ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-793/2022 от 23.06.2022 Няганского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2022 года г. Нягань

Няганский городской суд Ханты–Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Басковой Л.В.,

при секретаре Бисеровой О.Ю.,

с участием помощника прокурора г.Нягани Чайко Л.Р.,

истицы ФИО1,

представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности от дата

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Нягани в защиту интересов пенсионера ФИО1 к акционерному обществу «Югра-Экология» о возложении обязанности произвести перерасчет (снятие), списание начисления платы за коммунальную услугу по обращениям с твердыми коммунальными отходами,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Нягани в защиту интересов пенсионера ФИО1 обратился в суд к акционерному обществу «Югра-Экология» о возложении обязанности произвести перерасчет (снятие), списание начисления платы за коммунальную услугу по обращениям с твердыми коммунальными отходами.

Просит возложить на акционерное общество «Югра-Экология» обязанность произвести перерасчет (снятие, списание начисления) платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, начисленную АО «Югра-Юкология» ФИО1, дата года рождения, в отношении земельного участка, расположенного по

Требования мотивированы тем, что в прокуратуру г. Нягани обратилась ФИО1 по факту нарушения ее прав в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Проверкой установлено, что заявителю необоснованно с дата. начисляется плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п.5 ст.153 ЖК РФ обязанность по внесению платы жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Частью 1 ст.157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, которые регулируют в том числе и отношения по представлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов.

Проверкой установлено, что на земельном участке, расположенном по , жилые помещения не зарегистрированы.

Ввиду того, что жилые помещения по вышеуказанному адресу отсутствуют, АО «Югра-Экология» не представлено доказательств образования на принадлежащем заявителю на праве собственности земельном участке твердых коммунальных отходов, начисление региональным оператором платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами вышеуказанному лицу является незаконным и необоснованным.

По результатам проверки обращения ФИО1 прокуратурой города дата. в адрес АО «Югра-Экология» внесено представление об устранении нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами в части неосновательного начисления платы за коммунальные услуги, в соответствии с которым обществу предлагалось безотлагательно рассмотреть данное представление в течение месяца и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, произвести перерасчет платы за обращение с твердыми коммунальными отходами ФИО1 в отношении земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу.

Прокурору города отказано в удовлетворении вышеуказанных требований.

В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора , в судебном заседании пояснила что по поступившему обращению ФИО1 в прокуратуру проведена проверка, в ходе которой установлено, что АО «Югра-Экология» начисляется Плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами с дата

Исходя из положений ЖК РФ, а также Постановления Правительства РФ, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных жилых домах, плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами начисляется только за жилые помещения, которые зарегистрированы в установленном порядке.

При проведении проверки установлено, что жилые помещения по указанному адресу в исковом заявлении не зарегистрированы. В связи с тем, что жилые помещения отсутствуют и АО «Югра-Экология» не представлено доказательств образования на принадлежащем заявителю на праве собственности земельном участке твердых коммунальных отходов, полагаем, что начисление платы является незаконным и не обоснованным. Считаем необходимым снять начисления.

Снять и полностью освободить потребителя от оплаты.

Истица поддерживает исковые требования.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что АО «Югра-Экология» обоснованно и законно начисляет плату за обращение с ТКО на территории садовых массивов. Для удобства и рационального использования услуг АО «Югра-Экология» в садовых массивах, проходящих вдоль автодороги Нягань-Унъюган поставлено 19 контейнерных площадок. Ежедневно вывозится ТКО. Каждый день мусорные контейнеры переполнены. Потребитель утверждает, что она не пользуется услугой, но согласно актов транспортировки, которые предоставлены в материалы дела, ежедневно вывозится большое количество ТКО. На основании того, что на участке истца имеются дом и хозяйственные постройки, они ведет там хозяйственную деятельность.

Считают, что здесь необходимо руководствоваться не ЖК РФ, а Закон № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В данном законе указано, что в процессе хозяйственной деятельности правообладателей садовых и земельных участков образуются отходы ТКО.

Заслушав истца, помощника прокурора г.Нягани Чайко Л.Р., представителя ответчика, изучив материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» от 29.07.2017 о№217-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.

Согласно ст.3 для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей;

2) садовый дом - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании;

3) хозяйственные постройки - сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд;

4) огородный земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур;

5) имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также - товарищество);

6) земельные участки общего назначения - земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования;

7) взносы - денежные средства, вносимые гражданами, обладающими правом участия в товариществе в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - члены товарищества), на расчетный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены настоящим Федеральным законом и уставом товарищества;

8) территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территория садоводства или огородничества) - территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории.

Статьей 5 ФЗ 217 предусмотрено, что ведение садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе может осуществляться собственниками или в случаях, установленных частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона, правообладателями садовых или огородных земельных участков, не являющимися членами товарищества.

Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе использовать имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, на равных условиях и в объеме, установленном для членов товарищества.

Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для уплаты взносов членами товарищества.

Согласно ст.6 предусмотрено, что ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках может осуществляться гражданами без создания товарищества.

Граждане, осуществляющие ведение садоводства или огородничества без создания товарищества, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе самостоятельно взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В Федеральном законе от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". предусматривается, что граждане, не создавшие совместно с другими лицами садоводческие или огороднические товарищества, могут вести садоводство и огородничество самостоятельно, для чего они наделены всеми предусмотренными законом правами, и самостоятельно взаимодействуют с органами публичной власти и иными лицами.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 5 ст. 23 Закона об отходах садоводческие и огороднические товарищества не являются плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов. Эта обязанность возложена законом на региональных операторов.

Закон о ведении гражданами садоводства и огородничества одной из целей деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества определяет создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия) (пункт 1 статьи 7).

Члены товарищества обязаны своевременно уплачивать взносы, предусмотренные названным законом. При этом членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные в том числе с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями (пункт 2 части 6 статьи 11, пункт 3 части 5 статьи 14).

Принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к полномочиям правления товарищества как постоянно действующего коллегиального исполнительного органа (пункт 6 части 7 статьи 18).

Согласно ст.14 ФЗ 217 Членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные:

1) с содержанием имущества общего пользования товарищества, в том числе уплатой арендных платежей за данное имущество;

2) с осуществлением расчетов с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение на основании договоров, заключенных с этими организациями;

3) с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями;

Учитывая, что СНТ не созданы, то собственники несут расходы перед региональным оператором самостоятельно.

В ХМАО-Югре Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, утверждена Постановлением Правительства округа № 559-рп с внесенными изменениями. Согласно положениям Территориальной схемы все ТКО, образованные на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, подлежат транспортированию посредством услуг Регионального оператора.

Факт оказания Региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в частности, подтверждается представляемыми в материалы дела Договорами на оказание услуг по транспортированию ТКО, заключенными с Операторами по транспортированию, Актами оказания услуг по транспортированию ТКО с мест накопления ТКО.

Во исполнение Соглашения № 25 от 02.04.2018, заключенного с Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и которым присвоен статус Регионального оператора, Региональный оператор обязан был и исполнял обязанности по обращению с ТКО. Согласно ФЗ № 89, обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами является публичным.

В ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что ответчик, являясь Региональным оператором по обращению с ТКО, в спорный период осуществлял свою деятельность, в то время как в ходе жизнедеятельности истца ФИО1 на спорном земельном участке образовывались ТКО, которые подлежали вывозу ответчиком - АО «Югра-Экология».

В судебном заседании установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общая площадь .м., , право собственности зарегистрировано дата

Как видно из акта от дата проведенного региональным оператором, произведен осмотр объекта, расположенного по . Установлено, что садовый участок со всех сторон огражден забором в деревянном и металлическом исполнении, высотой около 2-х метров, на садовом участке имеются одноэтажное строение (дом) с подключенным электричеством, строение - дом отапливаемый, так как имеется труба на крыше, на участке расположена теплица и баня.

Как видно на фотографиях дом подключен к электричеству, есть антенна, веранда, труба для отопления.

На земельном участке ФИО1 ведется хозяйственная деятельность, образуются отходы производства от деятельности по выращиванию сельскохозяйственных культур, так и ТКО в результате жизнедеятельности самого потребителя.

Доказательств, подтверждающих обращение истца с отходами другими, не нарушающими норм действующего законодательства способами, и свидетельствующих о том, что истец ФИО1 не пользовалась предоставляемой Региональным оператором услугой по обращению с ТКО, Истцом не представлено, а наоборот подтвержден факт вывоза образуемых ТКО в город.

Размер платы за услуги по обращению с ТКО рассчитывается исходя из единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

Нормативы накопления ТКО, используемые при начислении, не регулируются (не устанавливаются) самостоятельно Региональным оператором.

Пунктом 9 Правил обращения с ТКО установлено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.

На сайте Администрации г. Нягани в общем доступе размещен реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории города Нягани, согласно которого на территории садового массива размещено 19 контейнерных площадок.

Услуга предоставляется регулярно и осуществляется в соответствии с порядком, установленном нормативными актами.

Истец, будучи потребителем услуги по обращению с ТКО обязан обеспечивать складирование ТКО по адресу места (площадки) накопления ТКО, которое определено реестром Администрации г. Нягани.

Ответчиком АО «Югра-Экология» в материалы дела представлены доказательства в подтверждение факта оказания услуг по обращению с ТКО.

Истец не просит произвести перерасчет платы за ТКО, а просит в полном объеме снять плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч. 4 ст. 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах садоводства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В соответствии с пп. «в» п. 8 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Из п. 2 Правил № 1156 следует, что потребитель - это собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) относится к регулируемым видам деятельности. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 24.9 ФЗ № 89).

В соответствии с п. 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 1269, нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Согласно ст. 1 ФЗ № 89, норматив накопления твердых коммунальных отходов - это среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, подтверждены Постановлением Правительства РФ № 269 от 04.04.2016, в соответствии со ст. ст. 11, 12 которых - замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.

В соответствии с п. 41 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила № 354) предусматривает, что потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица, (зимний сад).

Учитывая разрешенное использование дачных земельных участков, следует руководствоваться Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно ст. 3 которого:

- садовый земельный участок это земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей;

- хозяйственные постройки это сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения, и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд;

- огородный земельный участок - это земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.

В этой связи, в процессе хозяйственной деятельности правообладателей и садовых земельных участков, и/или хозяйственных построек, и/или огородных земельных участков в границах территории ведения садоводства и огородничества образуются отходы - твердые коммунальные отходы и крупногабаритный мусор. В частности, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, в раздел «Отходы, коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) включены:

- отходы коммунальные твердые;

- отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

- мусор и смет уличный.

Стороной ответчика подтверждается, что им с территории садового массива осуществлялся вывоз твердых коммунальных отходов, в подтверждение чего представлены акты приема оказанных услуг.

В связи с чем, в рассматриваемом споре не имеет значения факт наличия или отсутствия построек (ИЖС) на земельном участке, принадлежащем истцу, так как начисления производятся собственнику по факту нахождения в его собственности земельного участка на территории садового массива. Ссылка ответчика на то, что на земельном участке истца возведен дом, с приложением фотоснимков, сделана с целью подтверждения доводов о том, что истец является производителем ТКО, которые необходимо вывозить на полигон. По общему правилу функционирование любого объекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов и как следствие необходимость их утилизации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурору г.Нягани в защиту интересов пенсионера ФИО1 к акционерному обществу «Югра-Экология» о возложении обязанности произвести перерасчет (снятие), списание начисления платы за коммунальную услугу по обращениям с твердыми коммунальными отходами - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Няганский городской суд.

Решение в окончательной форме принято дата.

Судья Л.В. Баскова