Дело № 2-797/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Киров 09 февраля 2012 года
Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Никонова К.Ф., при секретаре Меркиной С.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к Администрации г. Кирова о возложении обязанности предоставить ФИО2 место в детском дошкольном образовательном учреждении, выплате ежемесячного пособия за период с августа 2011 по февраль 2012,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации г. Кирова в котором указала, что истец имеет несовершеннолетнего сына ФИО2, (Данные деперсонифицированы) г.р. Истец в 2010 г. написала заявление на выдачу путевки в муниципальное дошкольное учреждение, до настоящего времени просьба не удовлетворена. В июне 2011 г. истцом было написано письмо в Управление образования г. Кирова с просьбой проинформировать ее о дате получения путевки детский сад. 15.07.2011 ей пришел письменный ответ, что в данный момент путевка в детский сад ФИО2 предоставлена быть не может за отсутствием свободных мест, а будет выдана в 2012 г. с достижением возраста 3-х лет.(Данные деперсонифицированы) ФИО2 исполняется 3 года, а 15.04.2012 истцу нужно выходить на работу. Не дожидаясь ответа от Управления образования г. Кирова 13.07.2011 она снова обратилась в Управление образования администрации г. Кирова и ей предложили путевку в детское дошкольное учреждение № 51, но в группу кратковременного пребывания, при этом ей было сказано, что если берете путевку на КП, то тогда вы не будете получать компенсацию в размере 2500 руб. ежемесячно. 15.08.2011 между истцом и д/у № 51 был заключен договор № 256.2011, где указано на какой период ФИО2 будет посещать детский сад, т.е. с 15.30 до 19.00. Таким образом, считает, что администрация г. Кирова нарушила конституционное право на общедоступное образование ее несовершеннолетнего ребенка.
На основании изложенного просит обязать Администрацию г Кирова предоставить ФИО2 (Данные деперсонифицированы) г.р. доступ к дошкольному детскому образованию, через предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Кирова, расположенном на разумной географической удаленности от места проживания ФИО2 согласно заявления на выдачу путевки, т.е. МДОУ № 40 или № 205 г. Кирова, в группу полного дня до 01.04.2012. Обязать администрацию г. Кирова выплатить истцу ежемесячное пособие с августа 2011, как родителю, имеющему ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет.
Истец ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации г. Кирова по доверенности ФИО3 в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Представитель третьего лица Управления образования администрации г. Кирова по доверенности ФИО4 с заявленными требованиями не согласен.
Суд, выслушав мнение участников процесса, изучив представленные материалы, приходит к следующему выводу.
Установлено, что ФИО1, действующая в интересах своего несовершеннолетнего сына ФИО2 (Данные деперсонифицированы) г.р., 19.01.2010 обратилась в администрацию г. Кирова с заявлением о предоставлении ему места в дошкольном образовательном учреждении МДО У № 40/205. ФИО2 внесен в единую систему учета детей образовательных учреждений г. Кирова (л.д. 11).
В ст. 2 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» указано, что государственная политика в области образования основывается на следующих принципах - общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
В ч. 3 ст. 18 указанного Закона определено, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
В п. 13 ч. 1 ст. 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В ст. 17 указанного Закона определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
В п. 13 ст. 8 Устава МО «г. Киров» указано, что к вопросам местного значения муниципального образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В ст. 29 Устава установлено, что Администрация города Кирова является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кировской области.
Администрация города в частности обладает компетенцией по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти области; организует предоставление дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования, а также организует отдых детей в каникулярное время.
Исходя из вышеизложенного судом установлено, что законодательством обязанность по обеспечению общедоступного бесплатного дошкольного образования в границах муниципального образования «Город Киров» возложена на администрацию муниципального образования «Город Киров».
В то же время создание Управления образования администрации г. Кирова не исключает обязанности муниципального образования разрешать вопросы местного значения в области обеспечения общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории МО «г. Киров».
В целях реализации полномочий по обеспечению общедоступного дошкольного образования Администрацией г. Кирова принято Постановление администрации города Кирова от 01.03.2010 N 804-П «Об утверждении Положения о порядке комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений города Кирова, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования», которым определен порядок комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений г. Кирова.
Указанным постановлением принято Положение о порядке комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений г. Кирова, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования.
В п. 1.1 Положения определено, что настоящее Положение регулирует деятельность муниципальных образовательных учреждений города Кирова и управления образования администрации города Кирова по комплектованию образовательных учреждений детьми дошкольного возраста на территории муниципального образования "Город Киров".
В п. 2.1 Положения указано, что порядок комплектования образовательных учреждений определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Кировской области, правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования "Город Киров" и настоящим Положением. Комплектование образовательных учреждений осуществляется путем выдачи путевок управлением образования администрации города Кирова.
Из п. 2.5.1 Положения следует, что в группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет: от 2 месяцев до 1 года - 10 детей; от 1 года до 3 лет - 15 детей; от 3 лет до 7 лет - 20 детей. В разновозрастных группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость составляет при наличии в группе детей: двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей; любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей; любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 15 детей.
Согласно п. 2.9 Положения выдача путевок для детей, не достигших возраста 3 лет и не имеющих льгот, осуществляется по дате рождения ребенка при наличии свободных мест в образовательном учреждении.
В п.п. 2.7, 2.8 Положения установлены категории граждан пользующихся правом на внеочередное предоставление мест в образовательном учреждении.
Кроме того в п. 3.7 Положения установлено, что регистрация ребенка (детей) в единой системе учета не является обязательным основанием для предоставления места ребенку в образовательном учреждении.
Исходя из комплексного анализа вышеуказанных положений можно сделать вывод о том, что порядок комплектования дошкольных детских образовательных учреждений устанавливается, в том числе и правовыми актами органа местного самоуправления, регистрация ребенка в единой системе учета не является обязательным условием для предоставления места в образовательном учреждении, путевки выдаются детям в зависимости от возраста, в порядке очередности, при наличии мест в образовательном учреждении.
ФИО1 заявляет требования о возложении обязанности на администрацию г. Кирова предоставить несовершеннолетнему ФИО2, (Данные деперсонифицированы) г.р. место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
В то же время ФИО1 не представлено сведений о нарушении администрацией г. Кирова установленного Порядка комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений г. Кирова при разрешении вопроса обеспечения ФИО2 местом в дошкольном детском образовательном учреждении.
Сторонами не оспаривается, что в данное время ФИО2 не достиг 3-х летнего возраста, то есть не имеет оснований для внеочередного предоставления места в образовательном учреждении.
В то же время из сведений Управления образования администрации г. Кирова установлено, что на территории МО «г. Киров» имеются дети с более ранней датой рождения, которые претендуют на место в образовательном учреждении.
В данном случае заявлены требования о предоставлении места без учета очередности, предусмотренной п. 2.9 Положения, сведений о наличии льгот по предоставлению места предусмотренных п.п. 2.7, 2.8 Положения суду не представлено.
Из вышеизложенного следует, что удовлетворение заявленных требований повлечет нарушение прав граждан имеющих детей с датой рождения ранее даты рождения сына истца.
Кроме того истцу в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении отказано не было, было разъяснено, что местом в дошкольном детском образовательном учреждении он будет обеспечен в порядке установленном Постановлением администрации города Кирова от 01.03.2010 N 804-П.
Кроме того истец заявил требования о взыскании с ответчика ежемесячного пособия как родителю имеющему ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет за период с августа 2011 по февраль 2012.
Постановлением администрации города Кирова от 29.11.2010 N 5263-П «О выплате ежемесячных пособий отдельным категориям родителей (законных представителей), имеющих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные учреждения города Кирова, реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования, в 2011 году» утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия отдельным категориям родителей (законных представителей), имеющих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные учреждения города Кирова, реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования.
В п. 2.1 Порядка определено, что ежемесячное пособие назначается родителям (законным представителям), имеющим детей (ребенка) в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные учреждения, реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования, в связи с отсутствием в них свободных мест и выплачивается одному из родителей (законных представителей) ребенка.
Согласно п. 2.6 Порядка выплата ежемесячного пособия прекращается с даты наступления следующих обстоятельств, в том числе устройство ребенка в муниципальное образовательное учреждение, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования.
Постановлением администрации города Кирова от 19.01.2012 N 241-П «О выплате ежемесячных пособий отдельным категориям родителей (законных представителей), имеющих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные учреждения города Кирова, реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования» утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия отдельным категориям родителей (законных представителей), имеющих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные учреждения города Кирова, реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного образовании.
Согласно п. 1.2 Порядка право на ежемесячное пособие имеет один из родителей (законных представителей), имеющий детей (ребенка) в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих (не посещающего) образовательные учреждения города Кирова, реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования, в связи с отсутствием в них свободных мест.
Из п. 2.6 Порядка следует, что выплата ежемесячного пособия прекращается в следующих случаях, в том числе и устройства ребенка в муниципальное образовательное учреждение, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования.
Суду представлен договор № 256.2011 между муниципальным дошкольным образовательным учреждением и родителями ребенка, помещающего дошкольное образовательное учреждение от 15.08.2011 (л.д. 14) из которого следует, что ФИО1 и МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 51 г. Кирова» заключили указанный договор на посещение ФИО2 (Данные деперсонифицированы) муниципального дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, установлено, что в период с 15.08.2011 ФИО2 посещает муниципальное образовательное учреждение дошкольного образования в группе кратковременного пребывания.
Из положений Порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия отдельным категориям родителей (законных представителей), имеющих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные учреждения города Кирова, реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования утвержденного Постановлением администрации города Кирова от 29.11.2010 N 5263-П действовавшего в период заключения договора между истцом и МДОУ, а так же Порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия отдельным категориям родителей (законных представителей), имеющих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные учреждения города Кирова, реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного образовании утвержденного Постановлением администрации города Кирова от 19.01.2012 N 241-П, вступившего в силу с 01.01.2012 следует, что выплата ежемесячного пособия прекращается в случае устройства ребенка в муниципальное образовательное учреждение, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Ссылки на то, что устройство в группу кратковременного пребывания не прекращает выплату ежемесячного пособия в вышеназванных актах не имеется.
Таким образом, требования истца о возложении обязанности на администрацию г. Кирова выплатить ежемесячное пособие с августа 2011 г. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Первомайский районный суд г. Кирова в течение одного месяца после изготовления мотивированного решения суда.
Федеральный судья К.Ф. Никонов