ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-797/2023 от 06.02.2024 Пучежского районного суда (Ивановская область)

Дело N 2-80/2024

37RS0016-01-2023-001074-66

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 февраля 2024 года г. Пучеж Ивановской области

Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Федичевой И.Ю.,

с участием заместителя прокурора Юрьевецкого района Нечаева Д.П.,

представителя ответчика администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области ФИО1,

при секретаре Абрамовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Юрьевецкого района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области об обязании переработать, утвердить и согласовать в соответствии с действующим законодательством план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по территории Юрьевецкого муниципального района Ивановской области,

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратура Пучежского района Ивановской области (истец) обратилась в суд с иском к Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (далее Администрация, ответчик) с учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ требований о возложении обязанности переработать, утвердить и согласовать в соответствии с действующим законодательством план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по территории Юрьевецкого муниципального района Ивановской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленного требования указала, что прокуратурой района в рамках соблюдения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проведена проверка, в ходе которой установлено, что в нарушение действующего законодательства План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Юрьевецкого муниципального района не переработан по своей структуре и содержанию, а также надлежащим образом не утвержден и не согласован. Выявленные нарушения могут привести к нарушению прав неограниченного круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В судебном заседании заместитель прокурора Юрьевецкого района Нечаев Д.П. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске. Обратил внимание, что защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является одной из ключевых задач муниципального района, ввиду чего длительное неисполнение решения суда может привести к неблагоприятным последствиям.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области ФИО1 уточненные исковые требования признал частично, не согласен со срок исполнения решения суда. Указал, что План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций помимо текстовой части содержит графическую часть размером 2*3 м, изготовление которой возможно только на специальном оборудовании. Стоимость работ по изготовлению данной графической части составит около 100 000 рублей, ввиду чего требуется проводит конкурс по заключению муниципального контракта на оказание данного вида услуг в порядке Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Кроме ТОО, бюджет Юрьевецкого района на 2024 г. сформирован и не содержит расходов на указанные мероприятия. Указанное в своей совокупности свидетельствует о невозможности исполнения решения суда в заявленный срок, ввиду чего просили суд установить срок исполнения решения суда до 01.03.2025 г.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с абз. 2 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований (п.2 ст.11 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Принципы построения, состав органов управления, сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

В соответствии с пунктом 2 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Во исполнение требований Федерального закона от 21.12.1994 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 15.03.2021 утверждены Методические рекомендации по планированию действий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

В соответствии с п. 1 Методических рекомендаций планирование действий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций реализуется при разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и направлено на определение объема, организации, порядка, способов и сроков выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

План действий муниципального образования разрабатывает соответствующий орган местного самоуправления во взаимодействии с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по субъектам Российской Федерации и согласуется с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п.п.18,20 Методических рекомендаций).

Раздел 2 Методических рекомендаций содержит требования, предъявляемые к Плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В частности, План действий оформляется на карте с приложением пояснительной записки, размер карт на региональном и муниципальном уровнях составляют 1 800 x 2 200 мм (или) 2 200 x 1 800 мм (в зависимости от физико-географической особенности); масштаб карт: для плана действий муниципального образования - 1:100 000, 1:200 000. Для плана действий организаций масштаб карты (схемы) должен обеспечивать отображение всей необходимой информации на ее территории. На карте должна быть сохранена координатная сетка.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Юрьевецкого муниципального района Ивановской области не соответствует вышеуказанным требованиям закона, о чем составлен соответствующий акт проверки (л.д. 8-9)

Факт несоответствия Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Юрьевецкого муниципального района Ивановской области вышеуказанным нормам права представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался, указано, что вышеуказанный план не содержит карты в соответствии с п. 5 Методических рекомендаций.

Ввиду выявленных нарушений 10.03.2023 г. прокурором Юрьевецского района в адрес администрации Юрьевецкого района Ивановской области направлено представление об устранении выявленных нарушений (л.д.10-13).

Из ответа Администрации на данное представление следует, что План ЧС направлен в Комитет Ивановской области по делам гражданской обороны и защиты населения 09.09.2022 г. Информации о завершении процедуры проверки в адрес ответчика не поступало (л.д.14,16).

До настоящего времени указанные недостатки ответчиком не устранены, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

Таким образом, суд приходит к выводу, что администрацией Юрьевецкого муниципального района Ивановской области не выполнены в полной мере требования Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в части соблюдения прав граждан на защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Доказательств обратного ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований, вследствие чего они подлежат удовлетворению.

Часть 2 ст. 206 ГПК РФ предусматривает право суда установить конкретный срок совершения действий, к совершению которых понужден ответчик, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.

Истцом заявлен срок исполнения для Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области -в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. С учетом характера заявленных исковых требований прокурора, направленных на защиту граждан от чрезвычаных ситуаций, с учетом действующего законодательства, объема работы и времени необходимого для исполнения решения суда, суд приходит к выводу, что заявленный для исполнения решения суда срок является разумным и обоснованным, в том числе позволяет провести необходимые закупочные мероприятия в рамках действующего законодательство.

Доказательств невозможности исполнения решения суда в указанный срок ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Юрьевецкого района Ивановской области (ОГРН <***>) к Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (ОГРН <***>) удовлетворить.

Обязать Администрацию Юрьевецкого муниципального района Ивановской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить переработку Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по территории Юрьевецкого муниципального района Ивановской области в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, утвердить и согласовать его в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий И.Ю. Федичева

Решение в окончательной форме изготовлено 08.02.2024 года