Дело № 2-796/2021
04RS0007-01-2021-000041-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2021 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Урбашкиевой Э.К., при секретаре Цыцыковой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах Янцижиной Г.И. , Бадериной Н.В. к ПАО ТГК-14 о признании незаконными действий, признании расчета корректировки платы за отопление не соответствующим требованиям законодательства, возложении обязанности произвести перерасчет, исключить из лицевого счета суммы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Улан-Удэ в интересах Янцижиной Г.И., Бадериной Н.В. обратился в суд с иском к ПАО ТГК-14, в котором просил признать недействительным Акт от ***. № ... вывода из коммерческого учета узла учета тепловой энергии по линии горячего водоснабжения <данные изъяты>, заводской № ..., установленного по адресу <адрес> признании расчета корректировки платы за отопление, произведенного ответчиком за период с ***. по ***., не соответствующим требованиям законодательства, обязать произвести расчет платы за период с ***. по ***. с учетом показаний узла учета тепловой энергии по линии горячего водоснабжения, обязать ответчика исключить из лицевого счета № ..., открытого по адресу <адрес>, сумму оплаты за отопление, доначисленную по результатам произведенной корректировки платы за отопление за период с ***. по ***. в размере 8 596,87 руб., исключить из лицевого счета № ..., открытого по адресу <адрес>, сумму оплаты за отопление, доначисленную по результатам произведенной корректировки платы за отопление за период с ***. по ***. в размере 8 265,84 руб..
В обоснование иска указал, что прокуратурой Советского района г. Улан-Удэ проведена проверка в деятельности филиала «Теплоэнергосбыт Бурятия» ПАО «ТГК-14», в ходе которой выявлены нарушения законодательства, допущенные при начислении платы за отопление жильцам многоквартирного дома № ... по <адрес>
В указанном многоквартирном доме (далее – МКД) - открытая система горячего водоснабжения. Общедомовой прибор учета (далее - ОДПУ) учитывает общий объем потребленной домом тепловой энергии, а также объем тепловой энергии на горячее водоснабжение (далее - ГВС). Объем тепловой энергии, затрачиваемой на горячую воду, учитывается расходомером, входящим в состав ОДПУ. ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя принят на коммерческий учет ***., поверка произведена ***..
С ***. по настоящее время преобразователь расхода, учитывающий объем тепловой энергии на ГВС, входящий в состав узла учета тепловой энергии, на коммерческом учете не состоит, и расчет потребленной тепловой энергии по нему не производится ввиду вывода из коммерческого учета на основании Акта вывода из коммерческого учета от ***. № ...
В ***. ответчиком жильцам указанного дома, включая Янцижину Г.И., Бадерину Н.В., произведена корректировка размера платы за отопление за период с ***. по ***. на общую сумму 551 101,4 руб. в сторону доначисления: Янцижиной Г.И. в сумме 8 265,84 руб., Бадериной Н.В. в сумме 8 596,87 руб..
Проверкой установлено, что объем тепловой энергии, потребленной на горячую воду, за период с ***. по ***. ответчик рассчитал, исходя из норматива на услугу ГВС, поскольку преобразователь расхода по системе ГВС на коммерческий учет не принят.
Следствием отсутствия раздельного учета тепловой энергии, потребленной домом на услугу отопления и на ГВС, является то, что при корректировке платы за отопление применяется расчетный способ определения объема тепловой энергии, затраченной на отопление.
Остаток тепловой энергии, то есть тепловые потери в системе ГВС, фактически суммируются с объемом потребления тепловой энергии на отопление, как в отопительный период, так и в межотопительный период. Тем самым увеличивается действительный расход тепловой энергии, приходящейся на отопление в МКД.
Проверка установила, что преобразователь расхода, учитывающий объем тепловой энергии на ГВС, входящий в состава узла учета тепловой энергии дома № ... по <адрес>, находился с ***. и находится по настоящее время в технически исправном состоянии, производит учет всех необходимых показателей, пломбы на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, сохранны.
В Акте вывода из коммерческого учета от ***. причины вывода из строя узла учета тепловой энергии по линии ГВС не указаны.
Таким образом, расчет объема тепловой энергии, потребленной на услугу ГВС, за период с ***. по ***., произведенный ответчиком, исходя из норматива на услугу ГВС, является неправомерным.
В связи с этим недостоверно определен объем тепловой энергии, потраченной на нужды отопления МКД, и, как следствие, сумма оплаты за отопление, начисленная жильцам дома по результатам произведенной корректировки.
В связи с нарушениями, допущенными ответчиком при расчете корректировки платы за отопление, потребители были лишены возможности оплатить коммунальные услуги, исходя из размера фактически потребленной тепловой энергии.
В ходе судебного разбирательства истцом были уточнены исковые требования, истец просил: 1) признать незаконными действия ответчика в части вывода из коммерческого учета узла учета тепловой энергии по линии <данные изъяты>, заводской № ..., установленного по адресу <адрес>
2) признать расчет корректировки платы за отопление, произведенный ответчиком за период с ***. по ***., не соответствующим требованиям законодательства, обязать произвести расчет платы за период с *** по ***. с учетом показаний узла учета тепловой энергии по линии ГВС,
3) обязать ответчика исключить из лицевого счета № ... открытого по адресу <адрес>, сумму оплаты за отопление, доначисленную по результатам произведенной корректировки платы за отопление за период с ***. по ***. в размере 7 409,16 руб., исключить из лицевого счета № ..., открытого по адресу <адрес>, сумму оплаты за отопление, доначисленную по результатам произведенной корректировки платы за отопление за период с ***. по ***. в размере 7 130,01руб..
В судебном заседании представители истца Бадмацыренова Ю.С., Базарова Э.С. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме. Суду пояснили, что в доме № ... по ул. <адрес> установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии <данные изъяты> который определяет количество всей тепловой энергии, поступившей в дом, а также количество тепловой энергии, затраченной на услугу ГВС.
При этом в составе <данные изъяты> имеется преобразователь расхода (расходомер), который учитывает не только расход теплоносителя (горячей воды) в кубометрах, но также и показывает (определяет) количество тепловой энергии, затраченной на услугу ГВС, в гигакалориях.
Количество тепловой энергии, затраченной на услугу отопления, определяется следующим образом: количество тепловой энергии, поступившей в дом (по показаниям ОДПУ на общем вводе) минус количество тепловой энергии, затраченной на услугу ГВС (по показаниям преобразователя расхода в гигакалориях).
Ответчик необоснованно вывел из коммерческого учета по Акту от ***. преобразователь расхода, учитывающий объем тепловой энергии на услугу ГВС в гигакалориях, входящий в состав узла учета тепловой энергии. И, как следствие, необоснованно определяет количество тепловой энергии на услугу ГВС расчетным способом, а именно, умножает количество потребленной по ИПУ горячей воды на норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды, тогда как ответчик должен был взять количество тепловой энергии, затраченной на услугу ГВС, по показаниям преобразователя расхода, который все это время был технически исправным. Законных оснований для вывода его из коммерческого учета не имелось.
Вследствие этого жильцам указанного дома Янцижиной, Бадериной по итогам корректировки за год доначислены значительные суммы в плате за отопление.
Представитель ответчика по доверенности Пурбуев З.Б. иск не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве. Суду пояснил, что для определения количества тепловой энергии, затраченной на услугу ГВС, следует руководствоваться абзацем 8 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г., а иного способа, иной формулы в данном случае Постановление № 354 и в целом законодательство не предусматривает.
Количество тепловой энергии на услугу ГВС они определяют следующим образом: количество потребленной жильцами горячей воды по показаниям ИПУ (в тех квартирах, где есть ИПУ) + количество потребленной горячей воды, исходя из норматива потребления ГВ (в тех квартирах, где нет ИПУ), умножить на норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды. Для этого РСТ РБ и установлен норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.
Постановлением № 354 установлена специальная норма как раз для такого случая, а так, как считает истец и третье лицо УМЖИ, нигде законодательно не предусмотрено.
Вне зависимости от причин отсутствия учета тепловой энергии в гигакалориях по линии ГВС, расчет не мог быть произведен с учетом количества теплоты по линии ГВС в силу того, что прибор учета по линии ГВС не должен считать количество тепловой энергии в гигакалориях, так как коммунальный ресурс по ГВС исчисляется в тоннах и кубометрах, а не в гигакалориях, о чем свидетельствует п. 37 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, утв. Приказом Минстроя РФ № 99/пр от 17.03.2014г..
Методикой № 99/пр в целом не предусмотрено определение количества тепловой энергии на линии ГВС.
Даже если преобразователь расхода (расходомер) принять к коммерческому учету, напрямую его показания брать нельзя. Независимо от того, будет расходомер стоять на коммерческом учете или нет, его показания не должны приниматься во внимание для расчета.
Также не имеет значения, как они раньше считали, поскольку в настоящее время они полагают такой порядок расчета правильным и законным.
Кроме того, показания преобразователя расхода, установленного в доме, они подвергают сомнению, поскольку согласно представленной ими таблицы количество расхода горячей воды в тоннах по расходомеру на линии ГВС превышает количество расхода горячей воды по общему вводу, что не должно быть. Также в подтверждение своих доводов ссылался на ответ НП «Российское Теплоснабжение» от ***
Представитель третьего лица Управления муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ по доверенности Цыдыпов С.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным письменных пояснениях.
Представитель третьего лица УК ООО «Жилищный участок-1» по доверенности Гаврилов А.Е. в судебное заседание не явился, ранее суду пояснил, что преобразователь расхода (расходомер) работал исправно все время, все показания передавались ответчику исправно, но, как и ПАО «ТГК-14» считает, что для расчетов указанный расходомер не нужен, он нужен лишь для технического учета, количество тепловой энергии должно определяться по показаниям ИПУ с учетом норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, установленного РСТ.
Выслушав лиц, участвующих в процессе, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд полагает заявленный иск удовлетворить.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Во исполнение указанных положений закона в многоквартирном доме № ... по <адрес> установлен ОДПУ тепловой энергии, поступающей в дом.
ОДПУ тепловой энергии введен в эксплуатацию ***. (Акт допуска в эксплуатацию от ***. № ..., л.д <данные изъяты>).
Индивидуальные приборы учета тепловой энергии в данном доме отсутствуют.
***. ОДПУ тепловой энергии был введен повторно в эксплуатацию (Акт повторного допуска в эксплуатацию от ***. № ..., л.д. <данные изъяты>).
В указанном доме открытая система теплоснабжения, которая предполагает возможность использования горячей воды в качестве теплоносителя и для целей горячего водоснабжения.
Установленный в доме ОДПУ <данные изъяты> осуществляет учет тепловой энергии на общем вводе, то есть всей поступающей в дом тепловой энергии, а также отдельно учитывает количество тепловой энергии, затраченной на услугу горячего водоснабжения.
При этом в составе ОДПУ (узла учета тепловой энергии) имеется преобразователь расхода (расходомер), показывающий не только расход теплоносителя (ГВ) в куб.м. или тоннах, но и количество тепловой энергии, затраченной по линии ГВС, в гигакалориях.
Ответчиком не оспаривается, что в указанном доме с открытой системой теплоснабжения количество тепловой энергии, затраченной на услугу отопления, определяется, как разница между общим количеством поступившей в дом тепловой энергии (на общем вводе) и количеством тепловой энергии, затраченной на услугу ГВС, то есть из системы 1 (общий ввод) необходимо вычесть систему 2 (ГВС). Более того, ответчик сам определяет количество тепловой энергии, затраченной на отопление, по этой же формуле.
Как установлено из пояснений лиц, участвующих в процессе, предметом настоящего спора является, по сути, порядок определения количества тепловой энергии, затраченной отдельно на услугу ГВС в данном доме.
Представители истца и УМЖИ полагают, что оно должно определяться по показаниям установленного в доме преобразователя расхода (расходомера), который был в спорном периоде технически исправным, а представитель ответчика полагает, что оно должно определяться в соответствии с абзацем 8 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. расчетным путем, а именно, брать данные по фактическому расходу горячей воды по ИПУ в квартирах (а в квартирах без ИПУ - исходя из норматива потребления ГВ) в данном жилом доме, и умножить на норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, установленный РСТ РБ в размере 0,05119 Гкал/куб.м..
Суд соглашается с доводами представителей истца и УМЖИ на основании следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования указанной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодательством установлен приоритет применения при расчете размера за коммунальные услуги показаний приборов учета над нормативами потребления коммунальных услуг.
Согласно п. 111 Правил N 1034 указано, что количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителями, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.
Поскольку преобразователь расхода в составе <данные изъяты> фактически показывает не только данные о количестве расхода ГВ в кубометрах или тоннах, но и данные о количестве тепловой энергии, затраченной на услугу ГВС, в гигакалориях, то и должны приниматься, для расчета платы за отопление, показания преобразователя расхода о количестве тепловой энергии на линии ГВС в гигакалориях.
Ссылка ответчика на абзац 8 пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г., неприменима в данном случае, поскольку, во-первых, указанное положение, как указано в нем, применяется при выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, а в Республике Бурятия установлен способ оплаты - равномерно в течение календарного года (Постановление Правительства РБ № 618 от 28.12.2016г.), а во-вторых, в нем говорится об узле учета тепловой энергии, который учитывает только общий объем тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, и в нем отсутствует отдельный учет по линии ГВС, что к данной ситуации не относится, поскольку установленный в доме № 22 СТУ-1 учитывает количество тепловой энергии, как на общем вводе, так и по линии ГВС.
Также необходимо отметить, что расчет корректировки платы за отопление применяется только в случае выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, а при оплате коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода корректировка не производится.
Поскольку количество тепловой энергии, затраченной на ГВС, в гигакалориях определяется ответчиком не по показаниям установленного в доме преобразователя расхода, а расчетным путем (исходя из объема горячей воды, потребленной в помещениях дома по показаниям ИПУ, умноженного на норматив подогрева), то количество тепловой энергии, затраченной на услугу ГВС, в этом случае получается фактически меньше, чем по прибору учета, соответственно, количество тепловой энергии, затраченной на услугу отопления, в этом случае выходит больше, и, следовательно, увеличивается и плата за услугу отопления.
Суд соглашается с доводами истца и УМЖИ о том, что при таком расчетном методе, применяемом ответчиком, на потребителей жильцов дома № ... по ул. <адрес>, необоснованно дополнительно возлагаются тепловые потери в системе горячего водоснабжения, то есть тепловая энергия, затраченная на циркуляцию горячего водоснабжения во внутридомовых сетях (трубах, полотенцесушителях), в виде платы за отопление, исходя из общей формулы, где из системы 1 (общий ввод) необходимо вычесть систему 2 (на ГВС).
В связи с чем данный способ расчета, примененный ответчиком на основании абзаца 8 пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г., при наличии в составе <данные изъяты> преобразователя расхода, учитывающего количество тепловой энергии на услугу ГВС в гигакалориях (Гкал), является неправомерным, не соответствующим требованиям законодательства.
Доводы представителя ответчика о том, что Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, утв. Приказом Минстроя РФ № 99/пр от 17.03.2014г., не предусмотрено определение тепловой энергии отдельно по линии ГВС, суд находит необоснованными.
Из буквального толкования п.п. 36,37 указанной Методики следует, что теплосчетчики узла учета потребителей должны регистрировать за каждый час (сутки, отчетный период) количество полученной тепловой энергии, а также иные параметры теплоносителя (масса, давление, температура) на общем вводе (п.36), а также дополнительно горячей воды (масса, давление, температура) в системе горячего водоснабжения (п.37). Одним из составных элементов теплосчетчика является вычислитель – прибор, обеспечивающий расчет и накопление данных о количестве тепловой энергии на основании регистрируемых параметров (абзацы 6, 23 п.3 Правил № 1034).
Таким образом, регистрируемые параметры, а именно, масса, давление, температура, как теплоносителя, так и горячей воды, передаются на вычислитель для расчета количества тепловой энергии.
И в данном случае установленный в составе <данные изъяты> преобразователь расхода фактически определяет необходимый показатель - количество тепловой энергии, затраченной по линии ГВС, в Гкал. В связи с чем доводы ответчика о том, что Методикой не предусмотрен такой способ, значения не имеют.
Также в соответствии с п. 94 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства РФ № 1034 от 18.11.2013г., коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежат количество тепловой энергии, используемой в том числе в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении.
П. 97 указанных Правил установлено, что в открытых и закрытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) определяются:
а) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу;
б) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час;
в) среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
Согласно п. 100 указанных Правил в открытых системах теплопотребления дополнительно определяются:
а) масса (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения;
б) среднечасовое давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
Таким образом, из приведенных выше норм действующего законодательства следует, что для отдельного учета ресурсов, идущих на нужды отопления и ГВС, необходимо, чтобы в системе ГВС были дополнительно установлены приборы учета горячей воды, фиксирующие объем теплоносителя (ГВ) и объем находящейся в ней тепловой энергии, израсходованных на водоразбор в системе ГВС.
В данном случае на системе ГВС в доме № ... по ул. <адрес>, дополнительно такие приборы установлены: это расходомеры и термопреобразователи, учитывающие и объем, и температуру как получаемого, так и возвращаемого в систему теплоносителя, а также тепловычислители, выполняющие раздельный учет количества тепловой энергии (в Гкал) на отопление и ГВС, теплоносителя (в тоннах).
Кроме того, в любом случае то обстоятельство, что Методикой не урегулирован порядок определения доли количества тепловой энергии по линии ГВС в домах с открытой системой теплоснабжения, не дает оснований ответчику для применения расчетного способа определения количества тепловой энергии по линии ГВС, при наличии в доме показаний преобразователя расхода в гигакалориях.
Такой способ, как следует из пояснений представителя УМЖИ и следует из ч.1 ст. 157 ЖК РФ, мог быть применен ответчиком только в случае, если бы отсутствовала возможность отдельного учета тепловой энергии по линии ГВС, либо прибор учета был выведен из коммерческого учета в связи с его неисправностью.
В связи с этим имеет значение вопрос обоснованности вывода ответчиком из коммерческого учета указанного преобразователя расхода.
Согласно п. 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства РФ № 1034 от 18.11.2013г., коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности.
В соответствии с п. 31 Правил № 1034, также в соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: 1) отсутствие в точках учета приборов учета; 2) неисправность приборов учета; 3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Как установлено судом, ***. узел учета тепловой энергии на линии ГВС выведен из коммерческого учета в связи с технической неисправностью, о чем составлен Акт от ***. № ...
Акт вывода из коммерческого учета № ... от ***. составлен инженером группы по работе с общедомовыми приборами учета «Теплоэнергосбыта Бурятии» филиала ПАО «ТГК-14» Варнаковым И.В. в присутствии инженера управляющей организации ООО «Жилищный участок-1» Шашина Е.Н..
Суд находит обоснованными требования истца о признании незаконными действий ответчика в части вывода из коммерческого учета преобразователя расхода.
Из Акта от ***. следует, что узел учета тепловой энергии на линии ГВС, установленный по адресу <адрес>, выведен из коммерческого учета в связи с технической неисправностью прибора учета на линии горячего водоснабжения.
При этом в Акте не указано, в чем конкретно состояла техническая неисправность данного прибора.
Опрошенный судом в качестве свидетеля Варнаков И.В. суду пояснил, что он *** составил Акт № ... в связи с тем, что на момент проведения им плановой проверки на дисплее отсутствовала индикация, не было расходов по горячей воде, более конкретных пояснений не дал.
Вместе с тем то обстоятельство, что теплосчетчик <данные изъяты> включая преобразователь расхода (расходомер), всегда находился в технически исправном состоянии и производил учет всех необходимых показаний, подтверждается пояснениями третьего лица Гаврилова А.Е. в объяснениях прокурору от ***. и в судебном заседании.
Из справки от ***., составленной ст. помощником прокурора советского района г. Улан-Удэ Тесленко Ю.В. с участием представителя Республиканской службы государственного и жилищного надзора Сандановой А.А., и прилагаемого Акта обследования следует, что узел учета тепловой энергии по линии ГВС находился с ***. и по настоящее время в технически исправном состоянии, производит учет всех необходимых показателей, все пломбы, имеющихся на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, сохранны. Аналогичный Акт о нахождении узла учета тепловой энергии по линии ГВС в технически исправном состоянии был составлен ***
Теплосчетчик <данные изъяты>1, заводской № ..., поверен, что подтверждается Свидетельством о поверке № ..., действительно до ***..
В ходе судебного разбирательства представителем третьего лица УК ООО «Жилищный Участок-1» Гавриловым А.Е. суду был представлен Акт повторного ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии по линии ГВС, при этом Гаврилов А.Е. суду пояснил, что они просто ввели его в эксплуатацию, никаких работ по устранению технической неисправности не производилось, поскольку он и ранее работал, все показания по нему исправно передавались ими в ПАО ТГК-14.
Таким образом, доводы ответчика о технической неисправности преобразователя расхода и, соответственно, наличии законных оснований для вывода его из коммерческого учета с *** опровергаются материалами дела, также отчетами о суточных параметрах теплоснабжения за спорный период.
Со своей стороны, ответчик доказательств наличия технической неисправности преобразователя расхода на момент составления Акта от ***. суду не представил. Само по себе одномоментное отсутствие индикации, показателей на тепловычислителе, еще не свидетельствует о его технической неисправности.
Представленная представителем ответчика таблица, согласно которой количество расхода горячей воды в тоннах по расходомеру на линии ГВС превышает количество расхода горячей воды по общему вводу, в связи с чем они подвергают сомнению его показания, не может быть принята во внимание судом, поскольку непосредственно к составлению Акта от ***. она не имеет отношения, а, кроме того, не свидетельствует в целом о неисправности спорного прибора учета.
Пунктом 3 Правил N 1034 установлено, что неисправностью средств измерений узла учета является состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях).
Пунктом 75 Правил N 1034 установлены случаи, при которых узел учета считается вышедшим из строя: а) отсутствие результатов измерений; б) несанкционированное вмешательство в работу узла учета; в) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей; г) механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета; д) наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета; е) истечение срока поверки любого из приборов (датчиков); ж) работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.
Пунктом 83 Правил N 1034 предусмотрено, что в случае, если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета. Такой Акт в данном случае отсутствует.
Документы, свидетельствующие об установлении факта выхода из строя и неисправности преобразователя расхода, выявлении недостатков, препятствующих нормальному функционированию, тем самым наличия обстоятельств, при которых допускается учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем, в материалы дела не представлены.
Кроме того, по мнению суда, Акт о выводе из коммерческого учета должен составляться с участием представителя потребителей, а именно, представителя жильцов МКД, в собственности которых в силу закона находится данный прибор учета (преобразователь расхода). Представитель управляющей организации, по мнению суда, не выступает в данном случае в интересах собственников и не является их представителем, поскольку в данном случае у жильцов дома по услуге отопления и ГВС непосредственные отношения с РСО. Также суд отмечает, что ранее Акты о допуске узла учета тепловой энергии были подписаны именно с участием жильцов дома. Тем самым Акт от ***., вопреки доводам представителя ответчика, не соответствует требованиям Правил № 1034.
Таким образом, суд приходит к выводу о необоснованности действий ответчика по выводу из коммерческого учета преобразователя расхода по Акту от ***..
Суд считает, что ответчиком Акт о выводе из коммерческого учета был составлен для того, чтобы применить расчетный способ определения количества тепловой энергии, затраченной по линии ГВС.
Ссылку представителя ответчика на п.26 приложения 2 к Правилам № 354 в письменных возражениях на иск суд находит необоснованной, так как она касается определения размера платы за коммунальную услугу по ГВС.
Доводы о том, что проверкой УМЖИ не обнаружено нарушений, не могут быть приняты судом, поскольку проверка УМЖИ установила, что преобразователь расхода был выведен ответчиком из коммерческого учета по Акту от ***., обоснованность вывода из коммерческого учета расходомера предметом проверки не являлась.
Доводы о незаконности проведения прокуратурой проверки по обращению Янцижиной Г.И. суд находит несостоятельными. Полномочия прокурора предусмотрены ст. ст. 22, 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". При этом прокурор вправе провести обследование установленного в доме по <адрес>, общедомового прибора, находящегося в собственности жильцов указанного дома, в отсутствие представителя ПАО ТГК-14.
Также и доводы о нарушении прокурором положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ являются необоснованными, поскольку согласно ч.3 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ положения указанного закона не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
Поскольку судом признаны незаконными действия ответчика по выводу из коммерческого учета преобразователя расхода, следовательно, ответчик обязан произвести расчет платы за услугу отопления за период с ***. по ***. с учетом показаний узла учета тепловой энергии по линии ГВС.
Согласно показаниям ОДПУ по общему вводу за спорный период с ***. по ***. потреблено <данные изъяты> Гкал, согласно показаниям преобразователя расхода по линии ГВС потреблено тепловой энергии <данные изъяты> Гкал. Следовательно, количество тепловой энергии, затраченной на услугу отопления составляет <данные изъяты> Гкал, а не <данные изъяты> Гкал, как определил ответчик.
Таким образом, произведенная ответчиком в ***. собственникам помещений МКД № ... по <адрес>, корректировка размера платы за услугу отопления по итогам расчетного периода с ***. по ***., рассчитанная по формуле 3 (4) Правил № 354, является неверной.
Согласно расчету корректировки по квартире № ... указанного дома, произведенному истцу Бадериной Н.В., сумма корректировки составляет 1 187,71 руб., следовательно, ответчиком излишне доначислено 7 411,16 руб..
Согласно расчету корректировки по квартире № ... указанного дома, произведенному истцу Янцижиной Г.И., сумма корректировки составляет 1 135,83 руб., следовательно, ответчиком излишне доначислено 7 130,01 руб..
Арифметический расчет корректировки, представленный истцом, представителем ответчика не оспаривался.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах Янцижиной Г.И. , Бадериной Н.В. удовлетворить.
Признать незаконными действия ПАО «ТГК-14» в части вывода из коммерческого учета узла учета тепловой энергии по линии горячего водоснабжения <данные изъяты>, заводской № ... установленного по адресу: г<адрес> по Акту от ***. № ...
Признать расчет корректировки платы за отопление, произведенный ПАО «ТГК-14» Янцижиной Г.И. , Бадериной Н.В. , за период с ***. по ***., не соответствующим требованиям законодательства, обязать произвести расчет платы за период с ***. по *** с учетом показаний узла учета тепловой энергии по линии горячего водоснабжения.
Обязать ПАО «ТГК-14» исключить:
- из лицевого счета № ... открытого по адресу <адрес> сумму оплаты за отопление, доначисленную по результатам корректировки платы за отопление за период с ***. по ***. в размере 7 411,16 руб.,
- из лицевого счета № ..., открытого по адресу <адрес>, сумму оплаты за отопление, доначисленную по результатам произведенной корректировки платы за отопление за период с ***. по ***. в размере 7 130,01руб..
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
В окончательной форме решение суда принято 07.04.2021г.
Судья Э.К.Урбашкиева