Дело № 2-7955/17
Решение
именем Российской Федерации
08 ноября 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Фурсова В.А.,
При секретаре Герасимович А.А.,
С участием представителя истца Клюшниченко М.Ф., представителей ответчика Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области - Тарасова А.А., Чернова Е.В., представителя ответчика Правительство Амурской области – Дюминой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав неопределенного круга лиц к Управлению по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области, Правительству Амурской области об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании поручения Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ) на территории Амурской области, в ходе которой установлено следующее.
Решением исполнительного комитета Амурского областного Совета народных депутатов от 01.06.1979 № 271 признаны памятниками природы регионального значения: на территории Архаринского района - Скобельцинская сопка, Иннокеньтевский сосновый бор; на территории Бурейского района - Буреинское Белогорье (утес обнажения известняка); на территории Завитинского района - Болдыревские сосняки; на территории Михайловского района - Сопка Шапка; на территории Благовещенского района - Кремневая сопка, Марушкины ворота; на территории Шимановского района - Сопка Дымо; на территории Свободненского района - Юхтинский сосновый бор, Малосазанские белые горы; на территории Зейского района - Озеро Огорон, Устье реки Луки; на территории Селемджинского района - Гора Макит.
Также, на основании решения исполнительного комитета Амурского областного Совета народных депутатов от 11.10.1978 № 430 признаны памятниками природы регионального значения: на территории Архаринского
района - Наскальные рисунки (писаницы), Есауловский минеральный источник; на территории Михайловского района - Сосновый бор машиноиспытательной станции; на территории Благовещенского района - Натальинский сосновый бор, Зона отдыха Мухинка (настоящее время Урочище «Мухинка»); на территории Шимановского района - Утес на реке Амур, Участок реки Чукан сосновый бор, Корасаковский кривун на реке Амур; на территории Серышевского района - Белоя гора, Верненский сосновый бор; на территории Свободненского района - Бузулинская зеленая роща, Сосновый бор на реке Зея с. Бардагон; на территории Мазановского района - Леонтьевский сосновый бор, Молчановский сосновый бор; на территории Сковородинского района - Игнашинский минеральный источник; на территории Зейского района - Наскальные рисунки; на территории Магдагачинского района - Гонжинский минеральный источник; на территории Селемджинский района - Быссинский минеральный источник.
Решением исполнительного комитета Амурского областного Совета народных депутатов от 27.12.1983 № 546 признаны памятниками природы регионального значения: на территории Октябрьского района - Романовский сосновый бор; на территории Константиновского района - Орловская роща; на территории Ивановского района - Андреевская роща, Новоалексеевская роща, Болынеозерская роща, Богословская роща, Черемховская роща, Березовая роща в районе пионерского лагеря; на территории Шимановского района - Утес Кумарский на реке Амур, Горящие горы; на территории Серышевского района - Сосновый бор, правый берег реки Томь; на территории Мазановского района - Абайканский утес, Дагмарский утес; на территории Сковородинского района - Джалиндинский утес; на территории Зейского района - Сосновый бор сосновоборского совхоза, Гуликовский утес, Утес на реке Зея; на территории Селемджинского района - Валуны, участок реки Огоджа.
На основании решения исполнительного комитета Амурского областного Совета народных депутатов от 12.02.1975 № 56 признаны памятниками природы регионального значения: на территории Константиновского района - Озеро Осиновое; на территории Благовещенского района - Озеро Ротанье, Озеро Г ольянское.
Границы указанных памятников природы (за исключением памятника природы «Урочище Махинка») утверждены постановлением Правительства Амурской области от 25.05.2015 № 238 «Об утверждении границ территорий памятников природы регионального значения».
Положения об указанных памятниках природы (за исключением памятника природы «Урочище Мухинка») утверждены постановлением Правительства Амурской области от 27.11.2015 № 566 «Об утверждении Положений о памятниках природы регионального значения» и постановление Правительства Амурской области от 18.10.2016 № 454 «Об утверждении Положений о памятниках природы регионального значения».
Положение о памятнике природы «Урочище Мухинка» и его границы утверждены постановлением губернатора Амурской области от 12.09.2007 № 531.
Постановлением главы Администрации Амурской области от 13.06.2002 № 398 на территории Бурейского района образован памятник природы «Компанейский». Также данным постановлением утверждены границы указанного памятника природы и положение о нем.
На основании постановления главы Администрации Амурской области от 02.10.2000 № 615 в Благовещенском районе создан государственный
комплексный (ландшафтный) памятник природы «Монастырская роща». Также данным постановлением утверждены границы указанного памятника природы и положение о нем.
Постановлением главы администрации Амурской области от 23.03.1999 № 148 на территории Свободненского района образован государственный зоологический памятник природы «Нылгинский муравейник». Также данным постановлением утверждены границы указанного памятника природы и положение о нем.
Кроме того, на территории Амурской области находятся следующие заказники областного значения:
1. Государственный зоологический заказник областного значения «Амурский» (образован на территории Михайловского и Константиновского районов на основании решения Амурского облисполкома от 14.03.1975 № 102).
2. Государственный природный комплексный заказник областного значения «Андреевский» (образован на территории Архаринского района на основании постановления главы администрации Амурской области от 28.06.2000 № 421).
3. Государственный природный зоологический заказник областного значения «Бекельдеуль» (образован на территории Зейского района на основании постановления главы администрации Амурской области от 10.10.1996 № 106).
4. Государственный природный комплексный заказник областного значения «Березовский» (образован на территории Ивановского района на основании постановления главы администрации Амурской области от 24.08.1995 № 402).
5. Государственный природный зоологический заказник областного значения «Бирменский» (образован на территории Мазановского района на основании постановления главы администрации Амурской области от 20.10.1999 № 634).
6. Государственный природный зоологический заказник областного значения «Благовещенский» (образован на территории Благовещенского района на основании решения Амурского облисполкома от 14.03.1975 № 102).
7. Государственный природный комплексный заказник областного значения «Верхне-Амурский» (образован на территории Сковородинского района на основании постановления губернатора Амурской области от 30.12.2010 № 507).
8. Государственный природный зоологический заказник областного значения «Верхне-Депский» (образован на территории Зейского района на основании решения Амурского облисполкома от 15.09.1976 № 352).
9. Государственный природный зоологический заказник областного значения «Верхне-Завитинский» (образован на территории Завитинского района на основании постановления главы администрации Амурской области от 21.08.1998 № 385).
10. Государственный природный зоологический заказник областного значения «Воскресеновский» (образован на территории Серышевского района на основании решения Амурского облисполкома от 31.07.1968 № 32).
11. Государственный природный зоологический заказник областного значения «Гербиканский» (образован на территории Селемджинского района на основании постановления главы администрации Амурской области от 24.08.1995 № 402).
12. Государственный природный зоологический заказник областного значения «Завитинский» (образован на территории Завитинского района на основании решения Амурского облисполкома от 05.07.1963 № 30).
13. Государственный природный зоологический заказник областного значения «Иверский» (образован на территории Свободненского района на основании решения Амурского облисполкома от 05.07.1963 № 304).
14. Государственный природный ботанический заказник областного значения «Имангра» (образован на территории Тындинского района на основании постановления главы администрации Амурской области от 13.06.2002 № 397).
15. Государственный природный зоологический заказник областного значения «Лопчинский» (образован на территории Тындинского района на основании решения Амурского облисполкома от 15.09.1976 № 352).
16. Государственный природный зоологический заказник областного значения «Магдагачинский» (образован на территории Магдагачинского района на основании решения Амурского облисполкома от 05.07.1963 № 304).
17. Государственный природный ботанический заказник областного значения «Мальмальта» (образован на территории Бурейского района на основании постановления главы администрации Амурской области от 13.06.2002 № 400).
18. Государственный природный зоологический заказник областного значения «Муравьевский» (образован на территории Тамбовского района на основании решения Амурского облисполкома от 27.11.1967 № 571).
19. Государственный природный зоологический заказник областного значения «Нижне-Норский» (образован на территории Мазановского района на основании постановления губернатора Амурской области от 10.12.2010 № 465).
20. Государственный природный ботанический заказник областного значения «Олекменский» (образован на территории Тындинского района на основании постановления главы администрации Амурской области от 13.06.2002 № 399).
21. Государственный природный комплексный заказник областного значения «Симоновский» (образован на территории Шимановского района на основании решения Амурского облисполкома от 05.07.1963 № 304).
22. Государственный природный ботанический заказник областного значения «Смирновский» (образован на территории Михайловского района на основании постановления главы администрации Амурской области от 13.06.2002 №401).
23. Государственный природный зоологический заказник областного значения «Ташинский» (образован на территории Ромненского района на основании решения Амурского облисполкома от 27.11.1967 № 571).
24. Государственный природный комплексный заказник областного значения «Токинский» (образован на территории Зейского района на основании постановления губернатора Амурской области от 13.10.2010 № 383).
25. Государственный природный зоологический заказник областного значения «Толбузинский» (образован на территории Магдагачинского района на основании решения Амурского облисполкома от 26.03.1959 № 106).
26. Государственный природный зоологический заказник областного значения «Ульминский» (образован на территории Мазановского района на основании решения Амурского облисполкома от 06.03.1981 № 94).
27. Государственный природный ботанический заказник областного значения «Улэгир» (образован на территории Тындинского и Сковородинского районов на основании постановления главы администрации Амурской области от 13.06.2002 №402).
28. Государственный природный зоологический заказник областного значения «Урканский» (образован на территории Тындинского района на основании решения Амурского облисполкома от 27.11.1967 № 571).
29. Государственный природный зоологический заказник областного значения «Урушинский» (образован на территории Сковородинского района на основании решения Амурского облисполкома от 05.07.1963 № 304).
30. Государственный природный зоологический заказник областного значения «Усть-Тыгдинский» (образован на территории Шимановского района на основании решения Амурского облисполкома от 05.07.1963 № 304).
31. Г осударственный природный зоологический заказник областного значения «Харьковский» (образован на территории Октябрьского района на основании постановления главы администрации Амурской области от 15.12.1995 № 583).
Положения о вышеперечисленных заказниках и их границы определены постановлением Правительства Амурской области от 01.07.2016 № 291.
На основании постановления губернатора Амурской области от 27.12.2010 № 497 на территории Зейского и Магдагачинского районов образована охранная зона государственного природного заказника регионального значения «Усть-Тыгдинский».
Также, на основании постановления губернатора Амурской области от 26.03.2007 № 182 на территории Константиновского и Михайловского районов образована охранная зона государственного природного заказника регионального значения «Амурский».
В соответствии с постановлением губернатора Амурской области от 27.12.2010 № 498 на территории Серышевского района образована охранная зона
государственного природного заказника регионального значения «Воскресеновский».
Кроме того, на основании постановления главы администрации Амурской области от 30.12.2002 № 740 на территории Мазановского и Селемджинского районов образовано водно-болотное угодье областного значения «Альдикон», границы и положения о котором определены постановлением Правительства Амурской области от 01.07.2016 № 291.
На основании постановления губернатора Амурской области от 03.04.2015 № 141 на территории Архаринского и Бурейского районов образован природный парк областного значения «Бурейский». Границы и положение о парке утверждены указанным постановлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Из положений Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» следует, что под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ )каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
На основании изложенного, с учетом уточнений, просит:
- Обязать Правительство Амурской области (ИНН 2801123826, ОГРН 1072801009115 от 10.08.2007, местонахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 135) обеспечить финансирование мероприятий, проведение которых необходимо для получения документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков расположенных в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения, для предоставления в орган государственного кадастрового учета.
- Обязать управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области (ИНН 2801135236, ОГРН 1082801007541 от 27.08.2008, местонахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Первомайская, 39) представить в орган государственного кадастрового учета недвижимости документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, для постановки на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства следующих памятников природы областного значения:
- «Скобельцинская сопка»;
- «Иннокеньтевский сосновый бор»;
- «Буреинское Белогорье (утес обнажения известняка)»;
- «Болдыревские сосняки»;
- «Сопка Шапка»;
- «Кремневая сопка»;
- «Марушкины ворота»;
- «Сопка Дымо»;
- «Юхтинский сосновый бор»;
- «Малосазанские белые горы»;
- «Озеро Огорон»;
- «Устье реки Лучи»;
- «Гора Макит»;
- «Наскальные рисунки (писаницы) »;
- «Есауловский минеральный источник»;
- «Сосновый бор машиноиспытательной станции»;
- «Натальинский сосновый бор»;
- «Урочище Мухинка»;
- «Утес на реке Амур»;
- «Участок реки Чукан сосновый бор»;
- «Корсаковский кривун на реке Амур»;
- «Белая гора»;
- «Верненский сосновый бор»;
- «Бузулинская зеленая роща»;
- «Сосновый бор на реке Зея с. Бардагон»;
- «Леонтьевский сосновый бор»;
- «Молчановский сосновый бор»;
- «Игнашинский минеральный источник»;
- «Наскальные рисунки (Зейский район)»;
- «Гонжинский минеральный источник»;
- «Быссинский минеральный источник»;
- «Романовский сосновый бор»;
- «Орловская роща»;
- «Андреевская роща»;
- «Березовая роща в районе пионерского лагеря»;
- «Утес Кумарский на реке Амур»;
- «Горящие горы»;
- «Сосновый бор, правый берег реки Томь»;
- «Абайканский утес»;
- «Дагмарский утес»;
- «Джалиндинский утес»;
- «Сосновый бор сосновоборского совхоза»;
- «Гуликовский утес»;
- «Утес на реке Зея»;
- «Валуны, участок реки Огоджа»;
- «Озеро Осиновое»;
- «Озеро Ротанье»;
- «Озеро Гольянское»;
- «Компанейский»;
- «Монастырская роща»;
- «Нылгинский муравейник»;
- «Лотос Комарова».
- Обязать управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области (ИНН 2801135236, ОГРН 1082801007541 от 27.08.2008, местонахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Первомайская, 39) представить в орган государственного кадастрового учета недвижимости документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, для постановки на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства следующих заказников областного значения:
- «Амурский»;
- «Андреевский»;
- «Бекельдеуль»;
- «Березовский»;
- «Бирменский»;
- «Благовещенский»;
- «Верхне-Амурский»;
- «Верхне-Депский»;
- «Верхне-Завитинский»;
- «Воскресеновский»;
- «Гербиканский»;
- «Завитинский»;
- «Иверский»;
- «Имангра»;
- «Лопчинский»;
- «Магдагачинский»;
- «Мальмальта»;
- «Муравьевский;
- «Нижне-Норский»;
- «Олекменский»;
- «Симоновский»;
- «Смирновский»;
- «Ташинский»;
- «Токинский»;
- «Толбузинский»;
- «Ульминский»;
- «Улэгир»;
- «Урканский»;
- «Урушинский»;
- «Усть-Тыгдинский»;
- «Харьковский».
- Обязать управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области (ИНН 2801135236, ОГРН 1082801007541 от 27.08.2008, местонахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Первомайская, 39) представить в орган государственного кадастрового учета недвижимости документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, для постановки на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства водно-болотного угодья областного значения «Альдикон».
- Обязать управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области (ИНН 2801135236, ОГРН 1082801007541 от 27.08.2008, местонахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Первомайская, 39) представить в орган государственного кадастрового учета недвижимости документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, для постановки на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства природного парка областного значения «Бурейский».
- Обязать управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области (ИНН 2801135236, ОГРН 1082801007541 от 27.08.2008, местонахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Первомайская, 39) представить в орган государственного кадастрового учета недвижимости документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, для постановки на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства охранные зоны государственных природных заказников «Усть-Тыгдинский», «Воскресеновский», «Амурский» и памятника природы «Лотос Комарова».
- Установить ответчикам срок для добровольного исполнения решения суда - один год после вступления решения суда в законную силу.
Определением Благовещенского городского суда от 12 сентября 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство финансов Амурской области
Определением Благовещенского городского суда от 12 сентября 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено правительство Амурской области.
На судебное заседание не явился извещенный надлежащим образом представитель третьего лица – Министерство финансов Амурской области, просивший о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствии не явившегося третьего лица.
Согласно возражениям, представитель ответчика Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области считает исковые требования не подлежащими удовлетворению. В обосновании указал, что для совершения действий, требуемых в исковом заявлении, управлению необходимо провести землеустроительные работы. Указанные работы осуществляются специализированными организациями, имеющими в своем штате кадастровых инженеров, на возмездной основе. В соответствии с п. 1.5 Положения об управлении финансирование расходов на содержание управления, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном и областном бюджетах. Поскольку речь идет об ООПТ регионального значения, для проведения требуемых землеустроительных работ необходимо выделение управлению дополнительных средств на данные мероприятия с областного бюджета, которые в текущем, 2017 году не запланированы. В соответствие подп. «б» ч. 1 ст. 52 Устава Амурской области от 13.12.1995 г. № 40-ОЗ разработка проекта областного бюджета, а также проектов программ социально-экономического развития области возлагается на Правительство области, которому необходимо будет предусмотреть в проекте бюджета на 2018 год объем средств, требуемый для землеустроительных работ. Кроме того, даже при положительном решении о полном и достаточном финансировании необходимых землеустроительных работ, предполагаемый срок является недостаточным в связи с тем, что осуществление закупки услуг по проведению землеустроительных работ должно осуществляться с выполнением процедур, установленных ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Просит увеличить срок исполнения решения суда до трех лет.
Как следует из письменного отзыва представителя ответчика Правительство Амурской области, возражает против удовлетворения исковых требований, в обоснование указав, что каждое конкретно обязываемое действие должно согласовываться с требованиями земельного законодательства и иных правовых актов, регламентирующих возникающие правоотношения. Кроме того, должен быть разумный срок для исполнения требований заявителя, поскольку, например, затратным временным периодом является поиск исполнителей услуг для государственных нужд, планирование выделения бюджетных ассигнований и т.п. В этой связи полагаем отметить императивные положения пункта 2 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Как следует из письменного отзыва представителя третьего лица министерства финансов Амурской области, также возражает против удовлетворения исковых требований, просит учесть следующее. Руководствуясь статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. При принятии новых видов расходных обязательств или увеличении бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств необходимо учитывать существующие бюджетные ограничения и недостаточность собственных доходов области для полного обеспечения действующих расходных обязательств, в том числе социально значимых расходов бюджета, таких как оплата труда, социальные выплаты, расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, т.е. ограниченные возможностей областного бюджета.
В судебном заседании помощник прокурора г. Благовещенска на исковых требованиях с учетом уточнений настаивал, поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях.
Представитель ответчика Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области возражал против удовлетворения исковых требований, настаивал на позиции, изложенной в письменном отзыве.
Представитель ответчика правительства Амурской области возражал против удовлетворения исковых требований, настаивал на позиции, изложенной в письменном отзыве.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что в соответствии с поручением Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры от 07.08.2017 г. проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях.
В ходе проверки от 14.08.2017 г. установлено, что в настоящее время из перечисленных выше особо охраняемых природных территорий областного значения, на государственный кадастровый учет поставлен только памятник природы «Березовая роща в районе пионерского лагеря» расположенный в Ивановском районе.
Рассматривая требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора к Управлению по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Из положений Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» следует, что под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Границы зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), особо охраняемых природных территорий, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер (далее - реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав.
Из положений ст.ст. 56, 94 Земельного кодекса РФ следует, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и иными федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории.
Согласно п.п. 9,10 ч. 1 ст. 32 Федерального закона 218-ФЗ органы государственной власти обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
В силу ч. 16 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 указанной статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».
Согласно пункту 15 Правил в случае принятия федеральным органом государственной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения об установлении (изменении) границ особо охраняемой природной территории высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении (изменении) границ особо охраняемой природной территории.
В соответствии с пунктом 31 Правил обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам, предусмотренным пунктом 15 указанных Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства.
Направляемая в орган регистрации прав карта (план) объекта землеустройства должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации.
В Амурской области осуществление государственного надзора в области охраны и использования ООПТ областного значения при осуществлении государственного экологического надзора отнесено к полномочиям управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области (далее - Управление), Положение о котором утверждено постановлением губернатора Амурской области от 10.07.2008 №291.
Кроме того, в соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 2 Закона Амурской области от 07.10.2014 № 417-03 «Об особо охраняемых природных территориях Амурской области» на Управление возложены полномочия по ведению государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Поскольку в силу 3.2.1 Положения данный орган является уполномоченным на осуществление государственного управления и государственного контроля в области организации и функционирования ООПТ, деятельность которых направлена на охрану и воспроизводство животного мира, следовательно, обязанность по предоставлению в орган кадастрового учета необходимых документов для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, возложена на Управление.
Неисполнение Управлением требований вышеприведенных положений законодательства способствует тому, что органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, не предоставляют заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам сведения о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями пользования.
Кроме того, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о вышеуказанных особо охраняемых природных территориях и их охранных зонах с ограничениями режима их использования, может привести к нарушению требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанным с предоставлением заинтересованным лицам в собственность, аренду, пользование либо владение земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон и нарушением в связи с этим режима их использования.
Нарушения, допущенные Управлением влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, а также затрагивают интересы Российской Федерации в связи с нарушением установленного федеральным законодательством порядка организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, исковые требования и.о. Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав неопределенного круга лиц к Управлению по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области, Правительству Амурской области в части обязании поставить на кадастровый учет памятников природы регионального значения подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области о том, что установленный прокурором срок для исполнения решения суда в один год, суд считает заслуживающими внимание, поскольку, осуществление закупки услуг по проведению землеустроительных работ осуществляется с выполнением процедур, установленных ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В связи с этим, суд считает, что срок исполнения решения суда об обязании поставить на кадастровый учет памятников природы регионального значения, отвечающий требованиям разумности, составляет три года.
Рассматривая исковые требования и.о. Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав неопределенного круга лиц к правительству Амурской области суд находит их не подлежащими удовлетворению в виду следующего.
Согласно п. 2 ст. 83 БК РФ принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в решение о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. Вместе с тем принятие новых видов расходных обязательств допускается при соблюдении установленного в статье 83 БК РФ порядка.
В соответствии с Законом Амурской области от 07 июня 2007 года N 347-ОЗ О Правительстве Амурской области, Правительство Амурской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти области. Правительство области осуществляет на всей территории области исполнительно-распорядительную деятельность в соответствии с федеральным законодательством, законодательством области. Правительство области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать и официальные символы.
В соответствии с п.2 Полномочий Правительства – разрабатывает для представления губернатором области в Законодательное Собрание проект областного бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития области; п. 3 – обеспечивает исполнение областного бюджета и готовит отчет об исполнении областного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития области для представления их губернатором области в Законодательное Собрание.
Таким образом, Правительство Амурской области формирует проект бюджета, который утверждается Законодательным Собранием Амурской области при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Учитывая вышеизложенное, Правительство Амурской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в его полномочия не входит обеспечение финансирования мероприятий, которые не утверждены Законодательным органом Амурской области, следовательно, требования и.о. Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора к Правительству Амурской области об обеспечении финансирования мероприятий, проведение которых необходимо для получения документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков расположенных в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения, для предоставления в орган государственного кадастрового учета, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области (ИНН 2801135236, ОГРН 1082801007541 от 27.08.2008, местонахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Первомайская, 39) представить в орган государственного кадастрового учета недвижимости документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, для постановки на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства следующих памятников природы областного значения:
- «Скобельцинская сопка»;
- «Иннокеньтевский сосновый бор»;
- «Буреинское Белогорье (утес обнажения известняка)»;
- «Болдыревские сосняки»;
- «Сопка Шапка»;
- «Кремневая сопка»;
- «Марушкины ворота»;
- «Сопка Дымо»;
- «Юхтинский сосновый бор»;
- «Малосазанские белые горы»;
- «Озеро Огорон»;
- «Устье реки Лучи»;
- «Гора Макит»;
- «Наскальные рисунки (писаницы) »;
- «Есауловский минеральный источник»;
- «Сосновый бор машиноиспытательной станции»;
- «Натальинский сосновый бор»;
- «Урочище Мухинка»;
- «Утес на реке Амур»;
- «Участок реки Чукан сосновый бор»;
- «Корсаковский кривун на реке Амур»;
- «Белая гора»;
- «Верненский сосновый бор»;
- «Бузулинская зеленая роща»;
- «Сосновый бор на реке Зея с. Бардагон»;
- «Леонтьевский сосновый бор»;
- «Молчановский сосновый бор»;
- «Игнашинский минеральный источник»;
- «Наскальные рисунки (Зейский район)»;
- «Гонжинский минеральный источник»;
- «Быссинский минеральный источник»;
- «Романовский сосновый бор»;
- «Орловская роща»;
- «Андреевская роща»;
- «Березовая роща в районе пионерского лагеря»;
- «Утес Кумарский на реке Амур»;
- «Горящие горы»;
- «Сосновый бор, правый берег реки Томь»;
- «Абайканский утес»;
- «Дагмарский утес»;
- «Джалиндинский утес»;
- «Сосновый бор сосновоборского совхоза»;
- «Гуликовский утес»;
- «Утес на реке Зея»;
- «Валуны, участок реки Огоджа»;
- «Озеро Осиновое»;
- «Озеро Ротанье»;
- «Озеро Гольянское»;
- «Компанейский»;
- «Монастырская роща»;
- «Нылгинский муравейник»;
- «Лотос Комарова».
Обязать управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области (ИНН 2801135236, ОГРН 1082801007541 от 27.08.2008, местонахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Первомайская, 39) представить в орган государственного кадастрового учета недвижимости документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, для постановки на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства следующих заказников областного значения:
- «Амурский»;
- «Андреевский»;
- «Бекельдеуль»;
- «Березовский»;
- «Бирменский»;
- «Благовещенский»;
- «Верхне-Амурский»;
- «Верхне-Депский»;
- «Верхне-Завитинский»;
- «Воскресеновский»;
- «Гербиканский»;
- «Завитинский»;
- «Иверский»;
- «Имангра»;
- «Лопчинский»;
- «Магдагачинский»;
- «Мальмальта»;
- «Муравьевский;
- «Нижне-Норский»;
- «Олекменский»;
- «Симоновский»;
- «Смирновский»;
- «Ташинский»;
- «Токинский»;
- «Толбузинский»;
- «Ульминский»;
- «Улэгир»;
- «Урканский»;
- «Урушинский»;
- «Усть-Тыгдинский»;
- «Харьковский».
Обязать управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области (ИНН 2801135236, ОГРН 1082801007541 от 27.08.2008, местонахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Первомайская, 39) представить в орган государственного кадастрового учета недвижимости документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, для постановки на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства водно-болотного угодья областного значения «Альдикон».
Обязать управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области (ИНН 2801135236, ОГРН 1082801007541 от 27.08.2008, местонахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Первомайская, 39) представить в орган государственного кадастрового учета недвижимости документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, для постановки на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства природного парка областного значения «Бурейский».
Обязать управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области (ИНН 2801135236, ОГРН 1082801007541 от 27.08.2008, местонахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Первомайская, 39) представить в орган государственного кадастрового учета недвижимости документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, для постановки на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства охранные зоны государственных природных заказников «Усть-Тыгдинский», «Воскресеновский», «Амурский» и памятника природы «Лотос Комарова».
Установить срок для исполнения решения суда - три года после вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований к Правительству Амурской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья В.А.Фурсов
Решение в мотивированной форме изготовлено 13 ноября 2017 года.