дело № 2-796/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Будённовск 22 мая 2014 года
Будённовский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Лизак А.А.,
при секретаре Хоперия Н.В.,
с участием представителя заявителя - помощника Будённовского межрайонного прокурора Подберёзного Р.И.,
представителя Будённовского филиала ФГБУ «Управление «Ставропольмелиовдхоз» ФИО2, действующего на основании доверенности от 12.05.2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Будённовского межрайонного прокурора, в интересах неопределённого круга лиц, об оспаривании действий Будённовского филиала ФГБУ « Управление «Ставропольмелиоводхоз»,
У С Т А Н О В И Л:
Будённовский межрайонный прокурор обратился в Будённовский городской суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ, в котором указал, что Будённовской межрайонной прокуратурой проведена проверка в порядке ст. 10 ФЗ «О прокуратуре РФ», в ходе которой выявлены нарушения федеральных законов от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель», от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в деятельности Будённовского филиала федерального государственного бюджетного учреждения « Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю».
В силу положений ст.ст.2, 9.2 Закона № 7-ФЗ ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» является некоммерческой организацией созданной для выполнения работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти в различных сферах деятельности, осуществляет свою деятельность в соответствии с государственными заданиями и не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного задания оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительными документами, для граждан и юридических лиц за плату на одних условиях.
В соответствии со ст.ст. 1, 17,18, 29 Закона № 4-ФЗ мелиорация земель осуществляется в целях обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции; государственное управление в области мелиорации земель осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ; основным направлением деятельности в области мелиорации земель является организация эксплуатации государственных мелиоративных систем и отнесённых к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений; установление правил эксплуатации и содержание в исправленном состоянии мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений является прерогативой Министерства сельского хозяйства РФ, правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обязательны для всех юридических лиц.
Согласно п.п. 1.1, 1.2, 1.2.1, 1.2.6, 4.4.10 Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утверждённых 26.05.1998 года приказом министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, основными задачами эксплуатации оросительных систем являются: содержание их в исправном состоянии; распределение воды, изъятой из водных объектов, между водопотребителями в соответствии с установленными лимитами и графиками водоподачи; организация водопользования водопотребления использование водных объектов для обеспечения нужде водопотребителей. Организации, осуществляющие эксплуатацию оросительных систем, обязаны не допускать нарушение прав других водопользователей и водопотребителей, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам; содержать в исправном состоянии оросительную, коллекторно-дренажную и сбросную сеть, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранении аварийных и других чрезвычайных ситуаций; планы и графики проведения ремонтных работ на мелиоративных системах должны быть увязаны с графиками проведения сельскохозяйственных работ и согласованы с сельхозпроизводителями в случаях, затрагивающих их интересы.
В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 19.09.1997 года № 136 создано ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» с целью обеспечении необходимых условий для увеличения объёмов производства сельскохозяйственной продукции посредством организации технической эксплуатации государственных мелиоративных систем.
Согласно п.1.3, 1.4, 1.8, 2.5, 3.1, 3.2, 5.4 Уставу ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ, основной целью учреждения является создание необходимых условий для увеличения объёмов производства высококачественно сельскохозяйственной продукции; основными видами деятельности учреждения являются: организация технической эксплуатации государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, переданных учреждению в оперативное управление; подача воды в пункты выдела потребителям; обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с требованиями Закона № 117 – ФЗ.
Установлено, что государственное задание ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» заключается в следующем:
- подготовке мелиоративных систем к вегетационному периоду;
- в соблюдении правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно стоящих мелиоративных сооружений, содержание в исправленном состоянии объектов федеральной собственности;
- в определении потребности и участие в распределении водных ресурсов, забираемых из водных объектов для подачи их водопотребителям до пункта водовыдела ( в том числе на обводнение, подпитку рек, замочку каналов и т.д.)
Объём государственного задания филиала на 2014 год составляет 135,0 млн. куб.м.
Согласно информации и.о. директора ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» от ДД.ММ.ГГГГ № государственное задание ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» выполнено на уровне 0,5 млн.куб.м.
30.09.2013 года ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» направлены проекты договоров на транспортировку воды и расчёт обоснования платы за транспортировку воды.
Из содержания писем и.о. директора ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» от ДД.ММ.ГГГГ года №№, директора ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № и объяснений директора филиала ФИО3 следует, что участие в распределении водных ресурсов, забираемых из водных объектов, путём подачи водных ресурсов водопользователям до пунктов водовыдела не входит в государственное задание.
Вместе с тем, согласно государственному заданию ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» на 2014 год исполнение функций по обводнению и подпитке рек и водохранилищ, замочка каналов, поддержание горизонтов, вынужденные сбросы, переброс водных ресурсов другим областям и республикам, потери КПД каналов не является исчерпывающим перечнем в распределении водных ресурсов, забираемых из водных объектов для подачи потребителям до пункта водовыдела.
Также директор филиала ФИО3 пояснил, что при принятии планов внутрихозяйственного водопользования от водопользователей Будённовского района им разъяснялось водопользователям, что Будённовский филиал не может гарантировать подачу согласно планов и что для того, чтобы обеспечить подачу водных ресурсов в необходимом объёме следует заключать договоры на транспортировку воды.
Такая позиция руководства Филиала противоречит целям деятельности и государственному заданию ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз», которое заключается именно в участии ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» в распределении водных ресурсов, забираемых из водных объектов для подачи их водопотребителям.
Тогда как предложение о заключении договоров на транспортировку водных ресурсов до тех пор, пока государственное задание не выполнено Филиалом, противоречит положениям ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.
Согласно ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами юридические лица приобретают по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Прекращение права пользования водными объектами, приостановление или ограничение водопользования водных объектов осуществляется по основаниям и в порядке установленном ст.ст. 10, 41 Водного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, при наличии у юридического лица права пользования поверхностными водными объектами и отсутствия решения о прекращении права пользования водными объектами либо приостановлении или ограничении водопользования (принятого в установленном порядке) водопадача такому юридическому лицу не может быть прекращена.
Своими действиями администрация Филиала нарушает требования правовых актов, регламентирующих деятельность бюджетного учреждения, согласно положениям которых бюджетное учреждение не может оказывать платные услуги, связанные с основными целями его деятельности, в рамках государственного задания; организация, осуществляющая эксплуатацию гидротехнических сооружений обязана обеспечить их исправность, непрерывность эксплуатации и не допустить нарушения прав других водопользователей и водопотребителей.
27.01.2014 межрайонным прокурором руководителю ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, в том числе об устранении указанных выше нарушений закона.
Однако по результатам рассмотрения представления врио директора ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» (исх. № от 25.02.2014) не удовлетворены требования прокурора об обеспечении бесперебойного водоснабжения водопользователей водными ресурсами на территории Буденновского района по плану водопользования ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» на 2014 год независимо от наличия у водопользователей заключенных договоров на транспортировку водных ресурсов до момента исполнения в полном объеме государственного задания Филиалом.
Обеспечение бесперебойного водоснабжения водопользователей водными ресурсами на территории Буденновского района по плану водопользования ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» на 2014 год гарантировано ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» только при условии заключения водопо-требителями договора на оказание услуг по подаче воды.
Кроме того, в нарушение требований федерального законодательства администрацией Филиала осуществляются действия по понуждению водопользователей к заключению договоров транспортировки водных ресурсов, под предлогом необходимости обеспечения исправности гидротехнических сооружения, что является обязанностью ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз».
В силу положений п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга лиц и муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.
В связи с этим, Будённовский межрайонный прокурор просил суд:
- признать незаконными действия Буденновского филиала ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» по заключению договоров на оказание платных услуг по подаче воды в целях мелиорации с водопотребителями, имеющими право пользования водными объектами, до момента исполнения в полном объеме государственного задания ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз»;
- признать незаконными действия Буденновского филиала ФГБУ
«Управление «Ставропольмелиоводхоз» по понуждению водопотребителей Бу
денновского района, имеющих право пользования водными объектами, к заклю
чению договоров на оказание платных услуг по подаче воды водопотребителям в
целях мелиорации до момента исполнения в полном объеме государственного за
дания ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз»;
- обязать Буденновский филиал ФГБ «Управление «Ставропольмелио
водхоз» исполнять план водопользования ФГБУ «Управление «Ставропольме
лиоводхоз» на 2014 год независимо от наличия у водопользователей заключенных
договоров на транспортировку водных ресурсов до момента исполнения в полном
объеме, государственного задания ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз»;
В судебном заседании помощник Будённовского межрайонного прокурора Подберёзный Р.И. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель Будённовского филиала ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» ФИО2 заявленные прокурором требования не признал и пояснил, что согласно Приказу от 18.02.2013г. №79, Учреждение формирует и утверждает перечень платных услуг, самостоятельно определяет возможность оказания платных услуг, утверждает плату за оказание им услуг. Так как в Будённовском филиале постоянно идет техническое обслуживание каналов и т.п., а финансирования в настоящее время недостаточно, то Министерством сельского хозяйства и разработан порядок осуществления платных услуг, чтобы денежные средства направлялись на поддержание каналов в исправном состоянии. Помимо вышеизложенного представитель ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» ФИО2 пояснил, что, по их мнению, подача воды водопотребителю или непосредственно сельхозпроизводителю не входит в гос.задание, а в действиях Будённовского филиала ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» нет понуждения водопотребителей к заключению договоров, так как заключение договоров на поставку воды на платной основе предусмотрено действующим законодательством.
В связи с этим, Будённовский филиал ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Выслушав прокурора, представителя Будённовского филиала ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу положений ст.ст.2, 9.2 Закона № 7-ФЗ ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» является некоммерческой организацией созданной для выполнения работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти в различных сферах деятельности, осуществляет свою деятельность в соответствии с государственными заданиями и не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Согласно п.4 ст.9.2 ФЗ от 08.05.2010 года № 83-ФЗ (ред. 28.12.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определённых федеральными законами, в пределах установленного государственного оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительными документами, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Согласно утверждённому и.о. директора ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» ФИО1 государственному заданию Будённовского филиала ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» на 2013 год и плановый период 2014-2015 года, содержание работы Филиала, помимо прочего, заключается в подготовке мелиоративных систем к вегетационному периоду, в соблюдении правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно стоящих мелиоративных сооружений, содержание в исправном состоянии объектов федеральной собственности, в определении потребности и участие в распределении водных ресурсов, забираемых из водных объектов для подачи их водопотребителям до пункта водовыдела (в том числе на обводнение, подпитка рек, замочка каналов и т.д.).
Объём государственного задания Будённовского филиала ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» на 2014 года составляет <данные изъяты>,0 млн.куб.м.
Согласно ннформации и.о. директора ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» от ДД.ММ.ГГГГ № государственное задание ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» выполнено на уровне <данные изъяты> млн.куб.м.
Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ утверждённого и.о. директора ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» «Об утверждении перечня платных услуг и размера платы за оказываемые услуги» по государственной услуге «Эксплуатация государственных мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и другого государственного имущества, переданного учреждению в оперативное управление» утвердить подачу воды водопотребителям, подаваемую сверх установленного годового задания на платной основе.
Согласно пояснений директора Будённовского филиала ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» ФИО3, при принятии планов внутрихозяйственного водопользования от водопользователей Будённовского района им разъяснялось последним, что Филиал не может гарантировать подачу согласно планов, и что для того, чтобы обеспечить подачу водных ресурсов в необходимом объёме, следует заключать договоры на транспортировку воды. Предложение о заключение договоров на транспортировку воды до тех пор, пока государственное задание не выполнено Будённовским филиалом в полном объёме, противоречит положениям ст. 9.2 Закона №7-ФЗ «О некоммерческих ораганизациях». Вместе с тем, согласно ответа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по СК ФИО4, в действиях Буденновского филиала ФГБ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного п.3 ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся в предмету договора.
Кроме того, суд считает возможным применение приказа Министерства сельского хозяйства №79 от 18.02.2013 года «О утверждении Порядка определения платы за оказание федеральным государственным бюджетным учреждениям в области мелиорации, находящимся в ведении Минсельхоза России, гражданам и юридическим лицам услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности федерального государственного бюджетного учреждения», в части поставки воды водопотребителям на платной основе, только после выполнения государственного задания в полном объёме.
Таким образом, анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку Будённовским филиалом ФГБ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» были предприняты незаконные действия по заключению договоров на оказание платных услуг по подаче воды в целях мелиорации с водопотребителями и по понуждению к их заключению, до момента исполнения в полном объёме государственного задания.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 254-258, ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Будённовского межрайонного прокурора – удовлетворить.
Признать незаконными действия Будённовского филиала ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» по заключению договоров на оказание платных услуг по подаче воды в целях мелиорации с водопотребителями, имеющими право пользования водными объектами, до момента исполнения в полном объёме государственного задания ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз», а также по понуждению водопотребителей Будённовского района, имеющих право пользования водными объектами, к заключению договоров на оказание платных услуг по подаче воды водопотребителям в целях мелиорации до момента исполнения в полном объёме государственного задания ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз».
Обязать Будённовский филиал ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» исполнять план водопользования ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» на 2014 года независимо от наличия у водопользователей заключённых договоров на транспортировку водных ресурсов до момента исполнения в полном объёме государственного задания ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд в течение 1 (одного) месяца со дня вынесения мотивировочной части решения.
Мотивировочное решение суда изготовлено 27 мая 2014 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья А.А. Лизак
<данные изъяты>
<данные изъяты>