Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры — Судебные решения
Дело № 2-794/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2011 г. г. Советский
Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Янишевского В.Е.,
с участием представителя истца помощника Югорского межрайонного прокурора Завалишиной К.А.,
представителя ответчика Ивашина Я.В.,
при секретаре Дубововой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Югорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью (наименование) об обязании создать либо выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Югорский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью (наименование) о возложении обязанности создать либо выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в количестве (-) процентов среднесписочного количества работников в срок до (дата) в связи с тем, что межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения ООО (наименование) требований законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов. В результате проверки установлено, что ответчиком не выполняется установленная квота для приема на работу инвалидов. Согласно законодательства, квотирование мест для инвалидов устанавливается в размере (-) процентов от среднесписочной численности работников ООО (наименование). Среднесписочная численность работников ответчика составляет (-) человек. Таким образом, количество квотируемых мест в данной организации составляет (-), однако установленная квота ответчиком не выполняется.
В судебном заседании помощник прокурора Завалишина К.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ООО (наименование) Ивашин Я.В. исковые требования не признал, суду представил справку (номер) от (дата) из которой следует, что в ООО (наименование) по состоянию на (дата) численность работников составляет (-) человек.
Представитель третьего лица БУ (наименование) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно свидетельства о государственной регистрации предприятия (номер) от (дата) ООО (наименование) зарегистрировано на основании постановления главы администрации (наименование) (номер) от (дата) с местом нахождения (адрес).
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Статьями 20, 21 и 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения, в том числе следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) (ст. 21).
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (ст. 22).
Согласно статье 24 вышеуказанного Закона, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Во исполнение вышеуказанных требований федерального законодательства, Законом Ханты-Мансийского АО - Югры от 23 декабря 2004 года № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» определено, что квота рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников организации.
Порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов определяется Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ст. 4).
Выделение (создание) рабочих мест в счет установленной квоты осуществляется работодателями за счет собственных средств (ст. 7).
Таким образом, работодатель, при численности работников более 100 человек, за счет собственных средств, обязан установить квоту рабочих мест для инвалидов.
В судебном заседании установлено, и подтверждено представленной ответчиком справкой (номер) от (дата) содержание которой не оспаривается истцом, что на (дата) среднесписочная численность работников предприятия ответчика составляет (-) человек, следовательно на данное предприятие не распространяются требования Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части выделения квот для приема на работу инвалидов, поскольку среднесписочная численность работников предприятия не превышает (-) человек.
Кроме того, Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 февраля 2011 года № 28-п «О дополнительных мероприятиях направленных на снижение напряженности на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 году» утверждена программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в 2011 году».
Пунктом 2 раздела 2 Программы предусмотрено, что мероприятия программы направлены на содействие трудоустройству незанятых инвалидов. В данной программе правительство округа определило перечень организаций, в которых предусматривается организация специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в 2011 году (приложение 16 к Программе), что соответствует положениям ст. 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.
В данном случае ООО (наименование)» в перечень организаций, в которых предусматривается организация специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, в 2011 году не включено.
Следовательно, исковые требования прокурора о выделении (создании) специальных рабочих мест для инвалидов в ООО (наименование) не основаны на законе, поскольку количество и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации отдельно, а в данном случае, ответчик в перечень этих предприятий не включен.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 195, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Югорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью (наименование) об обязании создать либо выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов, отказать.
Кассационная жалоба, представление прокурора могут быть поданы в федеральный суд ХМАО-Югры через Советский райсуд ХМАО-Югры в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения суда.
Федеральный судья В.Е.Янишевский