ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-794 от 25.04.2018 Комсомольского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2018 г. Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе

председательствующего Головачевой О.В.,

при секретаре Ионовой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-794 по иску Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области к Провоторовой Н.П., третьему лицу государственному казенному учреждению Самарской области «Главному управлению социальной защиты населения центрального округа» о взыскании необоснованно полученной доплаты к пенсии,

у с т а н о в и л :

Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области обратилось с исковым заявлением о взыскании необоснованно полученной доплаты к пенсии к Провоторовой Н.П., мотивируя свои требования тем, что в соответствии с Законом Самарской области от 13.03.2001г. № 20-ГД «О ежемесячной доплате к пенсии лицам, имеющим особые заслуги перед Самарской областью» Провоторовой Н.П. с 20.09.2007г. была установлена ежемесячная доплата к пенсии за особые заслуги перед Самарской областью в размере 926,60 руб. ежемесячно.

В соответствии с п.3 ст. 1 вышеуказанного Закона, доплата устанавливается неработающим гражданам, проживающим на территории Самарской области.

С заявлением о назначении доплаты к пенсии Провоторова Н.П. обратилась в 20.09.2007г.

При подаче заявления об установлении доплаты Провоторова Н.П. была извещена, что право на получение вышеуказанной доплаты имеют только не работающие граждане, а также о том, что в соответствии с п.1 ст. 14 вышеуказанного Закона получатель доплаты обязан сообщить о поступлении на работу в течение 5-ти дней с момента поступления на работу в орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий реализацию государственной политики в сфере социальной защиты.

При обращении в отдел назначения компенсаций и льгот по Комсомольскому району 20.09.2007г. Провоторова Н.П. предъявила трудовую книжку, согласно которой она уволена 02.10.2006 г.

Провоторова Н.П. была надлежащим образом уведомлена о необходимости предоставления сведений обо всех изменений, влияющих на право получения доплаты к пенсии, о чем свидетельствует её личная подпись в заявлении при оформлении доплаты к пенсии от 20.09.2007г. и в Памятке от 20.09.2007г.

С 01.10.2017г. выплата доплаты прекращена Провоторовой Н.П., так как было выявлено, что с 29.12.1998г. по настоящее время она зарегистрирована как индивидуальный предприниматель, что было подтверждено представленными ею документами. Таким образом, сведения о том, что она занимается предпринимательской деятельностью, ответчик не указала.

Несвоевременное предоставление или скрытие сведений о том, что Провоторова Н.П. осуществляет предпринимательскую деятельность, привело к необоснованному получению ею ежемесячной доплаты к пенсии, назначенной в соответствии с Законом Самарской области от 13.03.2001 г. № 20-ГД за период с 20.09.2007г. по 30.09.2017г. в размере 111 531,75 руб., что в силу статьи 1102 Гражданского Кодекса РФ расценивается как неосновательное обогащение.

О возникшей переплате и необходимости погашения задолженности ответчик был извещен письменным уведомлением о приостановке выплаты данной доплаты к пенсии 20.10.2017г., на приеме в отделе назначения компенсаций и льгот по Комсомольскому району, а также письменным уведомлением от 31.10.2017г. №24.

Однако до настоящего времени, денежные средства в счет погашения задолженности ответчик не перечисляет.

Задолженность Провоторовой Н.П. перед Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области составляет 111531,75 руб., которую истец просит взыскать с ответчика.

Представитель истца в судебное заседание не явился, в предыдущем судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Ответчик Провоторова Н.П. возражала против заявленных требований, показала, что с 01.10.2017 года ей прекращена выплата доплаты к пенсии по старости, поскольку истец выявил, что она является индивидуальным предпринимателем с 29.12.1998г.

Согласно Свидетельству о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01 января 2004 года сери ..., она является индивидуальным предпринимателем со 02.12.1998 года (а не 29.12.1998г.).

Причина, по которой истец ни при установлении доплаты в 2007 году, ни в период ее выплаты - более 10 лет - не запрашивал данные о том, что она является индивидуальным предпринимателем, ей не известна.

Никаких умышленных действий, направленных на незаконное (излишнее) получение выплат, она не предпринимала.

Тот факт, что на момент обращения за консультацией она была индивидуальным предпринимателем, она никогда не скрывала. Заведомо ложных сведений не предоставляла.

В тексте заявления указано, что при поступлении на работу, выезде на постоянное место жительства за пределы Самарской области она обязуется сообщить об этом в департамент социальной защиты населения Администрации Самарской области в установленные сроки.

В памятке, с которой её ознакомили при подаче заявления так же указано, что выплата доплаты прекращается в случаях: перехода на пенсию другого вида, к которой доплата не устанавливается; восстановления трудоспособности; выезда на постоянное место жительства за пределы Самарской области; назначения ежемесячного пожизненного содержания материального обеспечения, установления в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной доплаты к пенсии по иным основаниям; помещения получателя доплаты в дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов на полное государственное обеспечение; признания судом получателя доплаты безвестно отсутствующим или умершим; смерти получателя доплаты.

Ни в заявлении, ни в памятке не указано, что регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя является основанием для прекращения выплаты доплаты к пенсии.

Предоставление данных о том, является ли гражданин индивидуальным предпринимателем, в тексте Закона Самарской области № 20-ГД не значится. Следовательно, все необходимые документы были ею предоставлены.

Комиссия имела возможность направить запросы в компетентные органы для выявления её статуса как индивидуального предпринимателя.

Выявление статуса гражданина, как индивидуального предпринимателя, в перечне случаев не значится. Перечень является исчерпывающим.

На работу она не поступала, из Самарской области не выезжала. Соответственно, обязательства о сообщении в уполномоченный орган сведений ею не нарушены.

Полагает, что предъявление истцом требований о возврате неосновательного обогащения более чем за 10 лет является неправомерным, тем более, что для выявления истцом факта, что она являлась предпринимателем - препятствия ею не создавались.

В связи с чем, просит суд применить срок исковой давности в отношении требований истца. В удовлетворении требований Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области отказать.

Представитель третьего лица Отдела назначения компенсаций и льгот ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа) г.о. Тольятти – Иванова Е.Г. поддержала исковое заявление в полном объеме, просила суд не применять последствия пропуска срока исковой давности, так как на истца и третье лицо не возложена обязанность выявлять работающих пенсионеров. Истец и третье лицо только в 2017г. узнали о незаконной выплате производимой ответчику.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив представленные суду доказательства, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст.310 ГК РФ).

Согласно ст. 1 Закона Самарской области от 13.03.2001 N 20-ГД "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, имеющим особые заслуги перед Самарской областью" (принят Самарской Губернской Думой 27.02.2001) Под доплатой к пенсии в настоящем Законе понимается ежемесячная доплата к пенсии из средств областного бюджета.

Ежемесячная доплата к пенсии (далее - доплата) устанавливается гражданам, имеющим выдающиеся заслуги в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся достижения в области культуры, науки и техники.

Доплата устанавливается неработающим гражданам, проживающим на территории Самарской области.

На основании Закона Самарской области от 13.03.2001 N 20-ГД "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, имеющим особые заслуги перед Самарской областью" Провоторова Н.П. 20.09.2007 года обратилась в Департамент социальной защиты населения администрации области с заявлением о предоставлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии.

При обращении в отдел назначения компенсаций и льгот по Комсомольскому району 20.09.2007г. Провоторова Н.П. предъявила трудовую книжку, согласно которой она уволена 02.10.2006г.

С 20.09.2007 года истец Провоторова Н.П. является получателем ежемесячной доплаты к пенсии за особые заслуги перед Самарской областью, в размере 926 рублей 60 копеек.

При подаче заявления об установлении доплаты Провоторова Н.П. была извещена, что право на получение вышеуказанной доплаты имеют только не работающие граждане и в соответствии с п.1 ст. 14 вышеуказанного Закона получатель доплаты обязан сообщить о поступлении на работу в течение 5-ти дней с момента поступления на работу в орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий реализацию государственной политики в сфере социальной защиты, что подтверждается его подписью в заявлении о предоставлении доплаты от 20.09.2007г.

С 01.10.2017г. выплата доплаты прекращена Провоторовой Н.П., так как было выявлено, что с 29.12.1998г. по настоящее время она зарегистрирована как индивидуальный предприниматель, что было подтверждено представленными ею документами. Таким образом, сведения о том, что она занимается предпринимательской деятельностью, ответчик не указала.

Суд соглашается с доводами истца о том, что Провоторова Н.П. была надлежащим образом уведомлена о необходимости предоставления сведений обо всех изменениях, влияющих на право получения доплаты к пенсии, о чем свидетельствует её личная подпись в заявлении при оформлении доплаты к пенсии.

Несвоевременное предоставление или скрытие сведений о том, что Провоторова Н.П. осуществляет предпринимательскую деятельность, привело к необоснованному получению ею ежемесячной доплаты к пенсии, назначенной в соответствии с Законом Самарской области от 13.03.2001 г. № 20-ГД за период с 20.09.2007г. по 30.09.2017г. в размере 111 531,75 руб.

31.10.2017г. Государственное казенное учреждение Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» направил в адрес ответчика уведомление о необходимости возврата образовавшейся задолженности в размере 111 531,75 руб.

Однако до настоящего времени денежные средства Провоторовой Н.П. не возвращены.

В ходе судебного разбирательства ответчиком заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.

Согласно ч. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно Свидетельству о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01 января 2004 года сери ..., Провоторова Н.П. является индивидуальным предпринимателем со 02.12.1998 года, что ответчиком в судебном заседании не оспаривалось.

Законом Самарской области от 13.03.2001 г. № 20-ГД, а также административным регламентом Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по предоставлению государственной услуги Предоставление ежемесячной доплаты к пенсии лицам, имеющим особые заслуги перед Самарской областью" от 25.06.2013 г. № 307 не предусмотрено межведомственное взаимодействие с органами исполнительной власти и организациями в части истребования (предоставления) информации о трудоустройстве гражданина.

Таким образом, суд приходит к выводу, о том, что кроме как от самой Провоторовой Н.П. Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области не могли узнать о её поступлении на работу.

Поскольку Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области стало известно о том, что Провоторова Н.П. с 02.12.1998 г. является индивидуальным предпринимателем только в 2017 году, течение срока исковой давности начинается именно с этой даты. В связи с чем, при исчислении размера суммы переплаты, подлежащей возврату Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, срок исковой давности не может быть применим, поскольку не наступил.

Согласно расчету истца задолженность ответчика за период с 20.09.2007 г. по 30.09.2017 г. составляет 111 531 рубль 75 копеек, и подлежит взысканию с ответчика.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

С ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета, размер которой от суммы удовлетворенных требований составляет 3430 рублей 64 копейки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ суд

р е ш и л :

исковое заявление Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области удовлетворить.

Взыскать с Провоторовой Н.П. в пользу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области необоснованно полученную доплату к пенсии в размере 111531 рубль 75 копеек.

Взыскать с Провоторовой Н.П. госпошлину в доход местного бюджета в сумме 3430 рублей 64 копейки.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Комсомольский районный суд г. Тольятти.

Судья О.В. Головачева.

Решение в окончательной форме изготовлено 28.04.2018г. Судья-