Дело № 2-796/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июня 2020 года. г. Ярославль
Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Филипповского А.В.,
при секретаре Постновой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Ярославля в защиту интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Ярославля о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Заместитель прокурора города Ярославля в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к мэрии города Ярославля, в котором с учетом уточнений просит обязать мэрию города Ярославля в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны №, расположенного по адресу: <адрес>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, а именно: оборудовать емкость для аварийного запаса воды люком для очистки; провести текущий ремонт защитного сооружения, в том числе выполнить покраску стен, восстановить систему водоснабжения защитного сооружения гражданской обороны.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города Ярославля по поручению прокуратуры Ярославской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере гражданской обороны. Проверкой установлено, что защитное сооружение гражданской обороны №, расположенное по адресу: <адрес>, не передано в аренду и не используется, вместимостью 178 человек, встроено в двухэтажный жилой дом, принято в эксплуатацию в 1952 г., находится в казне города Ярославля. В ходе проверки защитного сооружения гражданской обороны выявлены следующие нарушения: емкость для аварийного запаса воды не оборудована водомерным стеклом и люком для очистки, что является нарушением п. 3.2.21 Правил эксплуатации защитных сооружений № 583; не проводится текущий ремонт защитного сооружения гражданской обороны (требуется покраска стен), что является нарушением п. 3.2.1, п. 5.2.1, п. 5.2.2 Правил № 583; система водоснабжения защитного сооружения гражданской обороны находится в неудовлетворительном состоянии, что является нарушением п. 3.2.1 Правил № 583. В связи с указанными обстоятельствами возник настоящий иск.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Главное управление МЧС России по Ярославской области, Департамент строительства Ярославской области, МКУ «Центр гражданской защиты» - г. Ярославля.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора города Ярославля Брюзгина Т.А. исковые требования с учетом уточнений (л.д.31) поддержала в полном объеме, за исключением требований оборудовать емкость для запаса воды водомерным стеклом.
Представитель ответчика мэрии г. Ярославля по доверенности ФИО1 в судебном заседании иск не признала, поддержала письменный отзыв, согласно которому на территории города Ярославля находится 241 защитное сооружение гражданской обороны, для приведение в готовность которых необходимы денежные средства в размере 60,0 млн.рублей. Мэрией города Ярославля ежегодно на закупку оборудования и ремонт защитных сооружений жилой зоны города планировались и осваивались денежные средства в размере 300-600 тыс.рублей. В настоящее время продолжается работа по переводу убежищ, расположенных на территории города Ярославля, в укрытия. Органами городского самоуправления принимаются меры, направленные на приведение в готовность существующего фонда защитных сооружений с учетом выделяемых средств (л.д.23).
Представители третьих лиц ГУ МЧС России по Ярославской области, Департамента строительства Ярославской области, МКУ «Центр гражданской защиты» - г. Ярославля в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Представитель третьего лица КУМИ мэрии города Ярославля в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основной задачей в области гражданской обороны является, в том числе, предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (ст. 2 ФЗ от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ задачами в области гражданской обороны являются предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, а также обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичное требование закреплено п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Ярославля в ходе проверки соблюдения мэрией города Ярославля требований законодательства, регулирующего вопросы гражданской обороны установлено, что защитное сооружение гражданской обороны №, расположенное по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности.
Ответчиком мэрией города Ярославля в нарушение п. 3.2.1, п. 3.2.21, п. 5.2.1, п. 5.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. приказом МЧС РФ от 15.12.2002 г. № 583, не обеспечена готовность вышеуказанного защитного сооружения к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, а именно:
- в нарушение п. 3.2.21 Правил емкость для аварийного запаса воды не оборудована водомерным стеклом и люком для очистки,
- в нарушение п. 3.2.1, п. 5.2.1, п. 5.2.2 Правил не проводится текущий ремонт защитного сооружения гражданской обороны (требуется покраска стен),
- в нарушение п. 3.2.1 Правил система водоснабжения защитного сооружения гражданской обороны находится в неудовлетворительном состоянии.
В силу ст. 7 ФЗ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ федеральные органы исполнительной власти в области гражданской обороны принимают нормативные акты в области гражданской обороны и контролируют их выполнение.
Согласно с п. 14 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» министерство Российской Федерации по делам ГО и ЧС принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию.
В соответствии с требованиями п. 2 Порядка содержания и использования ЗС ГО в мирное время, утв. приказом Министерства по ГО и ЧС от 21.07.2005 г. № 575 содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО.
В соответствии с положениями п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. приказом МЧС РФ от 15.12.2002 г. № 583 при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей, ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования.
Несоблюдение указанных требований законодательства влечет также нарушение требований ст. 2 федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в соответствии которой противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах: обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, минимизации последствий проявлений терроризма.
Обеспечение надлежащего функционирования защитных сооружений гражданской обороны, приведет к минимизации последствий, в том числе, от проявления угроз террористического характера.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
В настоящее время защитное сооружение гражданской обороны №, расположенное по адресу: <адрес> относится к типу «убежище», его статус не изменен, в связи с чем требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению.
На основании ч. 2 ст.206 ГПК РФ суд устанавливает срок для выполнения работ по обеспечению готовности защитного сооружения гражданской обороны № к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Указанный срок является разумным и достаточным с учетом объема и сложности работ и соблюдает баланс интересов истца и ответчика.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск заместителя прокурора города Ярославля удовлетворить.
Обязать мэрию города Ярославля в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны №, расположенного по адресу: <адрес>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, а именно: оборудовать емкость для аварийного запаса воды люком для очистки; провести текущий ремонт защитного сооружения, в том числе выполнить покраску стен, восстановить систему водоснабжения защитного сооружения гражданской обороны.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через данный районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Филипповский А.В.