Асбестовский городской суд Свердловской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Асбестовский городской суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Гражданское дело № 2-795/2011
ФИО15
Решение
Именем Российской Федерации
23 сентября 2011 г. г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Юровой А.А., при секретаре Ковалевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2, о признании незаконным бездействия и отказа налогового органа в зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика,
Установил:
Заявители нотариусы ФИО1, ФИО2 обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия и отказа налогового органа в зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика. В заявлении заявители указали, что согласно акту совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от *Дата* *Номер*, по состоянию расчетов на *Дата* у налогоплательщика ФИО1 имеется переплата по налогам в общей сумме . Согласно акту совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от *Дата* *Номер*, по состоянию расчетов на *Дата* у налогоплательщика ФИО2 имеется переплата по налогам в общей сумме
Инспекция ФНС России по г. Асбесту в нарушение требований пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не известила в 10-дневный срок налогоплательщиков ФИО1 и ФИО2 об излишне уплаченных суммах налогов и сборов. О таком бездействии налогового органа заявителям стало известно только из актов верки от *Дата*.
*Дата* ФИО1 обратилась в Инспекцию ФНС России по *Адрес* с заявлением о зачете в счет уплаты текущего налога на доходы физических лиц за 2011 год
следующих сумм излишне уплаченных налогов и сборов:
*Дата* ФИО2 обратилась в Инспекцию ФНС России по г. Асбесту с заявлением о зачете в счет уплаты текущего налога на доходы физических лиц за 2011 год сумм излишне уплаченных налогов и сборов, в том числе:
•
Решениями и.о. начальника Инспекции по г.Асбесту от *Дата* в осуществлении зачета взносов в Пенсионный фонд РФ было отказано.
Заявители считают Решения ИФНС по г. Асбесту от *Дата* незаконными, нарушающими п.4 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, обязывающего налоговый орган произвести зачет переплаченных сумм при уплате текущих налогов.
На основании изложенного, заявители просят суд признать незаконным бездействия ИФНС России по г. Асбесту по факту обнаружения излишней уплаты заявителями ФИО1, ФИО2 налогов и сборов, выразившееся в неизвещении налоговым органом о переплате недоимки, пени и штрафов по взносам в Пенсионный Фонд РФ у заявителя ФИО1 в сумме , страховых взносов на пенсионное страхование в общей сумме , у заявителя ФИО2 о переплате недоимки, пени штрафов по взносам в Пенсионный Фонд РФ в сумме , признать незаконными отказы ИФНС России по г.Асбесту в зачете указанной переплаты в счет предстоящих платежей по налогам и обязать налоговый орган произвести такой зачет в счет предстоящих налоговых платежей и сборов.
В судебное заседание заявители нотариусы ФИО1 и ФИО2 не явились, уполномочили представлять свои интересы ФИО3
Представитель заявителей ФИО3, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования в полном объеме, пояснила, что в зачете переплаты ее доверителям было отказано в связи с истечением трехлетнего срока со дня возникновения переплаты. Однако, по мнению представителя заявителя, трехлетний срок начинает течь со дня когда налогоплательщику стало известно о наличии переплаты. До сверки расчетов в 2011 г. нотариусам ФИО1 и ФИО2 не было известно о наличии переплаты.
Представитель ИФНС России по г.Асбесту ФИО4, действующая на основании доверенности, пояснила, что с требованиями заявителей не согласна, подтвердила, что налоговый орган не извещал заявителей о факте переплаты. Представитель пояснила, что указанные в заявлении суммы переплаты учитываются налоговой инспекцией как переплаты до настоящего времени, изменения в акты сверки, новый расчет задолженности не сделаны, но предположила, со слов представителя ГУ Управления Пенсионного фонда по г.Асбесту, что в году заявителям ошибочно была зачтена недоимка по сборам в качестве переплаты. Считает, что отказ в зачете излишне уплаченных сумм взносов в Пенсионный фонд РФ законным, в связи с тем, что прошел трехгодичный срок со дня переплаты.
Представитель ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Асбесте Свердловской области ФИО5, действующая на основании доверенности, пояснила, что Управление пенсионного фонда подтверждает факт переплаты по уплате страховых взносов у плательщика ФИО2 на *Дата* в размере ., у ФИО1 - ., а так же имеющуюся переплату по коду бюджетной классификации «Страховые взносы на обязательное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии» в размере ., коду бюджетной классификации «Страховые взносы на обязательное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии» в размере . Переплата в части сумм . и возникла в связи с ошибочной уплатой ФИО1 взносов как работодателем. Зачет переплаты в счет будущих платежей, по мнению представителя не возможен в связи с тем, что истек трехгодичный срок со дня уплаты указанных сумм.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно п. 4, 14 ст. 28 Налогового кодекса РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Указанные правила применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.06.2001 N 173-0, данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности.
Вопрос о начале течения срока давности связан с установлением периода, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога.
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на государственный орган, чти действия обжалуются.
О факте переплаты страховых взносов ИФНС по г.Асбесту было известно из актов сверки с Управлением Пенсионного фонда по состоянию на *Дата* г. и писем уведомлений об изменении к актам сверки на *Дата* (). Указанная переплата отражалась в электронной базе учета налогоплательщиков, что подтверждается распечаткой электронных карточек по лицевым счетам Однако, о факте переплаты плательщикам ФИО1, ФИО2 в 10-дневный срок со дня обнаружения переплаты сообщено не было.
*Дата* ФИО1, ФИО2, обратились в Инспекцию ФНС России по г. Асбесту с заявлением о зачете в счет уплаты текущего налога на доходы физических лиц за 2011 год излишне уплаченных налогов и сборов.
Решением и.о.начальника Инспекции советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса ФИО6 от *Дата* (исх. *Номер*) в осуществлении зачета взносов в Пенсионный Фонд . ФИО1 отказано, т.к. в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о возврате зачете) суммы излишне уплаченного налога (пени, штрафа) может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. ()
Решениями и.о.начальника Инспекции советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса ФИО6 от *Дата* (*Номер*) в осуществлении зачета взносов в Пенсионный Фонд в сумме . и в сумме ФИО1 также отказано. ()
Решением и.о.начальника Инспекции советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса ФИО6 от *Дата* (исх. *Номер*) в осуществлении зачета взносов в Пенсионный Фонд . ФИО2 отказано, т.к. в соответствии с п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ заявление о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного налога (пени, штрафа) может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. ()
Об излишней уплате страховых взносов в сумме ., а так же . и . налогоплательщик ФИО1 узнала только после составления акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от *Дата* *Номер*, налогоплательщик ФИО2 узнала о наличии переплаты в сумме . после составления акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от *Дата* *Номер* (), журналом регистрации отправляемых документов().
Ранее указанной даты заявители не могли узнать о наличии у них переплаты указанных сумм, что не оспорено ИФНС РФ по г.Асбесту.
Таким образом, право на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов у заявителей возникло после составления инспекцией акта сверки расчетов, т.е. после *Дата*
Часть 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусматривает, что суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Частью 15 статьи 26, частью 4 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что поручение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства (далее - орган Федерального казначейства) для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2002 - 2009 годы является ФНС России.
На основании изложенного, не принимаются доводы представителя ИФНС России по г.Асбесту о том, что зачет излишне уплаченных нотариусами страховых взносов не относится ко компетенции налоговых органов.
Совместным письмом Федеральной налоговой службы № *Номер*, Пенсионного фонда Российской Федерации *Номер* *Дата* г. разъяснен порядок возврата излишне уплаченных (взысканных страховых взносов на обязательное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда в отношении платежей, зачисляемых на коды бюджетной классификации :
-
Согласно указанному письму для возврат указанных платежей осуществляется на основании заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации в качестве плательщика взносов, рассматривается территориальным органом Пенсионного фонда России (
Учитывая, что ФИО1 не является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии, накопительной пенсии, вопрос о возврате излишне уплаченных ею взносов в размере . и . должен рассматриваться ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Асбесте Свердловской области, что подтвердила в судебном заседании его представитель.
Доводы ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Асбесте Свердловской области о том, что при учете платежей налоговым органом ошибочно, по состоянию на 2001 г. недостача по сборам в Пенсионный фонд была учтена как переплата, судом не принимаются, поскольку указанное не следует из писем-уведомлений о перерасчете страховых взносов (), противоречит пояснениям лиц, участвующих в деле о том, что в *Дата* перерасчет был сделан в связи с уменьшением ставки сбора с % процентов до %. Учет и администрирование платежей осуществлялся налоговым органом с *Дата* г. до *Дата*, однако, ни Пенсионным фондом, ни налоговым органом заявителям не выставлялись требования об уплате недоимки по сборам, не начислялись пени. Факт переплаты не оспаривается налоговым органом, нашел подтверждение в судебном заседании на основании составленных актов сверки от *Дата*, распечатки электронных карточек лицевых счетов.
В соответствии со статьей 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие ИФНС России по г.Асбесту Свердловской области, выразившееся в неизвещении налогоплательщика ФИО1 налоговым органом о переплате по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в размере
Признать незаконным бездействие ИФНС России по г.Асбесту Свердловской области, выразившееся в неизвещении налогоплательщика ФИО2, налоговым органом о переплате по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в размере
Признать незаконным отказ ИФНС России по г.Асбесту в осуществлении зачета страховых взносов заявителя ФИО1 в Пенсионный фонд РФ в сумме . и обязать налоговый орган произвести такой зачет в счет предстоящих налоговых платежей и сборов
Признать незаконным отказ ИФНС России по г.Асбесту в осуществлении зачета страховых взносов заявителя ФИО2, в Пенсионный фонд РФ в сумме . и обязать налоговый орган произвести такой зачет в счет предстоящих налоговых платежей и сборов.
Отказать в удовлетворении заявления в части признания незаконным отказа ИФНС России по г.Асбесту в осуществлении зачета взносов ФИО1 в пенсионный фонд в размере ., внесенным по кодам бюджетной классификации
Направить данное решение ИФНС России по г.Асбесту Свердловской области для устранения допущенного нарушения закона.
Начальнику ИФНС России по г.Асбесту сообщить суду, заявителям ФИО1, ФИО2, об исполнении данного решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья Асбестовского городского суда А.А.Юрова.