ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-793/2018 от 15.03.2018 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2-793/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 марта 2018 года г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Агарковой С.Н.,

при секретаре Рохман С.Р.

с участием истцов Еремина ФИО22, Клечан ФИО23, Мурованой ФИО24, представителя ответчика Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» Мозловой Е.И., действующей на основании доверенности, представителей ответчика общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Волгарь» Шалыгиной Е.М., Стуздюмова А.Ю., действующих на основании доверенности, представителя 3-их лиц Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Саратовское художественное училище им А.П. Боголюбова (техникум)», Министерства культуры Саратовской области Агаренкова С.В., действующего на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Еремина ФИО25, Клечан ФИО26, Мурованой ФИО27 к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов», обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Волгарь», 3-и лица Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Саратовское художественное училище им А.П. Боголюбова (техникум)», Министерство культуры Саратовской области, Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействительными результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации, заключенных по результатам конкурса договоров, признании выбранного собственниками помещений способа управления,

установил:

Истцы обратились в суд с иском к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов», обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Волгарь», 3-и лица Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Саратовское художественное училище им А.П. Боголюбова (техникум)», Министерство культуры Саратовской области, Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействительными результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации, заключенных по результатам конкурса договоров, признании выбранного собственниками помещений способа управления, в обоснование которого указали, что 26.12.2017 г. Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» были проведены торги 161117/4130743/01 в форме открытого конкурса по определению управляющей компании для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Университетская, 59, жилой <адрес>, жилой <адрес>. Решением от 25.12.2017 г. общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>, жилой <адрес>, жилой <адрес>, избран способ управления многоквартирным домом в форме товарищества собственников недвижимости «Универ-59». Решение считается принятым, поскольку за него проголосовали собственники помещений в соответствующих многоквартирных домах, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников в таких домах - собственников жилых и нежилых помещений, имеющих решение судов, подтверждающих имущественное право требования на получение в собственность от Государственного профессионального образовательного учреждения «Саратовское художественное училище им. А.П. Боголюбова» (техникум) помещений после ввода дома в эксплуатацию, находящихся на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, вступивших в законную силу и владеющих 7883 кв.м., обладающие 53,87-55,26 % голосов по общего числа голосов собственников, по всем 14 вопросам повестки дня (бюллетеней). На момент проведения открытого конкурса решение общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по строительному адресу: <адрес> «<адрес>», <адрес>, решение общего собрания уполномоченным органом не оспорено и недействительным не признано. Ими предоставлялись копии всех необходимых документов бюллетеней, решений судов, реестры и протоколы общего собрания собственников, которые рассматривались в ходе открытого конкурса в управлении жилищного хозяйства и муниципального контроля и замечаний по организационным, техническим, процессуальным, процедурным вопросам проведения общего собрания собственников помещений уполномоченным органом не выявлено. Однако, в соответствии с ответом начальника управления жилищного хозяйства и муниципального контроля Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 26.12.2017 г. № 02-58/692 им было отказано в создании товарищества собственников недвижимости в виду отсутствия документов, подтверждающих право выбора способа управления, и принято решение в установленные законом сроки провести открытый конкурс по отбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Саратовская область, муниципальное образование «<адрес>», <адрес>, жилой <адрес>, жилой <адрес>. Считают данное решение ошибочным, поскольку принято с нарушением действующего законодательства. Застройщиком спорных домов явилось Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Саратовское художественное училище имени А.П. Боголюбова (техникум)». Заказчиком строительства выступало Министерство культуры Правительства Саратовской области. Администрацией муниципального образования «Город Саратов» выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома от 30 октября 2017 года № 64 RU643 04 000 - 83- 2017. Согласно ответу начальника управления жилищного хозяйства и муниципального контроля Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 26.12.2017 г. № 02-58/692 решение провести открытый конкурс по отбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Саратовская область, муниципальное образование «<адрес>», <адрес>, жилой <адрес>, жилой <адрес> принято вследствие отсутствия у собственников жилых и нежилых помещений документов, подтверждающих право выбора способа управления, что противоречит принципам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, направленным на создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей; добросовестную конкуренцию; эффективное использование средств собственников жилых нежилых помещений в многоквартирных домах в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам пользующимся помещениями в доме. При этом, правообладатели помещений- участники долевого строительства не имели возможности оформить государственную регистрацию права собственности на помещение, им не были выданы свидетельства о государственной регистрации права, в связи с ненадлежащей формой договоров и не предоставлением Застройщиком документов в органы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области для регистрации права на жилые и нежилые помещения. Застройщиком не исполнено решение Кировского районного суда г. Саратова от 31 июля 2013 года по делу №2-4903/2013, обязывающее государственное среднее профессиональное образовательное учреждение культуры и искусства «Саратовское художественное училище им. Боголюбова А.П.» представить необходимые для регистрации права Ковач Н.М. документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области для регистрации уступки права требования на объект недвижимого имущества, 1 - комнатной квартиры. Уполномоченным организатором проведения торгов от 26.12.2017 г. № 2-58/692 было отказано в создании товарищества собственников недвижимости в виду отсутствия документов, подтверждающих прав выбора способа управления. Исходя из буквального значения решений судов, а также существа решений можно считать, что решения судов содержат все составляющие компоненты передаточного акта. Кроме того, комитетом по жилищному хозяйству и муниципальному контролю не учитывались причины, препятствующие государственной регистрации перехода права и (или) сделки с объектом недвижимости, как отсутствие почтового адреса, а также отсутствие после выдачи Застройщику разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения передаточного акта или иного документа о передаче, необходимого для государственной регистрации перехода такого права и (или) сделки с объектом недвижимости. Считают, что отсутствие почтового адреса являлось препятствием для выбора способа управления многоквартирным домом только для собственников помещений, подтвердивших свое право решениями судов, вступивших в законную силу, но не для единственного участника открытого аукциона 161117/4130743/01 – общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Волгарь» (далее- ООО «УК Волгарь»), что противоречит требованиям законодательства о защите конкуренции. Кроме того, отсутствовала доступная информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения. Застройщик не опубликовывал в средствах массовой информации и системе Интернет Проектную декларацию. Допущенные нарушения повлияли на ущемление прав и законных интересов собственников жилых и нежилых помещений - право на жилье и право на частную собственность, право выбора способа управления многоквартирным домом в форме товарищества собственников недвижимости, Собственникам не дали реализовать принятое общим собранием собственников решение о выборе способа. Сумма размера обеспечения заявки на участие в конкурсе составила 20014 руб. 54 коп. Вместе с тем, размер обеспечения заявки на участие в конкурсе должен составить 21151,45 руб., что существенно отличается от внесенной единственным претендентом в качестве обеспечения заявки. Нарушение требований к размеру обеспечения заявок на участие в конкурсе влечет применение санкций в соответствии с ч. 4 ст. 7.30 КоАП. Нарушение процедуры организации или проведения конкурса, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса. Принимая во внимание, проведение общего собрания собственников помещений многоквартирных домов для решения вопроса о выборе способа управления многоквартирным домом до дня проведения конкурса, организатор конкурса должен был отменить его проведение, что не было выполнено. Нормы действующего жилищного законодательства закрепляют приоритет волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме при решении вопроса о выборе способа управления многоквартирным домом. С учетом уточненных исковых требований, просят признать недействительными результаты открытого конкурса от ДД.ММ.ГГГГ 161117/4130743/01, проведенного Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «<адрес>» по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, по адресу: <адрес> «<адрес>, жилой <адрес>, жилой <адрес> заключенных по результатам этого конкурса ООО «УК Волгарь» договоров, а также о признании выбранного собственниками помещений многоквартирном доме способа управления домами в форме Товарищества собственников недвижимости.

Истцы ФИО3, Клечан М.М., Мурованная Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований пояснив, что конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, проведен в соответствии с действующим законодательством. Просила в иске отказать.

Представители ответчика ООО «УК «Волгарь» в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что собственниками, на момент проведения общего собрания, участники собрания не являлись. Процедура организации и проведения конкурса была соблюдена, следовательно, оснований для признания судом недействительными результатов конкурса нет. Просили в иске отказать.

Представитель Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Саратовское художественное училище им А.П. Боголюбова (техникум)», представитель Министерства культуры Саратовской области, в судебном заседании пояснил, что представляемые им организации не имеют материально-правового интереса в данном споре.

Представитель Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истцы являлись участниками долевого строительства квартир в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются решением Кировского районного суда <адрес> от 18 октября 2017 года о признании за Мурованной Л.В. имущественного права требования на получение в собственность однокомнатной <адрес> (строительный номер) на 4-м этаже 16-тиэтажного дома на земельном участке по адресу: <адрес> (строительный адрес); решением Кировского районного суда <адрес> от 18 октября 2016 года о признании за Клечан М.М. права требования на получение в собственность двухкомнатной <адрес>А на 17 этаже 17-тиэтажного многоквартирного дома блок-секции А на земельном участке по адресу: <адрес>; решением Кировского районного суда г. Саратова от 12 августа 2016 года о признании за Ереминым В.В. имущественного права требования на <адрес> указанном доме, блок –секция А.

Установлено, что многоквартирные дома, расположенные по адресу: (строительный адрес): Саратовская область, муниципальное образования «Город Саратов», <адрес>, многоэтажная жилая застройка: многоквартирные дома (от 9 надземных этажей и выше), в том числе со встроенными и (или) встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, жилой <адрес>, жилой <адрес> были введены в эксплуатацию 30 октября 2017 года согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию 64-RU (л.д.22-25, т.1).

Распоряжением Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» от 25 декабря 2017 года № 1353А, многоквартирному дому со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями (жилой <адрес>), местоположение: <адрес>, муниципальное образования «<адрес>», <адрес>, присвоен адрес: <адрес>А корпус 1, распоряжением от 25 декабря 2017 года жилому дому присвоен адрес: <адрес>А корпус 1 (л.д.118-128, т.1).

Распоряжением Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» от 26 декабря 2017 года № 1354А, многоквартирному дому со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями (жилой <адрес>), местоположение: <адрес>, муниципальное образования «<адрес>», <адрес>, присвоен адрес: <адрес>А корпус 1, распоряжением от 25 декабря 2017 года жилому дому присвоен адрес: <адрес>А корпус 2 (л.д.108-117, т.1).

В соответствии с частями 1,2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами устанавливает Правительство Российской Федерации.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу части 13 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети «Интернет» и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.

Согласно п. 1.1 Положения о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 25.10.2007 N 21-202 (далее - Положение) отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова является Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов».

Пунктом 3.2.2 указанного Положения установлено, что Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов», организует проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано; организует проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в сроки и в порядке, установленные частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как следует из Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года N 75, настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (п. 1) «Организатор конкурса» - орган местного самоуправления или органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные проводить конкурс (пп. 5 п. 2) (далее Правила N 75).

Пунктом 3 названных Правил N 75 установлено, что конкурс проводится, если:

1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:

собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;

по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;

2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:

большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Согласно пункту 5 Правила N 75 нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной настоящими Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.

Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов (пункт 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из вышеуказанных норм следует, что в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети «Интернет» и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации.

При этом, в силу п.37 Правил N 75 извещение о проведении конкурса размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

В извещении о проведении конкурса указывается следующее:

1) основание проведения конкурса и нормативные правовые акты, на основании которых проводится конкурс;

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер телефона организатора конкурса и специализированной организации;

3) характеристика объекта конкурса, включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых, нежилых помещений и помещений общего пользования, виды благоустройства, серию и тип постройки, а также кадастровый номер (при его наличии) и площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) наименование обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса, выполняемых (оказываемых) по договору управления многоквартирным домом (далее - обязательные работы и услуги);

4(1)) наименование дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса, перечень которых устанавливается в соответствии с подпунктом 4(1) пункта 41 настоящих Правил;

5) размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, рассчитанный организатором конкурса в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого санитарно-технического и иного оборудования, материала стен и кровли, других параметров, а также от объема и количества обязательных работ и услуг;

6) перечень коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

7) адрес официального сайта, на котором размещена конкурсная документация, срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой организатором конкурса за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена;

8) место, порядок и срок подачи заявок на участие в конкурсе, установленный в соответствии с пунктом 52 настоящих Правил;

9) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, а также место, дата и время рассмотрения конкурсной комиссией заявок на участие в конкурсе;

10) место, дата и время проведения конкурса;

11) размер обеспечения заявки на участие в конкурсе (п.38 Правил N 75).

Согласно п.40 Правил N 75 не позднее, чем за 25 дней до даты начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе организатор конкурса обязан уведомить о дате проведения конкурса:

а) всех собственников помещений в многоквартирном доме (многоквартирных домах) путем размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме, - на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также путем размещения сообщения о проведении конкурса на официальном сайте;

б) всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче (далее - лица, принявшие помещения), в случае, указанном в части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, путем размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления лицами, принявшими помещения, - на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также путем размещения сообщения о проведении конкурса на официальном сайте.

Как следует из материалов дела, извещение о проведении конкурса ответчик Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с пунктом 32 Правил N 75 разместил 16 ноября 2017 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» для размещении информации о проведении торгов по адресу: www.torgi.gov.ru.

Таким образом, извещение о конкурсе было размещено на официальном сайте в течение 20 дней после введения дома в эксплуатацию- 30 октября 2017 года – в соответствии с требованиями законодательства с указанием всей необходимой информации, что подтверждается скриншотом с официального сайта (л.д.41-42, т.2). Срок проведения конкурса- 26 декабря 2017 года, то есть конкурс проведен не позднее 40 дней со дня размещения извещения на официальном сайте.

Собственники помещений в многоквартирном доме, лица, принявшие от застройщика помещения, о проведении конкурса были извещены путем размещения соответствующего сообщения на досках объявлений на подъездах многоквартирного дома, что подтверждается представленными в дело фотографиями (л.д.40, т.2).

На дату размещения уведомлений о проведении конкурса, как следует из материалов дела, и не оспорено истцами, в указанном многоквартирном доме отсутствовала доска для информации, организатором конкурса указанные уведомления были размещены в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, что подтверждается фотографиями, а именно на дверях, ведущих в подъезды многоквартирных домом.

Из показаний свидетелей Журавлевой Е.А., Бараненко Т.Н., Стуловой О.Н., Ширшова Д.А., Шарифова С.М.о., Чистовой Л.А. Курочкина В.И., Кайдышевой З.А. следует, что они являлись участниками долевого строительства указанного жилого дома с корпусами № 1 и № 2. Осенью-зимой 2017 года они часто подходили к данному дому, но никаких объявлений о проведении конкурса по отбору управляющей компании они не видели.

При этом, из показаний свидетеля Колоскова М.А. следует, что он является собственником нежилого помещения в данном доме и видел объявление на двери подъезда о конкурсе по отбору управляющей компании, но объявление подробно не читал.

Суд оценивает показания свидетелей Журавлевой Е.А., Бараненко Т.Н., Стуловой О.Н., Ширшова Д.А., Шарифова С.М.о., Чистовой Л.А. Курочкина В.И., Кайдышевой З.А. критически, поскольку показания об отсутствии соответствующего объявления опровергается представленной фотографией объявления. Кроме того, указанные свидетели не находились по месту нахождения домов в течение всего дня и каждый день.

Вместе с тем, истцы в судебном заседании подтвердили, что на собрании дольщиков по выбору способа управления в декабре 2017 года до проведения открытого конкурса объявлялось о проведении Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» конкурса по отбору управляющей компании данного многоквартирного дома, из чего следует, что данное обстоятельство дольщикам было известно.

В соответствии с пунктом 14 Правил N 75 размер обеспечения заявки на участие в конкурсе составляет 5 процентов размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, умноженного на общую площадь жилых и нежилых помещений (за исключением помещений общего пользования) в многоквартирных домах, объекты конкурса которых объединены в один лот.

Таким образом, размер обеспечения заявки составил 20014 руб. 51 коп., исходя из площадей двух домов, указанная информация отражена в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации.

Площадь жилых и нежилых помещений корпуса 1 <адрес>А по <адрес>- 7421,6 кв.м.; корпуса 2 <адрес>А по <адрес>- 6826,6. Соответственно, размер обеспечения заявки составит:(6826,6х5%х29,69 руб./кв.м.)+(7421,60Х5%х26,63 руб./кв.м.).

Довод истцов о том, что размер обеспечения рассчитан неправильно и должен составлять 21151, 45 руб., поскольку размер обеспечения следует исчислять из общей площади обоих корпусов дома как одного дома, суд находит необоснованным, так как в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 30 октября 2017 года № 64-RU введены два жилых дома, что также подтверждается сведениями об объектах капитального строительства, являющееся разделами разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 52 Правил N 75 для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по форме, предусмотренной приложением к настоящим Правилам. Срок подачи заявок должен составлять не менее 25 дней. Прием заявок на участие в конкурсе прекращается непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

В соответствии с пунктом 55 Правил N 75 заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме. Одно лицо вправе подать в отношении одного лота только одну заявку.

Пунктом 58 Правил N 75 предусмотрено, что в случае если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, она рассматривается в порядке, установленном разделом VII настоящих Правил.

Согласно п. 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.

В соответствии с пунктом 71 Правил N 75, в случае если только один претендент признан участником конкурса, организатор конкурса в течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе передает этому претенденту проект договора управления многоквартирным домом, входящий в состав конкурсной документации. При этом договор управления многоквартирным домом заключается на условиях выполнения обязательных работ и услуг, указанных в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса. Такой участник курса не вправе отказаться от заключения договора управления многоквартирным домом.

По итогам проведенного конкурса единственному участнику ООО «УК Волгарь» был передан для подписания проект договора управления домом, а также протоколы рассмотрения заявок.

В установленные сроки управляющей организацией ООО «УК Волгарь» подписан проект договора управления домом, а также подписан договор страхования ответственности, которые представлены в материалы дела. Сведения об итогах конкурса были размещены в доступных для собственниках местах (л.д.33-37, т.2).

Конкурсная документация соответствует требованиям законодательства (л.д.199-252, т.1).

Таким образом, конкурс по отбору управляющей организации проведен в соответствии с требованиями законодательства.

В материалы дела истцами представлен протокол от 26 декабря 2017 года внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, проводимого в очно-заочной форме со строительным адресом : <адрес>, жилой <адрес> жилой <адрес> (л.д.142-157, т.1), согласно которому избрана форма управления домами- товарищество собственников недвижимости.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 39 Правил N 75, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.

Решением Верховного Суда РФ от 10.08.2009 N ГКПИ09-830, вступившим в законную силу 13.10.2009, признан недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу абзац первый пункта 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75, в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

В соответствии с п.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 2006 года № 75 разъяснения о применении Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Кроме того, в абз. 3 пп. 1 п. 1 Приложения к Письму от 24.04.2015 N 12258-АЧ/04 Минстрой России обращает внимание, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе провести собрание собственников в целях принятия решения об избрании способа управления многоквартирным домом или избрании иной управляющей организации и после объявления конкурса. При этом, если собственниками помещений в многоквартирном доме будет выбран и реализован способ управления, конкурс в соответствии с пунктом 39 Правил N 75 не проводится. В этом случае сведения о многоквартирном доме вносятся в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 ЖК РФ.

Вместе с тем, истцами не представлено доказательств, что способ управления вышеуказанными домами не только выбран, но и реализован, поскольку товарищество собственников недвижимости «Универ-59» не зарегистрировано в установленном законом порядке, договоры с ресурсоснабжающими организациями не заключены.

Принимая во внимание отсутствие доказательств реализации собственниками многоквартирного дома своего права на выбор способа управления и соблюдение организатором конкурса порядка проведения открытого конкурса, предусмотренного Правилами N 75, Жилищным кодексом Российской Федерации, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании недействительными результатов открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом, организованного ответчиком.

В п. 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что публичные торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения, если будет установлено, что они проведены с нарушением правил, предусмотренных законом. Приведенный в п. 1 ст. 449 ГК РФ перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим. Такими основаниями могут быть, в частности, публикация информации о проведении публичных торгов в ненадлежащем периодическом издании (с учетом объема тиража, территории распространения, доступности издания); нарушение сроков публикации и полноты информации о времени, месте и форме публичных торгов, их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и порядке проведения публичных торгов, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего публичные торги, а также сведений о начальной цене (п. 2 ст. 448 ГК РФ); необоснованное недопущение к участию в публичных торгах; продолжение публичных торгов, несмотря на поступившее от судебного пристава-исполнителя сообщение о прекращении обращения взыскания на имущество. Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.

В п. 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 разъясняется, что иными законами могут быть установлены дополнительные к общеобязательному порядку правила размещения информации о проведении публичных торгов. Например, в соответствии с Законом об ипотеке (ч. 3 ст. 57 Закона), если в субъекте Российской Федерации установлен свой государственный язык, то публикация информации в официальном информационном органе должна быть осуществлена на этом языке и на государственном языке Российской Федерации - русском языке.

Таким образом, для признания торгов недействительными необходимо установить нарушение закона при проведении торгов (нарушение порядка проведения торгов), является ли нарушение существенным.

Однако, каких-либо нарушений со стороны организатора торгов, способных повлиять на число участников торгов или результат определения их победителя,, по делу не установлено.

Требования о признании недействительным договора управления многоквартирным домом производны от требований о признании недействительными результатов конкурса, поэтому в их удовлетворении также следует отказать.

Признание в судебном порядке решения общего собрания о способе управления в виде товарищества собственников недвижимости законодательством не предусмотрено.

Исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, исходя из фактических обстоятельств дела, суд пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных исковых требований.

Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.

Довод истцов о том, что она не могли своевременно реализовать свои права по выбору способа управления не по вине дольщиков, а по вине, в том числе застройщика, поскольку не передавались необходимые документы для регистрации прав, в том числе и по решению Кировского районного суда г. Саратова от 31 июля 2013 года, суд во внимание не принимает, поскольку он не влияет на обязанность Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» провести конкурс по отбору управляющей организации в сроки, установленные нормативно-правовыми актами.

Кроме того, в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 марта 2007 года N 5280-СК/07 «Об изменении жилищного законодательства Российской Федерации» в пункте 10 разъяснено, что согласно ч. 3 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать и изменить в любое время на основании решения общего собрания способ управления многоквартирным домом. Жилищный кодекс и Вводный закон не содержат положений, прекращающих или ограничивающих право собственников помещений в многоквартирном доме выбирать на своем общем собрании способ управления многоквартирным домом. Такое решение общего собрания может быть принято, в частности, до или после объявления органом местного самоуправления открытого конкурса, до или после проведения открытого конкурса, до или после заключения управляющей организацией и собственниками помещений договора управления по результатам открытого конкурса в соответствии с п. 39 Правил проведения конкурса

Таким образом, собственники многоквартирного дома в силу положений ч. 3 ст. 161 ЖК РФ вправе в любое время на основании решения общего собрания изменить способ управления своим многоквартирным домом, выразив таким образом свое коллективное мнение относительно того, какая компания должна осуществлять управление их многоквартирным домом. При таких обстоятельствах владельцы помещений в многоквартирном доме после возникновения у них права собственности на переданные объекты недвижимости вправе будут в любое время на основании решения общего собрания изменить способ управления своим многоквартирным домом.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Еремина ФИО28, Клечан ФИО29, Мурованой ФИО30 к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов», обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Волгарь», 3-и лица Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Саратовское художественное училище им А.П. Боголюбова (техникум)», Министерство культуры Саратовской области, Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействительными результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации, заключенных по результатам конкурса договоров, признании выбранного собственниками помещений способа управления- отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волжский районный суд г. Саратова.

Судья Агаркова С.Н.