ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-795/2013 от 13.08.2013 Осинского районного суда (Пермский край)

  Дело № 2- 795/2013

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

         13 августа 2013 года                                                                                              г. Оса

        Осинский районный суд Пермского края в составе:

 председательствующего судьи Дьячковой Т.Е.

 с участием помощника прокурора прокуратуры Осинского района Белова А.В.

 заявителя Б. и его представителей Н. и З., допущенных представлять интересы по определению суда от 13 августа 2013 года

 представителей органа, решение которого оспаривается, территориальной избирательной комиссии Осинского муниципального района председателя комиссии К. и А., действующей по доверенности от 12.08.2013 г.

 при секретаре       Устиновой Е.М.

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Осе гражданское дело по заявлению Б. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии       Осинского муниципального района,

 у с т а н о в и л:

      Б. 21 июля 2013 года в ТИК Осинского муниципального района представил на регистрацию документы кандидата на должность главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района, выдвинутого региональным отделением в Пермском крае политической партии «Российский общенародный союз».

 Решением ТИК Осинского муниципального района от 29 июля 2013 года № Б. было отказано в регистрации кандидата на должность главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района, выдвинутого региональным отделением в Пермском крае политической партии «Российский общенародный союз», в связи с тем, что заявителем фактически не был представлен документ, подтверждающий его выдвижение региональным отделением политической партии «Российский общенародный союз», поскольку представленная выписка из протокола общего собрания регионального отделения в Пермском крае политической партии «Российский общенародный союз», подписана С., то есть лицом, которое не являлось ни председателем, ни секретарем общего собрания, а также согласно официальным данным Управления юстиции по Пермскому краю С. не является руководителем избирательного объединения - председателем регионального отделения в Пермском крае политической партии «Российский общенародный союз»; не представил документ, необходимый в соответствии с п. 1.6 ст. 38 Федерального закона № 67 _ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» для регистрации кандидата - письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

      Б. обратился в суд с заявлением к территориальной избирательной комиссии       Осинского муниципального района, в котором просил:

      признать Решение Территориальной избирательной комиссии Осинского муниципального района от 29.07.2013 № «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района Б.» незаконным;

       восстановить нарушенные права Б., обязав территориальную избирательную комиссию Осинского муниципального района принять решение о регистрации Б. в качестве кандидата на должность главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района, мотивируя свои требования тем, что решение ТИК является незаконным и необоснованным, поскольку ТИК сделала вывод о не легитимности С., подписавшего выписку из протокола общего собрания регионального отделения в Пермском крае политической партии «Российский общенародный союз», на основании устаревшей информации, собственных субъективных мнений и предположений, ТИК не учла, что руководитель юридического лица (некоммерческой организации -регионального отделения политической партии) считается назначенным и приобретает соответствующие полномочия с момента принятия решения об избрании руководителя уполномоченным органом организации (общее собрание членов регионального отделения политической партии).

     Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий руководителя юридического лица с фактом внесения в государственный реестр таких сведений.

 Общее собрание членов регионального отделения в Пермском крае политической партии «российский общенародный союз», на котором было принято решение о назначении руководителем С., состоялось 29 июня 2013 года.

     Пакет необходимых документов был представлен на государственную регистрацию в Управление юстиции по Пермскому краю 10.07.2013 года, поэтому выводы ТИК о том, что С. не является руководителем избирательного объединения, не соответствуют фактическим обстоятельствам и ошибочны, поскольку основаны на устаревшей, непроверенной информации, которая была предоставлена избирательной комиссии задолго до представления документов избирательным объединением.

 Кроме того, ТИК незаконно сослалась в решении на отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района Б. на то, что Б. не было представлено уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не пользуется иностранными финансовыми инструментами. По утверждению Б. данное уведомление было представлено в ТИК 24.07.2013 года.

        В судебном заседании Б. и его представители З. и Н. на удовлетворении своих требований настаивали, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении.

       Представители ТИК Осинского муниципального района А. и К. требования Б. не признали. А. пояснила, что отказано Б. в регистрации на должность главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района на основании Закона, приведя в обоснование доводы, изложенные в возражении на заявление Б., из которых следует, что     при подаче Б. документов на регистрацию отсутствовали сведения о внесении соответствующей информации о регистрации С. в качестве лица, имеющего право представлять без доверенности интересы регионального отделения в Пермском крае политической партии «Российский общенародный союз», поэтому избирательная комиссия не могла посчитать документы, исходящие от данного избирательного объединения за подписью С., подписанными уполномоченным лицом. Кроме того, в тексте выписки из протокола общего собрания регионального отделения в Пермском крае политической партии «Российский общенародный союз» имеются противоречия, в них идет речь одновременно и об общем собрании и о заседании Совета регионального отделения. Также при предоставлении документов для регистрации на должность главы Осинского муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района Б. вместе с другими документами не было представлено письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не пользуется иностранными финансовыми инструментами, поскольку Б., заменив документ 27 июля 2013 года, сам исключил ранее внесенные в него уточнения и у комиссии не было оснований учитывать уведомление от 24.07.2013 года.

     Выслушав заявителя и его представителей, представителей территориальной избирательной комиссии, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым заявление Б. оставить без удовлетворения, суд приходит к выводу, что заявление Б. удовлетворению не подлежит.

 Судом установлено, что 21 июля 2013 года в ТИК Осинского муниципального района поступило заявление в письменной форме Б., выдвинутого региональным отделением в Пермском крае политической партии «Российский общенародный союз» о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района и представил документы о его выдвижении, в том, числе выписку из протокола общего собрания регионального отделения в Пермском крае политической партии «Российский общенародный союз» от 11 июля 2013 года о выдвижении его кандидатом      на должность главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района и копию Протокола № 1 общего собрания регионального отделения в Пермском крае политической партии «Российский общенародный союз» от 29 июня 2013 года.

      23 июля 2013 года Б. представил документы: первый финансовый отчет;

 Учет поступления и расходования денежных средств. Справку Сбербанка РФ об остатке денежных средств на специальном избирательном счете, договор об открытии специального избирательного счета.

      24 июля 2013 года Б. уточнил ранее поданные «Сведения о размере и об источниках     доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах», уведомив, что не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не пользуется иностранными финансовыми инструментами,

 ТИК Осинского муниципального района посчитала, что при подаче Б. документов на регистрацию, отсутствовали сведения о внесении соответствующей информации о регистрации С. в качестве лица, имеющего право представлять без доверенности интересы регионального отделения в Пермском крае политической партии «Российский общенародный союз», не могла посчитать документы, исходящие от данного избирательного объединения за подписью С., подписанными уполномоченным лицом.

      Проанализировав представленные по делу доказательства, суд соглашается с тем, что указанный спорный документ, в частности, выписка из протокола общего собрания регионального отделения в Пермском крае политической партии «Российский общенародный союз» от 11 июля 2013 года, которым было решено выдвинуть Б. кандидатом на должность главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района, не может считаться представленным.

      Указанная выписка из протокола подписана С., как указано в выписке, руководителем избирательного объединения.

      По утверждению заявителя и его представителей С. имел право подписать данную выписку, поскольку     по состоянию на 01.05.2013 года центральным аппаратом партии принято решение об отстранении от должности руководителя Г. 29 июня 2013 года состоялось общее собрание, на котором было принято решение о назначении руководителем С. и 29.07.2013 года в день принятия решения в отношении Б., у ТИК могла быть информация о прекращении полномочий прежнего руководителя Г. и процессе внесения изменения в реестр относительно полномочий нового руководителя С., но избирательная комиссия      воспользовалась информацией по состоянию на 01.06.2013 года, а не информацией, которая могла быть получена по запросу непосредственно из Управления юстиции по Пермскому краю.

     Однако данное утверждение несостоятельно и опровергается представленными доказательствами. Так, управлением юстиции России по Пермскому краю      на обращение     избирательной комиссии от 16 июля 2013 года № предоставлены сведения       о региональных и структурных подразделениях политических партий, поступивших в ТИК 26 июля 2013 года, что по состоянию на 11 июля 2013 года руководителем - председателем регионального отделения в Пермском крае политической партии «Российский общенародный союз» является Г..

      На день рассмотрения дела в суде доказательств, подтверждающих, что С. является руководителем избирательного объединения, что произведена регистрация изменений, касающихся его, как лица, имеющего право представлять интересы регионального отделения в Пермском крае политической партии «Российский общенародный союз» без доверенности, также не представлена.

 Ссылка заявителя и его представителей на то, что руководитель некоммерческой организации - политической партии считается назначенным и приобретает соответствующие полномочия с момента принятия решения об избрании руководителя     уполномоченным органом организации, не может являться основаниям для признания      незаконными действий ТИК в этой части принятия решения.

     В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона № 7 - ФЗ «О некоммерческих организациях» государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации. Изменения учредительных документов некоммерческой организации вступают в силу со дня их государственной регистрации. Изменения, вносимые в сведения, указанные в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», приобретают юридическую силу со дня их внесения в единый государственный реестр юридических лиц.

 Данный закон регулирует деятельность всех некоммерческих организаций, а также общественных объединений и политических партий.

 В силу п. 5 ст. 27 Федерального закона от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «о политических партиях», политическая партия, её региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения обязаны информировать уполномоченный орган или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении     сведений о политической партии, её региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.

      Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения указанных документов в том же порядке, что и решение о государственной регистрации политической партии или её регионального отделения.

     На момент подписания выписки из протокола от 11 июля 2013 года, которую подписал С., и подачи её в ТИК Осинского муниципального района, регистрации изменений в отношении С., как лица, имеющего право представлять без доверенности интересы регионального отделения в Пермском крае политической партии «Российский общенародный союз»      произведено не было.

     В силу п.п. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 12.01.2001 № 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

 Доказательств, что С. официально являлся 11 июля 2013 года, на момент подписания выписки из протокола общего собрания регионального отделения в Пермском крае политической партии «Российский общенародный союз»,     или что       является в настоящее время руководителем - председателем указанного регионального отделения, не представлено.

 Также выписка из протокола общего собрания регионального отделения в Пермском крае политической партии «Российский общенародный союз» от 11 июля 2013 года, обозрение которой было произведено в суде, содержит в себе сведения и об общем собрании, деятельность которого регламентирована ст. 35 Устава политической партии «Российский общенародный союз» и о заседании Политического Совета регионального отделения, деятельность которого регламентирована ст. 31 Устава политической партии «Российский общенародный союз».     Из содержания выписки не представляется возможным установить, что состоялось: общее собрание регионального отделения в Пермском крае политической партии «Российский общенародный союз» или заседание Политического Совета регионального отделения.

 При изложенных обстоятельствах, учитывая, что у ТИК Осинского муниципального района отсутствовали сведения о внесении     соответствующей информации о регистрации С. в качестве лица, имеющего право без доверенности представлять интересы     Регионального отделения в Пермском крае политической партии «Российский общенародный союз» и, соответственно, подписывать выписки из протоколов в качестве руководителя избирательного объединения, а также из представленной выписки невозможно было однозначно трактовать: на общем собрании регионального отделения в Пермском крае политической партии «Российский общенародный союз» или Политическим Советом регионального отделения выдвинут Б. в качестве кандидата на должность главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района, ТИК правомерно посчитала выписку из решения избирательного объединения о выдвижении Б. в качестве кандидата на должность главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района не представленной.

     Порядок организации и проведения выборов должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае регулируется Законом Пермского края от 13.03.2008 № 208 - ПК (ред. от 08.02.2013) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».

     Как было указано выше 23 июля 2013 года Б. представил в ТИК документы для регистрации кандидатом на должность главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района и 24 июля уточнил ранее поданные «Сведения о размере и об источниках     доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах», уведомив, что не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не пользуется иностранными финансовыми инструментами, Однако из текста поданного им уточнения не следует, в какой раздел (строку) «Сведений о размере и об источниках     доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах» вносятся эти сведения.

 Поскольку Приложением № 1 к Федеральному закону № 67 - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не предусмотрено возможности внесения этих сведений, ТИК правомерна посчитала, что сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах кандидата Б. с учетом поданных им изменений, оформлены с нарушением закона в части указания излишней информации.

 25 июля 2013 года Решением ТИК № в соответствии с п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67 - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч. 3 ст. 33 Закона Пермского края от 13.03.2008 № 208 - ПК (ред. от 08.02.2013) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», было постановлено направить Б. письменное уведомление с предложением исправить недостатки в оформлении представленных документов.

 27 июля 2013 года Б. во исполнение вышеуказанного решения заменил ранее представленные документы, оформленные с нарушением закона, в том числе:

 сведения о размере и об источниках     доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах по форме, установленной Приложением № 1 к Федеральному закону № 67 - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», исключив из них не предусмотренную Федеральным законом для данного уровня выборов информацию о супруге кандидата, а также не предусмотренную для внесения в указанный документ информацию о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

     Поскольку Б., заменив документ 27 июля 2013 года, сам исключил ранее внесенные в него     уточнения, так как они не вошли в текст документа, у ТИК не было оснований учитывать уведомление от 24.07.2013 года.

 В соответствии с п. 1.6 ст. 38 Федерального закона № 67 - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат представляет в организующую выборы избирательную комиссию вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) пользуется иностранными финансовыми инструментами. (п. 1.6 введен Федеральным законом от 07.05.2013 № 102 - ФЗ).

 Таким образом, указанное письменное уведомление должно представляться вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата.

 Судом установлено, что информацию о том, что он, заявитель, не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) пользуется иностранными финансовыми инструментами, Б. включил с целью уточнения ранее поданных сведений, отраженных в справке «Сведения о размере и об источниках     доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах» (л.д. 22).

 При изложенных обстоятельствах ТИК правомерно пришла к выводу, что письменное уведомление, которое необходимо было представить в соответствии с п. 1.6 ст. 38 Федерального закона № 67 - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Б. вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата,     представлено не было.

         Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является согласно п.п. «в» п. 24, п.п. «б» п. 25, п.п. «ж» п. 26 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации кандидата.

        Таким образом, учитывая, что избирательная комиссия правомерно      посчитала выписку из решения избирательного объединения о выдвижении Б. в качестве кандидата на должность главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района не представленной, при этом Б. также не     было подано в избирательную комиссию вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) пользуется иностранными финансовыми инструментами, при таких обстоятельствах       действия территориальной избирательной комиссии являются законными и правомерными при принятии ею решения об отказе в регистрации Б. в качестве кандидата на должность главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района.

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 261 ГПК РФ, суд

 р е ш и л :

      В удовлетворении заявления Б. :

  Признать Решение Территориальной избирательной комиссии Осинского муниципального района от 29.07.2013 № «Об отказе в регистрации кандидата Б.» незаконным.  Восстановить нарушенные права Б., обязав территориальную избирательную комиссию Осинского муниципального района принять решение о регистрации Б. в качестве кандидата на должность главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района, отказать.            На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения.

 Председательствующий судья                                   Т.Е. Дьячкова