ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-796/2022 от 05.08.2022 Калининского районного суда (Тверская область)

дело № 2-796/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 августа 2022 года г. Тверь

Калининский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Лазаревой М.А.,

при секретаре Кузнецове В.Б.,

с участием представителя истца – Селиверстова А.С.,

представителя ответчика ООО «Бетиз групп» Яремко Е.А.,

представителя администрации Калининского муниципального района Тверской области Смирновой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области к Павлову Игорю Вячеславовичу, ООО «Бетиз групп», Оганесяну Левону Симоновичу об обязании убрать с территории земельного участка отходы производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Павлову Игорю Вячеславовичу, ООО «Бетиз групп», Оганесяну Левону Симоновичу об обязании убрать с территории земельного участка отходы производства и потребления. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе осмотра территории земельного участка с кадастровым номером , расположенной напротив по проезду в (акт мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 25.09.2020) установлено следующее.

На почве земельного участка с кадастровым номером: , вдоль забора, огораживающего территорию земельного участка с кадастровым номером с южной стороны, расположен навал строительных отходов, состоящий из: грунт насыпной, загрязненный отходами строительных материалов (код ФККО 8 11 115 31 40 4), бой строительного кирпича (код ФККО 3 43 210 01 20 5), лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (код ФККО 8 30 200 01 71 4), лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код ФККО 8 22 201 01 21 5). Размер указанного участка, загрязненного строительными отходами, составляет 64 м*18 м*6 м* 65,12 м в виде прямоугольной трапеции (далее - Участок №1).

С восточной стороны от участка № 1 в 22,10 метрах от забора, огораживающего территорию земельного участка с кадастровым номером: с южной стороны, на почве земельного участка с кадастровым номером размещен навал строительных отходов: отходов рубероида (код ФККО 8 26 210 01 51 4), отходы битума нефтяного строительного (код ФККО 8 26 111 11 20 3) в виде прямоугольника размером 7,9 метров на 4,7 метров (далее - Участок №2).

Согласно ст. 3, ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - «Закон № 7-ФЗ») хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды (в том числе почвы), природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, на почву, а также размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых зонах и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека, и др.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок с кадастровым номером находился в аренде с 11.07.2016 по 10.07.2019 на основании договора аренды № 36 от 11.07.2016.

Согласно письму Администрации Калининского района Тверской области от 09.11.2020 № 09/3058, 11 июля 2016 года между Тверезовской В.С. и администрацией МО Михайловское сельское поселение Калининского района Тверской области был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером сроком до 10.07.2019 года (договор аренды № 36 от 11.07.2016).

Свидетель Юркова Т.В., пояснила, что с лета 2020 года на земельный участок с кадастровым номером сбрасываются отходы строительства, сброс отходов на участок осуществляется большегрузной техникой. Работами по осуществлению строительства на участке с кадастровым номером руководит представитель арендатора Тверезовской В.С. - Павлов И.В. На момент дачи объяснений - 23.12.2020, строительные отходы находятся на указанном участке.

Свидетель Галактионов А. А., пояснил, что 6 августа 2020 года, он видел, как высыпают с грузовых автомобилей мусор на почву земельного участка с кадастровым номером: . Им установлено, что участок принадлежит Администрации Калининского района и предоставлен в аренду Тверезовской В.С. Павлов И.В. является представителем Тверезовской В.С. по генеральной доверенности, им был организован сброс строительных отходов на территорию земельного участка с кадастровым номером с августа до ноября месяца 2020 года.

В дополнение к объяснению свидетель Галактионов А.А. предоставил фотографии большегрузных автомобилей с номерами: , , с которых был осуществлен сброс отходов на земельный участок с кадастровым номером и копию постановления по делу об административном правонарушении № 5-998/2020 от 10.12.2020 года.

Согласно письму Управления МВД РФ по Тверской области от 13.01.2021 № 17/1-155 (вх. № 338 от 15.01.2021), грузовой самосвал SHAANXI SX3257DR384 с государственным регистрационным знаком: принадлежит Оганесяну Левону Симоновичу,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт: от ДД.ММ.ГГГГ, адрес регистрации: , грузовой самосвал КАМАЗ 6520-53 с государственным регистрационным знаком: принадлежит ООО «Бетиз групп», ИНН 6950136699, ОГРН 1116952020371, адрес: пр-кт Калинина, дом 15, стр. 1, помещение 3111, город Тверь.

Согласно объяснению Оганесяна Л.С. от 18.02.2021, грузовой самосвал с государственным регистрационным знаком: находится в его собственности. В начале августа 2020 года ему поступил заказ на вывоз строительного мусора на территорию земельного участка в , расположенного на въезде в со стороны Бежецкого шоссе, справа от дороги по . Как пояснил заказчик, требуется подсыпка участка. В ходе дачи объяснения Оганесяну Левону Симоновичу были предоставлены картографические данные с публичной кадастровой карты. Оганесян Левон Симонович указал, что перевозка осуществлялась на земельный участок с кадастровым номером: , находящийся в . Водитель, по заданию Оганесяна Л.С., на самосвале с государственным регистрационным знаком погрузил в кузов самосвала грунт, смешанный со строительными отходами: бой кирпича и бой бетона. После чего, водитель вывез грунт со строительными отходами на территорию земельного участка с кадастровым номером , находящимся в . Перевозка на указанный участок осуществлялась в начале августа 2020 года с целью выгрузки грунта со строительными отходами.

Таким образом, сброс и накопление строительных отходов на почве земельного участка с кадастровым номером допущено Оганесяном Л.С.. Постановлением Министерства о назначении административного наказания № 91 от 10 июня 2021 года, Оганесян Л.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи 8.2 КоАП РФ (несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при накоплении отходов производства, повлекшее причинение вреда окружающей среде). Указанное постановление вступило в законную силу 13.07.2021, исполнено 26.06.2021.

На официальном сайте ООО «Бетиз групп» имеется список предоставляемых услуг обществом, среди которых указан вывоз строительных отходов.

В своих объяснениях от 25.02.2021 начальник производства ООО «Бетиз групп» Шарашидзе Д.Д. показал, что ООО «Бетиз групп» после проведения строительных работ отходы вывозит как на полигон, так и на частные территории по заказам физических лиц. В д. Глазково ранее ООО «Бетиз групп» вывозило строительные отходы на частный участок, но точную дату он не помнит.

Опрошенный от 11.03.2021 заместитель директора ООО «Бетиз групп» Шарашидзе Г.Д. показал, что в процессе деятельности ООО «Бетиз групп» образуются строительные отходы, которые вывозятся на полигон, на подсыпку дорог, а также к физическим лицам. Такие доставки строительных отходов организует Шарашидзе Д.Д. Ему известно, что в д. Глазково проводили работы по подсыпке земельного участка, по обращению физического лица. Он знаком с Павловым И.В., который иногда обращался в ООО «Бетиз групп» с различными вопросами. Какие либо договора с Павловым И.В. ООО «Бетиз групп» не заключало, в связи с чем, не может их предоставить. По поводу работ по подсыпке земельного участка в д. Глазково пояснить ничего не может.

В своих показаниях от 13.05.2021 заместитель директора ООО «Бетиз групп» Шарашидзе Г.Д. указал, что он знаком с Павловым И.В. Машина ООО «Бетиз групп» приезжала на территорию земельного участка в неофициально, без заключения договора для выгрузки строительных отходов на земельный участок. Кто из жителей привозил отходы он не знает, так как действия водителей надлежащим образом не контролируются. Автомобиль с государственным регистрационным знаком принадлежит ООО «Бетиз групп», водитель привез строительные отходы для Павлова И.В. в , не заключая договор с ООО «Бетиз групп».

Согласно распечатки из системы «Платон» о детализации движения автотранспортных средств, согласно которой 6 и 11 августа 2020 автомашина Камаз государственным регистрационным знаком выезжала в рейсы и осуществляла движение по дорогам Тверской области.

Согласно показаниям Шафрановича С.Л. от 26.05.21 о том, что летом 2020 года на земельном участке, расположенном справа при въезде в со стороны г. Твери неизвестные ему лица осуществляли работы, при помощи большегрузной техники, привозили грунт и строительные отходы и высыпали на указанный земельный участок. При этом такие работы ни какими дорожными знаками не обозначались, в связи с чем, он обратился к сотрудникам ГИБДД для принятия мер реагирования. Он в составе комиссии (ТДФ, АО Рамешковское ДРСУ, ООО Скайвей) 11 августа 2020 прибыли в , где комиссионно зафиксировали факт разгрузки строительных отходов с автомашин, среди которых была автомашина Камаз с государственным регистрационным знаком . Разгрузку строительных отходов из указанной автомашины Камаз он видел лично.

Согласно Постановлению по делу об административном правонарушении от 10.12.2020 № 5-998/2020 Павлов И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи 11.21 КоАП РФ. 15.09.2020 на участке 0+220 - км 0+330 (правая сторона) автомобильной дороги установлено, что в границах полосы отвода автомобильной дороги Павловым И.В. выполнены работы по выгрузке и распределению грунта и строительного мусора (обломки кирпича и бетона).

Объяснения Тверезовской В.С., данного ею в рамках производства по делу об административном правонарушении по ч. 2 статьи 11.21 КоАП РФ, следует, что на участке, используемом на основании договора аренды находящегося в I государственной собственности земельного участка № 36 от 11 июля 2016 года, I Тверезовская В.С. никакой деятельности не ведет и не осуществляет никаких работ. Все действия осуществляет сын Тверезовской В.С. - Павлов И.В. на основании доверенности.

Согласно объяснениям Павлова И.В. от 05.11.2020, данного им в рамках производства по делу об административном правонарушении по ч. 2 статьи 11.21 КоАП РФ, он распоряжается земельным участком с кадастровым номером в по доверенности. В связи с необходимостью подсыпки грунтом участка, находящегося в низине, требовалось завести грунт, для поставки дома под строительство. Павлов И.В. стал завозить грунт на участок. Автомобиль с грунтом разгружались на земельный участок, граничащий с дорожным полотном. Работой по разгрузке грунта на участок руководил Павлов И.В.

Таким образом, Павлов И.В. организовал работы по выгрузке и распределению строительных отходов на участок км 0+220 - км+330 придорожной полосы автомобильной дороги Глазково-Мухино (правая сторона) и был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст.11.21 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении от 10.12.2020 № 5-998/2020 не обжаловалось и вступило в законную силу 29.12.2020.

Согласно служебной записки от 25.09.2020, перед началом осмотра территории земельного участка с кадастровым номером , к старшим государственным инспекторам Тверской области в области охраны окружающей среды подошли двое мужчин, один из которых представился, как Павлов Игорь Вячеславович и сказал, что он является владельцем земельного участка. Павлов И.В. заявил, что он имеет право завозить всё, что угодно на свой участок и возмущался планируемым проведением осмотра.

Постановлением о назначении административного наказания № 3 от 29 января 2021 года, вступившим в законную силу 27.08.2021, Павлов И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи 8.2 КоАП РФ (несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при накоплении отходов производства, повлекшее причинение вреда окружающей среде).

Павлову И.В. лично вручено предписание № 31 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, однако им не предпринято никаких мер, направленных на недопущение загрязнения земельного участка, нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

По факту невыполнения в установленный срок законного предписания постановлением мирового судьи судебного участка № 18 Тверской области от 07.04.2021 (дело № 5-173/2021) Павлов И.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Таким образом, установлено, что Оганесян Л.С. и ООО «Бетиз групп» осуществили перевозку и выгрузку строительных отходов на почву земельного участка с кадастровым номером: в по заданию Павлова И.В., который является организатором проведения работ по сбросу и накоплению строительных отходов на почву земельного участка с кадастровым номером: в .

Решением Калининского районного суда Тверской области от 19.08.2021 удовлетворены исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области к Павлову И.В., ООО «Бетиз групп», Оганесяну Л.С. о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, согласно решения Калининского районного суда Тверской области от 9.08.2021, с Павлова И.В., ООО «Бетиз групп», Оганесяна Л.С. взыскано в солидарном порядке в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области 1 713 285 рублей 60 копеек в возмещение ущерба, причиненного окружающей среде.

В решении Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2020 № АКПИ19-1029 указано, что на лице, деятельность которого привела к уничтожению плодородного слоя почвы или иной порче земельного участка, лежит обязанность как привести земельный участок в первоначальное состояние, так и возместить вред, причинённый окружающей среде.

В настоящее время Павловым И.В., ООО «Бетиз групп», Оганесяном Л.С. не исполнена обязанность по приведению земельного участка с кадастровым номером: в первоначальное состояние, а именно по его очистке от отходов.

В ходе осуществления 15.10.2021 осмотра территории земельного участка с кадастровым номером 69:10:0122401:861 установлено, что работы по уборке земельного участка с кадастровым номером: от отходов не проводились. Часть отходов: грунт насыпной, загрязненный отходами строительных материалов (код ФККО 8 11 115 31 40 4), бой строительного кирпича (код ФККО 3 43 210 01 20 5), лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код ФККО 8 22 201 01 21 5) разровнены техникой по почве земельного участка с кадастровым номером: , часть отходов: грунт насыпной, загрязненный отходами строительных материалов (код ФККО 811 115 31 40 4), бой строительного кирпича (код ФККО 3 43 210 01 20 5), лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код ФККО 8 22 201 01 (21 5), лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (код ФККО 8 30 200 01 71 4) расположены на почве земельного участка с кадастровым номером в виде конусообразных навалов.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной или иной деятельности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды физических лиц.

В соответствии с п. 31 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются среди прочих органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор (статья 46 ГПК РФ, статья 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В пунктах 1, 16, 21 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 90-пп закреплено, что Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области (далее - Министерство) является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере осуществления государственного экологического надзора за исполнением законодательства в сфере природопользования и отношений, связанных с охраной окружающей среды, а также в сфере водных отношений. Министерство в числе прочего осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации государственный надзор в области обращения с отходами, государственный надзор в области использования и охраны водных объектов. Министерство в установленном порядке и в пределах своей компетенции имеет право предъявлять иски о предотвращении вреда окружающей среде, объектам животного мира, природным ресурсам, причиненного в результате нарушения законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В данном случае может быть применен способ защиты права, установленный статьей 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а именно присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, просит обязать Павлова Игоря Вячеславовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , зарегистрированного по адресу , общество с ограниченной ответственностью «Бетиз групп», ИНН: 6950136699, ОГРН: 1116952020371, адрес регистрации: 170001, Тверская область, город Тверь, проспект Калинина, дом 15, строение 1, помещение 3111, Оганесяна Левона Симоновича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца , паспорт гражданина РФ серии от ДД.ММ.ГГГГ , зарегистрированного по адресу: , в срок до 10 суток со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему иску, убрать отходы производства и потребления: грунт насыпной, загрязненный отходами строительных материалов, бой строительного кирпича, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме, отходы рубероида, отходы битума нефтяного строительного с территории земельного участка с кадастровым номером , расположенного по проспекту .

В ходе судебного разбирательства сторона истца уточнила заявленные требования, указав, что сотрудниками Министерства 08.06.2022, с привлечением специалиста маркшейдера, проведено выездное обследование территории земельного участка с кадастровым номером: . По результатам мероприятия установлено, что строительные отходы: грунт насыпной, загрязненный отходами строительных материалов, бой строительного кирпича, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме, отходы рубероида, отходы битума нефтяного строительного, зафиксированные 25.09.2020 в ходе осуществления мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не убраны с почвы на территории земельного участка с кадастровым номером: , расположенного по . Размер навала строительных отходов: грунт насыпной, загрязненный отходами строительных материалов (код по ФККО: 8 11 115 31 40 4), бой строительного кирпича (код по ФККО: 3 43 210 01 20 5), лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код по ФККО: 8 22 201 01 21 5), лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (код по ФККО: 8 30 200 01 71 4), отходы рубероида (код по ФККО: 8 26 210 01 51 4), отходы битума нефтяного строительного (код по ФККО: 8 26 111 11 20 3) составляет 49 метров * 9 метров* 10 метров * 24 метра* 16 метров * 7 метров* 7 метров, площадь: 710 квадратных метров. Указанный навал строительных отходов расположен на почве на территории земельного участка с кадастровым номером в 3 метрах в восточном направлении от края асфальтового покрытия дороги ).

Таким образом, соответчиками: ООО «Бетиз групп», Павловым И.В., Оганесяном Л.С. требования об уборке территории земельного участка с кадастровым номером от строительных отходов не выполнены. В Министерство документы, подтверждающие факт уборки соответчиками строительных отходов с территории земельного участка с кадастровым номером: не поступали.

При этом, уточнению подлежат размеры навала строительных отходов, которые соответчики должны убрать с территории земельного участка с кадастровым номером: .

На основании изложенного просит: обязать Павлова Игоря Вячеславовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , зарегистрированного по адресу , общество с ограниченной ответственностью «Бетиз групп», ИНН: 6950136699, ОГРН: 1116952020371, адрес регистрации: 170001, Тверская область, город Тверь, проспект Калинина, дом 15, строение 1, помещение 3111, Оганесяна Левона Симоновича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца , паспорт гражданина РФ серии от ДД.ММ.ГГГГ , зарегистрированного по адресу: , в срок до 10 суток со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему иску, убрать с почвы на территории земельного участка с кадастровым номером навал строительных отходов, имеющий размеры 49 метров * 9 метров* 10 метров * 24 метра* 16 метров * 7 метров* 7 метров и площадь 710 квадратных метров, расположенный на почве на территории земельного участка с кадастровым номером в 3 метрах в восточном направлении от края асфальтового покрытия дороги ), состоящий из грунта насыпного, загрязненного отходами строительных материалов, боя строительного кирпича, лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, лома бетонных изделий, отходов бетона в кусковой форме, отходов рубероида, отходов битума нефтяного строительного.

Представитель истца Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Селиверстов А.С. в судебном заседании заявленные требования, с учетом их уточнений поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Бетиз групп» Яремко Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что с ответчиков был взыскан ущерб, причиненный земельному участку, обществом ущерб выплачен.

Ответчики Павлов И.В., Оганесян Л.С. извещены о судебном заседании надлежащим образом, в судебное заседание не явились, с ходатайством об отложении заседания не обращались.

Представитель третьего лица администрации Калининского муниципального района Тверской области Смирнова А.С. в судебном заседании полагала заявленные требования подлежат удовлетворению.

Третьи лица администрация Калининского муниципального района Тверской области, администрация МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области, Тверезовская В.С., финансовый управляющий Павлова И.В. – Булатов Ю.И., извещены о судебном заседании надлежащим образом, в судебное заседание не явились, явку представителя не обеспечили.

Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Калининским районным судом Тверской области по делу №2-805/2021 по гражданскому делу по иску Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области к Павлову Игорю Вячеславовичу, ООО «Бетиз групп», Оганесяну Левону Симоновичу о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде 19.08.2021 вынесено решение, которым постановлено,

«Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области к Павлову Игорю Вячеславовичу, ООО «Бетиз групп», Оганесяну Левону Симоновичу о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, удовлетворить.

Взыскать в солидарном порядке с Павлова Игоря Вячеславовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Оганесяна Левона Симоновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ООО «Бетиз групп» (ИНН 6950136699), в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области 1 713 285 рублей 60 копеек в возмещение ущерба, причиненного окружающей среде.

Взыскать в солидарном порядке с Павлова Игоря Вячеславовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Оганесяна Левона Симоновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ООО «Бетиз групп» (ИНН 6950136699), в доход муниципального образования Тверской области Калининский район государственную пошлину в размере 16 766 рублей 43 копейки».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 02.12.2021 решение Калининского районного суда Тверской области от 19 августа 2021 г. оставлено без изменения, апелляционные жалобы финансового управляющего Павлова И.В. - Гребнева К.В. и общества с ограниченной ответственностью «Бетиз Групп», поданную представителем Яремко Е.А., - без удовлетворения.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что напротив по расположен земельный участок с кадастровым номером: . На почве земельного участка с кадастровым номером: , вдоль забора, огораживающего территорию земельного участка с кадастровым номером: с южной стороны, расположен навал строительных отходов: грунт насыпной, загрязненный отходами строительных материалов (код ФККО 8 11 115 31 40 4), бой строительного кирпича (код ФККО 3 43 210 01 20 5), лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (код ФККО 8 30 200 01 71 4), лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код ФККО 8 22 201 01 21 5). Размер указанного участка, загрязненного строительными отходами, составляет 64 м*18 м*6 м* 65,12 м в виде прямоугольной трапеции (далее - Участок №1). С восточной стороны от участка № 1 в 22,10 метрах от забора, огораживающего территорию земельного участка с кадастровым номером: с южной стороны, на почве земельного участка с кадастровым номером: размещен навал строительных отходов: отходов рубероида (код ФККО 8 26 210 01 51 4), отходы битума нефтяного строительного (код ФККО 8 26 111 11 20 3) в виде прямоугольника размером 7,9 метров на 4,7 метров (далее - Участок № 2).

В ходе рассмотрения дела №2-805/2021 судом установлен факт причинения вреда окружающей среде (почве), противоправность действий ответчиков Павлова И.В., ООО «Бетиз групп» и Оганесяна Л.С. и наличии причинно-следственной связи между данными противоправными действиями ответчиков и наступившими вредными последствиями.

Согласно ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со статьей 75 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

При этом в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Закона об охране окружающей среды).

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны помимо прочего использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды) (пункт 5).

Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды) (пункт 6).

Пунктом 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды установлено, что определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах").

В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).

Равным образом указанные положения подлежат применению при расчете размера вреда, причиненного окружающей среде гражданами (пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).

В соответствии с пунктом 1 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее - Методика), утвержденной приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238, данная методика предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненный почвам как компоненту природной среды, сформировавшемуся на поверхности земли, состоящему из минеральных веществ горной породы, подстилающей почвы, органических веществ, образовавшихся при разложении отмерших остатков животных и растений, воды, воздуха, живых организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающему плодородием, в результате их загрязнения, порчи, уничтожения плодородного слоя почвы (пункт 2).

По смыслу приведенных выше норм материального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации сам факт нахождения на почвах отходов производства предполагает причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды и живых организмов, а значит, в любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы. Освобождение почвы от отходов производства в силу природных особенностей само по себе не означает восстановление нарушенного состояния окружающей среды. На лице, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, лежит обязанность как привести земельный участок в первоначальное состояние, так и возместить вред, причиненный окружающей среде.

Сотрудниками Министерства 08.06.2022, с привлечением специалиста маркшейдера, проведено выездное обследование территории земельного участка с кадастровым номером: По результатам мероприятия установлено, что строительные отходы: грунт насыпной, загрязненный отходами строительных материалов, бой строительного кирпича, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме, отходы рубероида, отходы битума нефтяного строительного, зафиксированные 25.09.2020 в ходе осуществления мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не убраны с почвы на территории земельного участка с кадастровым номером: , расположенного по . Размер навала строительных отходов: грунт насыпной, загрязненный отходами строительных материалов (код по ФККО: 8 11 115 31 40 4), бой строительного кирпича (код по ФККО: 3 43 210 01 20 5), лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код по ФККО: 8 22 201 01 21 5), лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (код по ФККО: 8 30 200 01 71 4), отходы рубероида (код по ФККО: 8 26 210 01 51 4), отходы битума нефтяного строительного (код по ФККО: 8 26 111 11 20 3) составляет 49 метров * 9 метров* 10 метров * 24 метра* 16 метров * 7 метров* 7 метров, площадью 710 квадратных метров. Указанный навал строительных отходов расположен на почве на территории земельного участка с кадастровым номером в 3 метрах в восточном направлении от края асфальтового покрытия дороги

Таким образом, поскольку соответчиками ООО «Бетиз групп», Павловым И.В., Оганесяном Л.С. требования об уборке территории земельного участка с кадастровым номером: от строительных отходов не выполнены, заявленные требования Министерства подлежат удовлетворению.

Установить ответчикам, в соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ, срок для исполнения решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области удовлетворить.

Обязать в солидарном порядке, Павлова Игоря Вячеславовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Оганесяна Левона Симоновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, общество с ограниченной ответственностью «Бетиз групп» (ОГРН 1116952020371) убрать с почвы на территории земельного участка с кадастровым номером навал строительных отходов, имеющий размеры 49 метров х 9 метров, х 10 метров х 24 метра х 16 метров х 7 метров х 7 метров площадью 710 кв.м, расположенный на почве территории земельного участка с кадастровым номером в трех метрах в восточном направлении от края асфальтового покрытия дороги Глазково, состоящий из грунта насыпного, загрязненного отходами строительных материалов, боя строительного кирпича, лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, лома бетонных изделий, отходов бетона в кусковой форме, отходов рубероида, отходов битума нефтяного строительного, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калининский районный суд Тверской области.

Председательствующий: Лазарева М.А

Мотивированное решение составлено 19 августа 2022 года.

дело № 2-796/2022