Дело № 2-796/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Суханова И.Н.
при секретаре Захаровой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 31 мая 2018 года гражданское дело по иску ФИО1 к УМВД России по Курганской области о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Кетовский районный суд Курганской области с иском к УМВД России по Курганской области о признании решения от 28.12.2017 об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца незаконным. В обоснование иска указано, что решением Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области от 28.12.2017 ФИО1 отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах». Копия решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца истцом не получена. Согласно письму ответчика от 28.12.2017 № 13/11196 в обоснование решения указано, что при подаче заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 указала, что, являясь членом семьи ФИО1, проживает совместно с ним. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости от 19.12.2017 ФИО2 на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>; основанием отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца является отсутствие обстоятельств для продления срока действия статуса вынужденного переселенца, указанных в пункте 110.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного приказом МВД России от 14.11.2017 № 853, а именно наличие в собственности у членов семьи вынужденного переселенца жилого помещения на территории Российской Федерации. Истец считает решение ответчика об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца незаконным и нарушающим права и законные интересы истца на продление срока действия статуса вынужденного переселенца и получение гарантий, предусмотренных для вынужденных переселенцев. ФИО2, которая по доверенности в интересах истца подала заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, приходится истцу матерью. Однако, на момент принятия ответчиком оспариваемого решения ФИО2 не являлась (и не является в настоящее время) членом семьи истца в значении понятия «член семьи вынужденного переселенца», определенного пунктом 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах». ФИО2 не проживала и не проживает совместно с истцом, не вела и не ведет с ним общее хозяйство. На момент принятия ответчиком оспариваемого решения ФИО2 постоянно проживала (и проживает в данный момент) по адресу: <адрес> ФИО1 с 2007 года по октябрь 2017 года постоянно проживал в <адрес>, с октября 2017 года по настоящее время постоянно проживает в <адрес>. На момент принятия ответчиком оспариваемого решения у истца не было членов семьи в значении понятия «член семьи вынужденного переселенца», определенного пунктом 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах». В настоящее время у истца таких членов семьи также нет. Просит признать незаконным решение Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области от 28.12.2017 об отказе ФИО1 в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области в лице Управления по вопросам миграции продлить ФИО1 срок действия статуса вынужденного переселенца с 28.12.2017 на установленный законом срок.
Истец ФИО1 в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по доводам, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика УМВД России по Курганской области ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать, пояснила, что 14.12.2000 ФИО2 обратилась в Территориальный орган Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ в Курганской области. 18.12.2000 Территориальным органом Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ в Курганской области ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) и ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) присвоен статус вынужденных переселенцев. ФИО1 (член семьи ФИО3) признан вынужденным переселенцем на основании решения от 18.12.2000. ФИО3 выдано удостоверение вынужденного переселенца от ДД.ММ.ГГГГ серия АБ №. В свидетельство № о регистрации ходатайства ФИО3 о признании вынужденным переселенцем внесен несовершеннолетний член семьи ФИО3 - сын ФИО1 В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. В период с 2005 года по 2012 год ФИО3 и с 2005 года по 2016 год ФИО1 продлялся срок действия статуса на 1 год по ее заявлениям. Приказом УФМС России по Курганской области от 27.12.2012 №ФИО3 в соответствии с протоколом № 5 от 10.12.2012 отказано н продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. 07.12.2016 ФИО2, действующая на основании доверенности от имени ФИО1, обратилась в УВМ УМВД России по Курганской области с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ФИО3 дала согласие на обработку своих персональных данных, в связи с чем в Росреестре запрошены выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимости. Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости от 19.12.2017 ФИО3 принадлежит жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> Необходимым условием для продления срока действия статуса вынужденного переселенца является одновременно наличие оснований, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия этого статуса, перечисленных в пункте 5 части 5 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах». 27.12.2017 УМВД России по Курганской области на основании пп. 1 п. 5 ст. 5 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», п. 110.1 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия (утв. Приказом МВД России от 14.11.2017 № 853) принято решение об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца, поскольку у членов семьи вынужденного переселенца, имеется в собственности жилое помещение на территории РФ.
Заслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (далее - Закон) вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Частью 1 статьи 3 Закона установлено, что лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (далее - ходатайство) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего нового пребывания.
Сведения о прибывших членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в свидетельство одного из родителей (ч. 4 ст. 3 Закона).
Статьей 5 Закона установлен порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем. Решение принимается соответствующим территориальным органом федерального органе исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности.
Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей (ч. 3 ст. 5 Закона).
Согласно ч. 4 ст. 5 Закона статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст. 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что 14.12.2000 ФИО3 обратилась в Территориальный орган Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ в Курганской области. 18.12.2000 Территориальным органом Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ в Курганской области ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) и ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) присвоен статус вынужденных переселенцев. ФИО1 (член семьи ФИО3) признан вынужденным переселенцем на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 выдано удостоверение вынужденного переселенца от ДД.ММ.ГГГГ серия АБ №. В свидетельство № о регистрации ходатайства ФИО3 о признании вынужденным переселенцем внесен несовершеннолетний член семьи ФИО3 - сын ФИО1
В период с 2005 года по 2012 год ФИО3 и с 2005 года по 2016 год ФИО1 продлялся срок действия статуса, на 1 год каждый раз, по заявлениям ФИО3
07.12.2016 ФИО3, действующая на основании доверенности от имени ФИО1, обратилась в УВМ УМВД России по <адрес> с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., указав, что сама является членом семьи ФИО1, проживает совместно с ним.
27.12.2017 УМВД России по Курганской области на основании пп. 1 п. 5 ст. 5 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», п. 110.1 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия (утв. Приказом МВД России от 14.11.2017 № 853) принято решение об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца ФИО1, в связи с тем, что член его семьи – мать ФИО3 является собственником жилого помещения на территории Российской Федерации (<адрес>, пом. 204).
Пунктом 5 ст. 5 Закона предусмотрено, что срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии совокупности установленных этим пунктом оснований, в том числе, если вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации.
Определение членов семьи вынужденного переселенца содержится в п. 3 ст. 1 Закона, согласно которому к членам семьи вынужденного переселенца относятся проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В оспариваемом решении ответчик указал, что ФИО1 является членом семьи собственника жилого помещения и имеет право пользоваться жилым помещением наряду с собственником. Такой вывод ответчиком сделан не на фактических обстоятельствах.
Истцом ФИО1 представлены доказательства, что постоянно по адресу: <адрес> он не проживает, жильем не обеспечен, в качестве члена семьи собственника ФИО3 в жилое помещение не вселялся, общего хозяйства с собственником жилого помещения ФИО3 не ведет. ФИО1 с 2007 года по октябрь 2017 года постоянно проживал в <адрес>, с октября 2017 года по настоящее время проживает в <адрес>, о чем представлены соответствующие справки, договоры на оказание услуг.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО3, мать истца, пояснила, что ФИО1 не проживает с ней, по адресу: <адрес>, пом. 204 с 2007 года, в заявлении о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца - ФИО1 написала, что является членом семьи ФИО1 и проживает совместно с ним, так как и ранее так писала и статус продлевался.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что ФИО1 не является членом семьи ФИО3 в понимании, указанном в части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 1 Закона, вместе они не проживают, совместного хозяйства не ведут, изменений фактических обстоятельств, в том числе жилищного обустройства истца, не произошло, государственная поддержка на обустройство в новом месте жительства ему не оказана.
Отказ в продлении статуса вынужденного переселенца лишает истца прав, установленных статьями 6, 7 Закона, в связи с чем оспариваемое решение УМВД России по Курганской области от 27.12.2017 не может быть признано законным.
При этом, требование о возложении обязанности на УМВД России по Курганской области продлить истцу срок действия статуса вынужденного переселенца удовлетворению не подлежит, поскольку суд не вправе совершать действия, которые входят в предмет компетенции другого государственного органа и тем самым исполнять его функции.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в части.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Учитывая, что ответчик освобожден от уплаты госпошлины на основании п. 19 ч. 1 ст.333.36 НК РФ, сумма госпошлины должна быть возмещена истцу за счет средств бюджета муниципального образования Кетовский район Курганской области.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к УМВД России по Курганской области о признании решения незаконным удовлетворить в части.
Признать незаконным решение УВМ УМВД России по Курганской области от 27.12.2017 об отказе ФИО1 в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Обязать УВМ УМВД России по Курганской области устранить допущенные нарушения прав ФИО1.
Возместить ФИО1 судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей за счет средств бюджета муниципального образования Кетовский район Курганской области.
Решение может быть обжаловано в Курганской областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение составлено 5 июня 2018 года.
Судья И.Н. Суханов