ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-794/2013 от 06.08.2013 Багратионовского районного суда (Калининградская область)

Дело 2-794/2013 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 августа 2013 года

Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи                             Вольтер Г.В.,

с участием прокурора                                 Андреева В.В.,

при секретаре                          Коневой В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения Багратионовской территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты городского Совета депутатов муниципального образования «Багратионовское городское поселение» ФИО2 по одномандатному избирательному округу № 6,

УСТАНОВИЛ:

Решением Багратионовской ТИК от 19 июля 2013 года № 53/379-3 кандидатом в депутаты городского Совета депутатов муниципального образования «Багратионовское городское поселение» по одномандатному избирательному округу № 6 зарегистрирован ФИО2.

27 июля 2013 года ФИО1, зарегистрированный в качестве кандидата по тому же избирательному округу, обратился в суд посредством почтовой связи и по электронной почте (л.д. 3, 33) с вышеназванным заявлением, ссылаясь на то, что при осуществлении действий, направленных на выдвижение кандидатом ФИО2 не предоставил в избирательную комиссию для регистрации кандидатом в депутаты документы, необходимые для этого в соответствии с действующим законодательством, а также был выдвинут с нарушением требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом российской Федерации "О политических партиях". Согласно уставу Коммунистической партии Российской Федерации Комитет местного отделения КПРФ вправе выдвигать тайным голосованием кандидатов (список кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления исключительно по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии (п.5.8. Устава).

Постоянно действующим руководящим органом регионального отделения КПРФ является Комитет (реском, крайком, обком, окружком, горком в городах федерального значения), который избирается Конференцией соответствующего регионального отделения КПРФ и ей подотчётен (п.6.6. Устава). Комитет имеет право самостоятельно решать все вопросы, связанные с деятельностью регионального отделения КПРФ, не относящиеся к компетенции высшего или центральных органов КПРФ, а также Конференции регионального отделения КПРФ, и не урегулированные решениями указанных органов. (п.6.7. Устава). Для решения политических, организационных и текущих вопросов, а также для руководства деятельностью регионального отделения партии между заседаниями, Комитет избирает из своего состава Бюро Комитета, которое подотчётно Комитету регионального отделения КПРФ. (п.6.11. Устава).

Руководство деятельностью Комитета и Бюро Комитета регионального отделения КПРФ осуществляется первым секретарем Комитета, который избирается и освобождается от должности Комитетом. Первый секретарь Комитета подписывает решения Комитета и его Бюро, а также иные документы регионального отделения КПРФ (п.6.13. Устава).

То есть, решения Комитета и его Бюро уполномочен Уставом КП РФ подписывать исключительно Первый секретарь Комитета. Передача указанных полномочий какому-либо иному лицу Уставом КП РФ не предусмотрена.

    Вместе с тем, для регистрации кандидата в депутаты городского Совета депутатов МО «Багратионовское городское поселение» ФИО2 в избирательную комиссию представлено Постановление заседания Бюро комитета Калининградского регионального отделения КПРФ от 03 июля 2013 года о согласовании Багратионовскому местному отделению КП РФ кандидатуры ФИО2 на выдвижение в качестве кандидата в депутаты, которое подписано Вторым секретарем Калининградского регионального отделения КПРФ. Поскольку указанное решение не содержит сведений о том, кем и в каком составе оно принималось, в то время как заседания Бюро Комитета считаются правомочными, если на них присутствуют более половины избранных членов, а решения Бюро Комитета принимаются большинством голосов его членов, присутствующих на заседании, при наличии кворума (п.6.1.2. Устава), и на каком основании оно подписано неуполномоченным Уставом КПРФ лицом, полагает, что решение о согласовании выдвижения кандидата с Бюро комитета Калининградского регионального отделения КПРФ принято неправомочным органом.

В судебное заседание ФИО1 не явился, о времени и месте слушания дела извещен, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ФИО1 по ордеру Чукин В.Н. в судебном заседании поддержал заявление своего доверителя в полном объеме по изложенным в нем основаниям, дополнительно указав на то обстоятельство, что 03 июля 2013 года Первый секретарь Комитета КОО ПП КПРФ Ревин И.А. был на месте и подписывал документы по согласованию кандидатов в депутаты по Светлогорскому округу. В отпуске же Ревин И.А. находился в период с 08 июля по 04 августа 2013 года, что также следует из документов, представленных КПРФ для выборов в Светлогорском округе.

Представитель заинтересованного лица - Багратионовской ТИК Калининградской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании полагалась на усмотрение суда.

ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал.

Ранее в судебном заседании представитель ФИО2 по устному ходатайству ФИО4 пояснил, что Постановление заседания Бюро комитета Калининградского регионального отделения КПРФ от 03 июля 2013 года о согласовании Багратионовскому местному отделению КП РФ кандидатуры ФИО2 подписано Вторым секретарем Калининградского регионального отделения КПРФ ФИО5 от своего имени ошибочно. Произошла техническая, компьютерная ошибка. При подписании указанного постановления ФИО5 уже был наделен полномочиями Первого секретаря КРО КПРФ, поскольку Первый секретарь Ревин И.А. находился в отпуске с 3 по 5 июля 2013 года.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетеля, а также заключение прокурора о необходимости удовлетворения заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 2 ст. 35 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".

На основании п.п. «б» п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.

Согласно требованию п. 2 ст. 75 Закона Калининградской области от 18 марта 2008 года №231 «О муниципальных выборах в Калининградской области» выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, общих собраниях) указанных общественных объединений, их региональных отделений или иных структурных подразделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

В соответствии с п.п. 2 п.2 ст.79 Закона Калининградской области от 18 марта 2008 года №231 «О муниципальных выборах в Калининградской области» основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 75 настоящего Закона.На 08 сентября 2013 года назначены выборы     депутатов городского Совета депутатов муниципального образования «Багратионовское городское поселение».

24 июня 2013 года Постановлением общего партийного собрания Багратионовского районного отделения «КПРФ» ФИО2 был выдвинут в качестве кандидата в депутаты городского Совета депутатов муниципального образования «Багратионовское городское поселение» по одномандатному избирательному округу №6 (л.д. 49-50).

19 июля 2013 года Багратионовская территориальная избирательная комиссия зарегистрировала в качестве кандидата в депутаты городского Совета депутатов муниципального образования «Багратионовское городское поселение» по одномандатному избирательному округу №6 ФИО2 (л.д. 19-20).

При осуществлении действий, направленных на выдвижение кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу №6 кандидат ФИО2 не предоставил в избирательную комиссию для регистрации кандидатом в депутаты документы, необходимые для этого в соответствии с действующим законодательством, поскольку был выдвинут с нарушением требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом российской Федерации "О политических партиях".

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.21 ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списка кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.

В целом деятельность политической партии основывается на принципах законности и гласности, в связи с чем политическая партия обязана соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии (ч.1 ст. 8, ч.1 ст.27 указанного Федерального закона).

Согласно уставу Коммунистической партии Российской Федерации Комитет местного отделения КПРФ вправе выдвигать тайным голосованием кандидатов (список кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления исключительно по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии (п.5.8. Устава).

Постоянно действующим руководящим органом регионального отделения КПРФ является Комитет (реском, крайком, обком, окружком, горком в городах федерального значения), который избирается Конференцией соответствующего регионального отделения КПРФ и ей подотчётен (п.6.6. Устава). Комитет имеет право самостоятельно решать все вопросы, связанные с деятельностью регионального отделения КПРФ, не относящиеся к компетенции высшего или центральных органов КПРФ, а также Конференции регионального отделения КПРФ, и не урегулированные решениями указанных органов (п.6.7. Устава). Для решения политических, организационных и текущих вопросов, а также для руководства деятельностью регионального отделения партии между заседаниями, Комитет избирает из своего состава Бюро Комитета, которое подотчётно Комитету регионального отделения КПРФ (п.6.11. Устава).

Руководство деятельностью Комитета и Бюро Комитета регионального отделения КПРФ осуществляется первым секретарем Комитета, который избирается и освобождается от должности Комитетом. Первый секретарь Комитета подписывает решения Комитета и его Бюро, а также иные документы регионального отделения КПРФ (п.6.13. Устава).

Таким образом, решения Комитета и его Бюро уполномочен Уставом КП РФ подписывать исключительно Первый секретарь Комитета. Передача указанных полномочий какому-либо иному лицу Уставом КП РФ не предусмотрена.

    Для регистрации кандидата в депутаты городского Совета депутатов МО «Багратионовское городское поселение» ФИО2 в избирательную комиссию представлено Постановление заседания Бюро комитета Калининградского регионального отделения КПРФ от 03 июля 2013 года о согласовании Багратионовскому местному отделению КП РФ кандидатуры ФИО2 на выдвижение в качестве кандидата в депутаты, которое подписано Вторым секретарем Калининградского регионального отделения КПРФ.

Такая должность как Второй секретарь Калининградского регионального отделения КПРФ и круг ее полномочий Уставом КПРФ не предусмотрена, что свидетельствует о принятии такого решения неправомочным органом, и, следовательно, о несоответствии представленного для регистрации ФИО2. документа о согласовании Уставу партии и требованиям Федерального закона Российской Федерации «О политических партиях», что в силу п.п."б" п.24 ст.38 Федерального закона Российской Федерации "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является основанием для отказа в регистрации выдвинутого кандидата.

    Кроме того, у Калининградского отделения КПРФ не было права заменить вышеуказанное Постановление, так как избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае нарушения требований к порядку его оформления, а Постановление от 03 июля 2013 года не оформлено неверно, а принято и подписано неправомочным органом, это была бы не замена неправильного документа, а принятие нового решения о согласовании выдвижении кандидатуры надлежащим органом и подписание его уполномоченным лицом текущей датой, то есть Первым секретарем Бюро Комитета КПРФ, с соблюдением требований закона и Устава.

Суд не принимает доводов, приведенных представителем заинтересованного лица о наличии полномочий на подписание оспариваемого постановления Вторым секретарем Калининградского регионального отделения КПРФ по следующим основаниям.

Так, Постановление заседания Бюро комитета Калининградского регионального отделения КПРФ от 03 июля 2013 года о согласовании Багратионовскому местному отделению КП РФ кандидатуры ФИО2 на выдвижение в качестве кандидата в депутаты подписано Вторым секретарем Калининградского регионального отделения КПРФ.

Из имеющегося в материалах дела постановления от 03 июля 2013 года о согласовании кандидатуры ФИО6 для выдвижения в депутаты городского совета депутатов МО «Поселок Приморье» следует, что 03 июля 2013 года Первый секретарь Комитета Калининградского областного отделения ПП КПРФ Ревин И.А. находился на месте и исполнял свои обязанности (л.д. 70).

Также, в избирательную комиссию МО «Пионерский Городской округ» КОО ПП КПРФ было представлено распоряжение № 2 от 05 июля 2013 года о том, что Первый секретарь Комитета Калининградского областного отделения ПП КПРФ Ревин И.А. находится в отпуске с 08 июля по 04 августа 2013 года (л.д. 69).

Распоряжение № 1 о том, что ФИО7 находился в отпуске также и с 03 июля по 05 июля 2013 года и о наделении полномочиями ФИО5 (л.д. 73) было представлено заинтересованным лицом после того, как в процессе рассмотрения ряда аналогичных дел адвокатом Чукиным В.Н. было представлено вышеуказанное распоряжение № 2.

Постановление заседания Бюро комитета КОО ПП КПРФ от 03 июля 2013 года о наделении функциями и полномочиями первого секретаря Комитета КОО ПП КПРФ второго секретаря Комитета ФИО5 (л.д. 75) было представлено заинтересованным лицом после того, как в процессе рассмотрения ряда аналогичных дел адвокатом Чукиным В.Н. было заявлено, что передача полномочий должна быть осуществлена, исключительно на основании п. 6.11 Устава партии, в котором сказано что распределяет обязанности между секретарями отделения КПРФ и другими членами регионального отделения КПРФ именно Бюро регионального комитета, а не лично Первый секретарь Комитета своим распоряжением.

Кроме того, в материалах дела имеются документы Славской ТИК Калининградской области, из которых следует, что в настоящее время оспаривается сам факт проведения заседания Бюро Обкома КПРФ 03 июля 2013 года (л.д. 71-72).

Доказательств того, что на момент подписания ФИО5 от своего имени постановления от 03 июля 2013 года существовала представленная заявителем доверенность от имени КОО ПП КПРФ от 03 июля 2013 года (л.д. 36) заинтересованным лицом не представлено.

Кроме того, указанная доверенность заверена ФИО5 как И.О. Первого секретаря Комитета Калининградского областного отделения ПП КПРФ.

Таким образом, в случае действительной передачи полномочий, по мнению суда, именно так и должно было быть подписано оспариваемое постановление, поскольку такой должности как Второй секретарь регионального отделения КПРФ Уставом КПРФ не предусмотрено.

Постановление V очередного пленума ОК И КРК КОО КПРФ от 29 июня 2013 года (суббота) было представлено заинтересованным лицом после того, как в процессе рассмотрения ряда аналогичных дел адвокатом Чукиным В.Н. было заявлено об отсутствии в Уставе КПРФ указания на должность Второго секретаря (л.д. 74).

Ранее в судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля ФИО5 пояснял, что подписанное им спорное Постановление от 03 июля 2013 года от имени Второго секретаря КОО КПРФ ошибочно. Произошла техническая (компьютерная) ошибка.

Технической (компьютерной) ошибкой, по мнению суда, нельзя оправдать нарушение требований Устава КПРФ и положений Федерального закона Российской Федерации «О политических партиях».

На основании изложенного, суд находит заявление ФИО1 обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 об оспаривании решения Багратионовской территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты городского Совета депутатов муниципального образования «Багратионовское городское поселение» ФИО2 по одномандатному избирательному округу № 6 удовлетворить.

Отменить решение Багратионовской территориальной избирательной комиссии от 19 июля 2013 года № 53/379-3 о регистрации кандидатом в депутаты городского Совета депутатов муниципального образования «Багратионовское городское поселение» ФИО2 по одномандатному избирательному округу № 6.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд Калининградской области в течение 5 дней со дня принятия решения.

    Мотивированное решение изготовлено 08 августа 2013 года.

Судья: