ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-794/20 от 29.06.2020 Ленинскогого районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

Дело № 2-794/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июня 2020 года г. Ярославль

Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Панюшкиной А.В.,

при секретаре Лобановой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Ярославля в защиту интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Ярославля об обязании обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых в военное время и условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени,

У С Т А Н О В И Л :

Заместитель прокурора города Ярославля обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, содержащим требование обязать мэрию города Ярославля в течение года со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны № , расположенного по адресу: г<адрес>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, а именно: провести текущий ремонт защитного сооружения гражданской обороны, в том числе произвести покраску стен; восстановить гидроизоляцию защитного сооружения гражданской обороны; восстановить систему энергоснабжения защитного сооружения гражданской обороны; закрыть и опечатать санузлы, не используемые в хозяйственных целях. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города Ярославля проведена проверка соблюдения мэрией города Ярославля требований законодательства, регулирующего вопросы гражданской обороны и защиты населения от возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проверкой установлено, что защитное сооружение гражданской обороны инв. № , расположенное по адресу <адрес> находится в муниципальной собственности. Ответчиком в нарушение п. 3.2.1, 5.2.1,5.2.2, 3.2.24 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. приказом МЧС РФ от 15.12.2002 г. № 583, не обеспечена готовность вышеуказанного защитного сооружения к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В судебном заседании помощник прокурора г. Ярославля Брюзгина Т.А. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика мэрии г. Ярославля по доверенности ФИО1 в судебное заседание не явилась, судом о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. Представила в суд отзыв на исковое заявление, в котором возражала против удовлетворения требований, указала, что на территории города Ярославля находится <данные изъяты> защитное сооружение гражданской обороны, для приведение в готовность которых необходимы денежные средства в размере <данные изъяты> млн.рублей. Мэрией города Ярославля ежегодно на закупку оборудования и ремонт защитных сооружений жилой зоны города планировались и осваивались денежные средства в размере <данные изъяты> тыс.рублей. В настоящее время продолжается работа по переводу убежищ, расположенных на территории города Ярославля, в укрытия. Органами городского самоуправления принимаются меры, направленные на приведение в готовность существующего фонда защитных сооружений с учетом выделяемых средств. Выявленные нарушения не оспаривались.

Представитель третьего лица Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.

Судом определено рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав помощника прокурора города Ярославля, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основной задачей в области гражданской обороны является, в том числе, предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (ст. 2 ФЗ от 12.02.1998 г. №28-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 12.02.1998 г. №28-ФЗ задачами в области гражданской обороны являются предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, а также обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ от 12.02.1998 г. №28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичное требование закреплено п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ.

Как следует из материалов дела, прокуратурой города Ярославля в ходе проверки соблюдения мэрией города Ярославля требований законодательства, регулирующего вопросы гражданской обороны и защиты населения от возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установлено, что защитное сооружение гражданской обороны инв. № , расположенное по адресу <адрес> находится в муниципальной собственности.

Ответчиком мэрией города Ярославля в нарушение п. 3.2.1, 5.2.1,5.2.2, 3.2.24 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. приказом МЧС РФ от 15.12.2002 г. № 583, не обеспечена готовность вышеуказанного защитного сооружения к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, а именно:

- в нарушение пунктов 3.2.1, 5.2.1, 5.2.2. Правил не проводится текущий ремонт здания защитного сооружения (требуется покраска стен).

- в нарушение п. 3.2.1 Правил нарушена гидроизоляция защитного сооружения гражданской обороны (на стенах грибок, повышенная влажность).

- в нарушение п. 3.2.24 Правил санузлы, не используемые в хозяйственных целях, не закрыты и не опечатаны;

В силу ст. 7 ФЗ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ федеральные органы исполнительной власти в области гражданской обороны принимают нормативные акты в области гражданской обороны и контролируют их выполнение.

Согласно с п. 14 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» министерство Российской Федерации по делам ГО и ЧС принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию.

В соответствии с требованиями п. 2 Порядка содержания и использования ЗС ГО в мирное время, утв. приказом Министерства по ГО и ЧС от 21.07.2005 г. № 575 содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО.

В соответствии с положениями п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. приказом МЧС РФ от 15.12.2002 г. № 583 при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей, ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования.

Несоблюдение указанных требований законодательства влечет также нарушение требований ст. 2 федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в соответствии которой противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах: обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, минимизации последствий проявлений терроризма.

Обеспечение надлежащего функционирования защитных сооружений гражданской обороны, приведет к минимизации последствий, в том числе, от проявления угроз террористического характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Доводы ответчика мэрии города Ярославля о том, что необходимости в проведении работ не имеется, поскольку ГУ МЧС России по ЯО рекомендовало перевести указанное защитное сооружение в укрытие, необоснованны. В настоящее время статус защитного сооружения гражданской обороны № не изменен, выявленные нарушения ответчиком не оспариваются, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании ч. 2 ст.206 ГПК РФ суд устанавливает срок для выполнения работ по обеспечению готовности защитного сооружения гражданской обороны № к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Указанный срок является разумным и достаточным с учетом объема и сложности работ и соблюдает баланс интересов истца и ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора удовлетворить.

Обязать мэрию города Ярославля обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны № , расположенного по адресу: <адрес>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, а именно:

провести текущий ремонт защитного сооружения гражданской обороны, в том числе произвести покраску стен;

восстановить гидроизоляцию защитного сооружения гражданской обороны;

восстановить систему энергоснабжения защитного сооружения гражданской обороны;

закрыть и опечатать санузлы, не используемые в хозяйственных целях,

в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ленинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Панюшкина