ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-793 от 29.12.2015 Буйского районного суда (Костромская область)

Дело № 2-793

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 декабря 2015 г. г. Буй КО

Буйский районный суд Костромской области в составе:

судьи Прыгуновой Ю.С.,

при секретаре Соловьевой Ю.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» об обязании совершить определенные действия;

у с т а н о в и л:

Заместитель Костромского транспортного прокурора Северо - Западной транспортной прокуратуры обратился в Мещанский районный суд г. Москвы с иском к ОАО «РЖД» об обязании совершить определенные действия.

В связи с тем обстоятельством, что большинство доказательств по настоящему делу находятся в г. Буй, и по ходатайствам Костромского транспортного прокурора, а также представителя ОАО «РЖД», определением Мещанского районного суда г. Москвы от 24.09.2015 года, дело по подсудности передано в Буйский районный суд КО.

Определением Буйского районного суда от 06 ноября 2015 года, выше названое дело принято к производству суда, гражданскому делу присвоен № 2-793.

Костромской транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры обратился в судв интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Российские железные дороги» об обязании произвести работы по оборудованию посадочной платформы остановочного пункт <адрес> по направлению движения <данные изъяты> навесом или павильоном в течение 9 месяцев с момента вступления решения в законную силу. Свои требования истец мотивирует тем, что в порядке надзора была проведена проверка соблюдения ответчиком требований ст. 3, 80 ФЗ № 18 «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 года, пункта 3 статьи 1, пункта 2 статьи 20 ФЗ № 17 от 10.01.2003 года «О железнодорожном транспорте», пункта 15 «Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ № 703 от 20.11.2003 года. При проверке установлено, что на посадочной платформе остановочного пункта Нея по направлению движения Шарья - Николо - Полома отсутствует оборудованный для пассажиров навес или павильон. Указанное нарушение создает постоянную угрозу безопасности неопределенного круга граждан - пассажиров, которые приняли решение воспользоваться услугами железнодорожного транспорта и пребывают на посадочной платформе указанного установочного пункта. На основании изложенного и ст. ст. 210, 784 ГК РФ, ст.ст. 4, 7 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» Истец просит суд обязать ответчика в течение 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу произвести работы по оборудованию посадочной платформы остановочного пункта <адрес> по направлению движения <данные изъяты> навесом либо павильоном.

Также, в Буйский районный суд КО по подсудности из Мещанского районного суда г. Москвы поступило гражданское дело по исковому заявлению Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры к ОАО «Российские железные дороги» об обязании произвести работы по оборудованию посадочной платформы остановочного пункта <адрес> по направлению движения <данные изъяты> навесом или павильоном. Истец просит суд обязать ответчика в течение 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу произвести работы по оборудованию посадочной платформы остановочного пункта <адрес> по направлению движения <данные изъяты> навесом либо павильоном.

Определением Буйского районного суда от 06 ноября 2015 года, выше названое дело принято к производству суда, гражданскому делу присвоен № 2-794.

Определением суда от 09.12.2015 года выше указанные гражданские дела № 2-793 и № 2-794 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, гражданскому делу присвоен № 2-793.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены - администрация Костромской области, ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» (ОАО «СППК»).

В настоящее судебное заседание представитель истца - Костромского транспортного прокурора Северо - Западной транспортной прокуратуры не явился, извещены надлежаще, представили ходатайство с просьбой рассматривать дело в отсутствии представителя транспортной прокуратуры. Указывают, что в случае признания ответчиком исковых требований, не возражают против продления срока для исполнения обязательств в течение 12 месяцев.

Ранее, в ходе рассмотрения дела, заместители Костромского транспортного прокурора Северо - Западной транспортной прокуратурыМоисеев С.Н. и Шведчиков С.А., поддержали исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, поясняли следующее.

При установлении срока ОАО «РЖД» для исполнения обязательств - 18 месяцев, исходили из разумности и целесообразности политики ОАО «РЖД», также имеется судебная практика по региону. Срок может быть изменен, но в зависимости от позиции ответчика, и в случае, если бюджет у ОАО «РЖД» уже сформирован и план работ на следующий год уже составлен и утвержден.

Представители ОАО «РЖД» Исакова Н.Р. и Ваганова А.В., действуя на основании доверенностей, исковые требования не признали, пояснили следующее.

На основании разъяснения Минтранса, который ссылается на п.2 ст. 10 ФЗ от 10.01.2003 года № 17-ФЗ «Закон о железнодорожном транспорте в РФ» проектирование, строительство, реконструкция, включая электрификацию, и содержание объектов железнодорожного транспорта, имеющих региональное местное значение, в том числе железнодорожных вокзалов, пешеходных мостов, пассажирских платформ, приобретение контейнеров, электропоездов, вагонов для перевозки пассажиров в пригородном сообщении, строительство жилых домов и объектов непроизводственного назначения, осуществляется, в том числе, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В настоящее время транспортным прокурором подано 27 аналогичных исков об оборудовании навесами или павильонами пассажирских платформ. Также около 80 решений находится на исполнении. Исполнение указанных решений потребует значительных материальных затрат и финансовых инвестиций, которые невозможно было запланировать на 2016 год, поскольку первые исковые заявления поступили в ОАО «РЖД» в конце сентября 2015 года. Финансирование проектов капитального строительства осуществляется согласно Регламенту взаимодействия участников инвестиционного процесса при формировании и реализации инвестиционной программы ОАО "РЖД ", утвержденному Распоряжением ОАО " РЖД " от 24.07.2008 № 1582р. Согласно данному регламенту Инвестиционная Программа Компании рассматривается и утверждается ежегодно. При этом инвестиционные заявки на следующий год должны быть окончательно одобрены до 1 июня текущего года. В случае одобрения заявки, Департамент инвестиционной деятельности Компании формирует его в Инвестиционный проект для включения в проект Инвестиционной программы и формирования инвестиционного бюджета года, следующего за текущим. Инвестиционная программа и инвестиционный бюджет после 10 сентября текущего года выносится на утверждение Совета Директоров Компании. Финансирование выделяется на год, следующий за текущим. Кроме того, после выделения финансирования необходимо до проведения строительных работ подготовить проектную документацию, поскольку существующей конструкцией пассажирской платформы навесы либо павильоны не предусмотрены. После подготовки проектной документации также потребуется время непосредственно на строительство. В соответствии со ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ проектная документация на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства подлежит обязательной государственной экспертизе в случае, если объекты относятся к категории особо опасных и технически сложных. В статье 48.1 приведен перечень «Особо опасных, технически сложных и уникальных объектов» в пункте семь, вместо перечня объектов приведена формулировка: «Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования». К этой категории относятся и навесы. Проектирование проводится в три этапа: подготовка проектной документации, государственная экспертиза проектной документации, подготовка рабочей документации. Технически реализовать разработку проектной документации и выполнить строительные работы в течение девяти месяцев, без нарушения требования законодательства не представляется возможным. Таким образом, указанный истцом срок выполнения требований является неприемлемым, установление такого срока приведет к фактической неисполнимости решения суда. Также, пояснили, что навесы должны стоять в габарите по ГОСТу, чтобы размер соответствовал, но не всегда есть возможность установить навес на платформе, где имеются эти остановочные пункты, при этом не настаивали на проведении экспертизы

Представитель администрации Костромской области в суд не явился, извещены надлежаще, направили в суд пояснения по иску, в которых указывают, что обязанность по обеспечению безопасности для жизни и здоровья пассажиров условий проезда возложена на владельцев инфраструктур. В соответствии с Уставом Костромской области администрация КО является высшим исполнительным органом государственной власти КО, наделенным собственной компетенцией. К полномочиям администрации КО, согласно Устава, отнесено определение исполнительных органов государственной власти КО в качестве уполномоченных органов государственной власти в различных формах государственного управления, если иное не установлено федеральным законодательством. Постановлением администрации КО от 14.01.2008г. № 5 утверждено положение о департаменте транспорта и дорожного хозяйства КО, в соответствии с которым департамент является исполнительным органом государственной власти КО, осуществляющим государственные полномочия КО в области осуществления дорожной деятельности. В компетенцию департамента в силу п.п. 14, 15 Положения входят, организация транспортного обслуживания населения, в том числе железнодорожным транспортом в пригородном сообщении; осуществление функций организатора перевозок автомобильным, водным, железнодорожным и воздушным транспортом общего пользования в муниципальном сообщении. Согласно исковому заявлению посадочные платформы остановочных пунктов <адрес> и <адрес> по указанным направлениям движения находятся на балансе Северной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД», собственником является ОАО «РЖД». Таким образом, администрация КО перевозчиком, владельцем инфраструктуры, а также уполномоченным органом государственной власти КО в указанной сфере государственного управления не является (л.д. 167-168).

Представитель ОАО «СППК» в суд не явился, извещены надлежаще, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ОАО «СППК», а также отзыв, в котором указывают, что ОАО «СППК» является дочерним обществом ОАО «РЖД», обладает правами юридического лица. Посадочные платформы остановочных пунктов <адрес> на балансе ОАО «СППК» не стоит, находится на балансе ОАО «РЖД». ОАО «СППК» является самостоятельным юридическим лицом, и нести расходы по содержанию имущества третьих лиц не может (л.д. 171 - 176).

Суд, учитывая мнения сторон, третьих лиц, показаний свидетеля, изучив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований ( ч.2 ст. 45 ГПК РФ).

Отсутствие навеса или павильона на посадочных платформах остановочных пунктах <адрес> по направлению <данные изъяты> и <адрес> по направлению <данные изъяты> подтверждается фактическими данными, содержащимися в справках помощника Костромского транспортного прокурора «О результатах проверки соблюдения законодательства о защите прав пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта в Костромском транспортном регионе и не отрицается ответчиком (л. д. 10, 56).

Из сведений, предоставленных структурным подразделением северной дирекции пассажирских обустройств филиала ОАО «РЖД» посадочные платформы остановочных пунктах <адрес> по направлению <данные изъяты> и <адрес> по направлению <данные изъяты> на балансе Северной Дирекции пассажирских обустройств в Костромской области (л.д. 7-9).

Согласно ч.2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со ст.7 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а так же не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.

На основании ч.1 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» Защита прав потребителей осуществляется судом.

В силу ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта в Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать, в том числе безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных вокзалах. На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами павильонами, а так же пешеходные настилы, тоннели мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания, связанные с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральными органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

Навесы или павильоны предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных условий (снега, дождя, солнечной радиации) и иных чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Согласно пункта 29, раздела 4 приказа Министерства транспорта РФ № 286 от 21 декабря 2010 года «Об утверждении правил технической эксплуатации железнодорожных дорог Российской Федерации» здания, платформы и другие сооружения и устройства, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны обеспечивать безопасное выполнение операций, связанных с перевозками и обслуживанием пассажиров и других лиц. Для прохода на пассажирские платформы в необходимых случаях должны быть пешеходные тоннели или мосты.

Пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами, а в зависимости от количества обслуживаемых пассажиров - билетные кассы.

Свидетель К. - начальник Буйского участка Северной Дирекции пассажирских обустройств, пояснил, что на станции <адрес> имеется зал ожидания, оборудованный сидениями, батареями, а также имеется расписание поездов. На станции <адрес> имеется здание, в нем также имеется зал ожидания для пассажиров, железнодорожная касса и автокасса, зал оборудован сидениями, имеется расписание поездов. Имеются окна, из которых можно увидеть прибытие поезда, а также есть звуковое оповещение о прибытии поезда.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта в Российской Федерации» пассажиры, а так же физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

По своему характеру выявленные недостатки при технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации на посадочных платформах остановочных пунктов Нея по направлению Шарья - Николо - Палома и Еленский по направлению Николо - Палома - Шарья могут повлечь возникновение вреда в процессе реализации гражданами прав на проезд с использованием железнодорожного транспорта при посадке пассажиров.

Согласно ч.2 ст. 206 ГК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимания, что пассажирские платформы являются зонами повышенной опасности, учитывая при этом, что нарушение требований законодательства в области пассажирских перевозок создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, суд полагает, что установленный истцом срок для устранения выявленных недостатков, может быть продлен в данном случае до 18 месяцев, что является разумным и не противоречит требованиям ст.206 ГПК РФ. При этом учитывается то, что бюджет на 2016 год сформирован, а срок проведения работ ограничен по времени проведения земляных работ ( апрель - октябрь).

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно материалам дела прокурором заявлены требования имущественного характера, не подлежащего оценке в защиту неопределенного круга физических лиц. Таким образом, с ОАО «РЖД» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении иска. Следует обязать ОАО «Российские железные дороги» произвести работы по оборудованию островной посадочной платформы остановочного пункта, расположенного по адресу: <адрес> по направлению движения <данные изъяты> и по оборудованию береговой посадочной платформы остановочного пункта, расположенного по адресу : <адрес>, остановочная платформа <адрес> по направлению движения <данные изъяты> навесом или павильоном в течение 18 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 206 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Костромского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» произвести работы по оборудованию островной посадочной платформы остановочного пункта, расположенного по адресу: <адрес> по направлению движения <данные изъяты> и по оборудованию береговой посадочной платформы остановочного пункта, расположенного по адресу : <адрес>, остановочная платформа <адрес> по направлению движения <данные изъяты> навесом или павильоном в течение 18 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Взыскать с ОАО «РЖД» госпошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Судья: Ю.С. Прыгунова