ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-794/2022 от 12.09.2022 Касимовского районного суда (Рязанская область)

Дело

УИД

Резолютивная часть

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Касимов ДД.ММ.ГГГГ года

Касимовский районный суд Рязанской области в составе председательствующей судьи Панюшкиной Е.Ю.,

с участием:

истца ФИО1

представителя ответчика – Администрации МО – Елатомское городское поселение Касимовского района ФИО2, представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ года,

при секретаре Молостовой Т.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования – Елатомское городское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области «об обязании совершить определенные действия»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации МО- Елатомское городское поселение Касимовского муниципального района, в котором просит обязать ответчика в течение 14 дней со дня вступления решения в силу оборудовать контейнерную площадку, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>.<адрес>, напротив <адрес>, в соответствии с требованиями п.3 ч.2 СанПиН 2.1.3684-21. Присудить в его пользу судебную неустойку в размере 3000 рублей за каждый день просрочки исполнения ответчиком вступившего в законную силу решения суда. В обоснование иска указано, на <адрес> напротив <адрес> установлены металлические контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов. Подъездные пути автотранспорта к данным контейнерам имеются, однако площадка не имеет ограждения с трех сторон, отсутствует твердое покрытие, что не соответствует п.3 ч.2 СанПин 2.1.3684-21. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтированное, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 м.. Согласно п.19 ч.1 ст. 5 Устава муниципального образования – Елатомское городское поселение Касимовского муниципального района к вопросам местного значения Елатомского городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Таким образом, обязанность администрации МО – Елатомское городское поселение Касимовского муниципального района по организации деятельности в области обращения с отходами (по их сбору и вывозу) на территории <адрес> является необходимой мерой защиты окружающей среды на территории муниципального образования от загрязнения и неблагоприятного воздействия на здоровье человека. Судебную неустойку просил взыскать в указанном размере, полагая, что меньшая сумма не будет выполнять свою функцию, а именно не будет побуждать ответчика исполнить решение суда и требования законодательства.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал, дополнительно пояснив, что он проживает в <адрес>, отсутствие ограждения влечет за собой попадание мусора на территорию его дома, так как его разносит ветром, также полагает, что имеет право на благоприятную окружающую среду, поэтому администрация обязана исполнять свои обязанности по соблюдения СаНПиН.

Представитель ответчика – администрации Елатомского городского поселения в судебном заседании не возражал против иска, но пояснила, что в настоящее время собственные бюджетные средства на оборудование имеющихся в <адрес>.<адрес> контейнерных площадок отсутствуют, с целью их получения администрацией подготовлена документация и пройден первый этап конкурсного отбора на получение субсидии на реализацию проекта «благоустройство площадок накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования – Елатомское городское поселение». Второй этап конкурса и проведение строительных работ определены на период с ДД.ММ.ГГГГ Работы предусматривают обустройство контейнерных площадок, в том числе расположенной по <адрес> напротив <адрес>. Процедура электронных торгов на определение подрядчика работ по благоустройству площадок запланирована на первый квартал ДД.ММ.ГГГГ года.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", определено, что: обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Таким образом, к полномочиям администрации МО – Елатомкое городское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 3 раздела II (Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений) СанПиН 2.1.3684-21. "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" «на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами <1> должны быть обустроены <2> контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) <3> или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки <4> для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров <5>) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки».

В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации МО – Елатомское городское поселение Касимовского района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Елатомского городского поселения Касимовского муниципального района Рязанской области, согласно которому под п. <данные изъяты> указана площадка в районе <адрес>, с указанием ее географических координат.

В судебном заседании установлено, что данная площадка накопления ТКО не оборудована надлежащим образом, то есть не имеет твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. В месте, предусмотренном для размещения площадки установлены металлические контейнеры на грунт.

Суд находит, что ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления городского поселения своих обязанностей по участию в организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Елатомского городского поселения нарушает права в том числе истца в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также его право на благоприятную окружающую среду, поэтому иск подлежит удовлетворению.

При этом суд не принимает во внимание доводы ответчика об отсутствии денежных средств, поскольку данные доводы при наличии предусмотренной законом обязанности не являются основанием для отказа в иске. Но суд учитывает данный довод для определения срока исполнения решения. Деятельность государственного и муниципального органа по обеспечению государственных и муниципальных нужд регулируется Законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.

В соответствии с данным законом выполнение работ для муниципальных нужд предполагает их планирование (ст. 16), обоснование (ст. 18), нормирование (ст. 19), определение исполнителя конкурентным способом (ст. 24), оценку заявок и предложений участников закупки (ст. 32), заключение контракта (ст. 34), определение исполнителя работы (ст. ст. 48 - 93), исполнение контракта (ст. 94). Исполнение всех перечисленных процедур требует времени.

С учетом изложенного, суд полагает, что период времени, в течение которого ответчик должен принять меры по обустройству места (площадка) накопления твердых коммунальных отходов на <адрес> напротив <адрес><адрес>.<адрес> в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 должен быть установлен в соответствии с указанными обстоятельствами, а именно в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Согласно пункту 1 статьи 308.3 в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).

Согласно разъяснения, содержащегося в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7 (ред. от 22.06.2021) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" правила пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ не распространяются на случаи неисполнения денежных обязательств. Поскольку по смыслу пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ судебная неустойка может быть присуждена только на случай неисполнения гражданско-правовых обязанностей, она не может быть установлена по спорам административного характера, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства и главы 24 АПК РФ, при разрешении трудовых, пенсионных и семейных споров, вытекающих из личных неимущественных отношений между членами семьи, а также споров, связанных с социальной поддержкой.

Заявленные истцом исковые требования фактически вытекают из административных правоотношений, поскольку не связаны с наличием между истцом и ответчиком каких-либо гражданско-правовых обязательств (например, договора подряда, по которому ответчик за счет средств истца принял на себя обязательство оборудовать площадку), а связаны с надлежащим исполнением ответчиком своих административных функций. Истцом избран способ защиты своего права путем обращения в суд с иском в порядке гражданского судопроизводства, что не изменяет сущность рассматриваемого спора в части требования о возложении обязанности оборудовать место сбора ТКО. Факт принятия данного иска и рассмотрение его именно в порядке гражданского судопроизводства связан именно с заявленным требованием о взыскании неустойки, которое не могло быть принято и рассмотрено в порядке административного судопроизводства.

На основании изложенного, суд находит требование истица о присуждении в его пользу судебной неустойки в размере 3000 рублей за каждый день просрочки исполнения ответчиком вступившего в законную силу решения суда не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к Администрации муниципального образования – Елатомское городское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области «об обязании совершить определенные действия» удовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального образования – Елатомское городское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области в течение шести месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу оборудовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов на территории Елатомского городского поселения по <адрес> напротив <адрес> соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.

В остальной части иска отказать.

Решение в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Касимовский районный суд.

Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья