ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-796/2021 от 20.04.2021 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

№ 2-796/2021

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

20 апреля 2021 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Раенгулова А.Б.,

при секретаре судебного заседания Гасымовой В.А.к.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО Почта России-филиал УФПС ЯНАО о признании незаконным бездействия в не рассмотрении претензии,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к АО Почта России-филиал УФПС ЯНАО о признании незаконным бездействия в не рассмотрении претензии. В обоснование заявленных требований указал, что ответчик нарушает его конституционные права, выразившееся в том, что при направлении ответчику претензии об утрате писем и выплает компенсации, ответ на претензию дан истцу свыше 30-дневного срока установленного федеральным законом «О почтовой связи» В связи с чем истец просит взыскать с ответчика в качестве компенсации морального вреда 3 000 рублей.

Истец в судебном заседании посредством видео-конференц-связи уточнил иск, указал, что бездействием истца нарушены в том числе его права как потребителя, в этой связи просит компенсировать ему моральный вред в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» на сумму 5 000 рублей, а также судебные расходы в виде почтовых расходов на сумму 103 рубля.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом по последнему известному месту жительства, в связи с чем, считает его уведомлённым надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Истец, заявляя свои требования, исходит из того, что является потребителем услуг почтовой связи, при этом ответчиком нарушены его права как потребителя в связи с нарушением сроков оператором почтовой связи предоставления ответа в письменной форме в установленные законом срока.

Основываясь на факте нарушения его прав как потребителя, истец со ссылкой на нормы действующего законодательства заявляет о компенсации морального вреда.

Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, в первую очередь определяет Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".

В числе прочего названный законодательный акт регламентирует порядок подачи пользователями услуг связи жалоб (предъявления претензий) и устанавливает правила их рассмотрения операторами связи. При этом пунктом 4 статьи 55 ФЗ "О связи" предусмотрен обязательный досудебный порядок предъявления претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи.

Отношения в области почтовой связи помимо ФЗ "О связи" регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи".

По спорам, связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением оператором почтовой связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, претензия подлежит рассмотрению и потребителю должен быть предоставлен ответ в письменной форме в следующие сроки (п. п. 7, 8 ст. 55 Закона N 126-ФЗ; ч. 4 ст. 37 Закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ): на претензии, связанные с почтовыми отправлениями и почтовыми переводами денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней; в остальных случаях - в течение 30 дней. В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.

По делу установлено, что истец обращался к ответчику с претензией от 30.11.2020 по поводу ненадлежащего оказания услуг почтовой связи, ответ на которую направлен ответчиком в письменном виде 09.02.2021.

Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг); объем права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов; механизм реализации указанных прав регулируются Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1 (последующими изменениями и дополнениями).

Из абзаца первого преамбулы Закона о защите прав потребителей следует, что данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Потребителем согласно абзацу третьему преамбулы признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Статьей 15 названного Закона установлено, что вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, причинителем вреда подлежит компенсации моральный вред при наличии его вины.

Таким образом, обязательным условием для компенсации морального вреда по Закону «О защите прав потребителей» является установленный факт нарушения прав потребителя, что, также отражено и в п. 45 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".

АО «Почта России» является оператором почтовой связи и оказывает услуги почтовой связи на территории Российской Федерации.

Между тем по делу не установлено факта нарушения ответчиком прав истца как потребителя при оказании услуги, поскольку установленный нормами Закона N 126-ФЗ; Закона N 176-ФЗ порядок рассмотрения претензии, необходим для соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, и, в случае его неразрешения, дальнейшей возможности обращения потребителя услуги в суд с иском к оператору связи (ч. 4 ст. 3 ГПК РФ; п. п. 4, 9 ст. 55 Закона N 126-ФЗ). Нарушение сроков в даче ответа на претензию не препятствует потребителю услуги обращению в суд за защитой нарушенного права при оказании услуг, либо каким-то иным способом нарушает его права.

Таким образом, оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении иска ФИО1 к АО Почта России-филиал УФПС ЯНАО о признании незаконным бездействия в нерассмотрении претензии, компенсации морального вреда.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Судья А.Б. Раенгулов