Дело № 2-796/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 марта 2014 года город Рубцовск
Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Смирновой С.А.,
при секретаре Кирилловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1, ФИО2, к администрации города Рубцовска Алтайского края о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановки на учет,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику об обязании включить их в очередь на участие в программе «Молодая семья». В обоснование требований указали, что *** ответчиком было отказано истцам в постановке на учет в качестве претендентов на участие в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в городе Рубцовске» на 2011-2015 годы. Истцы подали ответчику заявление о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с приложением всех необходимых документов, в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 210 годы», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285. Таким образом, МУК «Управлении культуры, спорта и молодежной политики» г. Рубцовска Алтайского края, исключая истцов из списка молодых семей - участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в городе Рубцовске» на 2011-2015 годы, нарушило права истцов, в связи с чем, они вынуждены обратиться в суд. Истцы просили обязать ответчика включить их в очередь на участие в программе «Молодая семья».
Впоследствии истцы предоставили уточненное исковое заявление, в котором просили признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий, включит в список регистрационного учета молодых семей - претендентов на участие в программе «Молодая семья».
Истец ФИО2, представитель истца ФИО3 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.
Истец ФИО1 в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте извещен в установленном законом порядке, предоставил заявление в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - администрации города Рубцовска Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав истца, представителя истца, свидетеля, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч.2 ст. 2 Закона Алтайского края от 09.12.2005 №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Согласно ч.2 ст.3 Закона Алтайского края от 09.12.2005 №115-ЗС, признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
На основании ч.1, п.6. ч.2 ст.4 указанного Закона Алтайского края принятие на учет нуждающихся в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - принятие на учет) осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных ими по месту своего жительства. К заявлению о принятии на учет прилагаются: справка органа, уполномоченного в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о сделках в отношении жилых помещений, земельных участков, предоставляемых для строительства жилого дома, совершенных заявителем и членами его семьи за пятилетний период, предшествующий подаче заявления.
Согласно ч.4 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с целевой программой «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в городе Рубцовске на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 25.04.2011 № 1394 участником программы может быть «молодая семья», в том числе неполная «семья», состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет, «семья» признана нуждающейся в жилом помещении, наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п.п. 8, 9 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в городе Рубцовске на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением администрации города Рубцовска Алтайского края от 25.04.2011 № 1394 под нуждающимися в жилых помещениях, понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ***, а также молодые семьи, признанные администрацией города Рубцовска Алтайского края по месту их постоянного места жительства нуждающимися в жилых помещениях после *** по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Для признания нуждающимися в жилых помещениях, «молодая семья» подает в Администрацию города Рубцовска Алтайского края заявление и пакет документов, согласно п.2 статьи 4 Закона Алтайского края от 09.12.2005 №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма». Порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются Администрацией Алтайского края.
В п.19 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в городе Рубцовске на 2011-2015 годы» перечислены документы, которые прилагаются гражданами к заявлению о занесении в список регистрационного учета.
Судом установлено, что семья истцов состоит из 3-х человек
Из пояснений, истца, а также представленных в материалы дела документов усматривается, что на момент подачи иска в суд семья истцов К-вых своего жилья в собственности не имеют, проживают в жилом доме, расположенном по адресу: ..., общей площадью *** кв.м., принадлежащем на праве собственности В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ***. Согласно выписке, из домовой книги от ***, в указанном жилом помещении зарегистрированы 5 человек
Сведения о принадлежности ФИО1, ФИО4 жилых помещений на праве собственности отсутствуют, что подтверждается: справками ФГУП «Ростехинентаризация-Федральное БТИ» филиал по Алтайскому краю о наличии (отсутствии) домовладения от *** .
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Алтайского края № 115-ЗС от 09.12.2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с решением Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 27.11.2006№441 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена учетная норма площади (минимального размера) жилого помещения в городе Рубцовске - 12 кв.м. общей площади.
*** истец ФИО2 обратилась в Администрацию г. Рубцовска с заявлением о внесении в список молодых семей претендентов на участие в городской целевой программе «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в городе Рубцовске на 2011-2015 годы», и предоставлением необходимых документов.
Письменным ответом главы Администрации г.Рубцовска Алтайского края от *** истцам отказано во включении в вышеуказанную программу. Основанием для отказа послужили действия по изменению места регистрации, чем намеренно ухудшил свои жилищные условия.
Согласно ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в случаях, если: граждане не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; граждане являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, но обеспечены общей площадью жилого помещения на одного человека семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичная норма содержится в ст.6 Закона Алтайского края №115-ЗС от 09 декабря 2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Исследовав и оценив представленные в дело документальные доказательства, суд, умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий со стороны ФИО1. ФИО2 не усматривает.
Как следует из материалов дела, в период с *** по *** ФИО2, была зарегистрирована в жилом доме по ... в г.Рубцовске, общей площадью *** кв.м., принадлежащем на праве общей совместной собственности А., Е., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ***, выпиской из домовой книги дома от ***. В указанном жилом помещении были зарегистрированы 5 человек, в том числе ФИО2
Таким образом, до перемены места жительства обеспеченность общей площадью жилого помещения ФИО2, ФИО1 превышала учетную норму, установленную решением Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 27.11.2006 № 441, и не позволяла им рассчитывать на положительное решение вопроса о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятии на регистрационный учет молодых семей в качестве нуждающихся в жилом помещении (по адресу: ... в г.Рубцовске. приходилось на одного человека ***; по адресу: ... в г.Рубцовске, приходилось на одного человека ***).
Вместе с тем, необходимо учитывать, что ухудшение жилищных условий должно носить умышленный характер, т.е. совершая данные действия, лица осознают либо должны осознавать, что в результате они ухудшают свои жилищные условия. Следует иметь в виду, что, в соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Совершая юридически значимые действия, в результате которых ухудшаются жилищные условия, лица должны действовать разумно и добросовестно, оценивая последствия своего поведения, в том числе и возможность уменьшения обеспеченности общей площадью жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что с момента заключения брака *** ФИО1, ФИО2 стали проживать в доме родителей ФИО1 в г.Рубцовске .
При таких данных следует отметить, что объем жилищных прав истцов в отношении жилых помещений, где они ранее были зарегистрированы, и жилого помещения, в котором они зарегистрированы на момент обращения за постановкой на очередь, не изменился, поскольку, *** истцы создали собственную семью, имеют право на совместное проживание в одном жилом помещении.
По мнению суда, обязанного в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценивать все представленные сторонами доказательства в совокупности, из представленных истцами доказательств следует, что согласно свидетельству о заключении брака, истцы являются молодой семьей, т.к. возраст супругов не превышает 35 лет и по смыслу закона, являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку сведений о наличии каких - либо жилых помещений, принадлежащих на праве собственности и ином праве пользования в г. Рубцовске истцам, в материалы дела не представлено.
Доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, ответчиком в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
В силу ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Изложенное свидетельствует о незаконности действий ответчика, отказавшего истцам в признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в список молодых семей-претендентов на участие в вышеуказанной Программе.
Суд считает отказ Администрации г.Рубцовска Алтайского края незаконным, поскольку он основан на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Таким образом, истцы, не являющиеся нанимателями какого либо жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, имеющие право пользования жилым помещением, основанное на их же праве собственности, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации являются нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Принятие на регистрационный учет молодых семей в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется Администрацией города Рубцовска либо уполномоченным ею органом на основании заявления о принятии на учет в качестве претендентов на участие в городской целевой программе «Обеспечения жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в городе Рубцовске на 2011-2015 годы». В данной городской целевой программе перечислены документы, которые прилагаются гражданами к заявлению о занесении в список регистрационного учета. Такие документы были истцами представлены в жилищный комитет Администрации г. Рубцовска.
Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53настоящего Кодекса срок.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, для отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поэтому суд считает подлежащими удовлетворению требования истцов о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий как молодая семья.
На основании изложенного, заявленные истцами требования о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязании Администрацию города Рубцовска поставить их на регистрационный учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по программе «Обеспечение жильем и улучшение жилищных условий молодых семей в г.Рубцовске на 2011-2015 гг.» подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, удовлетворить.
Признать ФИО1, ФИО2, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию города Рубцовска поставить ФИО1, ФИО2, на регистрационный учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по программе «Обеспечение жильем и улучшение жилищных условий молодых семей в г.Рубцовске на 2011-2015г.г.».
Взыскать с администрации города Рубцовска в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины .
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд.
Судья С.А. Смирнова