Дело № 2-797/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 19 мая 2016 г.
Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
судьи Катиковой Н.М.,
при секретаре Кильдюшовой М.Ф.,
с участием:
истца – ФИО1,
ответчика – Общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания Пролетарского района»,
его представителя – ФИО2, действующей на основании доверенности №04/807 от 10.12.2015 г.,
третьего лица – ФИО3, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних гр. 3 и гр. 4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания Пролетарского района» о возложении обязанности устранить недостатки качества коммунальной услуги, произвести перерасчет оплаты за коммунальные услуги и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания Пролетарского района» (далее – ООО «ГУК Пролетарского района») о возложении обязанности устранить недостатки качества коммунальной услуги, произвести перерасчет оплаты за коммунальные услуги и компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указал на то, что является собственником <адрес> в <адрес> Республики Мордовия и «потребителем» коммунальных услуг в ней, предоставление которых обеспечивает управляющая компания ООО «ГУК Пролетарского района». На протяжении нескольких лет в квартиру периодически подается горячее водоснабжение ненадлежащего качества (ржавая вода), о чем исполнитель уведомляется через «Службу-071» (Единая диспетчерская служба – далее ЕДС)). Однако в нарушение положений пункта 104 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 06 мая 2011 года N354, ответчиком были нарушены сроки рассмотрения соответствующих заявок. На его обращение в управляющую организацию с заявлением о проведении проверки, выявлении причин подачи ржавой горячей воды и устранении подобных нарушений был дан ответ о направлении письма в ООО «Саранский расчетный центр» для производства перерасчета, без описания выполненных работ и устранения причин и условий подачи ржавой воды. Также указывает на грубое нарушение законности со стороны управляющей компании в части составления актов по его заявкам без его непосредственного участия. Им был инициирован отбор пробы горячей воды по месту его жительства для исследования на соответствие санитарным правилам. 11 марта 2016 г. Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия дано заключение №1233/01 от 03.03.2016 о том, что качество воды системы горячего водоснабжения в месте водозабора (кухня, ванная комната) по исследованным санитарно-химическим показателям (содержание железа) не соответствует требованиям СанПин (превышение в 9,7 раза). Поскольку ответчик ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по предоставлению потребителю коммунальной услуги надлежащего качества, а также нарушает сроки рассмотрения его обращений в ЕДС, просит обязать ответчика в установленный судом срок безвозмездно своими силами и средствами устранить причины и условия оказания ему коммунальных услуг ненадлежащего качества; произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по месту его жительства по всем его заявкам в ЕДС в количестве 153 дней (за 2 дня 2014 г. по заявке №24714 от 02.08.2014 г.; за 150 дней 2015 г. по заявкам: №31101 от 15.04.2015, №35981 от 17.05.2015, №35031 от 10.05.2015, №27908 от 28.03.2015, №21172 от 18.02.2015, №44951 от 01.07.2015, №85045 от 05.12.2015, №89975 от 27.12.2015; за 1 день 2016 г. по заявке №11276 от 23.02.2016); произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по водоотведению (канализование) в размере, в котором производится перерасчет коммунальной услуги по горячему водоснабжению; взыскать с ответчика в его пользу денежную компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просит их удовлетворить, пояснив, что он добросовестно исполняет свои обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг в принадлежащем его семье жилом помещении. Однако управляющей организацией, обеспечивающей предоставление им коммунальных услуг, свои обязательства исполняются ненадлежащим образом. На протяжении нескольких лет его семья вынуждена терпеть неудобства из-за ржавой горячей воды, которая подается в их квартиру.
Представитель ответчика - ООО «ГУК Пролетарского района» ФИО2 в судебном заседании исковые требования признала частично, указав, что в настоящее время произведен перерасчет платы за предоставленную истцу коммунальную услугу ненадлежащего качества по горячему водоснабжению, по сделанным им заявкам в ЕДС. В случае удовлетворения исковых требований просила уменьшить размер компенсации морального вреда и штрафа.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – ФИО3, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей гр. 3 и гр. 4, в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просит их удовлетворить.
Заслушав участвующих в деле лиц, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО1 с супругой ФИО3 и двумя несовершеннолетними детьми проживают и зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, которая принадлежит им на праве общей долевой собственности.
Согласно договору от 01 марта 2013 г., управление указанным многоквартирным домом осуществляется ООО «ГУК Пролетарского района».
Положениями договора управления многоквартирным домом предусмотрена обязанность управляющей компании предоставлять потребителю коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг в необходимом объеме и качестве, предусмотренном настоящим договором; информировать собственника о причинах и предполагаемой продолжительности перерывов в предоставлении коммунальных услуг, предоставления коммунальных услуг качеством ниже предусмотренного договором, в течение одних суток с момента обнаружения таких недостатков, а в случае личного обращения - немедленно, обеспечить выдачу платежных документов; в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества произвести перерасчет платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг; на основании заявки собственника направлять своего сотрудника для составления акта о нарушении условий договора (пункты 3.1.15; 3.1.21; 3.1.23; 3.1.31 договора управления многоквартирным домом от 01 марта 2013 г.).
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, оплата жилищно-коммунальных услуг в спорной квартире по лицевому счету №<***>, оформленному на имя ФИО3, производилась регулярно и задолженности не имеется.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации 06 мая 2011 г. N 354 (далее – Правила).
Указанные Правила устанавливают права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В пункте 2 указанных Правил, под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Под коммунальными ресурсами понимается холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно подпунктам «б» и «в» пункта 4 Правил, горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. Водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
В соответствии с пунктом 3 Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиями, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В силу подпункта «а» пункта 31 Правил, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 6 Приложения N 1 к Правилам, требованиями к качеству коммунальных услуг являются: постоянное соответствие состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). Отклонение состава и свойств горячей воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается. При несоответствии состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.
СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности; являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения; направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд (пункты 1.1, 1.2, 2.1 СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно пункту 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Качество воды у потребителя должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде (п. 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01) устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Согласно пункту 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01, питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Материалами дела подтверждается, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия по обращению ФИО1 от 15.02.2016 г. о предоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению ненадлежащего качества (ржавая вода) с целью выявления и пресечения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении ООО «ГУК Пролетарского района» организована внеплановая выездная проверка.
По результатам проведенных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» лабораторных следований проб воды из разводящей сети горячего водоснабжения на санитарно-химические показатели (содержание железа) в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, установлено не соответствие качества воды требованиям п.3.4 раздела 3 таблицы 2 СанПиН 2.1.4.1074-01"Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", в исследованных образцах воды содержание железа суммарно составило 2,9 мг/куб.дм., при гигиеническом нормативе 0,3 мг/куб.дм. (превышение в 9,7 раза).
За выявленные нарушения санитарного законодательства в отношении ООО «ГУК Пролетарского района» и директора управляющей организации составлены протоколы об административном правонарушении по ст.6.5 КоАП РФ.
Как следует из предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор об устранении выявленных нарушений санитарных правил, от 11.03.2016 г. за №61, ООО «ГУК Пролетарского района» предписано в срок до 12.04.2016 г. провести мероприятия, направленные на доведение качества воды (содержание железа) из разводящей сети горячего водоснабжения в жилой <адрес> в соответствие с требованиями п.3.4 раздела 3 таблицы 2 СанПиН 2..._.._..-01"Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", СанПиН 2..._.._..-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Из сообщения и.о. директора ООО «ГУК Пролетарского района» ФИО4 в адрес заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия от 11.04.2016 г. за №03/468 следует, что во исполнение вышеуказанного предписания была произведена промывка линии розлива горячего водоснабжения. Однако данная процедура ожидаемого эффекта не дала. В настоящее время принято решение о полной замене линии розлива горячего водоснабжения в МКД № по <адрес>. С учетом того, что данная работа требует для выполнения определенного времени, ООО «ГУК Пролетарского района» просит продлить срок исполнения предписания от 11.03.2016 г. №61 до 31.07.2016 г.
Таким образом, как установлено судом, коммунальная услуга «горячее водоснабжение» собственникам жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, оказывается ненадлежащего качества, поскольку не отвечает требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов.
Изложенное не оспаривалось и представителем ответчика, а также объективно подтверждается представленными суду доказательствами, в том числе и просмотренной в судебном заседании видеофиксацией факта подачи указанным потребителям горячей воды ненадлежащего качества.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг и договором управления многоквартирным домом, заключенными между собственниками квартир названного дома и ООО «ГУК Пролетарского района», управляющая организация – ООО «ГУК Пролетарского района», являясь исполнителем коммунальных услуг, обязана осуществлять обеспечивающую комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях деятельность по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, которые должны отвечать требованиям Правил предоставления коммунальных услуг, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
В пункте 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать в том числе: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги).
Поскольку в судебном заседании установлено, что коммунальная услуга «горячее водоснабжение» собственникам жилого помещения № в многоквартирном <адрес> оказывается ненадлежащего качества, так как не отвечает требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, а ответственным перед указанными потребителями за качество горячей воды является ООО «ГУК Пролетарского района», суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования ФИО1 о возложении на ответчика обязанности безвозмездно устранить недостатки качества коммунальной услуги по горячему водоснабжению в <адрес>, обеспечив соответствие качества горячей воды (по содержанию железа) из разводящей сети горячего водоснабжения требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом требований обязательственного характера и длительного неисполнения ответчиком своих обязательств, суд устанавливает, что настоящее решение должно быть исполнено в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
В силу пункта 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В соответствии с пунктом 150 указанных Правил, исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
В силу положений раздела Х Правил, предусматривающего Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению. В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг. Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов (пункт 104). При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (пункт 105). Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой (пункт 106). В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки. Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время (пункт 108). По окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги. Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке (пункт 109).
Согласно положений подпункта «б» пункта 111 Правил, датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 настоящих Правил).
В соответствии с положениями пункта 112 Правил, период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным:
а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил в журнале регистрации таких фактов;
б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;
в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 настоящих Правил;
г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
В силу положений пункта 113 вышеуказанных Правил, после устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.
Если исполнитель не имеет возможности установить период нарушения качества коммунальной услуги на основе сведений, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 112 настоящих Правил, то исполнитель обязан провести проверку устранения причин нарушения качества коммунальной услуги потребителю, который обращался с сообщением в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя.
Для этого исполнитель в согласованное с потребителем время обязан прибыть в помещение потребителя, провести проверку и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем.
Обращение истца на протяжении трех лет с 2014 по 2016 гг. в аварийно-диспетчерскую службу по фактам нарушения качества коммунальной услуги по горячему водоснабжению (ржавая вода) в занимаемом его семьей жилом помещении, расположенном по вышеуказанному адресу, подтверждается представленной суду сводкой заявок, подписанными обеими сторонами актами проверок от 15.02.2016 г., 24.02.2016 г. и 09.03.2016 г., и не оспаривалось в суде представителем ответчика.
В сводке заявок в аварийно-диспетчерскую службу отражены заявки Н-вых по поводу ржавой горячей воды с указанием даты их регистрации, а также описанием проведенных работ по данным заявкам, а именно: заявка №24949 от 03.08.2014 21:57, заявка выполнена успешно Акт №163 от 04.08.2014 на 09.30 вода нормализовалась; заявка №24714 от 02.08.2014 16:23, заявка выполнена успешно Акт №163 от 04.08.2014 на 09.30 вода нормализовалась; заявка №42051 от 21.06.2015 21:40, заявка выполнена успешно Акт №222 от 22.06.2015 на 09.00 вода нормализовалась; заявка №40787 от 14.06.2015 20:58, заявка выполнена успешно Акт №213 от 15.06.2015 на 09.00 норм.; заявка №31101 от 15.04.2015 21:10, заявка выполнена успешно Акт №200 от 16.04.2015 на 11.00 норм.; заявка №35981 от 17.05.2015 21:27, заявка выполнена успешно Акт от 18.05.2015 на 08.40 норм.; заявка №35031 от 10.05.2015 21:15, заявка выполнена успешно Акт №207 от 11.05.2015 на 10.00 вода нормализовалась; заявка №27908 от 28.03.2015 20:50, заявка выполнена успешно Акт №192 от 29.03.2015 на 09.00 норм.; заявка №21172 от 18.02.2015 12:41, заявка выполнена успешно Акт №235 от 10.07.2015 на 10.00 норм.; заявка №35924 от 17.05.2015 17:19, заявка выполнена успешно Акт от 18.05.2015 на 08.40 норм.; заявка №44951 от 01.07.2015 17:31, заявка выполнена успешно Акт №232 от 02.07.2015 на 15.00 норм.; заявка №3853 от 24.01.2016 22:11, заявка выполнена успешно Акт №8 от 25.01.2016 на 10.00 норм.; заявка №2796 от 20.01.2016 21:33, заявка выполнена успешно Акт №7 от 21.01.2016 на 10.00 норм.; заявка №1668 от 17.01.2016 21:40, заявка выполнена успешно Акт №5 от 18.01.2016 на 10.30 вода норм.; заявка №11276 от 23.02.2016 17:13, заявка выполнена успешно Акт №38 от 24.02.2016; заявка №9217 от 14.02.2016 19:41, заявка выполнена успешно Акт №25 от 15.02.2016 на 09.15 вода нормализовалась; заявка №7698 от 07.02.2016 20:09, заявка выполнена успешно Акт №15 от 08.02.2016 на 14.00 вода нормализовалась; заявка №999 от 14.01.2016 17:41, заявка выполнена успешно Акт №4 от 14.01.2016 на 18.00 норм.; заявка №14385 от 06.03.2016 21:21, заявка выполнена успешно Акт №40 от 08.03.2016 на 09.00 нормал.; заявка №85005 от 05.12.2015 13:12, заявка выполнена успешно Акт №310 от 05.12.2015 на 16.00 норм.; заявка №85045 от 05.12.2015 23:05, заявка выполнена успешно Акт №311 от 06.12.2015 на 15.30 вода в норме; заявка №92874 от 10.01.2016 20:28, заявка выполнена успешно Акт №3 от 11.01.2016 на 14.00 норм.; заявка №89975 от 27.12.2015 20:11, заявка выполнена успешно Акт №231 от 28.12.2015 на 08.00 норм.
Как следует из представленных суду документов, перерасчет платы за некачественную поставку истцу коммунальной услуги по горячему водоснабжению (ржавая вода) был произведен ответчиком в добровольном порядке, в том числе и после обращения истца в суд, за период с 02.08.2014 по 23.04.2016, а именно: за 02.08.2014, 03.08.2014, 18.02.2015, 19.02.2015-22.02.2015, 28.03.2015, 15.04.2015, 10.05.2015, 17.05.2015, 14.06.2015, 21.06.2015, 22.06.2015, 01.07.2015, 05.12.2015, 14.12.2015, 27.12.2015, 10.01.2016, 14.01.2016, 17.01.2016, 20.01.2016, 24.01.2016, 26.01.2016, 07.02.2016, 14.02.2016, 23.02.2016, 06.03.2016, 23.03.2016.
При таких обстоятельствах, требования истца в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в указанные дни подлежат оставлению без удовлетворения.
Разрешая заявленные требования о перерасчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в период с 18.02.2015 по 10.07.2015 по заявке №21172 от 18.02.2015 г., исполненной 10.07.2015 г. на основании акта №235 (согласно сводки заявок), при этом учитывая предоставление истцу в указанной период коммунальной услуги ненадлежащего качества, что подтверждается материалами дела, отсутствие актов о результатах проверок по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленных в соответствии с пунктом 113 Правил предоставления коммунальных услуг, которые могли бы подтвердить дату и время окончания нарушения качества коммунальной услуги в указанный период, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования ФИО1 в данной части, исключив из данного периода дни (18.02.2015, 19.02.2015-22.02.2015, 28.03.2015, 15.04.2015, 10.05.2015, 17.05.2015, 14.06.2015, 21.06.2015, 22.06.2015, 01.07.2015), по которым ответчиком в добровольном порядке был произведен перерасчет.
С учетом изложенного, на основании пункта 87 Правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которым размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению, подлежат удовлетворению и исковые требования ФИО1 о перерасчете размера платы за коммунальную услугу по водоотведению, в пределах заявленных истцом требований, за период: 02.08.2014, 03.08.2014, с 18.02.2015 по 10.07.2015, 05.12.2015, 27.12.2015, 23.02.2016.
Согласно подпункту «г» пункта 149 Правил, исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами.
В силу пункта 155 Правил, если исполнителем вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, потребителю причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению потребителя суд может возложить на исполнителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В силу пункта 45 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Из материалов дела следует, что спорные правоотношения между ФИО1 и ООО «ГУК Пролетарского района» возникли вследствие некачественного оказания услуг, что привело к нарушению прав истца как потребителя услуг, оказываемых ответчиком, осуществляющим управление многоквартирным домом.
При наличии таких обстоятельств факт причинения истцу морального вреда вследствие нарушения его прав как потребителя услуг является доказанным, а потому суд полагает, что требования истца в части взыскания денежной компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
При определении размера такой компенсации суд принимает во внимание характер нарушения прав истца со стороны ответчика, объем и характер нравственных страданий, а также степень вины ответчика. С учетом требований разумности и справедливости компенсация морального вреда присуждается истцу в размере 5000 рублей.
В соответствии с пунктом 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Согласно пункту 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Исходя из изложенного, размер штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований истца, составляет 2500 рублей (5000,00 х 50%).
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации штрафные санкции должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.02.2000 г. №263-О указано, что предоставленная суду возможность снижать размер неустойки (штрафа) в случае её чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательства является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера штрафа.
Руководствуясь статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание заявленное представителем ответчика ходатайство об уменьшении размера штрафа, частичное удовлетворение требований потребителя, суд считает необходимым снизить размер штрафа до 2000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом заявленных истцом требований имущественного характера, не подлежащего оценке (о возложении обязанности безвозмездно устранить недостатки качества коммунальной услуги, произвести перерасчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги), а также требования неимущественного характера (о компенсации морального вреда), с ответчика в доход бюджета городского округа Саранск подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 900 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания Пролетарского района» о возложении обязанности устранить недостатки качества коммунальной услуги, произвести перерасчет оплаты за коммунальные услуги и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания Пролетарского района» безвозмездно устранить в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу недостатки качества коммунальной услуги по горячему водоснабжению в <адрес>, обеспечив соответствие качества горячей воды (по содержанию железа) из разводящей сети горячего водоснабжения требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания Пролетарского района» произвести перерасчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу ненадлежащего качества по горячему водоснабжению (ржавая горячая вода) за период: с 23.02.2015 по 27.03.2015, с 29.03.2015 по 14.04.2015, с 16.04.2015 по 09.05.2015, с 11.05.2015 по 16.05.2015, с 18.05.2015 по 13.06.2015, с 15.06.2015 по 20.06.2015, с 23.06.2015 по 30.06.2015, с 02.07.2015 по 10.07.2015, (всего за 130 дней) по лицевому счету № на оплату жилищно-коммунальных услуг по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания Пролетарского района» произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по водоотведению за период: 02.08.2014, 03.08.2014, с 18.02.2015 по 10.07.2015, 05.12.2015, 27.12.2015, 23.02.2016, (всего за 148 дней) по лицевому счету № на оплату жилищно-коммунальных услуг по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания Пролетарского района» в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда 5000 (пять тысяч) рублей 00 копеек, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 2000 (две тысячи) рублей 00 копеек, а всего 7 000 (семь тысяч) рублей 00 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания Пролетарского района» в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 900 (девятьсот) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Н.М. Катикова