Дело №2-7965/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Краснодар 11 января 2013 года
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Мохового М.Б.,
при секретаре Брыляковой К.О.,
с участием представителя заявителя Шаталова И.А.-Шаталова А.Б., доверенность от 24.10.11г.,
представителя заинтересованных лиц администрации МО г.Краснодар –Грудевой Ю.В., доверенность от 27.12.12г.,
департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО г.Краснодар-Коваленко Д.И., доверенность от 09.01.13г.,
Управления по жилищным вопросам администрации МО г.Краснодар-Костюк О.А., доверенность от 20.12.12г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шаталова И.А. о признании незаконным решений,
УСТАНОВИЛ:
Шаталов И.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и недействительным с момента принятия: действий Межведомственной комиссии по использованию жилого фонда Западного внутригородского округа г.Краснодара по принятию Акта № от 29.04.2009г. и Заключения № от 29.04.2009г.; Акта№ от 29.04.2009г. и Заключение № от 29.04.2009г.; Постановления администрации МО г.Краснодар № от 05.10.2011г.; Постановления администрации МО г.Краснодар № от 09.09.2011г.; Постановления администрации МО г.Краснодар от 04.09.2012г. № «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка в ЗВО г.Краснодара» и от 11.12.2012г. № «Об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по <адрес>».
В обосновании иска указал, что 11.08.2009г. администрацией МО г.Краснодар принято Постановление № «О дальнейшем использовании помещений многоквартирных домов по <адрес> в п.2 которого его обязывают осуществить, наряду с другими собственниками, своего жилища. Основанием его для принятия № является заключение Межведомственной комиссии по использованию жилого фонда при администрации ЗВО г.Краснодар от 29.04.2009г. за №.
06.08.2001г. письмом за № из Управления архитектуры и градостроительства г.Краснодар, 28.04.2007г. письмом за № из Департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей АМО г.Краснодар, 04.05.2007г. письмом за № из Департамента архитектуры и градостроительства АМО г.Краснодар -жильцов их МКД извещали о предполагаемом сносе.
14.04.2009г. письмом за № его представитель Шаталов А.Б. обратился к главе ЗВО г.Краснодар с просьбой известить заблаговременно о дате и времени работы Межведомственной комиссии по обследованию многоквартирного дома в <адрес> так как весной 2009г. обследование вышеуказанного дома проводилось, по его инициативе - специалистом Аксёновой М.П., которая провела профессиональное обследование многоквартирного дома №,литер «Ж» и согласно выводам в «Техническом обследовании строения» № от 09.2009г., - дом №литер «Ж» аварийным не является.
Тем не менее, предполагает что злонамеренно, их не известили заблаговременно о дате и времени работы Межведомственной комиссии, а сообщили о проведённом 29.04.2009г. обследовании впоследствии -письмом от 11.05.2009г. за №.
Таким образом, в нарушение п.7 Положения «О признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» утверждённого Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006г. - он, собственник жилого помещения, не был извещён и привлечён к работе Межведомственной комиссии, интересы его никто не представлял, он незаконно лишён был права участвовать в работе МВК и не имел возможности представить обоснованные возражения по признанию его дома подлежащим сносу - его права и свободы были нарушены в грубой форме.
Считает, что такие действия Межведомственной комиссии ЗВО незаконны.
08.12.2009г. он обратился с заявлением в Ленинский районный суд г.Краснодар о признании незаконным Постановления АМО г.Краснодар № от 11.08.2009г., а определением Ленинского районного суда г.Краснодар от 25.12.2009г., полученного мной 13.01.2010г. ему разъяснено право на разрешение спора в порядке искового производства.
05.10.2011г. Постановлением АМО г.Краснодар за № утверждена муниципальная адресная программа «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании город Краснодар на 2011-2012 годы», где в приложении № указывается аварийным МКД по ул<адрес>-полагаю незаконно.
09.09.2011г. принято Постановление АМО г.Краснодар за № «О развитии застроенной территории, ограниченной улицами <адрес>» -полагаю Постановление АМО г.Краснодар № незаконным.
В соответствии с письмами из Управления по жилищным вопросам АМО г.Краснодар от 07.09.2012г. № и из Департамента муниципальной собственности и городских земель АМО г.Краснодар от 02.10.2012 № г.Краснодар принято Постановление от 04.09.2012г. № «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка в ЗВО г.Краснодара» площадью 997 кв.м с кадастровым номером № по <адрес>(далее по тексту-Постановление от 04.09.2012г. №).
Ему вышеуказанный земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 23-АЛ № выданном Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 20.11.2012.
Считает, что Постановление от 04.09.2012г. № является незаконным и недействительным с момента принятия по следующим основаниям.
В соответствии со ст.49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе путём выкупа, допускается в только исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, размещением объектов гос. или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, а также с иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путём выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов РФ. Таким образом, принудительное изъятие земельного участка (выкуп) для размещения объектов гос. или муниципального значения допускается только при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Вместе с тем, Постановление от 04.09.2012г. № не содержит сведений о том, какие именно объекты планируется разместить на изымаемом земельном участке. Соответственно нет, и не может быть, в оспариваемом постановлении указаний на то, относятся ли такие объекты к объектам государственного или муниципального значения, соответствуют ли они существующему генеральному плану застройки.
Таким образом, Постановление от 04.09.2012г. № принято с существенными нарушениями закона и подлежит на этом основании отмене.
В судебном заседании представитель Шаталова И.А. уточненное заявление поддержал и просил его удовлетворить.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц просили отказать в его удовлетворении.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению.
Исходя из положений, содержащихся в ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Отказ от права на обращение в суд недействителен.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3,5-9 настоящей статьи.
В соответствии с п.п. 47-52 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ N47 от 28.01.2006 года, изданного в свою очередь, во исполнение полномочий, предусмотренных п.12 ст.12 и п.2 ст.57 ЖК РФ, на основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома непригодным к проживанию и подлежащим сносу, подлежащим реконструкции, либо о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц, или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Комиссия в 5-дневный срок направляет по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю.
На момент издания Постановления № от 11.08.09г. порядок признания дома аварийным регулировался "Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу", утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47 (далее - Положение о признании дома аварийным).
В соответствии с п.33 Положения о признании дома аварийным, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие, в частности, ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Положением установлен следующий порядок признания дома аварийным. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу (п. 42 Положения о признании дома аварийным).
В соответствии с ч.10 ст.32 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент издания постановления от 24.07.2006 N836) признание в установленном Правительством РФ о порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3,5-9 настоящей статьи.
Согласно п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ» в силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ применяются нормы частей 1-3,5-9 ст.32 ЖК РФ. При этом положения ч.4 ст.32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Судом установлено, что Шаталову И.А. принадлежит на праве собственности квартира № в доме, расположенном по адресу: <адрес> что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 23-АЛ № выданном 20.11.2012г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю(л.д.5). Истцом не представлено свидетельства о гос.регистрации права на земельный участок, расположенный под этим домом. Согласно выписке из ЕГРП от 19.09.12г. данные о правообладателе на данный земельный участок отсутствуют.
11.08.2009г. администрацией МО г.Краснодар принято Постановление № «О дальнейшем использовании помещений многоквартирных домов по <адрес>» которое обязывает осуществить собственниками снос своего жилища ввиду того, что данный дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Основанием его для принятия постановления № является заключение Межведомственной комиссии по использованию жилого фонда при администрации ЗВО г.Краснодар от 29.04.2009г. №.
О существовании данного постановления заявитель знал еще в 2009 году, что не отрицалось его представителем в судебном заседании, в связи с чем, им был пропущен срок для его обжалования, о котором было заявлено заинтересованной стороной. Уважительных причин данного срока у заявителя не имеется. Ссылки на то, что 08.12.2009г. он обращался с заявлением в Ленинский районный суд г.Краснодар о признании незаконным данного постановления, а определением суда от 25.12.2009г., полученного им ДД.ММ.ГГГГ заявление было оставлено без рассмотрения и разъяснено право на разрешение спора в порядке искового производства не могут служить основаниями к тому, что срок им не пропущен, так как прошло более 3-х лет.
Заявителем также пропущен 3-х месячный срок на обжалование постановлений администрации МО г.Краснодар № от 05.10.11г. и № от 09.09.11г., заключения Межведомственной комиссии по использованию жилого фонда при администрации ЗВО г.Краснодар Заключения № от 29.04.2009г. Акта № от 29.04.2009г. и Заключения № от 29.04.2009г., Акта№ от 29.04.2009г. Уважительных причин пропуска данного срока заявителем не представлено.
Требования о признании незаконным Постановления администрации МО г.Краснодар от 04.09.2012г. № «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка в ЗВО г.Краснодара» и от 11.12.2012г. № «Об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по <адрес> не подлежат удовлетворению, поскольку ссылки заявителя на то, что постановление № не содержит сведений о том, какие именно объекты планируется разместить на изымаемом земельном участке, являются несостоятельными. Действующее законодательство не обязывает указывать в данных постановлениях ссылки на то для чего происходит изъятие.
В связи с тем, что к установленному срокудом собственниками помещений снесён не был, для осуществления сноса силами и средствами МО г.Краснодар с целью, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, администрацией МО г.Краснодар 04.09.2012г. было вынесено оспариваемое постановление об изъятии для муниципальных нужд земельных участков в Западном округе г.Краснодара, среди которых было постановлено изъять и земельный участок, площадью 997 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. В ЕГРП были внесены соответствующие записи о наличии обременения. Затем, постановлением администрации МО г.Краснодар от 11.09.2012г. № были изъяты для муниципальных нужд жилые помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>,в т.ч. и квартира заявителя.
Письмами из Управления архитектуры и градостроительства г.Краснодар, из Департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей АМО г.Краснодар, из Департамента архитектуры и градостроительства АМО г.Краснодар -жильцов их МКД извещали о предполагаемом сносе.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в признании незаконным и недействительным всех вышеуказанных решений.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Шаталова И.А. признании незаконным решений -отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Краснодара в течение месяца.
Председательствующий: