ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-794/2012 от 24.10.2012 Брюховецкого районного суда (Краснодарский край)

 К делу № 2-794/2012 года

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ст. ФИО1 Краснодарского края 24 октября 2012 года

 Судья Брюховецкого районного суда Краснодарского края Мосьпан Д.А.

 при секретаре Ульяницкой Г.С.,

 с участием представителя заявителя – помощника прокурора Брюховецкого района Белинского А.И.,

 представителя заинтересованного лица – администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района по доверенности ФИО2,

 представителя заинтересованного лица – Брюховецкого отдела надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Краснодарскому краю ФИО3,

 рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкий район,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Брюховецкого района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Чепигинского сельского поселения. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф, в результате которой в деятельности администрации Чепигинского сельского поселения выявлены нарушения требований действующего законодательства. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется данным Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 3 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктами 8, 23 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно п. «д» ч.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее ФЗ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ) органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Пунктами 2, 3, 4, 7 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 года № 1340, установлено, что органами местного самоуправления в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций заблаговременно для экстренного привлечения средств создаются местные резервы материальных ресурсов, которые в том числе включают в себя продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты. При этом номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом, то есть органом местного самоуправления за счет средств местного бюджета. Вместе с тем, проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение указанных выше норм закона администрацией Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района не созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В соответствии с п. 4, подпункта в п. 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 года №841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является обязательным и проводится, в том числе на курсах гражданской обороны муниципальных образований. Обучение населения на курсах гражданской обороны муниципальных образований осуществляется по программам, разрабатываемым органом местного самоуправления. В целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны, органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований с учетом их особенностей разрабатывают примерные программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований; организуют и осуществляют обучение населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность. Однако проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований не разработаны; курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне не созданы и не оснащены. Согласно п.п. «в» Постановление Правительства РФ от 15.08.2006 года № 501 «О внесении изменений в Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 года №841» организуют и осуществляют обучение населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность или обеспечивают повышение квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию. Однако, проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района в нарушении вышеуказанных норм закона не созданы и не оснащены курсы гражданской обороны населения учебно-консультационные пункты по гражданской обороне. Согласно подп. «д» п.2, подп. «д» п.4 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 года №547, работники органов местного самоуправления, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций проходят подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в форме повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет. Вместе с тем, начальник общего отдела администрации Чепигинского сельского поселения ФИО4, назначенная в соответствии с распоряжением администрации Чепигинского сельского поселения от <...........> <...........> лицом, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций соответствующую подготовку не прошла. В соответствии п.6 Приказа МЧС РФ от 26.08.2009 года № 496 «Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» для сбора плановой информации органы местного самоуправлениями организации на основе собранной и обработанной информации формируют базы данных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее – базы данных) в своей сфере деятельности, осуществляют их актуализацию и представляют информацию о структуре баз данных и их формате в базу данных МЧС России. Для учета имеющейся плановой информации органы местного самоуправления и организации формируют базы данных и представляют их в МЧС России. По решению органа местного самоуправления и согласованию с соответствующим территориальным органом МЧС России базы данных организаций, находящихся на территории органа местного самоуправления, включаются в базы данных этого органа местного самоуправления. Базы данных в обязательном порядке включаются в каталог, который создается соответствующим органом (уполномоченной организацией, организацией). В каталоге отражается по каждой базе данных (массива информации) перечень информационных показателей, период их обновления, формат данных, а также используемые классификаторы (справочники). Однако в нарушении вышеуказанных норм закона администрацией Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района не сформировала базу данных организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории, не осуществляет их актуализацию и не представил информацию о структуре баз данных и их формате в базу данных МЧС России через территориальное структурное подразделение Брюховецкого района ГУ МЧС России по Краснодарскому краю. Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией Чепигинского сельского поселения, предоставленных полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что в свою очередь ставит под угрозу безопасное проживание и пребывание граждан на территории поселения, что нарушает их права и законные интересы. Поскольку число указанной категории граждан постоянно меняется, то неправомерное бездействие администрации поселения нарушает права неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. ст. 45 и 254 ГПК РФ дает прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

 На основании изложенного прокурор Брюховецкого района просит признать незаконным бездействие администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района, выразившееся в неисполнении в полном объеме требований действующего законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; по разработке программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований в области гражданской обороны; по созданию и оснащению курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне; по подготовке работника органа местного самоуправления уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в форме повышения квалификации; по формированию базы данных в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности, не осуществлении их актуализации и не представлении информации о структуре баз данных и их формате в базу данных МСЧ России через ОНД Брюховецкого района, а также обязать администрацию Чепигинского сельского поселения муниципального образования Брюховецкий район: создать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в части продовольствия, пищевого сырья, медицинского имущества, медикаментов, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты; разработать программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований в области гражданской обороны; создать и оснастить курсы гражданской обороны населения и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне; провести подготовку работника администрации Чепигинского сельского поселения уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (ФИО4) в форме повышения квалификации; сформировать базу данных в области защиты населения и территории от чрезвычайных организаций на территории сельского поселения.

 В судебном заседании представитель прокуратуры Брюховецкого района поддержал требования, изложенные в заявлении.

 Представитель заинтересованного лица – администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкий район по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований прокурора Брюховецкого района и пояснила суду, что заявленные требования должны предъявляться администрации муниципального образования, а не сельским поселениям. Что касается обучения населения на курсах гражданской обороны, то этим должны заниматься органы муниципального образования, так как у администрации Чепигинского сельского поселения нет специалистов, а есть это подразделение у муниципального образования. По-поводу формирования базы данных в области защиты населения и территории от чрезвычайных организаций на территории сельского поселения, то этим обязано заниматься МЧС России. Все выявленные нарушения должны исполняться администрацией района и МЧС России.

 Представитель заинтересованного лица, привлеченный по инициативе суда – Брюховецкий отдел надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Краснодарскому краю ФИО3 в судебном заседании поддержал заявленные требования прокурора Брюховецкого района в полном объеме.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора Брюховецкого района законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению полностью.

 В соответствии со ст. 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

 Доводы заявителя полностью подтверждаются надлежаще оформленными и предоставленными в суд письменными доказательствами.

 Согласно материалов дела судом установлено, что в нарушение ст.ст. 14,15 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.11 ФЗ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.4 Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 года №841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», п.2д, 4д Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 года №547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.6 Приказа МЧС РФ от 26.08.2009 года № 496 «Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», администрацией Чепигинского сельского поселения, в нарушение вышеуказанных норм закона не созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований не разработаны; не созданы и не оснащены курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне, также не сформирована база данных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных организаций на подведомственной территории.

 Исследовав в судебном заседании представленные сторонами доказательства, суд приходит к убеждению о том, что требования прокурора Брюховецкого района обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме, администрацией Чепигинского сельского поселения каких-либо доказательств, свидетельствующих о выполнении работ по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; по разработке программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований в области гражданской обороны; по созданию и оснащению курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне; по подготовке работника органа местного самоуправления уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в форме повышения квалификации; по формированию базы данных в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности, суду не предоставлено.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198, 254 - 258 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкий район удовлетворить полностью.

 Признать незаконным бездействие администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района, выразившееся в неисполнении в полном объеме требований действующего законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; по разработке программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований в области гражданской обороны; по созданию и оснащению курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне; по подготовке работника органа местного самоуправления уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в форме повышения квалификации; по формированию базы данных в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности, не осуществлении их актуализации и не представлении информации о структуре баз данных и их формате в базу данных МСЧ России через ОНД Брюховецкого района.

 Обязать администрацию Чепигинского сельского поселения муниципального образования Брюховецкий район:

 - создать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в части продовольствия, пищевого сырья, медицинского имущества, медикаментов, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты;

 - разработать программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований в области гражданской обороны;

 - создать и оснастить курсы гражданской обороны населения и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне;

 - провести подготовку работника администрации Чепигинского сельского поселения, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (ФИО4) в форме повышения квалификации;

 - сформировать базу данных в области защиты населения и территории от чрезвычайных организаций на территории сельского поселения.

 Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья