом администрации города Оренбурга, поскольку доказательств обратному не было представлено.
При таких обстоятельствах суд считает требования прокурора г.Оренбурга обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Оренбурга, Комитету по управлению имуществом администрации города Оренбурга о возложении обязанности принятия мер по организации электроснабжения, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Оренбурга, Комитета по управлению имуществом администрации города Оренбурга, выразившееся в непринятии мер по организации электроснабжения, обеспечивающего надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов N и N по ....
Обязать администрацию города Оренбурга, комитет по управлению имуществом администрации города Оренбурга организовать надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов N и N по ..., а также обслуживание и текущую эксплуатацию сооружений электроэнергетики (наружного освещения) предназначенных для освещения дворовых территорий многоквартирных домов N и N по ....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31 января 2022 года.
Судья: Перовских И.Н.